«Одно окно» открылось для экспортеров

Фото: Евгений Проскуряков

26 ноября заработал сервис, который серьезно упростит российскому бизнесу выход на внешние рынки.

Доступ из единой точки

Сбор документов из разных инстанций, ожидание справок и разрешений, подача одних и тех же бумаг в разные ведомства — все это для российских экспортеров постепенно уходит в прошлое. Российский экспортный центр запустил цифровую экосистему «Мой экспорт», которая снимет для компаний, работающих на внешнем рынке, многие административные барьеры. Новый сервис предоставляет онлайн-доступ к государственным услугам, упрощает подачу заявок на господдержку, помогает находить иностранных партнеров и многое другое. И все это — онлайн, через личный кабинет, который с 26 ноября доступен по адресу myexport.exportcenter.ru.

— Все началось с задачи трансформировать сервисы, которые необходимы экспортерам, в цифровой вид. Это связано не только с наращиванием объемов экспорта, но и с увеличением прозрачности этой деятельности, — говорит вице-президент АО «Российский экспортный центр» Алексей Михайлик. — Перед нами встала задача: превратить «путешествие» экспортера между ведомствами и банками в систему, где он сможет получить доступ ко всем необходимым сервисам в одной точке. Для этого мы и реализовали эту информационную систему.

Разработчики экосистемы подчеркивают: она ориентирована не только на крупных участников рынка. Целевых аудиторий как минимум три.

  1. Продвинутые экспортеры – компании, у которых работа на внешних рынках составляет большую долю их основного бизнеса.
  2. Начинающие экспортеры, которые уже проводят отдельные сделки на внешних рынках и им необходима помощь для развития в этом направлении.
  3. Потенциальные экспортеры, которые только планируют выход на международный уровень.

Почему «Одно окно» — это именно экосистема, а не просто платформа для получения услуг? Дело в том, что речь идет не о разрозненных услугах, а о большом количестве сервисов, которые сопровождают экспортера на протяжении всего жизненного цикла. Сведения, которые подаются для получения той или иной услуги, накапливаются в системе, формируя цифровой профиль экспортера. И когда экспортеру требуется новая услуга, ему уже не нужно что-либо загружать или запрашивать — если данные есть в системе, они предоставляются автоматически. В итоге один сервис «помогает» всем остальным.

К тому же речь идет не просто об электронном документообороте. В системе «Одно окно» экспортер может запрашивать консультации экспертов, получать информацию о ситуации на рынках той или иной страны и многое другое.

Меньше бюрократии

По данным специалистов Российского экспортного центра, активно занимаются экспортной деятельностью меньше 1 процента отечественных компаний. И одна из главных целей нового сервиса — помочь активнее выходить на внешние рынки тем, кто по тем или иным причинам не использует свой экспортный потенциал в полную силу. Одна из таких причин — бюрократия.

Возьмем для примера международные выставки. На участие в них можно получить субсидии — Российский экспортный центр частично компенсирует затраты экспортеров на аренду площади, доставку выставочных образцов, организацию деловой программы и т. д. Но сбор документов для подачи заявки на выставочную субсидию может превратиться в хождение по мукам. За одной лишь справкой об отсутствии задолженности перед налоговой порой нужно охотиться не меньше двух недель.

— Вот как выглядела заявка на получение выставочной субсидии, — Павел Шабалов, директор по организации бизнес-миссий АО «Российский экспортный центр», демонстрирует увесистую пачку бумаг. — Экспортер тратит время, силы, нервы на сбор этих документов. Даже фотографии продукции присылались на бумаге. Все это не отвечает веяниям времени. Приятно видеть, что мы уходим от подобных вещей и переводим работу в полностью цифровой контур, где экспортер не получает все эти документы самостоятельно. Теперь он заполняет заявку в электронном виде, причем большая часть информации загружается автоматически из профиля.

Самые сложные и нужные

Сервисы «Одного окна», которые с 26 ноября могут получить экспортеры, условно делятся на четыре главных блока.

  1. Государственные сервисы. Это услуги, которые оказывают государственные службы и ведомства. Среди них — таможенное декларирование, подтверждение нулевой ставки НДС, валютный контроль и т. д.
  2. Государственная поддержка. В ее составе - компенсация части затрат на транспортировку продукции и на выставочную деятельность.
  3. Бизнес-сервисы. Самые популярные из них — поиск как иностранных покупателей, так и российских поставщиков.
  4. Аналитические сервисы. В их составе — поиск рынков сбыта и экспортных ниш.

— Это не только самые сложные, но и самые востребованные сервисы, — говорит Алексей Михайлик. — В процессе разработки системы мы много общались с участниками рынка, проводили встречи, получали обратную связь, и экспортеры проголосовали за те сервисы, которые нужны им больше всего. Именно поэтому мы запускаем их в первую очередь. В следующем году мы сфокусируемся на получении разрешительных документов в цифровом виде. Дальнейший план работ мы также будем формировать на основе запросов от экспортеров.