Индексация штрафов: система, которая работает

Индексация штрафов: система, которая работает

Фото: freepik.com

Ни для кого не секрет, что любая валюта, рубль в том числе, с каждым годом обесценивается.

Поэтому власти с учетом инфляции увеличивают размер прожиточного минимума, МРОТ, социальные выплаты и зарплаты бюджетников. А вот суммы штрафов за административные правонарушения много лет остаются неизменными. Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов предлагает создать в России новую систему исчисления штрафов, учитывающую инфляцию и девальвацию национальной валюты.

По данным Росстата, инфляция в России за 2021 год составила 8,39%. А если рассчитать уровень инфляции с сентября 2013 года, мы получим цифру 85,88%. Прожиточный минимум в сентябре 2013 года составлял 7 429 рублей, в 2022 году он повысился до 12 654 рублей, т.е. на 70%. Почему для примера мы взяли именно сентябрь 2013 года? Именно тогда частью 2 статьи 12.9 КоАП РФ была установлена сумма штрафа в 500 рублей за превышение скорости на величину более 20, но не более 40 км/ч. И с тех пор эта сумма не менялась. Более того, с 1 января 2016 года, при оплате штрафа в 20-дневный срок, можно получить скидку 50%. Так же обстоит дело и с другими штрафами.

Такое обесценивание штрафов приводит к тому, что со временем они перестают быть эффективным стимулом к соблюдению законов и правил. К тому же, пополнение бюджета государства за счет правонарушителей также постепенно снижается.

Руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский говорит: «Некоторые штрафы ГИБДД, особенно с учетом доходов в крупных городах и инфляции, выглядят просто смехотворно. В последний раз их индексировали примерно 10 лет назад. В 2013 году превышение скорости на 20 км/ч «стоило» те же 500 рублей. Но за это время деньги обесценились. Зато появилась скидка 50% на оплату, которая стала некой индульгенцией и превратила некоторые штрафы просто в несущественную плату за проезд. Получается, что с учетом скидок и изменения экономической ситуации за последние несколько лет минимальный штраф за превышение на 20–40 км/ч не возрос, а стал в два раза ниже».

Автор проекта «20 идей» Дмитрий Давыдов предлагает разработать специальный месячный показатель, учитывающий инфляцию и девальвацию, и исчислять все штрафы в этом показателе. Таким образом, пишет Дмитрий Давыдов, «размер штрафов в России будет всегда соответствовать текущей экономической ситуации в стране, а значит, их актуальность не сможет быть утрачена».

Индексация штрафов: система, которая работает

Фото: freepik.com

Такая практика существует в Казахстане с 90-х годов прошлого века. Там был разработан месячный расчетный показатель, который ежегодно устанавливается государством исходя из стоимости национальной валюты. На основе этого показателя рассчитываются штрафы, налоги и другие платежи в бюджет. Например, превышение скорости на величину от 20 до 40 км/ч наказывается штрафом в размере 10 месячных расчетных показателей. В 2018 году это соответствовало 22 690 тенге (примерно 3 860 рублей). А в 2022 году за то же правонарушение придется заплатить уже 30 630 тенге (примерно 4 880 рублей). Другими словами, сумма штрафа за 4 года увеличилась на 26%. Особо стоит отметить, что регулярного пересмотра законодательства не требуется: достаточно один раз установить расчетные формулы. Дмитрий Давыдов считает, что пример Казахстана показателен еще и по той причине, что темпы инфляции и девальвации валюты там близки к России. При этом уровень жизни в Казахстане не выше российского, однако методика расчета штрафов не вызывает недовольства населения.

Индексация штрафов: система, которая работает

Фото: freepik.com

Со своим предложением Дмитрий Давыдов обратился в органы Российской власти. К сожалению, Минюст России не поддержал его инициативу, так как «исчисление административных штрафов исходя из единого расчетного показателя не позволит дифференцировать административную ответственность в зависимости от степени общественной вредности и квалифицирующих признаков каждого конкретного административного правонарушения».

С такой формулировкой сложно согласиться, так как система, предложенная автором проекта «20 идей», никак не противоречит дифференцированному подходу к установлению суммы штрафа за то или иное правонарушение. Привязка суммы штрафа к месячному расчетному показателю вместо фиксированной суммы в рублях это чисто математическая операция. При этом соответствие размера штрафа совершенному правонарушению сохраняется. Скажем, за небольшое превышение скорости штраф может составить 10 показателей, а, например, за проезд на красный свет – 100. Более того, со временем штрафы не обесценятся из-за инфляции, как это происходит сейчас, а останутся адекватной мерой ответственности за причиненный вред.

При необходимости государство всегда может скорректировать сумму штрафа, независимо от того, исчисляется он в рублях, как сейчас, или привязан к расчетному показателю, как предлагает Дмитрий Давыдов.

В письме, полученном Дмитрием Давыдовым от МВД России, отмечается, что «механическое увеличение размеров санкции (административного штрафа) не может само по себе служить эффективной мерой сдерживания роста неправомерного поведения при отсутствии комплексного подхода к решению соответствующих проблем».

Разумеется, это верно. Но в предложении автора проекта речь идет не об увеличении размеров штрафных санкций, а лишь о приведении их в соответствие текущей экономической ситуации в стране. Размер штрафа, выраженный в расчетном показателе, останется неизменным. Увеличение же расчетного показателя, безусловно, должен происходить на основании детального анализа множества экономических факторов.

Если предложение Дмитрия Давыдова получит необходимую законодательную поддержку государства, штрафы станут эффективной сдерживающей мерой от совершения правонарушений, а поступления в государственный бюджет не будут обесцениваться из-за инфляции.