Как кавээнщики меняют сцену на политическую арену

Капитан сборной РУДН, депутат Госдумы Сангаджи Тарбаев
Капитан сборной РУДН Сангаджи Тарбаев прошел в Госдуму от партии «Новые люди» и рассказывает, как попал в политику

В. Ворсобин:

- У микрофона Владимир Ворсобин и у меня в студии загадочный человек загадочной партии. Все в курсе, что, кроме тех записных наших лидеров, которые, как всегда, прошли в Госдуму - Зюганов, Жириновский, Миронов и т.д. - вдруг вошла маленькая партийная звездочка, так называемые «Новые люди» и ее представитель Сангаджи Тарбаев, КВНщик, сборная РУДН… Здравствуйте.

С. Тарбаев:

- Здравствуйте. Все обязательно добавляют - КВНщик, но больше ничего обо мне не знают. Учитывая, что активный КВН закончился 15 лет назад, то эти 15 лет для людей остались такими терра-инкогнито.

В. Ворсобин:

- Ну, это те, которые сейчас не смотрят нашу телетрансляцию… Да просто забейте в поисковике Сангаджи Тарбаев и, кроме того, что вы обнаружите до боли знакомое лицо… но, кроме того, вы были заместителем председателя правительства Калмыкии, судя по биографии, вы поработали чиновником, кстати, в той самой Калмыкии, где глава, по-моему, борец?

С. Тарбаев:

- Кик-боксер.

В. Ворсобин:

- Как интересно! У меня первый вопрос. Вот КВНщик приходит во власть. Первое впечатление. Это как, наверное, со сцены переходить на какую-то более большую арену, где тоже все играют свою роль?

С. Тарбаев:

- Ну, постановка вопроса очень провокационная - КВНщик приходит во власть. Я ж не из КВНа иду во власть. Я только что сказал, что КВН в моей жизни закончился 15 лет назад как таковой. И в принципе, наверное, КВН - это часть моей молодости, часть моей юности. Тот этап в моей жизни, который очень много мне дал. Но после КВНа было очень много всего в моей жизни. И бизнес был построен несколько раз, и общественная работа в рамках Общественной палаты Российской Федерации. И, как вы уже сказали, госслужба. Поэтому вот мне сейчас уже 39 лет и за это время я уже много чего прошел и много чего умею, много чего знаю.

В. Ворсобин:

- Но начали-то вы с КВНа.

С. Тарбаев:

- Начал я вообще со школы. То есть, если вы имеете в виду КВН как стартовую площадку в Москве…

В. Ворсобин:

- Нет, я, скорее, как навыки. Сценические навыки, поставленная речь, возможность манипулировать аудиторией. Это вполне себе политические достоинства.

С. Тарбаев:

- Манипулировать аудиторией - это такое понятие - если ты осознаешь, что ты манипулируешь, то да. А если ты просто говоришь и люди тебе верят, либо ты умеешь так выстраивать речь, что потом проникается зрительный зал, то, наверное, это все-таки какой-то опыт, умение говорить или желание донести свою мысль. Поэтому, если говорить о манипуляции - нет, конечно, я не манипулирую, просто я говорю как есть, как я на самом деле искренне считаю и думаю. А кто-то может это воспринять как манипуляцию.

В. Ворсобин:

- Ну, вообще ваша партия «Новые люди» - такое впечатление, что это название новой команды КВН.

С. Тарбаев:

- Ну, я влился в ряды этой партии уже после того, как она была создана, поэтому к названию партии никакого отношения не имею. При этом считаю, что название довольно интересное, потому что оно очень быстро запоминается, хочется узнать, что это такое, и поэтому для меня попадание именно в эту партию, именно в этом формате, как начало политической карьеры моей, я считаю, что самое благоприятное.

