«Турист»: хороших парней много, но наши — лучшие

«Турист»: хороших парней много, но наши - лучшие

Кадр из фильма «Турист».

Российский фильм «Турист» был снят на весьма скромный бюджет, показан один раз на НТВ в ночном эфире и тут же уехал на YouTube. Но это не помешало ему наделать шума. Как так вышло? Давайте разбираться.

В России боевики снимают редко, а когда все-таки это делают, получается обычно скверно. Советский кинематограф тоже этот жанр не особо жаловал. Тем более, если речь шла о приключениях и подвигах наших за рубежом — фольклор упражнялся на тему корейского летчика Ли Си Цына и вьетнамцев, которые пинают американского морпеха ногами, потому что руками растягивают глаза; в ЮАР судили советского прапорщика за подстреленных южноафриканцев, но снимать обо всем этом кино считалось не комильфо. Наш человек за рубежом мог строить ГЭС, оказывать кому-нибудь братскую помощь, но за крайне редким исключением, оторвать голову негодяю он не мог — руссо туристо, облико пацифисто. Казалось бы, сюжет «наш человек вламывается в зарубежную страну чудес и раздает там всем сестрам по серьгам, всем быкам по рогам» — предельно классический, его придумали задолго до кинематографа вообще. Но нет. СССР распался, но зубы так и не отросли.

Так вот, «Турист» для начала непринужденно ломает шаблон. Идет гражданская война в Центральной Африке. Наши помогают местному правительству управиться с отмороженными бандитами, фанатичными террористами и прочими людьми, с которыми вы не захотите встречаться в темном переулке. Российские специалисты тренируют местную армию и полицию, и как с самого начала подчеркивается, категорически не участвуют в боях сами. Как догадывается проницательный зритель, если в начале фильма твердо сказали, что драки не будет, то она, родимая, непременно случится.

И можно быть спокойными — она случается. Нашит парни преподадут супостатам и душегубам в лучших традициях жанра. Диванным пацифистам напомним: укатывают в фильме бандитов, которые даже по нехитрым африканским меркам — полные изверги, и от запрещенных группировок с Ближнего Востока отличаются только нелюбовью к красочным видеозаписям. Это не надо думать, что авторы фильма облыжно порочат бедных повстанцев, которые на самом деле не грабят, не режут и не насилуют — эти «повстанцы» реально такие и хуже. Так что тема отличная, ввалить негодяям хотя б на экране — дело святое, и главное, чтобы не запороли, собственно, техническую часть, сам фильм.

А тут есть, чем похвалиться, кто б мог думать, сам не верю, что это говорю, но фильм с довольно скромным, по слухам, бюджетом снят действительно красиво.

Банги, одну из самых бедных столиц мира, сумели сделать обаятельным городом. Африканские пейзажи хороши невероятно. Оператор знает свое дело, его дело снимать, чтобы в фокус попало тело врага — тут тоже никаких претензий. Реквизиторы имели мало ресурсов, зато уж чем было, тем распорядились как должно — где надо, там взрывается, где нужно — там горит. Даже некоторые затеи сообразно месту подвезли — скажем, дивный гантрак — грузовик, обшитый броней со смонтированной наверху пулеметной башенкой — батька Махно отдал бы правую руку за такую тачанку. Тачанка, кстати, вполне аутентичная — в Африке на местных нищих войнах такие приспособления используют вовсю.

Актеры тоже хороши — и белые, и черные. В Центральноафриканской республике наших людей любят, правительство вовсю помогало при съемках, и местных солдат, и мирных жителей играют натурально солдаты и мирные жители ЦАР.

Бандиты колоритные и яркие, как злобные боевые попугаи, что, кстати, строго соответствует реальности; ну, и наши хороши. Тут за что сказать спасибо — ни на одной роли нет актеров, которые уже успели намозолить глаза. К тому же они не похожи на хипстеров, которые сейчас разберутся с террористами и айда в коливинг по смузи. Нормальные мужики, потертые суровые парни. Они не орут и не плачут, оказавшись в опасной ситуации, не занимаются идиотской рефлексией прямо в окопах — профессионалы на работе. Даже когда профессия — уверенный пользователь пулемета ПК.

Фильм, кстати, по-хорошему интернационалистичный. Мы — русские, мы боремся тут за свои интересы. Но это не значит, что все окружающие — сволочи и скоты. И местные, и французские миротворцы способны и на скотство, и на человечность, и на трусость, и на подлинную отвагу. Но понятно, что хороших парней много, а самые лучшие — одни. Наши.

Прелесть «Туриста» на самом деле в том, что это просто хороший фильм. Там добротный, но не поразительный сюжет; душевный, хоть и не потрясающий саундтрек. Хорошее, но не поразительное все. Но. Фильм получился снятым для людей. Он на весь свой невеликий бюджет старается, чтобы зрителю понравилось.

Он не про личные амбиции режиссера, который вместо съемки кино «деконструирует дискурс симулякра». Тут, в общем, нащупали оптимальный формат для современного массового российского фильма — можно недорого и хорошо снять кино, которое просто будет нравиться зрителям. Это про людей и для людей. Про наших и для наших. Не оглядывающийся на то, что подумает самая продвинутая часть публики.

Этот формат для нашего кино выглядит непривычно, а он ведь должен быть как раз стандартным, и таких фильмов должно бы, по идее, выходить по штуке в месяц. Но спасибо съемочной группе, что он у нас такой есть, и отдельное спасибо живым прототипам героев, которые берегут безопасность, извините за пафос, планеты. Вы крутые. Все.