Как в глухую деревню выстроилась очередь из мечтающих поселиться в ней горожан

Человек против бюрократии: программа «Гражданская оборона» о том, как люди сопротивляются или уживаются с чиновниками в регионах России.
Владимир Ворсобин побывал в этом уникальном месте и обсуждает вместе с экспертами, можно ли поднять село с помощью городских

В. Ворсобин:

- А мы сейчас с Алексеем перейдем к другой теме. И к нам присоединяется деревня Шокша в моей любимой Мордовии, а я родом оттуда. Интересная история. Есть обыкновенная деревня, которых тысячи в России. И пришел во главу этой деревни молодой человек, который даже не совсем еще чиновник. Он просто пришел, посмотрел, что денег нет, деревня умирает. И ему стало не все равно.

Я езжу по стране, вижу, что чиновники обычно машут рукой, говорят, что ничего уже не сделаешь, пропади пропадом, я здесь пенсию себе заслужу и уйду. А этот молодой человек решил что-то сделать. Он первый в России написал такое заявление, дескать, кто хочет, приезжайте в Шокшу. Я вам дам дом. Всего 50 тысяч рублей с большим наделом, несколько гектар земли. У нас газ, у нас школа-одиннадцатилетка. У нас все есть: свет, дороги. Приезжайте и живите! И скоро в эту деревню выстроилась очередь желающих переселиться из городов. И одна из переселенок – известная журналистка Марина Перфильева переехала с супругом из Казани. И сейчас она у нас на связи. Здравствуйте, Марина!

М. Перфильева:

- Добрый день!

В. Ворсобин:

- Была опубликована большая статья в «Комсомольской правде», Марина, эта тенденция, когда люди бросают душные города, пробки и уезжают в деревню, а мы все хоть раз в жизни, но думали об этом. А вы не только подумали, вы взяли и уехали. И теперь живете там с козами. Вы – городская жительница. Молоко, делаете сыр. Это для обычного горожанина возможно?

М. Перфильева:

- Мы сначала с мужем думали, что это невозможная история. Пока мы жили в городе, у нас была очень устроенная жизнь. И нам казалось, что переезд в деревни сопряжен с очень большими трудностями нотариального, организационного порядка. И первое время мы столкнулись с тем, что на местах власти не хотели нам предоставлять возможности переезда. Но, прямо скажем, напрашивались на взятку, на какие-то преференции с нашей стороны. И единственное место в наших поисках, где мы этого не нашли – это Шокша. Мы приехали, увидели, действительно, молодой парень Дмитрий Шиндаков с удовольствием все показал, рассказал.

В. Ворсобин:

- Это глава села?

М. Перфильева:

- Да. На тот момент он был главой. Мы смотрели такими глазами! Для нас было непривычно, потому что все, что мы нашли на тот момент для себя – это либо очень большие деньги и мало земли, а здесь по государственным расценкам земля, ее много, она свободна. И строения в пределах наших возможностей. И при этом никто не говорит: а дайте мне денег, я вам ускорю процесс. Этого мы не встретили совершенно. И, напротив, как все было выложено в интернете, приезжайте, чем сможем, поможем.

В. Ворсобин:

- Сколько вы там живете?

М. Перфильева:

- В апреле будет четыре года.

В. Ворсобин:

- А вот какой смысл? Объясните мне. Я, может, и подумываю, но чисто из слабости своей душевной… Что-то не получается, давно в отпуске не был. Такие нервные срывы быстро проходят. Какой смысл уезжать горожанину в село?

М. Перфильева:

- Наверное, никакого. Потому что большинству горожан надо просто приехать в деревню недельки на две. Без телевидения, радио и телефона. Подышать, отдохнуть и вернуться к своей жизни. Но если ты хочешь совершенно нового, а мы в свое время поняли, что пройдет год, пять лет, десять, все будет то же самое. Та же квартира, работа. А нам хотелось еще чего-то в этой жизни. Жизнь слишком длинная, чтобы жить ее одним способом.

У нас появились козы. Мы не пытаемся жить тут городским образом жизни, Мы даже более деревенские из тех, кто давно живет в Шокше. У нас нет ленолиума в доме, у нас печное отопление, мы не хотим переводить дом на газ. Мы завели скотину. В деревнях, кстати, далеко не в каждом хозяйстве есть животные, тем более, в таком количестве, как у нас. Более того, мы пытаемся жить с того, что мы здесь с помощью коз можем получить.

В. Ворсобин:

- Да, и вы делаете прекрасный сыр, который можно купить на интернет-площадке. Вы рассылаете сыр заказчикам. У вас маленький сельский бизнес.

М. Перфильева:

- Это бизнесом назвать нельзя. Это, скажем так, проба найти какие-то маркетинговые ходы для того, чтобы соединить городских, жаждущих чего-то деревенского, настоящего… У нас всего этого полно!

В. Ворсобин:

- На эту тему я написал, по-моему, второй за жизнь добрый материал. О тех городских, которые приезжают в деревню, и это последний шанс деревне выжить. Я говорю о деревне с названием Шокша, что находится на самом конце, в хвостике Мордовии (кстати, сравнительно недалеко от Москвы), куда власти зовут городских, предлагая им и землю, и дешевое жилье, и газ, и школу. Ведь школу тоже, если не будет людей, ее просто закроют, и село совсем умрет.

У нас на связи Марина Перфильева, одна из самых первых переселенок. Она переехала из Казани. Известная журналистка, кстати, даже лауреат премии «ТЭФИ». Это известный профессионал, которая бросила эту городскую жизнь и переехала в деревню. Я сейчас даже займусь бесплатной рекламой. Кто хочет попробовать настоящего, вкусного сыра (я попробовал), зайдите ВКонтакт, Марина Перфильева. Посмотрите, там можно заказать козий сыр. Таким образом, я сейчас поддерживаю это начинание поднимания села.