В. Ворсобин:

- Нам тоже интересно узнать, что это такое. Знаете, это как вот никто не ставил на серую лошадку, да, как вдруг она обходит лидеров и врывается…

С. Тарбаев:

- Ну, лидеров она не обошла, она вошла в пятерку тех партий, которые сегодня представлены…

В. Ворсобин:

- Ну, вот «Яблоку» там сколько-то лет, «Гражданская платформа» Прохорова тоже давно - то есть, такие вот записные аутсайдеры и вдруг появляется партия, которой не то что без году неделя - вы зарегистрированы были ровно год назад. И смотрите, какие чудеса происходят! Ровно год назад некий бизнесмен, который продает парфюмерию, регистрирует партию, которая получает зеленый свет на всех уровнях - вас не только регистрируют, вы вообще никаких проблем административного характера не получили ни в одной из областей.

С. Тарбаев:

- На уровне подачи документов у нас было несколько кандидатур, к сожалению, зарублены из-за неправильно поданных документов. То есть, информация до вас не дошла

- у нас были проблемы.

В. Ворсобин:

- Вот я в свое время, лет 10 назад, пытался зарегистрировать партию - просто из любопытства - и знаю, что это такое. Это просто безумие бюрократическое! Но чтобы за год зарегистрировать партию?! Ну ладно, не в этом дело. А в чем секрет такой партийной Золушки, которая возникает из ниоткуда и тут же добирается до 5-процентного лимита, о котором только мечтают разные наши аксакалы?

С. Тарбаев:

- Мы вообще склонны полагать, что у нас несколько больше, чем 5,3%, которые мы получили. По нашим данным, это около 7%. И люди, которые за нас проголосовали, делятся на три категории. Первая категория - это протестное голосование - те, кто уже не верит никому и связывают какие-то надежды с нашей партией. Вторая - это избиратели, которые голосовали за праволиберальные партии, такие, как «Яблоко», «Гражданская платформа», Партия роста и, к сожалению, эти партии не оправдали их надежд. Ну и третья категория - это те граждане, которые впервые пришли на выборы, которые просто пришли и из-за «Новых людей». А что касается сказки про Золушку, то мне кажется, что тут отчасти я уже ответил на вопрос. Что партии, которые получали этот шанс в разный исторический период - «Яблоко», «Гражданская платформа» - они просто не оправдали надежд тех, кто за них проголосовал. То, что необходимо обновление, я думаю, понимают все.

В. Ворсобин:

- Вы пропустили один важный вопрос - что вы проект Кремля?

С.Тарбаев:

- В каком смысле проект Кремля?

В. Ворсобин:

- По крайней мере, вот для той аудитории, которую вы описали - это протестный электорат, ну, такой правоцентристских настроений, предприниматели, которые хотят построить европейскую страну - вместо Навального и прочих дать им возможность все-таки легально проголосовать, но под контролем. Чтобы и партия была создана, и бизнесмены, которые контролируют эту партию, были тоже под присмотром, поэтому лучше уж создать самим. И вот в администрации президента ее придумали, создали, дали в надежные руки и проект сработал. В этом, возможно, и весь секрет?

С. Тарбаев:

- Откуда у вас такая информация? То есть, я не склонен полагать, что наша партия является такой прямо ручной, какой-то парниковой партией, потому что зная тех людей, которые в нашей партии, я вот сейчас с вами разговариваю без каких-то дополнительных проблем и комплексов. То есть, мы довольно спокойно высказываемся, довольно спокойно говорим. Если будут какие-то изменения, вы это почувствуете. Но мы пришли в эту партию не как в партию, которая должна выполнять роль спойлера или какую-то там третью или четвертую роль с точки зрения политических процессов, а как самостоятельный политический субъект. А то, что она создана Кремлем или администрацией президента, ну, я просто вот хотел понять, на каком основании вы это говорите просто.

В. Ворсобин:

- Хорошо, я объясню, если это интересно.

С. Тарбаев:

- Мне интересно, просто я во время избирательной кампании очень много раз слышал про спойлеры, про ручную партию, про то, что вы проект Кремля и т.д. По факту, проект Кремля - все политические процессы, которые происходят в нашей стране. Именно которые называются системными, да.

