Дума ушла на летние каникулы. Какие законы успели принять и будет ли от них польза

Человек против бюрократии: программа «Гражданская оборона» о том, как люди сопротивляются или уживаются с чиновниками в регионах России.
В самый последний день работы Госдума, словно спешащий перед сессией студент, приняла 48 законов. Разбираемся, что там напринимали в спешке

В. Ворсобин:

- Лето, жара, пора провожать всех на каникулы! В отпуск! Удивительно, что моя программа начинается с таких оптимистично-летних вещей! И Госдума ушла на летние каникулы. Она ушла так интересно, она мне напоминала студента, который в последний день перед экзаменами во время сессии, пытается сдать все «хвосты». В итоге, по-моему, 48 законов Госдума приняла за один день. И сейчас с Василием Максимовичем Власовым, первым заместителем председателя фракции ЛДПР в Госдуме попытаемся разобраться, что напринимала Госдума в последний день. А законы очень интересные и очень важные. И эта спешка не повредила ли нашей будущей жизни?

Василий Максимович, здравствуйте!

В. Власов:

- Здравствуйте!

В. Ворсобин:

- Действительно, вы за один день приняли 48 законов?!

В. Власов:

- Здесь сравнивать нас со студентами, которые в последний день сдают «хвосты», не совсем верно, а студенты, которые в самый последний день сдают экзамены, имеют больше всего времени на подготовку. Вот в случае с этими законопроектами была та же ситуация. В основном все законопроекты были во втором чтении, уже готовы. Проголосованы были поправки. И, конечно, много в третьих чтениях, это было в последний день заседания Госдумы весенней сессии, поэтому я бы не сказал, что кто-то где-то спешил, брал что-то наскоком.

В. Ворсобин:

- Василий Максимович, ваш тезис мне показался немного спорным. Вы говорите, что студенты, сдающие в последний момент экзамены, имели больше времени для подготовки.

В. Власов:

- Конечно!

В. Ворсобин:

- Я скажу больше, у меня студенты-дети. Двое студентов. И они так же сдают сессию, а на самом деле, потому что валандались все оставшееся…

В. Власов:

- Вот я сам был студентом. Я всегда сдавал один из последних. Объясню, почему. Кто идет первый, в середине, вы знаете, как преподаватель настроен, какие у него будут, скорее всего, наводящие вопросы, будут ли дополнительные вопросы. Можно, конечно, идти напрямую и сдавать самым первым, но это касается устных экзаменов, потому что здесь всегда определенное снисхождения преподаватели проявляют.

Думаю, тут наоборот. Когда это формат теста, думаю, законопроекты, связанные… 48 законопроектов, которые в последний день были приняты, здесь какой-то основной и интересный, самый важный нельзя выделить, потому что они все готовились долгое время. По многим из них были продлены сроки поправок специально, чтобы каждая фракция, каждый депутат смог внимательно все прочитать, посмотреть и свои предложения дать.

В. Ворсобин:

- Не хочу спорить, я понимаю. То, что все было качественно сделано, когда полторы-две минуты уходило на принятие пусть и в третьем чтении закона…

В. Власов:

- Третье чтение, знаете, после третьего чтения что следует? Выступление по мотивам. К третьему чтению законопроект уже вносят готовый. По итогу он прошел комитет, онг прошел все поправки. Да, это уже итог. И нельзя этот итог растягивать на многие месяцы.

В. Ворсобин:

- Давайте не будем растягивать. И подойдет конкретно к законопроектам. Смотрите, там было очень много: и про иноагентов, и про такси даже, теперь таксисты должны иметь определенную маркировку и, честно говоря, хороший закон, потому что если пара-тройка штрафов, они лишают лицензии. В общем, много чего есть, что полезно для общества. Но это такие, приземленные вещи.

Но когда Госдума начинает регулировать наши уже и так обескровленную общественную жизнь, наше общество, то просто караул! Вот смотрите, а теперь проведение запрета на проведение митингов, шествий и демонстрация запрещено на территории вокзалов, аэропортов, образовательных организаций, а так же в местах, прилегающих к зданиям органов публичной власти. Так же морские, речные, железнодорожные, медицинские организации, территории образовательных учреждений, организации социальной защиты населения, рядом с детскими спортивными площадками и так же в зданиях органов публичной власти, причем, на территории, непосредственно прилегающих к таким зданиям.

