Как бороться со злостными нарушителями ПДД

Как бороться со злостными нарушителями ПДД

Фото: freepik.com

Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов* считает, что для более успешной борьбы с систематическими нарушениями водителями ПДД необходим еще один действенный метод, помимо штрафов.

По данным ГИБДД, в 2021 году в России произошло 133 331 ДТП. В подавляющем большинстве случаев причина – нарушение ПДД.

В январе 2022 года в Уголовном кодексе РФ появилась статья 264.2 «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами». Речь идет о таких нарушениях, как превышение скорости более чем на 60 км/ч и выезд на дорогу или трамвайные пути встречного направления. Теперь тем водителям, которые нарушили эти пункты правил дважды и более, может грозить штраф в размере от 200 до 300 тысяч рублей или лишение свободы на срок до 2 лет. Для лиц, имеющих судимость за совершение преступления, предусмотренного этой статьей, наказание еще серьезнее: штраф от 300 до 500 тысяч рублей или лишение свободы на срок до 3 лет.

Поднятие суммы штрафов является доказанной эффективной мерой в борьбе против нарушителей, но, к сожалению, по мнению автора проекта "20 идей по развитию России" Дмитрия Давыдова, для многих автомобилистов штрафы не являются достаточным стимулом соблюдать правила дорожного движения. Обеспеченные люди с легкостью могут расстаться с небольшой, по их меркам, суммой. К тому же сейчас, с развитием онлайн-банкинга, заплатить штраф можно максимально быстро и просто. Очевидно, что в России, в дополнение к штрафам, нужны еще другие меры профилактики нарушений. Какие?

Как бороться со злостными нарушителями ПДД

Фото: freepik.com

Автолюбители со стажем помнят, что в Советском Союзе вместе с правами водитель получал талон предупреждений. На нем были перечислены 6 пунктов ПДД, за нарушение которых инспектор ГАИ делал в талоне прокол. Три прокола в течение года означали лишение прав на год. В конце 80-х талоны упразднили, а водителям стали начислять штрафные баллы. Но в 1997 году эту систему отменили.

При этом сегодня балльная система штрафов успешно применяется во многих странах. В Китае, например, за превышение скорости более чем на 60 км/ч или за проезд на запрещающий сигнал светофора водитель получит 6 штрафных баллов. Набравшего 12 баллов ожидает лишение прав. В Японии, помимо серьезных штрафов, также действует система начисления водителям штрафных баллов за нарушение ПДД.

Такая практика широко распространена и в странах Евросоюза. Например, в Португалии (в этой стране систему штрафных баллов ввели в 2016 году) водитель изначально получает 12 баллов. В случае нарушения ПДД баллы снимаются, причем их количество (от 2 до 6 баллов) связано с тяжестью проступка. Когда у водителя остается 4 балла, он должен пройти тренинг по безопасному вождению. Если осталось только 2 балла, придется пересдать и теорию. Потеря всех баллов означает лишение прав на 2 года, после чего надо будет сдавать экзамены заново. Водители, ни разу не нарушившие правила в течение трех лет, получают дополнительные 3 балла.

Как бороться со злостными нарушителями ПДД

Фото: freepik.com

Еще одним примером успешной работы системы штрафных баллов может служить Испания, где эта система была введена в действие в 2006 году. За последующие 7 лет смертность в ДТП сократилась почти в 2,5 раза. В Испании, так же, как в Португалии, водителю даются 12 баллов, которые впоследствии списываются за различные нарушения. К примеру, езда с выключенным светом «стоит» 2 балла, а за отказ пройти тест на алкоголь или наркотики придется распрощаться с 6 баллами. За превышение скорости могут снять от 2 до 6 баллов. 3 балла снимут за использование наушников или мобильного телефона за рулем. Если баллов не осталось, водитель лишается прав на срок от 6 до 12 месяцев. По истечении 2 лет снятые баллы восстанавливаются, если водитель не совершил серьезных нарушений. Если серьезные нарушения были, то баллы восстановятся через 3 года.

Еще одно преимущество балльной системы заключается в более дифференцированном подходе к страхованию. Страховые компании могут точнее рассчитать стоимость страховки, учитывая количество имеющихся у водителя баллов, иными словами, понимая, насколько он законопослушен.

Основываясь на успешном опыте других стран, Дмитрий Давыдов* предлагает разработать и внедрить в России аналогичную систему штрафных баллов. Что конкретно он предлагает?

  • Помимо предупреждений и штрафов, предусмотренных КоАП, присвоить каждому нарушению ПДД, за которое не предусмотрено лишение прав, от 1 до 8 штрафных баллов, в зависимости от тяжести проступка.
  • Водителя, набравшего 15 баллов за 2 года, лишать прав на год. Для начинающих водителей и тех, кто повторно получил права после лишения, этот порог предлагается сделать равным не 15, а 8 баллов.
  • Для восстановления прав обязать водителя проходить обучение и сдавать экзамены.
  • За каждый год без нарушений (начиная с трех лет) увеличивать кредит баллов на 1 единицу, но не более 20 в сумме.
Как бороться со злостными нарушителями ПДД

Фото: freepik.com

Дмитрий Давыдов* считает, что система учета штрафных очков не потребует существенных затрат, так как для ее создания могут быть использованы уже существующие правительственные информационные ресурсы. Более того, для государства внедрение такой системы может стать экономически выгодным, так как, по данным ВОЗ, ущерб от дорожно-транспортных происшествий для большинства стран достигает 3% от ВВП.

Предложенные меры помогут существенно улучшить ситуацию на российских дорогах, повысив культуру вождения и сократив количество ДТП. Несомненно, подобная инициатива заслуживает пристального внимания, изучения и законодательной поддержки государственных структур.

* Выполняет функцию иностранного агента.

Post persons