В. Ворсобин:

- Чем отличается эта партия от всех остальных, почему она выстрелила? И у нас зашел разговор о начале ее, почему она возникла как-то из ничего буквально год назад… ладно, бог с ним, с началом. Теперь интересно будущее. Чем эта партия будет отличаться от всех остальных? Потому что Госдума получила все-таки прозвище обидное у нас - бешеный принтер…. Как вы сможете помешать бешеному принтеру? Вас там 13 человек - 13 депутатов?

С. Тарбаев:

- Ну, скажу немного о партии, раз уж мы не говорим о начале начал, а просто скажу, что партия, до того, как участвовать в выборах в Государственную думу, она участвовала на выборах муниципальных, в частности, в Томской области набрала в 2020 году очень большой процент. Там в парламенте именно региональном Томской области уже есть представители «Новых людей».

В. Ворсобин:

- Подождите, то есть, вы летом организовались и вы уже выиграли выборы в Томской области?

С. Тарбаев:

- Я не был тогда еще в рамках этой партии, я знаю о том, что эта партия существовала и активно уже действовала в политическом поле. Я присоединился к этой партии в 2021-м, в апреле месяце и с тех пор нахожусь в рядах своих коллег, скажем так.

Что касается нашей стратегии, политики поведения в рамках Государственной думы. Мы уже частично обсуждали ее, мы понимаем, что 13 человек погоду, может быть, и не сделают, но мы считаем, что главное не количество, а качество. Если есть какие-то грамотные предложения, законодательные инициативы, которые являются на самом деле в конкурентном таком обсуждении и по другим политическим партиям являются на самом деле выгодными, правильно, почему их не поддержать? Мы же ни с кем не собираемся воевать. Но при этом мы и не собираемся ни с кем объединяться. Кто-то нас уже с кем-то начал объединять, наши голоса считать вместе с кем-то, но у нас принципиальная позиция ни с кем не объединяться и вести свою линию.

Второй момент - Нечаев Алексей уже об этом сказал на второй день после результатов - о том, что мы готовы стать проводником для тех партий, которые не прошли в Государственную думу, их инициатив. Причем, мы не претендуем на авторство…

В. Ворсобин:

- Вы будете представители либералов?

С. Тарбаев:

- Ну, у нас не только либералы не прошли. У нас же есть еще другие силы. Пенсионеры не прошли, у нас экологи, зеленая партия не прошла. У нас есть очень много партий, которые хотели бы в этом электоральном периоде какие-то свои инициативы реализовать. Вот партия «Новые люди» предложила официально всем партиям, которые не прошли в парламент, предложить свои варианты - то, что они хотели бы делать в рамках Государственной думы - и мы готовы выступать как бы их представителями в этой Государственной думе. Таким образом, обрести поддержку за пределами Госдумы, если у нас в Госдуме нет возможности влиять на процесс. Третий момент - мне кажется, что это та сфера, которая не занимается нашей партией сегодня, активно, по крайней мере, это правоприменительная практика. Закон приняли, проголосовали - и все радостно разошлись домой. Но никто не следит за тем, как закон работает, никто не дает ему оценку, спустя год, спустя два, спустя какое-то время, не собирает аналитику, статистику и не вносит корректировки, поправки. Это тоже та сфера деятельности, которой мы собираемся заниматься.

В. Ворсобин:

- Я посмотрел программу партии «Новые люди» - она совершеннейше либеральная, надо сказать. Там против двух сроков, всех чиновников, включая и высших чиновников - а сейчас как раз губернаторов собираются менять сроки. Там и либерализация законодательства, и смягчение уголовного преследования бизнесменов. И прочее, прочее, что вас соединяет со многими либеральными партиями. У меня вопрос - вокруг вас одни левые силы. Самая правая, что есть, кроме вас, это «Единая Россия». Как вы вообще будете отстаивать интересы тех, кого вы представляете - это либералов - в такой думе?

Может быть, вы все-таки к "Единой России" ближе? Может быть, вам туда все-таки?

