Школа, как источник стресса: как отражается на детях гонка за оценками

Школьник в состоянии стресса
Школьное образование все чаще начинают обсуждать в негативном ключе. На проблемы в этой сфере обращают внимание уже не только родители и учителя, но и чиновники, аналитики. Правда ли, что школа стала источником стресса и можно ли что-то с этим сделать?

В начале месяца аналитическая компания Harris Insights & Analytics в сотрудничестве с LEGO Education провели крупное международное исследование, посвященное школьному образованию. В работе под названием «Уверенность в процессе обучения» были учтены мнения жителей Америки, Германии, Китая, России и Японии.

Школьник показывает дневник родителю

Стресс из-за успеваемости

Что же показал опрос? Если вкратце, то ничего хорошего. Если подробнее, выяснилось, что 79% российских школьников испытывают стресс из-за успеваемости. Это, к слову, самый высокий показатель среди всех стран.

Второе место занял Китай, а «бронза» досталась Германии. Еще 55% учащихся испытывают дискомфорт, когда их успехи сравнивают с успехами других учеников, но тут мы не лидеры, в Штатах таких, например, 66%.

Поддерживают своих подопечных и учителя, 68% из которых убеждены, что школьное образование приводит детей не к знаниям, а к повышенной тревожности и неуверенности в себе.

А вот к экзаменам и тестам наши дети, если верить опросу, относятся гораздо спокойнее остальных. Самое сильное волнение испытывают школьники из КНР — 73%, затем идет Германия с 66%, потом Америка с 64%, Япония с 58% и замыкает цепочку Россия с отметкой в 57%.

Школьников наших в этом вопросе даже можно понять: волноваться раньше надо было ( с чем, судя по всему, они с успехом справлялись), а сейчас-то уже что... Есть в этом решении некоторая мудрость.

Но, похоже, кроме мудрости к выпускному классу добрая часть учеников российских школ обзаведется нервным тиком, личным психотерапевтом и внушительной «таблетницей» с успокоительными препаратами.

Мальчик делает уроки

Так ли все страшно на самом деле?

Сопредседатель межрегионального профсоюза «Учитель» Марина Балуева уверена, что да. По ее мнению, в первую очередь нездоровую атмосферу в школе создает гонка за оценками.

«С преподавателей требуют показатели успеваемости, сейчас учитывается такой фактор, как «накопляемость оценок», то есть оценки ставят практически за все. Это большая нервная нагрузка для детей, конечно.

Стресс, который испытывают учителя, их раздражение могут передаваться детям.

Второй фактор – оценкам в российских школах придается слишком уж большое значение. Зачастую получается, что школьник учится не ради знаний, а ради оценок. То есть не чтобы знать, а чтобы сдать. Все это держит ребенка в напряжении.

Есть и еще одна причина. Сейчас во многих российских школах наметилась тенденция – большие домашние задание при сравнительно небольшом объеме работы в классе.

Дома дети вынуждены «догонять» материал с родителями, с репетиторами.

Не все уверены в правильности выполненных заданий, и это добавляет волнений.

Вообще, я не удивлена результатами этого исследования. Печально то, что в состоянии стресса дети хуже усваивают материал», - заявила она.

Преподаватель с бланком ЕГЭ

ОГЭ, ЕГЭ и прочие горести

«Накопляемость оценок» - безусловно мощный фактор. Получается, раньше дети копили монетки, а сейчас — оценки; раньше на мороженное и велосипеды, а теперь, стало быть, на ЕГЭ.

Да, «основной» и «единый» государственные экзамены тоже не следует сбрасывать со счетов.

После того, как экзамены перестали делить на выпускные и вступительные, а сделали один, а после добавили еще и генеральную репетицию за два года до выпуска, учеба буквально превратилась в бесконечную подготовку.

Помимо личных репетиторов существуют специальные центры, где дети целенаправленно учатся проходить ЕГЭ, но ведь и текущие домашние задания для них никто не отменял.

