Китайская игла: изнанка самого массового турпотока в Россию

Китайские туристы в Питере

Китайские туристы любят приезжать в Россию. Но только их гиды знают, что с ними происходит во время поездки.

Нет на самом деле более сладкой темы для российских туристических властей, чем отчитаться о всевозрастающем потоке туристов из Китая в Россию.

По статистическим показателям китайский турпоток давно вышел на первое место, обогнав туристов из Германии, долгое время лидирующих в этом соревновании.

Россияне уже невооруженным глазом видят все следствия нарастания этого потока – в аэропортах и на ЖД вокзалах появились указатели и объявления на китайском языке, что говорить, даже двухэтажные поезда Москва – Санкт-Петербург часто просто-напросто на 100% оккупируются китайскими туристами.

Основу потока составляют небогатые люди, приехавшие к нам по бесплатной групповой визе. Верховодят такими группами гиды, китайцы, которые ведут их одним им известными тропами, улицами и переулками.

Об изнанке массового китайского турпотока travel-обозреватель сайта радиостанции «Комсомольская правда» Юрий Щегольков поговорил с Викторией Баргачевой, заместителем директора Лаборатории изучения китайского туризма, председателем Санкт-Петербургской Ассоциации гидов-переводчиков китайского языка.

Юрий Щегольков: Как бы вы охарактеризовали общую ситуацию с китайским турпотоком в Россию?

Виктория Баргачева: Конечно, статистика растет, самолеты летят, поезда идут. В целом, государственные компании – прежде всего транспортные что-то зарабатывают. Но и проблем у нас с китайскими туристами очень много. Я говорю здесь не об индивидуалах, они по сути до нас еще и не доехали, а о бюджетных туристах, приезжающих к нам в составе безвизовых групп, собственно тех, кто и делает нашу парадную статистику.

Часто говорят о том, что нелегальные гиды-китайцы плохо подготовлены, рассказывают всякую чушь, их надо учить и т.д. На самом деле все гораздо хуже.

Проблемы с китайским въездом происходят не оттого, что китайцы плохо подготовлены. Они отлично подготовлены и обучены навыкам, имеющим мало общего с профессией гида, более того, прошли самый жесткий и тщательный отбор через тонкое сито теневых структур отправляющих компаний, для того чтобы наилучшим образом обеспечивать их интересы.

Проблемы только в том, что эти интересы совершенно не соответствуют интересам жителей наших городов, отечественного бизнеса и нашей страны в целом. Более того, они во многом противоположны.

Сейчас ситуация по факту такая, что с китайским рынком на 80-100% работают китайские же серые принимающие компании и нелегальные китайские гиды. Пускай типа «нелегально», но работают только они. И что мы получили в итоге?

Местные жители недовольны, музеи недовольны, лицензированные гиды-профессионалы остаются без работы. На протяжении последних трех лет я не встречала ни одного, кто был бы доволен происходящим. (Некоторым российским предпринимателям на короткое время кажется, что они ухватили удачу с новым китайским партнером, ведь произвести впечатление, создать эйфорию – это китайцы отлично умеют.

Но проходит совсем немного времени, и многие оказываются как бабка из сказки Пушкина у разбитого корыта – розовый туман рассеялся, а весь бизнес тем временем уже в руках китайца). За исключением, пожалуй, наших любимых госчиновников-коррупционеров. Да и коррупционеры уже тоже недовольны и начинают топать ножками.

Хорошо. Давайте о гидах. Дискуссия, которая время от времени возникает – можно ли или нельзя разрешать китайским гидам работать в России. С одной стороны – где мы найдем столько профессионалов, кто говорит на китайском языке, с другой – качество китайских гидов оставляет желать лучшего. Ну и – разве это рыночная мера, когда мы запрещаем работать гидами китайцам?

В этом вопросе сейчас все перевернуто с ног на голову. По сути в китайском туризме де-факто сейчас у нас действует запрет на профессию как раз для российских граждан.

В России – тысячи гидов-россиян, прекрасно владеющих китайским языком, и при этом сидящих без работы. В одном Санкт-Петербурге наших гидов – 350 человек! И дело здесь совсем не в национальности, а в гражданстве, приоритетом должно быть соблюдение интересов города, его жителей, нашей страны, причем в долгосрочной перспективе.

Те китайцы, которые живут здесь давно оформили российское гражданство, работают наравне с российскими гражданами и тоже не знают, куда деваться от сезонных заездов дешевых китайских гастарбайтеров, готовых работать вахтовым методом за миску риса.

Проблема не в плохом знании фактов российской истории, а в нежелании использовать эти знания на благо нашей страны и города. Как бы хорошо не обучить нелегального гида-иностранца знаниям о нашей стране, рассказывать он будет вынужден все равно только то, что будет требовать от него теневой работодатель.

