«Это то, что вдохновляет ребенка»: психолог объяснил важность второстепенных предметов в школе

Урок музыки
Александр Милкус и Дарья Завгородняя обсудили с детским психологом Татьяной Ночкиной, как современная школа развивает эмоциональный интеллект у детей.

Скачать передачу [mp3, 43.1 МБ]

Мы предлагаем полный текст радиопередачи.


А. Милкус:

- Здравствуйте! Рядом со мной моя соведущая, учительница русского языка и литературы.

Д. Завгородняя:

- Здравствуйте!

А. Милкус:

- И снами сегодня психолог, что важно, детский Татьяна Ночкина.

Т. Ночкина:

- Здравствуйте!

А. Милкус:

- Как «второстепенные» предметы, как музыка и изо влияют на успешность вашего ребенка? И про то, что сейчас модно называть «эмоциональным интеллектом», эмоциональным образованием?

Д. Загородняя:

- Музыка и изобразительное искусство влияют на развитие этого интеллекта.

А. Милкус:

- Пост в соцсети уважаемой моей подруги Ольги Усковой. Ее компания создала единственную работающую систему для будущих автопилотов. Эта система умеет распознавать на дороге опасности.

«Вы знаете, почему среди сильным мира сего очень много людей, которых мамы в детстве водили учиться музыке? Потому что это развивает успешность. Я это утверждаю абсолютно серьезно. И математика, и музыка – суть системы, построенной на специальных языках, состоящих из знаков, которые можно назвать языками нейронной системы человека». Я так понимаю, развитие эмоционального интеллекта для ребенка, для взрослого , для школьника - это путь к современной успешности. Правильно?

Т. Ночкина:

- Конечно.

А. Милкус:

- Давайте про ваши технологии для совсем маленьких?

Т. Ночкина:

- Давайте про совсем маленьких. Когда начинает развиваться эмоциональный интеллект?

А. Милкус:

- Давайте сначала, что это такое?

Т. Ночкина:

- Эмоциональный интеллект – это понимание собственных чувств, что мы испытываем, в какой момент, с чем это связано и почему мы это испытываем. Мы это понимаем. И если это является, например, отрицательными эмоциями, мы знаем, как это все направить в положительное русло, как себе помочь, как быть в ситуации, когда нас обижают, когда к нам несправедливы. И как привести себя в состояние вдохновения, потока. И развивается он именно в детском возрасте, когда только рождается малыш. И все это зависит, конечно, от папы и мамы.

А. Милкус:

- На первом этапе.

Т. Ночкина:

- Да.

А. Милкус:

- И что папы и мамы должны с маленьким этим комочком делать?

Т. Ночкина:

- Сейчас каждый психолог советует родителям произносить ребенку, какие он чувства испытывает, когда он злится, когда о н рисует, ему нравится произносить что-то, что вдохновлен, чтобы ребенок понимал, что с ним происходит. Это самое такое на уровне примитивизма.

А. Милкус:

- Ребенок понял, сформулировал в голове.

Т. Ночкина:

- Чтобы он мог потом родителю говорить: мама, мне что-то хочется такое вот, когда я рисую! Чтобы он рассказывал, что ему сейчас необходимо и нужно. Это самый первый пласт. Эмоциональный интеллект дома, с детьми. Он формируется родителями в самых бытовых простых ситуациях, которые порой являются даже конфликтными. И то, как родитель проявит себя в этой ситуации, либо он забивает эмоциональный интеллект ребенка, либо его развивает.

А. Милкус:

- Что такое забивает?

Т. Ночкина:

- Например, ребенок может идти с карандашами до своей комнаты и в это время рисовать на стене коридора. И он это делает не со зла, у него идет процесс, ему это интересно.

А. Милкус:

- У меня есть знакомый ребенок, он любит зубной пастой разрисовывать мебель.

Татьяна Ночкина

Т. Ночкина:

- И он это делает, вот его поперло! Ему очень это нравится. И как родитель может вот это все задавить? Может начать кричать, негативные эмоции, это принижение ребенка. И в этот момент ребенок даже порой теряется, не понимает, что происходит. И постепенно он начинает осознавать, что на стене нельзя рисовать. Еще какие-то вещи. Но сам этот факт, ради чего он рисовал, этот исследовательский процесс…

А. Милкус:

- А ради чего он рисовал?

Т. Ночкина:

- Ради искусства, ради этих эмоций, которые он испытал.

А. Милкус:

- Или проверить эмоции мамы?

Т. Ночкина:

- Нет. Знаете, дети не живут по такому принципу.