Алексей, оцените эту лирическую, романтическую часть нашей передачи. Это имеет вообще продолжение, имеет какой-то экономический смысл? Действительно, можно ли с помощью нас, городских, поднять село, поднять нашу Россию?

А. Рощин:

- Мне чисто по-человечески, конечно, нравится вся эта история, она такая святочная, домашняя…

В. Ворсобин:

- Я забыл сказать, там 30 человек уже переехало, еще около 500 в очереди – из Греции, Украины, Сибири, все туда едут. Потому что Первый канал еще показал сюжет, и все туда ломанулись.

А. Рощин:

- Видите, это еще и такая хайповая тема стала. Но поскольку я психолог, мне, наверное, надо ложку дегтя тут подбавить. В принципе у подавляющего большинства людей, которые пытаются очень резко изменить свою жизнь, мотивация на самом деле невротическая. То есть люди, по сути дела, хотят убежать от себя. Им не нравится то, что они из себя представляют, кто они такие, как к ним относятся, что вообще вокруг них происходит, и они думают, что, сменив место пребывания, они сменят себе и жизнь. И очень многие, к сожалению (это тоже надо признать), даже убежав… Некоторые, кстати, не то что меняют место жительства, некоторые пол себе меняют, думают, если я стану из мужчины женщиной (или наоборот), то я свои проблемы решу. А на самом деле потом оказывается, к сожалению, что они куда-то перебрались (в другое тело или в другое место), а от себя-то не убежишь.

В. Ворсобин:

- То есть получается, что если деревенский меняет место жительства на город, он не бежит от себя, а вот когда городской меняет, то он, конечно, делает что-то ненормальное. Вы рассуждаете, как типичный москвич. Вы не замечаете?

А. Рощин:

- Я вам скажу, наоборот как раз. Кстати, и с деревенскими те же самые проблемы. Например, если мы возьмем всю советскую литературу 40-60-х годов, она была на две трети посвящена именно тяжелейшим психологическим проблемам деревенского жителя, попавшего в город. И это тоже была ломка, и им тоже было очень тяжело. Эта тоска о том, чтобы вернуться обратно в деревню и там предаваться правильной, настоящей жизни, она в принципе заложена именно этими… Все дело в том, что Россия – это страна, урбанизированная, если смотреть исторически, совсем недавно. У нас еще в начале прошлого века 80% населения жило в деревне. Почти все мы – горожане во втором, третьем поколении. Поэтому в принципе сама эта мечта о деревенской жизни, она у нас…

В. Ворсобин:

- …в генетике. Марина, парируйте.

М. Перфильева:

- В общем, ничего нового. Деревенские считают нас, переселенцев, либо беглыми уголовниками, либо какими-то криминальными элементами. Потому что в их понимании никто по другой причине в деревню из города переехать не может. Горожане нас считают психами, невротиками. То есть в принципе ничего нового. Потому что каждый человек, слыша нашу историю, представляет себя на нашем месте и понимает, что на этот шаг он решится, только если… Но не допускают такой мысли, что не обязательно бегать от чего-то. Можно ведь просто пробовать эту жизнь. Когда ты уже много десятилетий набробовался городской жизни и хочешь, например, попробовать еще чего-то. Можно, например, попробовать другую страну, а можно попробовать деревню. Мне кажется, это как раз характеризует интерес к жизни.

В. Ворсобин:

- А в чем главная прелесть деревни для городского переселенца, в чем самый кайф?

М. Перфильева:

- Самый кайф – то, что здесь свобода. Как ни говорите, здесь все равно свобода. Потому что здесь можно заниматься очень многими вещами, которые в городе невозможны. Потому что там очень много рамок, ограничений. Например, если я живу в городе, то мне очень тяжело сменить место жительства, с одной квартиры перебраться в другую. А мы здесь, прожив три года, подумали: а не приобрести ли нам еще один домик, например, для гостей? И вот мы купили еще один домик, и у нас теперь два домика. Мы еще немножко поживем, захотим еще какой-нибудь домик, например, купить. Мы можем расширяться как вширь, так и вглубь. Можно заниматься сыром. И все вещи, которые мы здесь делаем, они все имеют смысл, каждое мое действие имеет смысл. Потому что в городе, когда я приходила на совещание и полтора часа наблюдала, как взрослые люди разговаривают о важных вещах, я каждый раз думала: что я здесь делаю, что мы все здесь делаем, это ведь ни к чему не ведет. А здесь, когда я несу воду козам, я понимаю, что козы попьют. Когда я дою козу, я понимаю – это будет молоко. Когда я делаю молоко, я понимаю – это будет сыр, его можно съесть. И это главное отличие – то, что здесь все можно потрогать руками и сразу видеть пользу.

В. Ворсобин:

- Алексей, сейчас все на удаленке. Какая кому разница, где находится человек, даже если он работает в городе? У нас очень много людей, которые могут переехать в Шокшу, да хоть куда, и спокойно работать, как в городе. Почему бы не воспользоваться этой возможностью платить налоги в деревне, оплачивать в сельском магазине что-нибудь, давать какие-то деньги? Ведь других вариантов сохранить деревню, по-моему, нет.

А. Рощин:

- Одно время было даже целое такое движение лет 10 назад, называлось дауншифтинг. И люди поехали в Таиланд. Можно сказать: поезжайте в деревню. Но в деревне по сравнению с Таиландом хуже, потому что там бывают морозы.

В. Ворсобин:

- И комары. Но зато родные.

Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Apple Podcasts и Google Podcasts, пишите комментарии, ставьте оценки и слушайте, когда удобно!