Ведь как устроено наше сознание – мы почему-то уверены, что если туристов привезли, и у них есть гид, он обязательно этим туристам расскажет о Петре Великом, крейсере Аврора и т.д., причем и именно то, что знаем и любим мы. Мы гордимся нашей историей и культурой, мы очень хотим, чтобы о ней знали как можно больше людей – и прежде всего – туристов, коли уж они до нас доехали. А ведь сейчас об этом и речи нет.

Может быть, прозвучит резко, но приезжий «китайский гид» с бумажкой (аккредитацией) или без, выходит сегодня на группу с единственной целью - обмануть своих же китайских туристов и «развести» их на деньги. Это абсолютно черный и криминальный рынок.

И как они работают?

Первый этап: разводим на дополнительные экскурсии. Вместо вступительного слова – «я сейчас со списком пойду по автобусу, приготовьте деньги на фотостоп у Академии художеств (100 юаней, 900 рублей), у Смольного (столько же). А потом у нас запланирован Екатерининский дворец - по 700 юаней и так далее. «Почему так дорого? А вы посмотрите на этого русского водителя - они такие жадные, если вы сейчас денег не сдадите, то он вообще сломается и никуда не поедет».

В сетях нелегальные гиды дают друг другу советы - когда и как лучше собирать деньги. Это просто энциклопедии для деятельности, которая у нас в чистом виде проходит по статьям УК о мошенничестве, незаконном предпринимательстве, вымогательстве, предоставлении услуг, не отвечающих требованиям безопасности и многих других, не говоря уже об общепринятых нормах морали. «Лучше обирать туристов сразу с поезда, когда они еще не проснулись, или до обеда, когда голодные». «Нет ничего хуже довольного туриста, турист должен быть постоянно в стрессе, тогда им проще манипулировать». И тому подобное.

После того, как «первый урожай» собран, сразу приступаем ко второму. Магазины! Когда вы ведете экскурсию, не надо рассказывать об истории и культуре. Неважно, правда это или нет, но все, что вы рассказываете, должно наводить туристов на мысль о магазине. Военно-морской музей по программе? Окей. «В этом музее много кораблей, корабли раньше делали из дерева, а еще матрешки делают из дерева, скоро у нас на пути магазин с матрешками...»

И при этом наш как бы «гид» очень внимательно следит, кто сколько уже потратил, записывает, кто меньше всего потратил – таких надо наказывать. Селить такого туриста в номере дальше всего от лифта, отдельно с ним поговорить, ежели что, типа, ты что, чувак, не понял, куда попал? «У меня ихнее (российское) руководство в лице самого главного из Ростуризма и погранслужбы будет спрашивать - ну что, товарищ Ван, принесли ли эти туристы выгоду России? А что я им скажу? Что все, кроме тебя, товарищ Ван, принесли. Так тебя и из страны могут не выпустить за такие штуки, они, эти русские, такие! Но у тебя, товарищ Ван, есть время одуматься - едем во второй магазин!»

Когда второй урожай собран, надо прикинуть, достаточно ли уже денег потрачено каждым из туристов, и если обнаружится недостача - надо еще по-коробейничать - до посинения продавать в автобусе шоколадки, БАДы и дешевую косметику вроде «Бабушки Агафьи».

Неужели все так жестко?

Это, к сожалению, сложившаяся практика. Только тогда, когда план выполнен - туристам можно рассказать пару историй из настоящей экскурсионной программы. Правда, иногда на это времени уже не остается. А что рассказывают – лучше не расстраиваться и не переводить, тут тоже не до истории или культуры, главная задача повествования – избежать последующих жалоб от туристов по возвращению на родину.

И наличие или отсутствие бумажки-аккредитации в данном случае - технический вопрос, или, вернее, вопрос денег. Да, все флаги в гости к нам. Но можно ли совсем отказаться от регулирования рынка, особенно в отношении именно китайского сектора? Есть примеры, образцы того, к чему это приведет через пару-тройку лет.

Посмотрите на Таиланд, Камбоджу... Конечно, кто-то на этом месте может возмутиться, мол, как же можно сравнивать нашу великую могучую страну и какую-то Камбоджу. Но в плане туризма ситуации в пограничных с Китаем странах к югу и к северу от Китая оказалась удивительно похожи. Поэтому – да, можно сравнивать, и, более того, можно воочию увидеть, что произойдет, когда въездной туризм в нашей стране сядет на китайскую иглу.

Что же делать?

Надо защищать наш рынок. Надо перестать радоваться каждой приехавшей группе, только по одному лишь факту пересечения границы, но смотреть на вещи трезво – сколько денег мы зарабатываем?

Есть ли работа у наших гидов, турменеджеров, других работников отрасли? Обращать внимание и жестко пресекать все криминальные истории, которые сплошь и рядом происходят внутри китайских групп, а также – в «их» отелях и хостелах, в «их» кафе и ресторанах и т.д.

Это – одна из задач органов исполнительной власти в сфере туризма на всех уровнях. К сожалению, пока ничего в этом направлении не делается.

Post persons