Подписчики - это деньги будущего, а лайки - это валюта

[НЕ]фантастика - подкаст о будущем, в котором [ТЕПЕРЬ] возможно всё! Известные визионеры - писатели, бизнесмены, политики - обсуждают, каким стал мир в эпоху коронавируса. А самое главное - что нас ждет дальше: завтра, через год или даже десятилетие.
Писатель Владимир Торин обсуждает с известными блогерами, насколько наше будущее зависит от соцсетей

В. Торин:

- «НЕфантастика» - программа о будущем, в котором теперь возможно все. Меня зовут Владимир Торин. Ноябрь заканчивается. И год этот страшный, тяжелый, непростой – 2020 год – подходит к концу. Мы разбираем, что нас ждет в будущем.

Сегодня поговорим про социальные сети. Очень часто многие наши гости говорят о том, что будущее за социальными сетями. Еще немного, и ваш аватар в соцсети будет значить гораздо больше, чем вы сами. Есть люди, кто прямо сейчас имеет миллионы подписчиков. И в недалеком будущем все эти миллионы подписчиков будут, возможно, переведены из лайков в деньги, в социальный, общественный или иной капитал. В общем, говорим о блогерах. И даем практические советы, как стать популярным блогером. И вообще, насколько страшное это наше будущее. И какую роль будут выполнять в этом будущем блогеры и социальные сети.

К нам на связь выходит Дмитрий Побединский, математик и создатель Ютуб-канала «Физика от Побединского». Миллион подписчиков. Человек берет и рассказывает про физику и математику людям, казалось бы, что может быть скучнее и неинтереснее. А у него миллион подписчиков и сотни тысяч людей слушают его рассказы о физике и математике. Дмитрий, здравствуйте.

Д. Побединский:

- Здравствуйте.

В. Торин:

- Неужели физика и математика могут быть настолько интересными, что можно набрать миллион подписчиков в блоге?

Д. Побединский:

- Как показывает мой пример, можно. Все зависит от личного отношения человека к этому предмету. Я просто транслирую свои эмоции, впечатления от физики, математики. Показываю всю красоту этих предметов. И вроде как получается донести до людей это. И они примыкают к армии моих подписчиков, единомышленников.

В. Торин:

- Расскажите секрет успеха.

Д. Побединский:

- Нет универсального средства. Но мне кажется, общее можно выделить следующее. Если у вас есть интерес к чему-либо, не важно, физика, математика, танцы, путешествия, готовка, если вам это нравится, вы можете об этом рассказывать часами, то стоит попробовать. И при этом необходимо понять, что нравится из всего того, что вам нравится, еще и вашему окружению, вашей аудитории. И работать на пересечении двух этих множеств. Делать то, что нравится вам, и то, что нравится аудитории. И тогда, возможно, будет успех.

В. Торин:

- Вы молодой человек. Сколько вам было лет, когда вы впервые начали вести блог и к вам пришел успех?

Д. Побединский:

- Вы говорите в прошедшем времени – пришел успех. Все еще впереди. Миллиарды еще впереди.

В. Торин:

- То есть вы идете к миллиарду подписчиков?

Д. Побединский:

- Конечно. Никогда не стоит останавливаться на достигнутом. Что касается начала, я начал шесть с половиной лет назад, мне было 25 лет.

В. Торин:

- Вы решили рассказать что-нибудь такое, от чего все умрут?

Д. Побединский:

- Я в то время был репетитором. И готовил школьников в мини-группах к ЕГЭ по физике. На занятиях у нас часто были дискуссии по поводу интересных физический явлений. Что такое черное дыра, что будет с человеком без скафандра, как убивает электрический ток. Опасна ли микроволновка. Сейчас мы бы обсуждали, сжигает ли 5G мозг. Накопилось много вопросов, на которые нет очевидных ответов в учебниках. Но это на слуху, это есть в фильмах, этим стращают в статьях, что к нам приближается астероид. Когда я решил делать свой блог, я взял эти вопросы и начал их рассказывать на камеру.