Д. Завгородняя:

- Он не понимает, что пачкает обои?

Т. Ночкина:

- Они настолько чистые и открытые! У них настолько развито их внутреннее состояние! И вот он рисует когда по этой стене, у него внутри идут какие-то процессы, которые мы потом находим в искусстве, в музыке. Это важно, когда родители не забивают это.

А. Милкус:

- Хорошо. Как психолог. А что делать маме, которая проснулась, увидела исписанные обои?

Т. Ночкина:

- Знаете, появление детей в семье – это всегда повод у родителя развить эмоциональный интеллект. Научиться управлять своими эмоциями, распознавать, что это, почему ты начинаешь злиться, с чем связано. Да с тем, что потом тебе придется мыть эту стену!

А. Милкус:

- Когда эмоциональный интеллект развивается у ребенка, он развивается и у взрослого?

Т. Ночкина:

- Когда появляется ребенок, это всегда площадка для развития эмоционального интеллекта родителя. И по мере столкновений, недоразумений, которые происходят в семье, это всегда повод родителю понять, что внутри со мной? Почему я сейчас сержусь? Как я могу отреагировать по-другому?

А. Милкус:

- Наши слушатели уже вас не понимают. Вот смс: стены для рисунка??? Три вопросительных знака.

Д. Завгородняя:

- Обои-то стоят тыщу рублей рулон!

Т. Ночкина:

- Это уже такая обговоренная тема! Когда мы обнаруживаем, что ребенок начинает рисовать на стене, это сразу правило воспитание такое: мы направляем ребенка в положительное русло. Заметили, что ребенок начинает рисовать на стене. У нас тут же в квартире появляется отдельные обои, это какое-то белое полотно, либо обои другой стороной, которые крепятся наверху. Снизу. И говорить, что рисовать на стене можно только здесь. Дети охотно выполняют это правило. Остальные стены свободны от рисунков.

Родитель проявляет находчивость. Он не погружается в свои отрицательные эмоциональные состояния, как же так, какой у меня ребенок плохой!

А. Милкус:

- А как быть родителю, который говорит: ну, чего ты нарисовал, каля-маля!

Т. Ночкина:

- Очень хороший вопрос. И когда мы говорим о том, что мы хотим развить в ребенке, чтобы когда он приходил в школу, наслаждался предметами изо, музыки, это тот момент, когда родитель убивает, можно так сказать, вот это вот чистое и светлое, что проявляется потом в искусстве. Эти сильные эмоции, когда…

Д. Завгородняя:

- Свобода.

Т. Ночкина:

- Если мы зайдем в начальную школу, дети рисуют. Там может быть рисунок ничего не значащий, но каждый ребенок наслаждается своим рисунком. Он получает от этого огромное удовольствие! И когда родитель говорит «каля-маля», то ребенок перестает в себя верить и не хочет рисовать.

А. Милкус:

- Мы сейчас говорим, что не воспитываем художника, это важно подчеркнуть. Мы не воспитываем ребенка, который создаст потом шедевры. Мы говорим, что такая подготовка развивает интеллект.

У нас уже есть отклики. «Пещерные люди были умные. Они все рисовали на стенах». Может, они эмоционально были более развиты, чем мы. Павел: «Я ребенку разрешаю все до пяти лет. Слышал, что в Японии так. До пяти я, скорее всего, не выдержу. А вот до четырех выдержу!».

Татьяна, как родителям дальше развивать ребенка? А если ребенок любит петь? Лепить? Петь, когда лепит, скажем так.

Т. Ночкина:

- Очень важно не только обращать внимание на способности, считает он, как пишет, разговаривает. Очень важно, как он поет, лепит. И если говорить о рисунке, когда ребенок рисует каляку-маляку, родители говорят, ну, что ты нарисовал! И у ребенка мотивация к рисованию пропадает. Он не рисует, потому что он не хочет слышать негативную реакцию родителя. Для него родитель, как бог!

Есть другая крайность, которая искажает картину мира ребенка. Он начинает подстраиваться под родителя, только чтобы получить похвалу этой каляки-маляки. И перестает наслаждаться вот этим рисованием. Либо лепка, либо пение. Это когда родитель начинает врать. Приходит ребенок с калякой-малякой. И родитель начинает возносить этот рисунок до высот таких! «Как же это прекрасно!».

Александр Милкус

А. Милкус:

- А потом и мучает гостей, которые приходят.

