Не проспать жизнь

Не проспать жизнь

Фото: freepik.com

Что делать с усталостью водителей за рулем?

ПДД прямо запрещает водителю «управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения». Но если за вождение в пьяном виде предусмотрена административная и уголовная ответственность, то за езду в утомленном состоянии штрафовать не получится. Между тем, до четверти всех аварий происходит именно из-за усталости водителей. Автор проекта "20 идей по развитию России" Дмитрий Давыдов* предлагает выход из ситуации.

В ночь на 1 мая 2021 года на трассе Лидога – Ванино в Хабаровском крае перевернулся автобус, в салоне которого находились 34 человека. Трое погибли, 17 человек получили травмы. Трагедия произошла из-за того, что водитель автобуса уснул за рулем и, не вписавшись в поворот, через полосу встречного движения съехал в кювет. Водителя осудили по статье 264 УК РФ, он получил 3 года лишения свободы в колонии-поселении и запрет на управление транспортом на 2 года после освобождения. Директор компании-перевозчика был привлечен к уголовной ответственности. Виновные наказаны, но погибших людей уже не вернуть.

Уставший водитель представляет такую же опасность, как и водитель в состоянии алкогольного опьянения. У утомленного человека нарушается зрительное восприятие, объекты кажутся дальше, чем на самом деле, замедляется скорость реакции и снижается концентрация внимания. Проблема в том, что чаще всего человек не замечает у себя признаков усталости или не придает им значения, а потом внезапно засыпает. Порой достаточно закрыть глаза всего на несколько секунд, чтобы случилось непоправимое.

Вот что говорит председатель общественного движения «Форум Такси» Олег Амосов: «На самом деле ДТП, которые происходят с участием такси, на 70–80 процентов зависят от усталости водителей. То же самое случается и на общественном транспорте с автобусами. Все каким-либо образом уходят от временных рамок, которые предписаны законодательством, и из-за переработок часто засыпают за рулем».

Не проспать жизнь

Фото: freepik.com

Поскольку штрафами проблему усталости за рулем не решить, нужны другие методы. Автор проекта «20 идей» Дмитрий Давыдов* предлагает обратиться к опыту Евросоюза и использовать современные технологии безопасности транспортных средств.

С 6 июля 2022 года в странах ЕС перестанут вводить в эксплуатацию новые модели автомобилей, если они не оборудованы тремя системами безопасности, которые помогают следить за усталостью водителя и предотвращать связанные с этим ДТП. А с 7 июля 2024 года там перестанут даже регистрировать автомобили, не соответствующие новым стандартам. О каких системах идет речь?

  • DDAW (Driver Drowsiness and Attention Warning) – предупреждение о сонливости и нарушении внимания водителя. Эта технология отслеживает и анализирует поведение водителя и его действия. В случае обнаружения признаков усталости система выдаст аудиовизуальное предупреждение о том, что водителю стоит обратить внимание на свое состояние и отдохнуть.
  • LDWS (Lane Departure Warning System) – система предупреждения о выезде из полосы движения. Принцип работы этой системы прост: камера фиксирует дорожную разметку и определяет положение автомобиля относительно полос. Если автомобиль отклоняется от своей полосы на 30 см на скорости 65 км/ч и выше без включения сигнала поворота, система посылает минимум два из четырех сигналов: вибрационный, тактильный, звуковой или визуальный. Это поможет водителю не допустить случайного выезда из полосы движения и предотвратит возможное столкновение.
Не проспать жизнь

Фото: freepik.com

  • AEBS (Advanced Emergency Braking System) – продвинутая система экстренного торможения. Эта система анализирует разницу в скорости и расстояние до объекта впереди. В случае прямой угрозы столкновения автоматически активируется тормозная система. За 0,8 секунды до этого водитель получает сигнал об угрозе. Таким образом система помогает предотвратить столкновение или, по крайней мере, смягчить его последствия.

Эти системы не лишают водителя контроля над автомобилем, а лишь помогают ему сохранить бдительность и не допустить столкновения. Все они уже успешно используются в современных моделях автомобилей, и их эффективность не вызывает сомнений.

«Такие системы активно внедряются и за рубежом. Это эффективный и относительно недорогой способ защитить пассажиров и пешеходов, а также избавить самого водителя от серьезных неприятностей. 10 лет назад таких технологий еще не существовало, но теперь они плавно становятся частью нашей повседневной жизни», – говорит директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.

Дмитрий Давыдов*, автор проекта «20 идей», предлагает издать в России закон, запрещающий ставить на учет новые автомобили, не оснащенные вышеупомянутыми системами безопасности. На переходный период отводится два года. Еще одно предложение – полностью запретить эксплуатацию грузовиков и автобусов дальнего следования без систем LDWS и AEBS (здесь времени на обновление парка отводится побольше, три года). Так, постепенно старые автомобили будут вытесняться новыми, более безопасными, и количество ДТП, вызванных усталостью водителей, будет сокращаться.

Не проспать жизнь

Фото: freepik.com

Свое предложение Дмитрий Давыдов* направил в органы Российской власти. Ответ, полученный из Минпромторга РФ, показывает, что в нашей стране уделяется большое внимание развитию современных технологий и оказывается государственная поддержка новым проектам в разных отраслях промышленности. В то же время в письме отмечается, что «успешное внедрение изобретения возможно только тогда, когда Вы, как обладатель патента, сможете доказать потенциальным изготовителям и потребителям нового продукта реальную выгоду на всех этапах его применения». Предложение Дмитрия Давыдова* об обязательном оснащении автомобилей описанными выше системами безопасности создаст стимул для высокотехнологичных инженерных компаний регистрировать свои изобретения, приводя их в соответствие с требованиями, указанными в законе. Производители автомобилей, в свою очередь, должны будут оснащать новые модели автомобилей этими системами, создавая таким образом необходимый спрос на эти изобретения и выгоду для потенциальных изготовителей. Плюсы принятия такого закона очевидны: развитие инновационных технологий в сфере автопрома, поддержка предпринимательства в этой области, а главное – значительное снижение смертности и травматизма в ДТП на российских дорогах.

Аварии, произошедшие по вине уставших водителей, ежегодно уносят множество жизней. Уровень развития современных технологий позволяет решить эту проблему при соответствующей законодательной поддержке со стороны государства. Издание закона, запрещающего регистрацию и эксплуатацию автомобилей, не оснащенных системами контроля усталости водителя, поможет значительно повысить уровень безопасности на российских дорогах.

* Выполняет функцию иностранного агента.

Post persons