В. Торин:

- Вот такой рецепт от Дмитрия Побединского. Так все-таки вышки 5G сжигают мозг?

Д. Побединский:

- Конечно же, нет. Они работают точно так же, практически на тех же частотах, что и 4G, 3G, 2G, и вроде как все нормально. От 5G ничего нового, кроме увеличения скорости и времени отклика от сети ждать не приходится.

В. Торин:

- А микроволновка – как с ней дела?

Д. Побединский:

- Я проводил небольшое исследование, насколько много она излучает. Она излучает такие же радиоволны внутри, как и вайфай-роутер. Там даже диапазон одинаковый 2,45 гигагерц. Если дверка закрыта, то оттуда практически ничего не выходит. Может чуть-чуть сквозить из щелей микроволновки. Это примерно по мощности столько же, сколько от вайфай-роутера. Микроволновка излучает не больше телефона. Так что она абсолютно безопасна. Если вы ее не разобрали, не просверлили в ней дырку и не используете не по назначению.

В. Торин:

- Спасибо. Чувствуете ли вы с приближением нового посткоронавирусного, постпандемического времени, что очень сильно выросла значимость социальных сетей? Блогеры, люди, у которых есть миллион подписчиков, это уже некие вершители судеб. И в будущем, когда все уже так или иначе окажутся перед экранами, никогда не будут выходить на улицу, вы уже наработали некий капитал, который вам позволит уверенно смотреть в будущее?

Д. Побединский:

- Что касается коронавируса, мне кажется, он не сыграл тут ключевую роль. И до него блогеры уже стали инфлюэнсерами, как их еще иногда называют. Именно они формируют какое-то мнение у большой аудитории, транслируют какие-то ценности, мысли для своих подписчиков, поклонников. И коронавирус тут ни при чем.

В. Торин:

- Разве коронавирус не развел всех по домам? Не заставил больше и чаще обращаться к социальным сетям, в том числе к популярным блогерам?

Д. Побединский:

- Я такого особо не ощутил. Может быть, больше стало просмотров. Но именно трансляция какого-то мнения по-прежнему осталась на таком же уровне.

В. Торин:

- С нами на связи знаменитый блогер Илья Варламов.

И. Варламов:

- Здравствуйте.

В. Торин:

- Как вы относитесь к философии, что тот человек, кто сегодня имеет многомиллионную армию подписчиков, на будущее уже заложился? Эта армия подписчиков не только лайки может делать, но и деньги. Это хорошее подспорье в будущем.

И. Варламов:

- Давайте разберемся, что такое подписчики и какую они имеют ценность. Это доступ к аудитории. Это ничем не отличается от того, что было сто лет назад. Если раньше для того, чтобы иметь доступ к аудитории, вам нужна была трибуна, трон, газета, доступ к телевизору, между непосредственным автором, оратором и аудиторией был посредник в виде издателя, условно. А современные технологии изменили этот формат. И теперь между автором и аудиторией нет посредниках. Порог входа теперь практически нулевой. Все ресурсы, которые нужны для доступа к аудитории, есть в обычном смартфоне. И любой человек может делать онлайн-трансляции, которые раньше мог делать только телеканал с дорогущим оборудованием. И снимать ролики, делать фотографии, выкладывать клипы музыкальные. Мы прекрасно знаем таких самородков, кто сделал себя сам и с нуля.

Теперь доступ к аудитории стал дешевле, чем был сто лет назад. Принципиально, кто владеет умами, доступом к аудитории, у того все будет хорошо. К этому всегда стремились люди. Просто сейчас это стало легче сделать.

В. Торин:

- Как же стать популярным блогером? Пять лет назад был текст – «Десять способов стать популярным блогером». Это же вы написали.