С. Тарбаев:

- Мы себя больше идентифицируем не как либералы, а как праволиберальная партия, поэтому мы, конечно, выступаем во многих вопросах за либеральный подход, но у нас нет там каких-то радикальных требований. Там смена власти, как у коммунистов, и, допустим, идеологии в нашей стране. У нас нет призывов к восстаниям или митингам, как это было у Навального. Но при этом какие-то взгляды и коммунистов, с точки зрения социальных аспектов, и каких-то адекватных предложений крайней оппозиции мы тоже разделяем и где-то даже поддерживаем. Но методы должны быть системными. Именно поэтому мы находимся в Госдуме.

В. Ворсобин:

- Вот такая тенденция, когда популярные люди идут во власть, я так понимаю, что у вас в партии Летучая…

С. Тарбаев:

- Она не в партии, она сторонница.

В. Ворсобин:

- Да, но она входит в ваш блок. Вот вы, там у вас еще какой-то артист… и вообще, КВНщик во власти - и сразу вспоминается президент Украины. Это востребовано. Почему?

С. Тарбаев:

- Если вот именно так формулировать вопрос - КВНщик во власти - то, конечно, это вызывает у всех недоверие, негатив. Потому что даже вот уже в вопросе есть манипуляция. КВНщик во власти. Несерьезное в серьезном. То есть, зрители и ваши слушатели так и считывают это сейчас.

В. Ворсобин:

- Самые большие глупости, как говорил товарищ Мюнхгаузен, делаются с совершенно серьезным выражением лица. Может быть, нужна свежесть во власти вот именно…

С. Тарбаев:

- Так я не так много вижу серьезных лиц в Госдуме. А они дадут фору КВНщикам многим, которые вот сейчас находятся, и то, что я видел до этого в нашем политическом процессе, вот в Государственной думе, они отжигают не хуже, чем в КВН, а то иногда и похлеще.

В. Ворсобин:

- Жириновский бы не пропал у вас.

С. Тарбаев:

- Точно не пропал бы. Там очень много депутатов, которые занимаются, на мой взгляд, популизмом и на этом какие-то свои очки зарабатывают и т.д. Мой КВН, мое шоу, мое мелькание в софитах - это мною пройденный этап. Мне это не нужно. Ни популизм, ни какая-то там реклама… Я к вам пришел, потому что мы очень долго согласовывали с вашими редакторами мой приход, обсуждали, и мне показалось, что в рамках «Комсомольской правды» можно будет адекватно поговорить на эту тему. И раскрыть себя и партию в таком каком-то адекватном свете. Потому что тот вал вопросов, который я получаю, он больше связан как раз таки с такой постановкой вопроса - комик во власть; ничего не знает, а лезет; все звезды лезут в Госдуму, там тебя еще не хватало и т.д. Я уж про национальный вопрос не говорю, который я через два-три сообщения получаю себе в директ.

В. Ворсобин:

- Что, у нас такая ксенофобия, что ли?

С. Тарбаев:

- Ну, я вообще не склонен комментарии какие-то личные в директ как-то коррелировать с общей позицией нашего государства и общества в целом, потому что все-таки там есть механизмы, называемые ботами, которых специально полностью снабжают тезисами и они начинают твою страницу посещать и спамить…

В. Ворсобин:

- А зачем? Смысл?

С. Тарбаев:

- Ну, вывести, видимо, из психологического равновесия, заставить отвечать. Потом делать из этого скриншоты, потом попытаться погрузить в такую атмосферу, в которой у тебя сложится ощущение, что все плохо. Ведь на что рассчитаны эти все комментарии негативные, отзывы? Они рассчитаны на то, что зайдут твои друзья, если у тебя есть иммунитет, знакомые, почитают и тебе каждый позвонит и скажет - слушай, я был у тебя на странице, там такое творится! По-моему, ты не то делаешь. По-моему, тебе лучше остановиться, по-моему, тебе лучше этого не делать. А по факту, если ты знаешь эту систему, а я из этой системы и знаю, как это все работает, то ты начинаешь как бы понимать, что все это влияние оно влияет не на тебя, а влияет на твое окружение.

В. Ворсобин:

- Это добро пожаловать в мир политики?

С. Тарбаев:

- Ну, мир политики - он нервно курит по сравнению с миром медиа и шоу-бизнеса.

