Вольницы не будет. Эксперт пообещал «жесткий пригляд» за владельцами самокатов и гироскутеров

ольницы не будет. Эксперт пообещал «жесткий пригляд» за владельцами самокатов и гироскутеров
Антон Челышев и Наталья Агре в эфире программы «Россия в движении» на Радио «Комсомольская правда» вместе с начальником ФКУ «Научный центр безопасности дорожного движения МВД России» полковником полиции Дмитрием Митрошиным обсуждают, как научить владельцев самокатов и гироскутеров соблюдать ПДД.

Скачать передачу [mp3, 102.0 МБ]

Сегодня говорим о средствах индивидуального передвижения. Это скутеры, гироскутеры, электросамокаты и моноколеса. Они вносят смуту в процесс дорожного движения, потому что их скорость может достигать 100 километров в час.

Они передвигаются как по тротуарам, так и по проезжей части, и водитель может запросто сбить такого участника дорожного движения.

За третий квартал 2019 года произошло 95 ДТП с участием этой категории участников дорожного движения, в которой погибло 2 человека. По словам медиков, многие попадают на больничные койки с переломами и ушибами. Причем травмы получают не только те, кто был на этих транспортных средствах, а и те, на кого они наехали.

Поскольку эти средства индивидуальной мобильности появляются время от времени, то официальной статистики по ним нет.

Если мы говорим о безопасности дорожного движения, то должны понимать, что это понятие четкое и локализованное во времени и пространстве. Все, то происходит в парках и дворах, не является дорожным происшествием. По факту инцидентов такого рода может быть больше.

Наталья Агре: А как дела обстоят на международном поле? Ведь не только к нам завозят эти девайсы.

Дмитрий Митрошин: Мы проанализировали зарубежное законодательство и пришли к интересным выводам: с одной стороны есть, понимание актуальности проблемы и обозначены общие черты ее правового регулирования.

С другой стороны, подходы к этому у всех разные. Общее только то, что страны взялись за это: пытаются наметить ареал использования таких транспортных средств, оговорить условия их допуска к дорожному движению.

У нас в парках можно ездить и самокатам, и скутерам, а в Британии, например, у въезда в парк стоит четкий знак, запрещающий передвижение на средствах индивидуальной мобильности.

Немцы это тоже урегулировали максимально строго. Вплоть до того, что при определенных характеристиках должна быть регистрация знака и водителя.

У нас тоже достаточно строгие правила, согласно которым, все, что мощнее четырех киловатт, уже мопед. Все, что едет больше 50 км в час — уже мотоцикл.

Сейчас есть средства индивидуальной мобильности, которые считаются мопедами, а владельцы этого не понимают или не знают. В нашей стране к этому относятся не как средству передвижения, а как к средству досуга или «подскока» (от офиса до метро или от метро до дома).

Лишение прав и штрафы

Если человек взял с собой электросамокат и пошел кататься в парк то ему в голову не приходит, что если номинальная мощность его электродвигателя более250 ватт, он по сути управляет мопедом, что порождает целый ряд обязательств, прямо вытекающих из ПДД.

Наличие водительского удостоверения категории М, полный запрет на движение по пешеходной инфраструктуре, правый ряд, либо велополоса на проезжей части. И самое главное (многие этого не понимают) — это строжайший запрет на движение в состоянии опьянения. Как для всех водителей!

Если человек в такой ситуации будет нетрезвым, то его лишат обычных водительских (!) прав на 1,5 года и оштрафуют на 30 тысяч рублей.

Несколько лет назад у нас были популярны квадроциклы, которые тоже рассматривались в качестве игрушек. В результате больницы наполнялись и взрослыми и детьми с черепно-мозговыми травмами. В результате появились права категории М.

Сегодня та же ситуация. Появились игрушки. Просто купили и ребенок на этом гоняет. Он выезжает в транспортную среду, но не понимает принципов коммуникации с другими участниками дорожного движения. Он не знает, как пользоваться инфраструктурой.

Когда ты идешь по тротуару с ребенком или видишь там пожилых людей, которые спокойно движутся в потоке, и тут в этот поток врывается человек на скорости даже 20 км/ч. Что с этим делать?

Предлагается ограничить скорость на тротуаре, но кто это будет контролировать? И как быть, если такой водители скроется с места происшествия?

Тут не столько ГАИ, сколько Минтранс взяло на себя эту ответственность. Они взяли на себя комплексное решение проблемы, в части внесения изменений в Правила дорожного движения. Документ находится в стадии живого обсуждения. Вот несколько базовых моментов.

Должен быть определен статус обладателя подобного «транспорта» (права, обязанности и ответственность). На сегодняшний момент они приравнены к пешеходам, так же, как владельцы самокатов, роликов, скейтбордов (в просторечии СИМки), и несут ответственность, как пешеходы. То есть платят 500 рублей штрафа. С нашей точки зрения, они не должны являться транспортным средством.

Уважение и манеры

Этот вопрос находится не только в сфере правил, но и культуры. Есть понятия хорошо, плохо, есть манеры. Есть уважение. Хорошо, когда уважение подкрепляются жесткими наказаниями для тех, кто не умеет его проявлять.

Как изменится ситуация в целом на дорогах,на велодорожках и пешеходных дорожках, когда электросамокатов станет ощутимо больше?

Дмитрий Митрошин: Такой хайп поднят вокруг этой тематики. На мой взгляд, проблема не чтобы надумана. Она имеет четко выраженный сезонный характер. СИМ получило свое развитие в крупных городах, где есть пешеходная инфраструктура возможность ездить на них комфортно.

Я скептически к этому отношусь. Наверное, предел насыщения когда-то наступит, не думаю, что количество СИМ в разы увеличится. Этот момент близок, уже сейчас они достаточно доступны. Есть те, кто купил и понял, что это неудобно.

Мы противники жестких запретов, ведь развитие СИМ льет воду на мельницу безопасности движения. Русло вот где: когда встает вопрос, на чем добираться на работу, есть несколько вариантов. СИМ – один из них.

Означает ли это, что люди имеющие права, регулярно пользующиеся автомобилем и СИМ, более ответственно подходят к вопросу, нежели подростки и пешеходы?

Все зависит от участника дорожного движения. Если у человека высокий уровень социальной ответственности, если он понимает опасность, которую представляет сам, и опасность со стороны других, то, конечно, пусть ездит.

Важно в эту работу включить Министерство просвещения. Дети, что ходят в школы и сады, тоже являются потребителями этой инфраструктуры, вырастают и становятся тинейждерами, которые могут грубо гонять, а могут ехать аккуратно.

Важно готовить не просто пользователей СИМ, а воспитывать в них понимание опасности. Чтобы они не относились к этому, как к игрушке, а как к потенциально опасной среде.

Когда ждать окончательной редакции поправок?

Это трудно прогнозировать. Я осторожен в таких оценках. Надеюсь, что в ближайшие 2 недели нам удастся согласовать позиции. Скажу лишь, что для владельцев СИМ вольницы не будет. За всем будет жесткий пригляд.