И. Варламов:

- Выскажу еще одну мысль, которая охладит пыл и расстроит некоторых. Для автора доступ к аудитории стал проще и дешевле. Кажется, любой человек может с нуля начать. Но если мы берем последние тенденции, появляются новые посредники. Несколько десятилетий свободной жизни заканчиваются. Появляется посредник в виде администраторов соцсетей, которые раньше радостно предоставляли площадки, наращивали свои базы блогеров, а теперь они хотят тоже с этой поляны что-то стричь.

Мы видим, как они в одночасье блокируют различные аккаунты, к примеру, по политическим мотивам. Мы видим, как они вводят цензуру и говорят, что и как писать. И сегодня это очень хорошо видно на ТикТоке. Ты там полностью зависишь от трендов. Если ты не попадаешь в тренды, то у тебя нет аудитории. Если ты не делаешь то, что хочет ТикТок, у тебя нет аудитории. Например, ТикТок не любит политический контент. Не важно, на какую тему ты высказываешься, ты не попадаешь в тренды. ТикТок любит, чтобы ты развлекал людей и танцевал под определенную мелодию. Либо ты выполняешь эти условия, и тогда у тебя все хорошо, либо у тебя отрезают аудиторию.

То же самое Инстаграм, который хочет, чтобы вы выкладывали веселые картиночки, чтобы пользователи Инстаграма радовались. Как только вы начинаете выкладывать то, что Инстаграму не нравится, вы попадаете в бан, лишаетесь доступа к аудитории. У вас все становится грустно. И здесь встает главный вопрос: насколько сегодняшний автор, который хочет иметь большую аудиторию, самостоятелен в своих суждениях? Насколько он может говорить то, что он хочет и думает? Или он вынужден подстраиваться под тренды, под то, что хочет от него видеть соцсеть?

В. Торин:

- Как же вы действуете? Есть ли вы в ТикТоке?

И. Варламов:

- Есть. Но я там очень грустный. Я там выкладываю свой контент. А поскольку он такой общественный, в основном журналистика серьезная, тяжелая, это не развлекательный контент, у меня там все грустно. Но я его держу на случай, пусть будет, может, чего-нибудь из этого вырастет. Основные мои площадки – это Ютуб, Инстаграм, Телеграм.

В. Торин:

- Где вас больше всего?

И. Варламов:

- На Ютубе. Сегодня это лучшая площадка для серьезной журналистики, которой я пытаюсь заниматься.

В. Торин:

- С нами на связи Дмитрий Побединский. Он делает качественный контент. Он стал популяризировать физику и математику. Насколько такой контент можно сделать интересным?

И. Варламов:

- Дмитрий Побединский и есть еще несколько блогеров – авторов, которые своим примером показывают, что они разбивают этот стереотип, что для того, чтобы стать популярным, нужно делать тупой развлекательный контент. Людям кажется, что это самый простой способ. На самом деле этот способ самый сложный. Хотя и кажется простым. Но там больше всего конкуренции.

В. Торин:

- Пункт 10 вашей концепции – «насрать в лифте».

И. Варламов:

- Людей, которые могут насрать в лифте, гораздо больше, чем тех, кто может просто и ясно объяснять про физику или делать еще какой-то контент. Конкуренция в серьезном качественном контенте гораздо ниже. И шанс там чего-то добиться выше. И аудитория там качественная. Поэтому на Ютубе в последние несколько лет произошел такой переворот. Там появились серьезные авторы, туда пришла серьезная аудитория.

В. Торин:

- Дмитрий, горды ли вы за себя?

Д. Побединский:

- Спасибо Илье за такие приятные слова. Да, конкуренция меньше. Во многом согласен с Ильей. Сложность заключается в конкуренции с другим развлекательным контентом. Поэтому приходится делать сложный контент – научный, добавляя эффект какого-то шоу.