Количество времени, которое нынешние школьники проводят дома за учебниками и тетрадями, министр просвещения России Ольга Васильева назвала «безумным».

Она объяснила, что регулярно общается с родителями учеников и знает, что в среднем им приходится посвящать урокам до шести часов.

«Я встречаюсь с родителями постоянно, я понимаю, что это безумие. Я категорически не согласна с тем, что детям приходится делать такое количество уроков. Я глубоко убеждена, все домашние задания должны быть минимальными по времени, все необходимое ребенку должно быть в школе», - заявила глава ведомства.

Преподаватель строго смотрит на учеников

Школы строгого режима

До этого глава Белгородской области Евгений Савченко назвал домашние задания «плохой многолетней привычкой». По его словам, задания должны выполняться там же, где и получаются - в школе.

Там, уверен губернатор, и стены помогают, и учителя и одноклассники. В некоторых школах строгого режима, извините, полного дня, работающих в Белгородской области, уже практикуется подобная система.

Но, во-первых, не везде есть такие школы, а во-вторых, не все родители готовы отдать своих детей на бесконечную «продленку» с непредсказуемым результатом.

Поэтому, согласно опросу Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, родители все чаще нанимают для своих детей репетиторов. Оплачивают услуги педагогов 25,9% семей, еще 13,2% — оплачивают дополнительные занятия.

Школьницы делают уроки с репетитором

Дорогое бесплатное образование

Мать двоих детей из города Краснодара, Виктория Т. Не раскрывает размер своей заработной платы, но признается, что она небольшая. Тем не менее, у обоих ее сыновей есть репетиторы, ведь одному предстоит сдавать ОГЭ, а второму — ЕГЭ.

«Дорого — это не то слово. Вообще «бесплатно» учиться сейчас стало очень дорого, но поверьте, никаких денег не жалко, чтобы они перестали ходить как будто палку поглотили. Они очень волнуются из-за этих экзаменов и в школе постоянно пугают, говорят: «вот не сдадите и всё!» Вот мы и живем с этим ощущением, что не сдадим и всё», - поделилась она.

Всё это, безусловно, создает условия серьезного стресса для всех участников — самих учеников, родителей и, конечно, учителей.

Показательной оказалась история ростовского педагога, носящего гордое звание «Учитель года», который нецензурно оскорбил своего ученика и поставил перед выбором — либо он переводится в другую школу, либо сам учитель уйдет.

Несмотря на имеющиеся доказательства на видеозаписи, родители одноклассников мальчика не поддержали его, потому что «учитель года» Алексей Желтов «считается в школе – хорошим специалистом, который может подготовить ребят к сдаче единого госэкзамена». Мальчику начали угрожать, и школу ему в итоге пришлось оставить.

Счастливый школьник

Детей нужно учить быть счастливыми

Выходит, ради того, чтобы «накопить оценок», потом с этим багажом отправиться на экзамен и после него получить бумажку с заветным количеством баллов, люди готовы на многое. И подталкивает их к этому, конечно, школа, а точнее — атмосфера бесконечного напряжения, царящая в этой школе.

Американский журналист, автор книги «Под теми же звездами» однажды упомянул, что школу можно и нужно изменить. Для этого нужно установить время учебы на период с 10.00 до 17.00, позволить детям отдыхать днём, добавить больше физической активности, увеличить число гуманитарных предметов, отменить домашние задания до 14 лет и сократить большую часть учителей, пользуясь лекциями лучших педагогов мира на видеозаписях.

«Детей нужно учить быть счастливыми. Не надо рассказывать им о том, что грустные мысли бывают у всех, потому что наша жизнь тяжела и беспросветна, и что эти мысли как автобусы, которые приезжают и уезжают.

Наши мысли во многом зависят от нас, и дети должны учиться ими управлять.

К сожалению, счастливые дети - вне зоны интересов наших общественных и политических деятелей», - писал он.

Post persons