Маркировка минеральной воды: благое дело или заговор монополистов

Бутылки
Информация о том, что Минпромторг планирует эксперимент по маркировке минеральной воды, появилась в июне нынешнего года.

В октябре 2018 года с инициативой о введении обязательной маркировки для минеральной воды обратилась в Минпромторг компания «Агрохолдинг», выпускающая «Ессентуки», объяснив свои действия «катастрофически возросшей» долей контрафакта на рынке лечебно-столовой и минеральной воды.

Идею цифровой маркировки минеральной воды одобрили в Федеральной налоговой службе, пояснив, что это даст возможность сократить число случаев ухода от налогов производителями.

Минпромторг сообщил о решении адаптировать для минеральной воды систему ЕГАИС, применяемую при обороте алкогольной продукции, разработанную в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ).

По приблизительным подсчетам экспертов отрасли, оснащение оборудованием для маркировки составляет около €30 тыс. одной линии розлива. То есть установка оборудования будет стоить крупным компаниям несколько сотен тысяч евро, средним и малым — десятки тысяч.

Конечно, издержки производителей будут зависеть от типа маркировки, но в любом случае приведут к удорожанию минеральной воды, пусть даже и не критичному.

Маркировка в любом случае приведет к росту цены, запаса прочности у производителей недостаточно, даже в таком в меру маргинальном сегменте, как минеральная вода, поэтому мы прогнозируем, что цена может повыситься на 5-8%, – подтвердила заместитель председателя комитета Московской торгово-промышленной палаты по развитию предпринимательства Марина Петрова в прямом эфире Радио КП.

Цифровая маркировка не предполагает госсубсидий: производители должны оплачивать установку оборудования самостоятельно. Для большинства небольших локальных производителей подобные вложения могут попросту оказаться непосильными.

В Союзе производителей безалкогольных напитков и минеральных вод (СПБН), посчитали внедрение цифровой маркировки избыточной мерой. Ввиду незначительности объема контрафакта, для малого предпринимательства, подобные нововведения попросту минимизируют шансы в конкурентной гонке с крупными игроками индустрии.

Минпромторг России уже представил проект постановления Правительства РФ о проведении в России эксперимента по маркировке минеральных и питьевых вод. Документ размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Сам эксперимент пройдет с 1 октября 2019 года по 30 сентября 2020 года. Участие в нем производителей пока что будет на добровольной основе.

Для справки:
Сегодня общий объем рынка минеральной воды в России оценивается более чем в $1,5 млрд и ежегодно увеличивается на 15%. При этом порядка 50% производства и более 90% игроков на рынке безалкогольных напитков приходится именно на малые предприятия, для которых вложения в маркировку могут обернуться банкротством.