Любишь кататься? Плати!

Любишь кататься? Плати!

Фото: freepik.com

Платный въезд в столицу может решить проблему пробок.

В рейтинге TomTom Traffic Index за 2021 год Москва заняла второе место в мире по количеству пробок, уступив только Стамбулу. По сравнению с 2020 годом уровень пробок в столице вырос на 7%. С каждым годом автолюбители теряют в дороге все больше времени, и если ситуация кардинально не изменится, в ближайшие годы Москву ждет транспортный коллапс. Автор проекта "20 идей по развитию России" Дмитрий Давыдов* предлагает решение.

Строительство новых дорог и модернизация транспортной системы, к сожалению, не могут существенно повлиять на ситуацию с пробками. По данным аналитического агентства «Автостат-Инфо», на начало 2021 года в Москве было зарегистрировано 3 819 215 легковых машин. Пропускная способность московских дорог не рассчитана на растущее с каждым годом количество автомобилей. Значит, единственным решением остается принудительное снижение трафика. Добиться этого можно введением платы за проезд по городу.

Практика платного въезда в определенную часть города (обычно в центр) существует в разных городах мира. Первым городом, где ввели плату за въезд в некоторые зоны, стал Сингапур. Там еще в 1975 году автомобилистам стали продавать бумажные лицензии для проезда по некоторым районам. В 1998 году бумажные лицензии заменила электронная система контроля за транспортным потоком.

Автор проекта "20 идей" приводит пример Лондона, который в конце 90-х – начале 2000-х годов занимал верхние строчки рейтингов самых загруженных городов мира. В 2003 году мэрия сделала платным (5 GBP, около 380 руб) въезд в центр города в будни с 7 до 19 часов. Эта мера позволила существенно разгрузить лондонские дороги. В 2021 году, согласно рейтингу TomTom Traffic Index, Лондон занимал 55 место в мире по количеству пробок. Сейчас стоимость въезда в центральные районы города с 7:00 до 22:00 составляет 15 фунтов стерлингов (порядка 1 200 руб) в любой день, кроме Рождества.

Любишь кататься? Плати!

Фото: freepik.com

Система платного въезда применяется двух городах Швеции – Стокгольме и Гетеборге, в восьми городах Норвегии, в Латвии – там в курортный сезон с 1 апреля по 30 сентября въезд в «зону специального режима» в Юрмале стоит 2 евро (130 руб) в день. В итальянском Милане въезд в исторический центр города обойдется в 5 евро (320 руб). Въезд на легковом автомобиле в Сан-Франциско через Золотые ворота стоит 6 долларов (370 руб).

Дмитрий Давыдов* предлагает ввести так называемый «сбор против пробок» и в Москве. Для этого из бюджета должны быть выделены средства для установки систем фиксации транспортных средств и разработки способов оплаты проезда. После того как эти вложения окупятся, дальнейшие поступления могут быть направлены на развитие и улучшение транспортной инфраструктуры.

Для начала автор проекта «20 идей по развитию России» предлагает установить базовый тариф в размере 100 рублей за проезд по территории города в пределах МКАД с 7:00 до 22:00, кроме выходных и праздничных дней. Плата не будет взиматься с общественного транспорта, такси, мотоциклов, машин экстренных служб и электромобилей. Для инвалидов, пенсионеров и других льготных категорий населения должна быть разработана система скидок. Вместе с этим, для граждан с высокой платежеспособностью предлагается установить повышенный тариф, привязав его к мощности двигателя и году выпуска транспортного средства. Таким образом, обладатели дорогих автомобилей будут платить больше, чем владельцы машин среднего класса. В дальнейшем размер тарифа, зоны, время действия и типы облагаемых сбором транспортных средств можно будет изменить в зависимости от ситуации с пробками на дорогах.

Любишь кататься? Плати!

Фото: freepik.com

Дмитрий Давыдов* считает, что результатом введения такой системы станет заметная разгрузка московских дорог от пробок. Кроме того, с уменьшением количества автомобилей улучшится экологическая ситуация в городе, воздух станет чище. Будет активно развиваться система общественного транспорта, что также станет плюсом для москвичей.

Со своим предложением о введении платы за проезд по территории Москвы Дмитрий Давыдов* обратился к властям. В Департаменте транспорта считают, что такая система «противоречит законодательству Российской Федерации и не может быть реализована». В ответе чиновники апеллируют к пункту 3 статьи 55 Конституции РФ, в котором говорится, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

В ответ на это можно заметить, что постоянно увеличивающееся количество автомобилей на московских дорогах все сильнее угрожает здоровью жителей города. Руководитель столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды города Антон Кульбачевский говорит, что «основным вызовом для загрязнения атмосферного воздуха во всех мегаполисах мира, и Москва не исключение, является автомобильный транспорт. Это вызов современного момента. 90% всех вредных выбросов в атмосферу осуществляют автомобили». Так что введение платы за проезд по городу и, как следствие, сокращение числа автомобилей, станет мерой борьбы за здоровье москвичей. Кроме того, у жителей города останется альтернатива: можно воспользоваться общественным транспортом или перенести поездку на личном автомобиле на ночное время или на выходные.

Любишь кататься? Плати!

Фото: freepik.com

Учитывая постоянно ухудшающуюся ситуацию на московских дорогах, а также позитивный опыт других стран, где система платного въезда в города не считается посягательством на конституционные права и свободы граждан, возможно, властям стоит пересмотреть свою позицию относительно предложения Дмитрия Давыдова.

При законодательной поддержке государства, введение системы платного въезда в городах поможет улучшить экологию, будет способствовать развитию системы общественного транспорта и сэкономит массу времени и нервов жителям мегаполисов.

* Выполняет функцию иностранного агента.

Post persons