Выпил – за руль не садись!

Выпил – за руль не садись!

Фото: freepik.com

Нужно ли в России ужесточать наказание за вождение в пьяном виде? Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов* уверен, что нужно!

По данным ГИБДД, в 2021 году вождение в состоянии алкогольного опьянения послужило причиной 12 793 ДТП, что составляет 9,6% всех ДТП за этот год. По вине пьяных водителей погибли 3 702 человека – это четверть всех смертей в ДТП в 2021 году!

Видя эти цифры, трудно не согласиться с автором проекта "20 идей" Дмитрием Давыдовым*: России нужны более эффективные меры борьбы с пьянством за рулем. Сейчас статья 12.8 КоАП РФ («Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения») предусматривает административный штраф в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет. Такое же наказание, согласно статье 12.26 КоАП РФ, ожидает того, кто откажется от прохождения медицинского освидетельствования на предмет опьянения. В законе уточняется, что административная ответственность наступает «в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ». Этот факт определяется наличием этилового спирта в выдыхаемом воздухе (0,16 мг и более на один литр) или в анализе крови (0,3 г и более на один литр), либо в случае подтвержденного наличия наркотических или психотропных веществ в организме человека.

Выпил – за руль не садись!

Фото: freepik.com

К сожалению, статистика убедительно демонстрирует: многим водителям вышеописанные меры не кажутся весомым доводом не садиться пьяным за руль. Дмитрий Давыдов* предлагает обратиться к опыту других стран, которые смогли значительно уменьшить количество ДТП, произошедших по вине нетрезвых водителей. Как им это удалось?

В Японии, например, водителю в состоянии алкогольного опьянения грозит штраф в размере до 500 тысяч йен (около 350 тысяч рублей) и лишение свободы на срок до 3 лет. Такое же наказание предусмотрено и за отказ от прохождения дыхательного теста на алкоголь.

Благодаря таким жестким мерам, показатель смертности в авариях, совершенных по вине пьяных водителей, в Японии составляет 4,9% (в России, напомним, 25%). Но японцы пошли еще дальше. К ответственности привлекают не только употреблявших алкоголь водителей, но и тех, кто этому поспособствовал или даже просто не помешал. Так, за предложение «пропустить по рюмочке» человеку, который собирается сесть за руль, можно заплатить штраф до 500 тысяч йен и лишиться свободы на срок до 3 лет! Такое же наказание ждет и пассажира, рискнувшего осознанно сесть в машину к пьяному водителю. А предоставив свой автомобиль в распоряжение нетрезвого человека, можно расстаться с 1 миллионом йен и сесть в тюрьму на срок до 5 лет.

Выпил – за руль не садись!

Фото: freepik.com

Еще один пример успешной борьбы с пьянством за рулем, о котором рассказывает Дмитрий Давыдов* – Южная Корея. Там за вождение в состоянии алкогольного опьянения или за отказ пройти освидетельствование предусмотрен штраф в размере до 20 миллионов вон (почти полтора миллиона рублей) и лишение свободы сроком до 5 лет. В случае получения пострадавшим серьезных травм срок лишения свободы увеличивается до 15 лет, а в случае летального исхода водителю может грозить даже пожизненное заключение.

В большинстве стран мира основное наказание за вождение в состоянии алкогольного опьянения – штраф и лишение прав. Повторное нарушение может грозить тюремным сроком. Но есть и другие методы. В некоторых странах, таких как Бразилия, Румыния, Чехия, Венгрия, ОАЭ, водитель может сесть за руль только абсолютно трезвым – уровень алкоголя в его крови должен быть нулевым. В тех странах, где наличие алкоголя в крови водителя допускается (Германия, Италия, Швейцария), предусмотрено исключение для новичков и водителей младше 21 года – для них действует принцип «нулевого опьянения». В Беларуси, помимо штрафа и лишения прав, за повторное нарушение предусмотрена конфискация – автомобиль могут изъять в собственность государства. Такая же практика существует во Франции, Венесуэле и Сальвадоре. Во Франции все автолюбители должны иметь при себе алкотестер, его отсутствие грозит штрафом. А в исламских странах, где употребление алкоголя запрещено в принципе, пьяного водителя могут приговорить к наказанию плетьми.

Выпил – за руль не садись!

Фото: freepik.com

В России не так давно был принят федеральный закон, вносящий изменения в статью 264 УК РФ. С 1 июля 2021 года водителей, повторно нарушивших закон, стали наказывать строже. Дмитрий Давыдов* считает, что в нашем государстве должны быть приняты и другие меры, уже доказавшие свою эффективность в разных странах.

  • Автор проекта предлагает увеличить сумму штрафа за первичное нарушение с 30 до 100 тысяч рублей, а срок лишения прав с 1,5-2 до 3 лет. Такое же наказание должно грозить и за передачу управления транспортным средством нетрезвому водителю. Для водителей в состоянии алкогольного опьянения, не имеющих прав (или лишившихся их ранее), он предлагает увеличить срок административного ареста с 10-15 до 30 суток и поднять штраф до 100 тысяч рублей.
  • Помимо этого, считает Дмитрий Давыдов, нужно привлекать к ответственности и пассажиров, осознанно севших в машину к нетрезвому водителю. Ведь таким образом они побуждают его к совершению правонарушения и подвергают опасности свою жизнь и жизни других людей. Очевидно, что исключение должно быть сделано для пассажиров общественного транспорта и такси, поскольку они могут не знать о том, что водитель употреблял алкоголь.

Такие меры, законодательно поддержанные государством, позволят значительно сократить количество аварий, совершенных нетрезвыми водителями, и сохранить тысячи жизней.

* Выполняет функцию иностранного агента.

Post persons