Т. Ночкина:

- Совершенно верно. И ребенок перестает чувствовать себя. Он только ищет реакцию от родителя, а потом начинает пренебрежительно рисовать, то есть, вот я вам сейчас мазюкну, получите от меня шедевр. Очень важно, когда ребенок рисует, пусть он фальшивит и плохо поет, обращайте внимание на то, что у ребенка хорошо получается.

Например, подходит с калякой-малякой. Мам, посмотри, тебе нравится? А родитель ему говорит, я вижу, ты долго трудился. Да, мам, я долго очень рисовал! Родитель: похоже, тебе нравится рисовать! Да, мам, нравится!

А. Милкус:

- Мы дозвонились Александра Ждану, он основатель детского центра «Дети эмоции». Какие есть технологии, как дальше?

А. Ждан:

- В настоящий момент есть ряд зарубежных методик, которые уже используются в течение двадцати лет, как минимум. В России методики только появляются последние пять-семь лет. Они достаточно интересные.

А. Милкус:

- Например?

А. Ждан:

- У нас есть специальное направление – развитие эмоционального интеллекта. Ведет профессиональный психолог. И он использует, в частности, методики комплексные, а так же такие методы, как арт-терапия. Песочная терапия, музыкальная терапия. Основной арсенал методик основывается на творческом развитии ребенка. И далее через эти инструменты происходит осознание, понимание, какие существуют эмоции у людей, у ребенка, понимание настроения, собственных эмоций и принятие их. А следующий уровень – управление собственными эмоциями. Ребенок может быть в разном настроении и испытывать разные эмоции. Они подразделяются на положительные и негативные. Но здесь акцент на то, что нет плохих эмоций. Эмоции нужны всякие и ребенку, и взрослому. Вопрос энергии, которую ребенок испытывает при определенной эмоции.

Например, грусть, печаль. Эта эмоция с низким уровнем энергии. И если родители, общество ожидают продуктивных действий от ребенка, который находится в непродуктивном состоянии, это сложно. И способность вывести себя из этого состояния…

Д. Завгородняя:

- Осознать эту грусть самому?

А. Милкус:

- Как это поможет ребенку в школе?

А. Ждан:

- Ребенку это прямым образом помогает быть самоорганизованным, развивает память, усидчивость, способность к изучению точных наук, понимание своих сильных сторон и достижение более высокого уровня успешности.

А. Милкус:

- Спасибо! Сейчас это очень модное направление. Но и драмкружок, кружок по фото, музыкальная школа – их тоже никто не отменял. Взаимосвязь между музыкой и успешностью в школе по серьезным предметам, она доказана.

Т. Ночкина:

- Конечно. Изо, музыка – это то, что вдохновляет ребенка. Дети после музыки и изо, когда переходят на другие предметы, математика или русский, они сидят воздушные. Они будто освободились от всего плохого. Вот сказали про грусть, если ребенку было грустно, а в этот момент был предмет изо, то ребенок, рисуя, он как бы прорисовывает эту свою грусть. Она выходит на рисунке и ребенок готов к изучению математики, русского. Он более усидчивый, лучше воспринимает информацию.

А. Милкус:

- Нам дозвонилась Валентина Владимировна, бабушка из Москвы. Здравствуйте!

- Здравствуйте! У меня внучка, ей 12 лет. Начала заниматься музыкой с пяти с половиной лет. Сама выбрала инструмент, скрипка ей понравилась.

А. Милкус:

- Очень важно, что сама выбрала!

Т. Ночкина:

- Конечно!

- Да, сама. И было десять лет, когда начались сложности с сольфеджио, предметы сложные появились в музыкальной школе. И она вдруг нам сказала: вы лишили меня детства!

А. Милкус:

- О!

- И я ей говорю, ну, уже все-таки третий, четвертый класс. Надо закончить. Надо постараться. И любое начатое дело нельзя бросать, тем более, что у тебя очень хорошо получается. А с третьего класса музыкальной школы еще и дополнительно они стали заниматься фортепиано.

Я к чему? Сейчас ей 12. Она раскрылась. Она настолько девочка собранная, организованная, она хорошо в школе учится.

А. Милкус:

- Спасибо. Мы об этом и говорили, может, где-то надо и придержать, поддавить?

Д. Завгородняя:

- Девочка выбрала скрипку, потом сказала, вы меня лишили детства. Некие метания происходили.

Т. Ночкина:

- Вот в такие моменты очень важно проявлять родителю эмоциональный интеллект. Озвучить эмоции, подсказать, разобраться, что происходит в школе. Когда дети такие заявления делают, родитель, разговаривая с ребенком душевно, принимая вот эти вот слова, позволяет ребенку снять с себя какой-то негатив. Например, это может быть просто элементарно: учитель музыки накричала на девочку в какой-то момент. У девочки это стало болезненно, внутри она переживает, и сделала такой вот огромный и большой вывод.

