Китайский поток: какие туристы приезжают в Россию из Китая

Китаские туристы

Китайские туристы в массовом порядке приезжают в Санкт-Петербург.

В Россию преимущественно приезжают небогатые китайцы, они едут по групповой визе и покупают дешевые туры. Средний класс и состоятельные китайцы в Россию не заглядывают. За первую неделю въезда в Санкт-Петербург по электронной визе ее получили всего 15 туристов-индивидуалов из Китая, а всего было выдано 650 виз. При этом Китай занимает первое место по числу туристов, приезжающих к нам.

Что мы ожидаем от китайского въездного туризма? Денег? Занятости для местных жителей и развития местной туротрасли? Или нас устроит сухая статистика пересечения границы, остальное не очень важно? Ростуризм любит показывать график роста прибытий туристов из КНР, но растет ли качество этого турпотока?

Своими наблюдениями о том, что такое феномен китайского туризма в Россию с travel-обозревателем сайта радиостанции "Комсомольская правда" Юрием Щегольковым поделилась Виктория Баргачева, председатель в Санкт-Петербургской Ассоциации гидов-переводчиков китайского языка.

Юрий Щегольков: По статистике Китай является главным донором России, китайцев к нам приезжает больше всего. А если говорить в целом - на сколько Россия популярна в Китае, как туристическое направление? Кто наши конкуренты,

Виктория Баргачева: Судите сами. Есть такая платформа - Mafengwo, она специализируется на предоставлении различного рода сервисов за рубежом для тех туристов, кто путешествует самостоятельно. В 2018 году в рейтинге, который генерирует эта платформа Россия занимала 14 место по популярности среди зарубежных направлений. В этом году критерии рейтинга изменились, в нем нет популярных направлений и близлежащих (Японию, США, Австралии и Франции), но Россия осталась на прежнем 14-м месте. Турция, которая в прошлом году была на 12-м месте, сейчас переместилась на 5-ое место. Иначе говоря, сервис Mafengwo зафиксировал, что в нынешнем году популярность России у индивидуальных путешественников по сравнению с другими странами существенно упала. Важная причина - в прошлом году в России был Чемпионат мира по футболу, но какого-то существенного влияния на рост популярности нашей страны среди самой массовой - китайской аудитории, которая есть сегодня, он не оказал.

А что можно сказать о среднем чеке? Сколько денег оставляют китайские туристы российской экономике?

Средний чек, учитывающий траты на поездку в Россию также значительно снизился - минус 28%. Причина та же, поездка на Чемпионат мира всегда дороже. Но было бы неправильно сказать, что падает интерес к стране, он устойчив и всегда присутствует: Россия входит в очень небольшое число, всего около десяти, популярных в Китае неазиатских дестинаций. В мае 2019 года Skyscanner показал 9-ое место Москвы в общем рейтинге городов, билеты в которые чаще всего запрашивали туристы из Поднебесной за первые месяцы года. Конечно, на турпотоке зарабатывают авиакомпании, РЖД, крупные сетевые отели, большие музеи, но что касается ресторанов и сувениров, здесь уже все контролирует китайский бизнес. И он не всегда работает в белую. Точнее - всегда работает по серым схемам.

А что смотрят китайские туристы? Какие объекты показа для них наиболее интересны?
В 2019 году регионы впервые стали теснить столицу. Из прежних четырех главных достопримечательностей Москвы в 2019 году осталось три (Кремль, Красная площадь и ГУМ). А вот Санкт-Петербург упрочил позиции - Эрмитаж стал абсолютным лидером, Царское Село на третьем месте, в список также входят Петергоф и храм Спаса на Крови. Но это все-таки всемирно известные памятники, гораздо важнее то, что еще два региональных объекта оказались в десятке предпочтений: Озеро Байкал - остров Ольхон, поселок Листвянка Иркутской области прочно обосновались в ряду самых привлекательных российских мест, которые с удовольствием смотрят китайские туристы. А вот поселок Териберка Мурманской области, где снимали фильм «Левиафан» - новичок списка. китайцев здесь интересует не натурные декорации известного кинофильма "Левиафан", а возможность увидеть северное сияние, посмотреть его здесь стоит гораздо дешевле, чем, скажем в Норвегии или Финляндии.

На сколько дней в среднем приезжает в Россию китайский турист?

Сроки поездки зависят от выбранного направления и маршрута. Как и в групповом туризме, большинство китайских индивидуальных путешественников приезжает на период 7-10 дней в Москву и Петербург. Менее четверти туристов приезжает на короткие сроки до 6 дней, чаще всего на относительно близкие берега озера Байкал. Еще приблизительно столько же туристов выбирают продолжительные поездки более 10 дней, причем маршруты в этой категории разнятся в зависимости от времени года: летом в этой категории популярны поездки на поезде по Транссибу летом, а зимой - тур в Мурманск с заездом в Москву и Петербург.

Есть ли надежда на то, что китайские туристы будут приносить доход средним и мелким российским предпринимателям?

Да, но это произойдет тогда, когда в Россию поедут индивидуальные туристы. Сейчас в Китае рынок индивидуальных поездок за границу вырос с 28% (vs 72% групповых туристов) в 2015 году до 50% в 2019 году. Принято считать, что индивидуальные китайские путешественники являются желанным сегментом принимающих компаний, поскольку их вклад в местную экономику теоретически должен превышать спорные выгоды от группового потока, и практически не сопровождается негативными явлениями формирования серых схем и закрытых теневых структур. Впрочем, выгоды от обслуживания индивидуальных туристов также зачастую не оправдывают ожиданий местных бизнесов – из-за высокой степени доминирования китайских цифровых сервисов, которые ориентированы на связь китайских индивидуальных туристов с китайскими же поставщиками услуг.

Точек притяжения в России для китайских индивидуальных туристов пока немного, создание и продвижение их – непростая и весьма затратная задача. Традиционные методы для этого малопригодны. Молодежь сегодня меньше интересуют аттракторы классической культуры, а китайскую молодежь – тем более. Их привлекают локации современной массовой культуры, популярной в Китае, в том числе флагманов глобального консьюмеризма, а таких в России мало. Например, знаете ли вы, где находится самый северный Макдональдс в мире и готовы ли вы пуститься в далекий путь за таким уникальным опытом? Для китайских самостоятельных путешественников это – must see в Мурманске, неизмеримо популярнее Ледокола и Краеведческого музея, но местные власти не испытывают особого энтузиазма в продвижении этой точки. А вот финский муниципалитет Рованиеми активно эксплуатирует бренд «самого северного Макдака» и превратил его в местную достопримечательность, хотя находится на два градуса южнее Мурманска. Другой пример – мы должны отдавать себе отчет в том, что в Териберку едут не только для того, чтобы посмотреть северное сияние, но и для того, чтобы ощутить атмосферу упадка и захолустья российских окраин.

Post persons