На пути экологического футуризма

На пути экологического футуризма
30 июля в Центре современного искусства М`АРС открывается второй модуль интерактивной выставки «Hi, Human. Портал в будущее». 3D-художники из Synticatе.team решили вывести процесс коммуникации зрителя и арт-объекта в виде робота на новый уровень: обновили концепцию и расширили визуальную часть экспозиции. О портале, который может перенести из настоящего на три тысячелетия вперед, мы поговорили с одним из его создателей – Владиславом Ткачуком – VFX супервайзером в кино, на ТВ и в интернет-рекламе.

Владислав, что вас вдохновило на создание футуристического портала?

– Толчком к созданию проекта стала банальная мысль: мы давно перешли к общению с помощью гаджетов, но компьютерные устройства – не только инструменты для коммуникации. Машины могут вмешиваться в нашу жизнь и преобразовывать её. Так пусть они положительно меняют будущее людей! «Hi, Human. Портал в будущее» – исследование взгляда на индивида и человечество со стороны машины, которая потенциально может существовать автономно тысячи лет. Возникла идея посмотреть на современного человека из далекого будущего, как будто Hi, Нuman находится в лесу в 5020 году. Если говорить конкретно об элементах инсталляции, которые удалось создать – уже есть языковые боты, и некоторые из них даже претендуют на звание ИИ (Искусственного интеллекта). Например, это Сири от Apple. Мы решили придумать и воплотить визуальное решение для интерфейса прототипа ИИ. Так, арт-группа Synticatе – Роман Цуканов, Дима Папиж и я – привязали нашу риалтаймовую аудиореактивную генеративную графику к Алисе от Яндекса и впервые показали ее на международной выставке BYOB в 2019 году.

«Hi, Human. Портал в будущее» вы называете постоянно развивающимся проектом? Это как понять?

– Hi, Нuman задаёт вопросы посетителям, считывает их ответы, которые мгновенно становятся частью арт-объекта. Инсталляция также сканирует пришедших, генерирует интерпретации записанных образов. Важно отметить, что весь контент выставки создают сами зрители, вступая в диалог с искусственными алгоритмами. По нашему замыслу, интерактивная инсталляция, как и вся выставка, является платформой для совместного творчества. Ее главный посыл – призыв встать на путь экологического футуризма, где технологии гармонично сосуществуют с природой и человек не наносит вред окружающей среде.

Искусство – это результат запуска воображения, свойственного живому существу, способному рефлексировать, испытывать эмоции. Какую роль здесь играют компьютер и графические программы?

– Компьютер аккумулирует, систематизирует и синтезирует аудиовизуальный контент на основе входящих данных и алгоритмов, созданных нами. В инсталляции мы использовали технологию генеративной графики, что позволяет создавать и выводить контент тотчас в режиме реального времени. Поэтому функция машины и программ в данном случае – свести время на создание арт-произведения до миллисекунд.

На пути экологического футуризма

Владислав Ткачук

Вместе с Центром современного искусства М`АРС вы в период самоизоляции запускали народный творческий конкурс #ХочуТакоеБудущее. Какие именно футуристические концепции участников стали основой второго модуля выставки?

– Главный критерий отбора в нашем конкурсе – позитивный взгляд на будущее. Негативными проекциями жизни и так все переполнено в массовой культуре. Мне понравилось, что в своих рассказах на заявленную тему люди говорили не просто общие слова, а часто давали конкретные рекомендации, как действовать, чтобы через годы реализовать положительные сценарии.

Каким бы вы хотели видеть будущее человечества?

– Мечтаю о том, чтобы мы наконец перешли на электротранспорт. Скорость интернета и тренд удаленной работы уже позволяют людям из больших городов распределяться по экопоселениям. Считаю, что будущее за ними – небольшими экокластерами. Правильным было бы свести к нулю вред от технологий беспроводной передачи данных. И еще важно воспитать в нашем обществе культуру отказа от пластика и других загрязняющих планету материалов.

Мне было бы интересно внедрить в общественные пространства интерактивные голографические ИИ интерфейсы, которые бы повышали людям настроение, приносили эстетическое удовольствие, помогали в чем-то, например, узнать, как добраться куда-нибудь. Это бывает необходимо, если ты едешь на самокате или велосипеде и у тебя разрядился телефон. Хотелось бы начать с подобных простых шагов, которые приведут нас в красивое, интересное и позитивное будущее.

А какое будущее у цифрового визуального искусства по вашему мнению?

– У него отличные перспективы. Мы находимся на пороге массового распространения AR-гарнитур. Через пару лет они появятся в нашей жизни так же, как появились смартфоны. Художники начнут наполнять появившуюся нишу для творчества своим искусством. Картины приучили нас к восприятию искусства внутри прямоугольника рамы, и это, думаю, впоследствии повлияло на создание экранов телевизоров и других устройств в виде прямоугольника. С распространением AR-очков мы будем созерцать контент не на прямоугольной форме снаружи, а находиться внутри него. Сейчас это уже происходит в VR-измерении. Но VR – неудобный формат, он требует дорогого стационарного компьютера, поэтому мало распространен. А AR-программы, на мой взгляд, войдут в массовый обиход. Формула будущего в этом аспекте: Облако + 5G + AR.

Будете ли дальше экспериментировать с высокими технологиями и пополнять афишу Synticate.team новыми выставочными проектами?

– Да. Сейчас у нас в разработке несколько интересных и волнующих проектов, которые мы планируем реализовать на платформе для мультимедийных художников – в Центре современного искусства М`АРС.

Post persons