В. Торин:

- Илья, вот смотрите. Пандемия, коронавирус, люди больше стали привязаны к своим социальным сетям, к компьютеру, к Зуму. Больше ли стала возможность достучаться до людей? Есть ли ощущение вашего величия, что вы теперь становитесь повелителями мира в близком будущем?

И. Варламов:

- Действительно, когда происходят какие-то события резонансные, будь то коронавирус или еще что-то, это привлекает людей, люди идут искать ответы в интернет, открывают соцсети, больше внимания уделяют гаджетам. И для любого автора, производителя контента это золотое время. Думаю, вы на радио тоже это заметили. Рейтинги и трафик растет. А дальше – как вы будете этим пользоваться. У меня очень неплохо выросли все показатели за последние полгода коронавируса, потому что я делал соответствующий контент, чтобы привлечь новую аудиторию.

Относительно повелевания или еще чего-то, поскольку у меня контент более-менее серьезный, я давно чувствую возможность реально влиять на мир, когда езжу в какой-то город и пишу о том, что плохое там происходит. Потом это меняется, на это обращают внимание мэры, губернаторы, исправляют ошибки. Я вижу свою возможность влиять пусть на незначительные вещи, но благодаря своему ресурсу изменять ситуацию вокруг.

В. Торин:

- Спасибо!

В общем, складывается такое мнение, что эти вот блогеры, которые сегодня из-за пандемии, их больше читают, у них больше аудитория, они больше могу влиять на что-либо. И наши слова подтвердил Илья Варламов, что удается буквально менять жизнь словами и публикациями.

И вроде как у нас на глазах создается новая каста людей, которые количеством своих подписчиков набирают свой в некоем далеком будущем. И в этом будущем, по мнению экспертов, соцсети будут выполнять роль ваших паспортов и аватарка ваша в профиле будет гораздо важнее вас самих.

У нас на связи Илья Тимошин, президент Союза Деловых Людей, эксперт Торгово-Промышленной палаты, ментор по интернет-торговле, наставник по интернет-маркетингу. Здравствуйте, Илья!

И. Тимошин:

- Приветствуй вас!

В. Торин:

- Рад вас слышать! Илья, как стать популярным блогерм и заработать много денег?

И. Тимошин:

- Можно предисловие со своей стороны? Как минимум, когда вы говорите про 2020 год, очень много корректив этот год внес своей спецификой, которую мы знаем. Когда мы говорим про то, что есть блогеры, формирующие мышление, друзья, тут важно понимать, что есть и опасность в этом. Она в том, что, вот как вы правильно сказали, миллионы людей смотрят: вот есть какой-то блогер. И я хочу быть таким же, зарабатывать миллионы. А вы понимаете, что это труд, на самом деле? Это труд! Все думают, что как в фильме «Матрица»: дали две пилюли, одну съел – стал популярным блогером.

Нет, чтобы это делать и влиять на мнения людей, вы должны, как минимум, понимать о том, что люди, на которых вы будете влиять, они должны потреблять качественный контент. Если контент будет не качественный, условно, можно разделать трендовый контент, когда просто хайп какой-то. Или информация, которая будет с годами всегда у людей находиться. Когда вы прокомментировали какую-то публикацию, интересное высказывание, все блогеры хайпанули на этом, собрали некий пользовательский спрос, с другой стороны, эта информация, она для кого? Она просто сдохнет через несколько недель. А вы какую информацию даете? Дайте нормальную информацию людям, которые будут ею пользоваться постоянно.

Мне кажется, что надо четко разделять, потому что мы анализировали эту историю. У нас недавно был эфир с Алексеем Блиновым – это лучший капитан «Что? Где? Когда?», причем, в этой передаче такие ребята, что у них, думаю, багаж хороший. И мы это жестко прямо разбирали, что есть хайповые истории, а есть истории, где мы говорим про знания.

Вот вы куда хотите двигаться? На хайпе бомбануть? Или чтобы ваши знания и ваша информация доносилась до людей? И часто люди не понимают, они смотрят на хайп, а на хайпе могут бомбануть, честно, из миллиона один человек.