По-моему, единственный, кто спросил, что это за бред, это коммунисты. Они говорят, что если сложить, что нельзя, то теперь получается, что митинги проводить почти нигде нельзя. Только в лесу. Потому что везде у нас рядом или какая-то школа, какой-то детский сад, вообще, очень странно происходит. Наши граждане (мы сейчас не берем большую политику, спецоперацию, войну, как еще назовешь), а вот чем-то человек не доволен, и человек не доволен конкретным мэром, допустим, у него дорога не отремонтирована. Или вторую неделю улицы без воды стоят. Куда идти с транспарантом? Конечно, к мэру, к депутатам, вот именно к зданию законодательной и исполнительной власти. Так происходит во всем мире.

Наши законодатели придумали способ, чтобы чиновники не видели протестующих. Они придумали такой запрет. И я хочу спросить у вас, как у депутата, это зачем?

В. Власов:

- Здесь два тезиса. Я вам сразу скажу, вы сказали, что у коллег-коммунистов, что они единственный обратили внимание на этот бред своим бредовым вопросом. Ну, начнем с того, что вот все, что вы перечислили – вокзалы, аэропорты – вы понимаете, что это места массовых скоплений людей. И мы с вами не Латвия, не город Рига, в котором населения становится и так все меньше и меньше, потому что многие уезжают, там часто, когда я бывал, видел одиночные пикеты или даже какие-то митинги. Посреди Домской площади люди стоят, на них совершенно даже внимания никто не обращает, потому что людей просто нет. И если мы с вами представим Ленинградский вокзал, а я час назад оттуда вернулся, то толпа людей, если там начать проводить акцию протеста, как коллеги-коммунисты любят делать, вы сами понимаете, что это будет транспортный коллапс. Там и так с заездом такси серьезные проблемы.

Второй тезис, мне кажется, более даже важный, чем первый. Люди, которые выходят на акции протеста несогласованные, это плохая работа депутатов. Значит, депутат Госдумы не смог на встрече с избирателями эти темы не просто затронуть, понять, а решить. Никто не отменял до сих пор и на сегодняшний момент все эти нормы действия, несмотря на этот принятый законопроект – проведение встречи с избирателями. Вот, например, школа, вот здесь в списке мест, где запретили митинговать, близ общеобразовательных учреждений. Нам никто не запрещает на территории школы, на территории высшего учебного заведения депутатам оппозиционным ЛДПР встречаться с избирателями, со студентами и свою позицию высказывать. И они будут свое недовольство тоже высказывать, мы это все будем фиксировать и потом вносить в качестве законодательной инициативы.

В. Ворсобин:

- Извините, вас свинтят. Почему? Потому что такие опыты, как встреча с избирателями депутатов проводились во многих регионах. Это полиции абсолютно не мешает вас затолкать в воронок.

В. Власов:

- Владимир, не знают, как составить элементарную заявку в профектуру о проведении встречи с избирателями, но это тогда вопрос к юридической грамотности вообще депутата. Понятное дело, что на Красной Площади встречу с избирателями, потому что я захотел завтра с утра на 10 тысяч человек провести, ну, давайте реалистами будем. Это не встреча с избирателями, это будет митинг, это будет акция, это будет мероприятие.

Встреча с избирателями может быть во дворе школы, в том числе, когда школа находится посреди микрорайона. И все приходят, даже префектура зачастую в образовательных учреждениях сама…

В. Ворсобин:

- Все, ваш тезис понятен. Давайте перейдем, как вы, депутаты, почти практически единодушно проголосовали за привычную, за традиционную, вся мировая политика строится на этом праве, что человек, если он не доволен органом власти, он идет к органу власти.

В. Власов:

- К депутату Госдумы!

В. Ворсобин:

- Погодите. Нет. Мэр конкретный, конкретный глава сельсовета, конкретное ведомство, которое находится в каком-нибудь Большом Игнатово, есть такое село, вот они знают, что конкретный чувак, который сидит в чиновничьем кабинете, он виноват. Почему человеку не подойти к административному зданию с транспарантом? Зачем вы, депутаты, лишаете этой возможности человека?