В. Ворсобин:

- А, то есть, ваши там какие-то разборки, связанные даже не с политикой, а с тем, что вы увеличиваете свой вес, получается, в шоу-бизнесе, становясь депутатом?

С. Тарбаев:

- Я в шоу-бизнесе никогда не был, тут разницу тоже надо понимать. На мой взгляд, медиа и шоу-бизнес - это разные миры. Шоу-бизнес - это то, что связано с производством шоу, всевозможных передач…

В. Ворсобин:

- Как ты монетизируешь свою известность, я бы это назвал.

С. Тарбаев:

- Медиа - это все-таки производство больше. Вот я из производства пришел.

В. Ворсобин:

- Понятно. Скажите, а вот вы только приехали, вы даже удостоверение еще не получили, да? У вас первое знакомство с Госдумой какие все-таки оставило впечатления? Это серое здание, в котором раньше был Госплан, вы видите этих политиков, которых раньше видели только по телевизору… вот этот мир, вот эта атмосфера… вы человек творческий, вы чувствуете атмосферу. Вот что это за мир?

С. Тарбаев:

- Я по крайней мере вот был только один раз за это время в Доме Союзов, вчера, оформляли документы мы там, и я почувствовал такой какой-то спортивный интерес. Вот я увидел своих коллег из других партий, увидел вот этот некий снобизм, эту недооценку, эту постоянную такую улыбку, как вот - ну, ничего, ничего, сейчас ты все узнаешь, сейчас мы тебе все объясним и т.д. В этом плане это моя любимая позиция и амплуа - я люблю быть андердогом, я люблю находиться номером два, для того, чтобы просто понять и почувствовать ту силу, которая собирается противостоять нам в рамках там политических процессов. Но в то же время я увидел вчера не просто депутатов и своих коллег, а активных граждан Российской Федерации.

В. Ворсобин:

- Где? В Госдуме вы нашли активных граждан?

С. Тарбаев:

- Да.

В. Ворсобин:

- Так. Хорошо.

С. Тарбаев:

- Я просто хочу отразить две стороны. С одной стороны - это оппоненты, с другой стороны, это мои сограждане, с которыми мне хочется не постоянно полемизировать или спорить о чем-то, а дискутировать и приходить к каким-то умозаключениям.

В. Ворсобин:

- Скажите, вот ваша такая цель в Госдуме, которой вот вы бы добились в ваших планах, в ваших мечтах, чтобы вот общественность поставила вам шестерки?

С. Тарбаев:

- Оценки в КВН и оценки в политике - это же субъективный фактор.

В. Ворсобин:

- Но для вас, для самого, чтобы вы сами поняли, что вы пришли туда не зря, что должно случиться? Как бы вы это поняли, что вы не зря там?

С. Тарбаев:

- Если по истечению этого срока я смогу добиться победы на одномандатном округе, при выборах в следующую думу, то это будет результатом моей работы.

В. Ворсобин:

- Или технологий.

С. Тарбаев:

- Вряд ли технологий, потому что «Новые люди» не входят в тот пул партий, которые пользуются административным ресурсом.

В. Ворсобин:

- И мы посвятили этому спорному тезису целую первую часть нашей передачи.

С. Тарбаев:

- Ну, вы имеете в виду опять кремлевскую руку во всем? Так же можно сказать, что и "Комсомольская правда" - это кремлевский проект.

В. Ворсобин:

- Ну, это проект еще Ленина. Этому проекту 100 лет!

С. Тарбаев:

- Ну, Кремль существовал еще до Ленина, правда?

В. Ворсобин:

- Тогда - да. Спасибо. С нами был Сангаджи Тарбаев, КВНщик сборной РУДН, а ныне - депутат Госдумы. Удачи вам в новой роли!

С. Тарбаев:

- Спасибо большое.

Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Apple Podcasts и Google Podcasts, пишите комментарии, ставьте оценки и слушайте, когда удобно!

Нам это очень важно, так как чем больше подписчиков, оценок и комментариев будет у подкаста, тем выше он поднимется в топе и тем большее количество людей его смогут увидеть и послушать.