В. Торин:

- Мы сейчас разговаривали с Ильей Варламовым, он говорит, что его очень радует, ему почетно ощущать, что он может менять жизнь к лучшему часто. Вот он приезжает в какой-то город, публикует какие-то фотографии, пишет с определенным стебом. Мэр города бросается исправлять ошибки. И людям от этого хорошо.

Насколько, по-вашему, блогеры влияют на ситуацию? Насколько они могут быть полезны?

И. Тимошин:

- Вот здесь если говорить про блогеров… Я, честно, не знаком с этими ребятами. Я не в теме блогерства вообще. Но когда вы говорите, что если реально блогер находится в каком-то городе, выявляет проблематику, ее доносят – это классно! За этим будущее.

Часто бывает такое, что у нас наша государственная машина серьезная сильно оторвана от реальности. И вот всякие форматы типа «Общенародного фронта», так далее, они созданы для того, чтобы этот разрыв сократить. А блогеры – это самые офигенные ребята, которые приходят на место и говорят, слушайте, вы говорите, что у вас тут все хорошо? Смотрите, у вас проблема!

Да, это классно. Но есть же блогеры других форматов, которые, наоборот, занимают противоположную сторону. И наших людей активируют против того, что происходит. Со своей стороны могу сказать, что мы уже с апреля примерно с Министерством экономического развития, есть классный проект «Мой бизнес». Это сделано для предпринимателей. Огромное количество денег государство в рамках нацпроекта выделяет на предпринимателей. Мы проводим онлайн-марафоны, где люди приходят из любого города и за пять дней делают себе интернет-магазин. И пробуют продажи. Без дополнительных средств, всего остального.

Мы даем им этот инструмент. И у нас самый классный кейс, парню из Курска было 13 лет. Он сделал магазин и начал продавать. Когда мы говорим про то, что блогер доносит информацию и кайфует от того, что вот правильную информацию донес, меня это радует, что это помогло сделать ребятам правильные шаги. Или я вогнал людей в негатив? И повернул их мышление в ту сторону, где нужно проблемы создавать! Я бы здесь принципиально эти вещи разделял. Это очень важно.

В. Торин:

- Кстати, блогеров разделяют, тут Александр нам пишет: блогеров и тех, кто себя так называет, надо делить на полезных и вредных. Варламов из тех, кто реально полезен. А вот человек из Ставрополя пишет: ваш Илюшка Варламов в нашем Ставрополе выхватил зеленки. И смайлик.

В общем, ест разное отношение, смотрю, ко всему этому вот.

Скажите, ваш прекрасный Союз Деловых Людей, у вас, наверное, есть сайт? Картинка в Instagram? В фейсбуке? Сколько подписчиков у него?

И. Тимошин:

- Позволю себе немного рекламы. У нас принципиально в чем позиция, что мы экспертов, которых набираем, они должны быть проверены. Это гарантированные эксперты, которые прошли много.

В. Торин:

- Это немного не то. Сколько у вас подписчиков?

И. Тимошин:

- Ой, если про общую базу, которая в нас взаимодействует, то тысяч семьдесят.

В. Торин:

- Это тоже прекрасно!

И. Тимошин:

- Надо учитывать, что мы активно стали работать только полгода.

В. Торин:

- Отлично! Тогда это вообще великолепный результат!