В. Власов:

- Вот смотрите. Вы не согласны с какой-то ситуацией, которая происходит у вас в подъезде. Например, не ту лавочку поставили или постоянно перекладывают асфальт. Думаю, что это не повод сейчас взять транспарант и перекрыть улицу Тверскую. Москвичи вас за это спасибо не скажут. Скорая помощь, которая будет опаздывать, а вы перекрыли проезд, вам спасибо не скажет.

В. Ворсобин:

- Это не Тверская. Мы не о Тверской. Мы говорим об остальной России.

В. Власов:

- Хорошо, мы перекроем центры крупных городов, потому что везде в центре крупных городов потоки людей, транспортные различные развязки, медицинские и образовательные учреждения. Вы понимаете, что свое недовольство человек может высказывать. И есть закон, как вы понимаете, не сто процентов территории охватывает, а близ – вы перечислили с самом начале – близ чего. Если сейчас кто-то возле аэропорта будет проводить акцию и огромное количество людей опоздают на свои рейсы, какая бы акция прекрасная и за какое бы правое дело она ни была, явное дело, что люди явно этим довольны не будут.

В. Ворсобин:

- Сейчас идет такой смысловой танец, да, мы сейчас говорим об одном и том же, но вы сразу говорите про Тверскую, о перекрытии каких-то там дорог…

В. Власов:

- Есть параметры проведения митинга.

В. Ворсобин:

- Вернемся в последний день работы Госдумы, во время которого стахановскими темпами 48 законов в день, где-то две минуты на закон выделили депутаты, имеется в виду третье чтение, вроде бы под ключ, но все равно интересно. Василий Максимович в Госдуме подхватил знамя Владимира Вольфовича Жириновского, с которым мы пикировались последний год. И хорошо, что Василий Максимович соблюдает эту традицию, и теперь он занимает Владимира Вольфовича в моей программе.

Я думаю, что Жириновский говорил бы то же самое. Но вот смотрите, еще одна история. Я все пытаюсь поговорить об обычных проблемах обычного человека. Как ваши законы повлияют на их жизнь. Допустим, один из ваших законов, который вы приняли. Теперь депутаты разрешили не исполнять в России решения Европейского суда по правам человека, ведь он стал инструментом политической борьбы. У меня вопрос к вам, вы примерно знаете, сколько сейчас невыполненных Россией решений ЕСПЧ, которые относятся не к политикам, не к политзаключенным, а к обыкновенным людям, которые нашли свою справедливость, правду в Европе, им полагается компенсация. Какие придуманы механизмы, при которых условной Марии Ивановне, которая отсудила у России 20 тысяч долларов за то, что ее плохо лечили, у нее умер внук, и она, походив по российским судам, ничего не нашла, она пошла в последнюю инстанцию. А теперь вы запретили исполнять решение ЕСПЧ, и она останется ни с чем.

В. Власов:

- Начнем с того, что все прекрасно понимают, что люди идут в различные мировые инстанции, когда доходят до самой высокой инстанции в России. Понятное дело, когда дело доходит до самой высокой судебной инстанции в России, значит, это уже не первый год идет, скорее всего, судебная тяжба. И в основном такие вещи, и этот законопроект, в том числе, был принят, когда Европейский суд по правам человека встает на сторону ценностей, которые не всегда присущи Российской Федерации. Например, достаточно много было споров и различных судебных тяжб по отношению к детям. С кем должен остаться ребенок. Суд принимает решение, чтобы он остался с отцом или с мамой. Мама имеет какие-то проблемы или отец имеет какие-то проблемы. И с жильем, и с точки зрения своего характера и всего остального. И зачастую бывает так, что ЕСПЧ присуждает, чтобы отец был с этим ребенком. Понятно, что чаще всего дела, которые рассматривает ЕСПЧ, это дела, которые уже не один год обсуждались в судах Российской Федерации, и кассации, скорее всего, уже были.

Поэтому я вам скажу, что пытаться искать правды в различных европейских инстанциях, особенно когда дело касается, вот вы уже упомянули политиков, когда дело касается семейных разбирательств, я думаю, что нам европейские ценности не все присущи. И не всегда они определенным образом нашими избирателями будут поняты.