А. Милкус:

- У нас на связи учитель музыки школы №5 города Муравленко – это Ямало-Ненецкий автономный округ Андрей Владимирович Пархоменко.

- Здравствуйте!

А. Милкус:

- Общий вопрос. Изо и музыка считаются второстепенными предметами. Если нет учителя математики, школа будет искать его, а вот музыку, ну, нет и ладно.

- Скорее всего, предметы, относящиеся к сфере искусства, воспринимаются многими, не только родителями, но и администрацией как некий развлекательный довесок. К общему среднему образованию. На самом деле, это золотой минимум, который оставлен в образовательных программах, который позволяет нашим детям не выпасть из сферы чувств и эмоций. Восприятия и понимания, главное, воспитания сферы чувств в каждом из наших учеников.

А. Милкус:

- Для многих выпускников еще советских школ – музыка, это когда приходит замученный учитель несчастный и на баяне дети пытаются голосить «Прекрасное далеко». Это, наверное, не совсем то, что нужно от уроков музыки.

- К сожалению, сегодня большинство родителей именно так и воспринимают наш предмет. И постоянно задают вопросы, а почему у вас дети пишут сочинения, почему они рисубт на уроке? Они должны петь.

А. Милкус:

- Вот! А почему у вас дети пишут сочинения и рисуют на уроке музыки?

- Потому что иначе не понять, как воспринято музыкальное произведение. И ни мне не понять, иногда и им не понять. А когда они осмысливают через переведение в иную модальность, они в смежный вид искусства переводят, вдруг оказывается, что ребенок все очень верно почувствовал.

Прежде всего, мы развиваем умение сопереживать. И второе. Дети воспринимают сейчас музыку как некий фоновый режим. И не только музыку. Они в фоновом режиме и нас, учителей, воспринимают. И родителей. И задача наша – преподавателей искусства и педагогов искусства, вывести детей из фонового режима восприятия. Не только музыки, искусства, но и самой жизни.

А. Милкус:

- Вы 35 лет преподаете. Мужчина в школе – вещь редкая. А мужчина, преподающий в школе музыку – это еще более редкая вещь. Как вы встроились? У вас эмоций хватает на занятия в школе?

- Эмоции зашкаливают, поэтому приходится сдерживаться. А вообще все, кто показал себя на конкурсе «Учитель года» именно учителя музыки, они все мужчины. Причем, никто не сомневается, что они именно по-мужски это преподают, умеют это подать, как свойственно мужскому темпераменту, мужскому характеру. Мы не редкость, другое дело, что не каждый удерживается в профессии.

Дарья Завгородняя

Д. Завгородняя:

- А о чем они могут у вас писать сочинение по музыке? Или что рисовать по музыке?

- Все работы детей о жизни. У меня ребенок в этом году написал сочинение по композиции литовского композитора Лаурушаса. Называется «В путь». Это очень сложно, это практически уже не музыка. Он написал, что наша жизнь – она вся положена на рельсы. Родители определяют, в какую школу идти, в какой вуз поступать, но обязательно в жизни наступает момент, когда нужно выбрать. И мы не всегда готовы к этому выбору. А потом дальше путь, а потом смерть. Это пишет шестиклассник! Он начинает рассуждать о жизни. Его эта сложная музыка натолкнула на эту мысль. А там изображается поезд, он остановился, снова поехал. И прощальный какой-то свисток. Вот что дети из музыки пытаются вытащить и запустить некий механизм рассуждения о себе.

А. Милкус:

- Спасибо!

Д. Завгородняя:

- А как эмоциональный интеллект связан с предметами, которые надо сдавать, с русским и математикой?

А. Милкус:

- И с успехом в жизни.

Т. Ночкина:

- Вот эти науки, как музыка, рисование, лепка, виды искусства – все это позволяет ребенку переживать эмоции. Ребенок освобождается от негативных чувств и освобождается место для положительных эмоций. И в этот момент ребенок легко получает информацию. Обратите внимание, когда идет конфликт у родителей и ребенка, учителя и ученика. Родитель в этот момент старается нотации читать, говорить, как нужно, а потом все то же самое, будто ребенок и не слышал, что ему говорил родитель.

А. Милкус:

- А он не слышал, на самом деле.

Т. Ночкина:

- Он на самом деле не слышал!

А. Милкус:

- Он выключился.