И. Тимошин:

- Владимир, классная была у вас подводка перед рекламой. Владимир, вы поднимаете классную тему, что реальности другой уже не будет. Все меньше и меньше людей смотрит телевизор. И, на самом деле, насколько вы готовы выходить в онлайн, вот онлайн – это уже… Скоро даже сайтов не будет. Будут видеовизитки и видеопредставления. Даже когда вы смотрите соцсети, вам картинки какие-то листать не интересно, вам интересно короткий ролик, который зацепил, тогда вы вошли в контакт. И как бы это грубо сегодня ни звучало, сегодня современный век продажи людей. В топе бизнеса находится не производитель, а те, кто владеет трафиком. Возьмем Яндекс. Сбер поругался с Яндексом. Почему? Трафик не поделили. И вся эта история возникает, когда мы говорим про владение трафиком. И все ребята, кто хочет этим заниматься, вы должны понимать, для каких людей вы будете вещать. Если вы будете владеть трафиком, к вам придут крупные компании, вам будут платить и все остальное. Формат модели нашего отношения с обществом сильно меняется. Многие каналы скоро растворятся просто в небытии. Будет либо онлайн, либо формат аудио, подкастов и так далее. Если вы серьезно смотрите на свою перспективу, нужно подумать о том, что я хочу донести информацию до этих людей. Да, каким образом? Что мне нужно сделать?

Очень важно, я послушал про Варламову, скорее всего, речь была о том, что доносите качественный контент. И приходите к людям в их устройства. Например, мы общаемся с майлом. Любоя социальная сеть знает, она с вами больше, чем мы. Любая социальная сеть определит, кто у нас муж, жена, любовниц, любовница. Наш уровень дохода. Часто у меня спрашивают: Илья, знаете, я вот только поговорила с подругой по телефону про Турцию, а меня уже реклама начинает догонять! Друзья, конечно, есть голосовой таргет, вы посмотрите в своем телефоне, скольким приложениям вы дали доступ к микрофону! Вас безгранично пишут! Прямо записывают все. Вы оставляете бешеные цифровые следы везде! И вот если, когда мы говорим про формат будущего, вот то, конечно, через эти каналы, а эти инструменты нам, как маркетологам, доступны. Мы можем донести до аудитории, которая часто летала в Австралию, у которой есть собачка, человек, который курит, свою потребность, свою зависимость… Для нас, как для маркетологов, эта сегментация, изучение людей, когда мы живем в век продажи людей – это офигенно. Мы можем продавать что угодно и кому угодно, и как. Но самое главное – какой продукт вы несете. Если вы несете какашку, то никто не будет этого делать, вы просто сольетесь. Ищите правильные продукты и правильные тренды.

И самый последний момент. Сейчас произошел ковид во всей цивилизации, во всей стране. Это прямо сильно подсадило людей на интернет. Почему? Раньше у нас было общение немного другого формата, кафешки и все остальное. Сейчас многие из нас вынуждены сидеть дома. И это вольно или невольно сделало для нас с вами, которые транслируются через интернет, расширило сильно аудиторию. Поэтому давайте внутри себя находит то качество, которое мы точно хотим доносить. Если сами не можем, находить экспертов, с кем мы будем коллаборироваться. Используйте все инструменты, которые нам сейчас предоставляют любые социальные сети и все, что угодно. Бешеные BIG DATA знают у нас все! И доносите информацию до тех, кому это точно нужно.

И самое последнее. Помните, что всегда нужно быть человеком.

В. Торин:

- Итак, совет от Ильи Тимошина! Записывайте, кто спрашивает, как же сделать качественный блог или вести свою программы на YouTube. Нужен качественный контент. Самый сложный и неблагодарный способ, пишет Илья Варламов, работать, работать и еще раз работать. Если вы создадите уникальный контент, вы будете всегда в цене, Неважно, что вы делаете: пишете стихи, фотографируете, рассказываете, как накачать попу или проводите журналистское расследование. Если это качественно и вы занимаетесь этим от души, народ к вам потянется. И через несколько лет у вас будет большая аудитория.

И. Тимошин:

- Владимир, секундочку! Классно, когда вы говорите про качественный контент. И классная фраза «от души», потому что когда человек делает качественный контент, но туда не вкладывает душу, энергия не передается.

В. Торин:

- Итак, делайте качественный контент. Ваши подписчики и лайки – это и есть ваше будущее!