В. Ворсобин:

- Вы приняли очень хороший закон в этот день перед каникулами, где 15 лет теперь светит тем, кто мучает заключенных в тюрьме, садистам из системы ФСИН. Прекрасно, если это будет исполняться. Но вы представляете, что добрая треть всех обращений в ЕСПЧ касается именно прав заключенных. Людей убивают, уничтожают, унижают. Трудно придумать какие-то европейские ценности, которые бы не совпадали с российскими ценностями. И в Европе нельзя мучить людей, и у нас нельзя мучить безнаказанно людей. Тут у нас ценности совпадают. Может быть, все-таки обернуться к тем вещам, которые совпадают, и задать себе вопрос: мы сейчас просто выбрасываем в корзину решения ЕСПЧ, а в этой корзине вы потом будете выбирать эти листочки и думать, что здесь, наверное, было справедливое решение ЕСПЧ? Или мы просто выбрасываем это на помойку?

В. Власов:

- Я считаю, что каждый такой случай, когда доходит уже до самой высокой инстанции, после этого уже ЕСПЧ принимает решение, то в этой связи, мне кажется, каждое такое дело должны рассматривать, в том числе, и депутаты Госдумы. Объясню, почему. Несмотря на то, что это судебная власть и законодательная, фракция ЛДПР не раз предлагала, вот вы тему подняли, связанную с ФСИН и ее работой, ЛДПР предлагала поправки, чтобы депутаты Госдумы беспрепятственно и беспрекословно могли посещать тюрьмы и какие-либо другие ведомства ФСИН, в том числе для контроля, если есть какие-то заявки, а нам иногда такие заявки поступают, что в том или ином СИЗО, в той или иной тюрьме идет превышение полномочий руководством этой тюрьмы.

Иногда люди пишут, потому что элементарно переживают за своих родственников, которые попали в места не столь отдаленные. Я со своей стороны несколько раз посещал новые «Кресты» в Ленинградской области. И я думаю, что…

В. Ворсобин:

- Вы отвечайте на вопрос.

В. Власов:

- Я вам отвечаю на вопрос. Вы понимаете, что вы мне говорите, что надо делать с обращением в ЕСПЧ, а я вам говорю, как сделать так, чтобы это обращение до ЕСПЧ даже не доходило, не потому, что мы не хотим, чтобы оно доходило, а чтобы вопрос решался на более ранней стадии.

В. Ворсобин:

- Это не ответ на вопрос. Там накопились тысячи решений. Мы их выбрасываем?

В. Власов:

- Я считаю, должна быть комиссия депутатов Госдумы, которые все эти решения ЕСПЧ будут рассматривать. И если они не находят никаких определенных вещей, то закон действует на территории Российской Федерации, значит, самая высшая судебная инстанция его принимает, значит, определенным образом решение принято и дальше уже обжалованию не подлежит. Но еще раз подчеркиваю, бывают сложные ситуации, и здесь, мне кажется, комиссия из депутатов должна вот это рассматривать. Потому что по пыткам, о которых вы сказали, было обращение депутатов Госдумы. Вопрос этот генеральному прокурору задавали и другим различным высоким чиновникам. И вопрос поставлен был на контроль. И я считаю, что все виновные, многие из них, понесли достойное наказание.

В. Ворсобин:

- Кстати говоря, если бы не этот смелый человек, бывший надзиратель саратовской тюрьмы, против которого потом возбудили уголовное дело и его искали с фонарями наши правоохранительные органы, вот если бы не он, который вынес эти гигабайты видео мучений этих зеков, ничего бы не было.

В. Власов:

- Но они могли писать, родственники могли сообщить депутатам Госдумы. Если бы у меня была возможность приехать в рамках региональной недели и проверить СИЗО, тюрьму… Если мне поступали такие обращения касательно «Крестов», я там был. я вам скажу, что СИЗО «Кресты» - одно из самых лучших не только в Российской Федерации, а в мире.

В. Ворсобин:

- Ой, хорошо бы это не узнать.

В. Власов:

- Там есть даже несколько стоматологических кабинетов.

В. Ворсобин:

-Хорошо бы это не узнать на собственном опыте. С нами был Василий Максимович Власов, первый заместитель председателя фракции ЛДПР в Госдуме. Спасибо, идем дальше, к другим темам.

В. Власов:

- Спасибо.

Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Apple Podcasts и Google Podcasts, пишите комментарии, ставьте оценки и слушайте, когда удобно!

Нам это очень важно, так как чем больше подписчиков, оценок и комментариев будет у подкаста, тем выше он поднимется в топе и тем большее количество людей его смогут увидеть и послушать.