Т. Ночкина:

- Потому что когда ребенок испытывает отрицательные негативные эмоции, он не может переключиться на что-то светлое, воспринять информацию. И второстепенные уроки в школе…

А. Милкус:

- Когда бабушка, которая нам звонила, ведет шестилетнюю девочку на музыку, он упирается…

Т. Ночкина:

- Бабушка сказала, что ребенок сам выбрал. И охотно шел.

А. Милкус:

- А есть много детей, которых просто ведут на эти занятия.

Д. Завгородняя:

- Как на барщину.

Т. Ночкина:

- Обратим внимание на такой момент. У всех детей, которые ходят на какие-то занятия, происходит в определенный момент, а это может быть 11, 12, 13 лет, чаще в 12 лет, ребенок отказывается ходить на то, что долгое время он ходил.

А. Милкус:

- Начинается пубертатный период! Я хочу проявить себя!

Т. Ночкина:

- Сейчас все принято скидывать на подростковый возраст. Ребенок начинает хамить родителю, родитель терпит – подростковый возраст. Давайте сейчас не будем привязываться к этому. Самый главный момент, когда у ребенка наступает такое, что вот не пойду и все, первое – это послушать надо ребенка. Тут у нас включается навык активного слушания, об этом много сейчас говорят. Когда мы слушаем ребенка таким образом, что он просто нам рассказывает о своих эмоциях, и сама ситуация рассасывается. И ребенок опять бежит на занятия. Если ребенок говорит, я хочу бросить, я не хочу туда ходить, мне скучно, здесь не значит, что надо сразу бросать. Нужно проявить родительскую волю. И такими аргументами, как давай, у нас оплачен квартал, давай доходишь три месяца. Потом подумаешь. И примешь решение. Либо: сейчас идет учебный год, ходишь до конца года. Заставляешь себя ходить. Пройдет лето. Посмотришь. Дети очень охотно соглашаются на такие вещи.

Это идет диалог. Это уважение к ребенку.

А. Милкус:

- Я понимаю, когда ребенок говорит, я не хочу! Я по своему опыту. Там была такая учительница, что мне не хотелось учиться музыке! Я видеть ее не мог! Как быть в данном случае? В той же школе. Вот повезло, что есть Андрей Владимирович Пархоменко, этот учитель. А в основном музыку преподают люди, которые, ну… В другом себя не нашли.

Т. Ночкина:

- Если вы видите, что ваш ребенок увлекается музыкой, понимаете, что учитель музыки проявляет, скажем так, низкий уровень эмоционального интеллекта, идет больше формальный подход, здесь ответственность на родителе. Он обязан прошерстить все рядом школы, послушать отзывы, найти для своего ребенка такого учителя, к которому ребенок будет бежать на занятия.

А. Милкус:

- То же можно говорить и про учителей в школе, если про эти предметы. И директору важно понимать, что это важные предметы. И нужно подбирать профессионалов, которые могут раскрывать детей.

Мы же знаем, что ученые выдающиеся… Мы же знаем, что Эйнштейн играл на скрипке!

Д. Завгородняя:

- Михаил Юрьевич Лермонтов прекрасно рисовал! Он кусок картины Рафаэля воспроизвел, будучи подростком. А Тургенев прекрасно играл в шахматы, между прочим! К вопросу о математике. Не говоря о Набокове, о многих других.

Т. Ночкина:

- Ребенок – это создание, которое зависит от того, какой взрослый рядом с ним находится. И задача каждого взрослого, рядом с которым ребенок, важно, чтобы ребенок проявлял свои лучшие качества. И в этом состоит важное взаимодействие между взрослым и ребенком. Если учитель проявляет низкие человеческие качества, мало заботится о душе ребенка, здесь внимательный родитель сосредоточится на поиске того человека, который будет путеводной звездой ребенка в музыке, в рисовании, в других видах искусства.

А. Милкус:

- А теперь к вам вопрос как не к детскому, а к взрослому психологу. У меня много знакомых и эти люди сейчас вдруг стали ходить на курсы художественного творчества. Это что? Мода?

Т. Ночкина:

- Сейчас был большой период времени, когда говорили, что нужно учить математику, какие-то знания, ты должен знать, знать! Впитывать информацию. Оказалось, что без эмоций это все мертво. Люди общаются друг с другом, поэтому интуитивно люди идут туда, где они могут выразить свои эмоции.

А. Милкус:

- Я хочу вам одну вещь сказать, дорогие радиослушатели. Уже есть исследования, что люди с наиболее высоким эмоциональным интеллектом гораздо успешнее в жизни, чем люди с более высоким IQ. И это так.

До свидания!

Post persons