Нина Пушкова - про самоубийство Березовского: «Такие люди своей смертью не умирают»

Нина Пушкова вместе с супругом Алексеем.

Нина Пушкова вместе с супругом Алексеем.

В гостях у писателя Владимира Торина писательница, общественный деятель Нина Пушкова рассказывает о своем романе «Эликсир бессмертия» и знакомстве с олигархом

В. Торин:

- У нас в студии появилась Нина Пушкова, здравствуйте! Нина – знаменитый писатель, которая пишет о людских невероятных приключениях, как люди находят друг друга.

А вы боитесь метеритов?

Н. Пушкова:

- Я не только боюсь, может, не боюсь, это не имеет смысла – бояться. Мы пережили землетрясения в Японии, мы были в Токио тогда, когда в этой стране, как известно, в день проходит по несколько землетрясений.

Я спросила у японки: что делает японец, когда начинается землетрясение? Уже после переживания. Она сказала, а японец ничего не делает. Он садится под стол и ждет своей судьбы. Говорю: а зачем под стол? Она: чтобы вещи не упали, чтобы он не поранился падающими предметами.

Метеорит, как только что сказал ваш специалист Валерий Иванович, он может пролететь где-то совсем далеко. И не попасть в орбиту Земли. А вот землетрясение – это очень реальная опасность. И мы непредсказуемо близко! У той же японки я спрашивала, когда мой муж там был с официальным визитом, я ее спрашивала: а вас предупредили о том, что у вас землетрясение, которое может разрушить весь город? Она говорит, да, но такие разрушения бывают только раз в сто лет. Я ей говорю: а как вас предупреждают? Она говорит, вот сто лет назад нас предупредили, о том, что оно грядет.

Если вы помните, оно пришло, снесло половину Токио, вот эту самую радиационную станцию.

В. Торин:

- Фукусиму.

Н. Пушкова:

- Да. И вот это вот кошмарное землетрясение…

В. Торин:

- А вы были прямо тогда в Японии?

Н. Пушкова:

- Да. И пережить землетрясение, когда ты стоишь в душе, вдруг вода идет косо. И ты только слышала о землетрясениях, а вдруг ты видишь, что оно произошло! Кровать прыгает, четыре утра, ты выскакиваешь в гостинице в коридор. А там стоит в хризантемной шапочке служащая и говорит: все гуд, все гуд.

В. Торин:

- Она пытается успокоить!

Н. Пушкова:

- Да. Пытается. Длится это 45 секунд, но они кажутся тебе вечностью! И главное – никуда не надо бежать. Надо, как японцы, замереть на месте, молиться о своей судьбе. Ждать ее. Дай бог, пронесет.

В. Торин:

- Вот так вот! Вы были с супругом в Японии во время государственного визита?

Н. Пушкова:

- Да. Вот вы взяли мою книгу…

В. Торин:

- «Эликсир бессмертия», бестселлер. У вас тут прекрасные рекоменданты!

Н. Пушкова:

- Они не случайные. У вас программа «НЕфантастика»?

В. Торин:

- Да.

Н. Пушкова:

- И вот у меня во всех книгах не фантастика! Это только кажется, что в книгах что-то там сочиняют, нет.

В. Торин:

- То есть, любая девушка может вести бриллиант из Лондона в Россию?

Н. Пушкова:

- Знаете, я пишу о том времени, когда могло быть все, что угодно.

В. Торин:

- Да, там есть Вересовский. Угадывается, как вы понимаете, Борис Абрамович…

В. Торин:

- Друзья, я начал читать эту книгу, прочитал ее за один день. Она захватывает и это увлекательно! И я вспоминаю 90-е годы, Вересовский – Березовский, ЛогоВАЗ – МотоВАЗ…

Н. Пушкова:

- И Машков дал не случайно…

В. Торин:

- Да, был фильм…

Н. Пушкова:

- …где он играл олигарха, играл Березовского. Я хорошо знала Березовского, мой муж хорошо знал, потому что Березовский был на ОРТ, когда был мой муж там, работал замом генерального директора. И, вы знаете, Березовский, особенно его смерть в Лондоне, когда он то ли повесился, то ли его повесили, вот эта вся загадочная и почти детективная история, она не одно писательское воображение не может оставить в стороне. И я описывала с Вересовском архетип олигарха. Такой архетип, который тогда вершил судьбы человеческие.

В. Торин:

- Он освоил роль серого кардинала такого при президенте Ельцине. Такой демиург был с загадочной улыбкой.

Н. Пушкова:

- И вот этого демиурга я реальными красками, которые просто врезаются в сознание писательское, я его там дала. Этот архетип… Но поразительна его смерть. Человек, который взлетел, который царил, чувствовал себя божеством, назвав себя фактически богом, мог судьбами управлять. И он закончил очень странно. И вместе с ним закончилась странная и безумная эпоха олигархата.

В. Торин:

- Вот ваше личное мнение, как писателя и человека, который неоднократно видел живого Березовского, он умер своей смертью, как вы думаете?

Н. Пушкова:

- Такие люди своей смертью не умирают. Вокруг них такие сумасшедшие вихревые кручения, верчения! Они провоцируют судьбу каждый раз, каждую секунду. Их жизнь – это бесконечный вулкан. Это землетрясение, астероид, метеорит, о котором вы говорите. И он может оказаться в воронке и погибнуть. Или его может случайно вынести. Вот эта судьба, она мне очень любопытна. Вот таких персонажей. Он у меня не единственный там…

В. Торин:

- Там даже Сталин! Я, к сожалению, не успел прочитать первую книгу, я начал со второй. Но я уже понял, что это некое продолжение, эта девушка Ника, у нее есть бесстрашный отец, который является агентом КГБ.

Я держу в руках книгу «Эликсир бессмертия». Вчера был Международный день дарения книг. И Нина Пушкова подарила мне эту прекрасную книгу. О чем эта книга?

Н. Пушкова:

- Один из журналистов, которому я недавно давала интервью, назвал это бондианой. Он прочел две книги. И они связаны едиными героями. Там главная героиня – Ника. И ее отец, который офицер спецслужб. Я сначала была удивлена: почему бондиана? Причем он сказал: бондиана в юбке и с русской душой. Я думала: как точно он прочувствовал. Я бы так не смогла даже выразить.

Я понимаю, почему ему пришло такое стереотипное понимание бондианы. Я осознала, почему я вписываюсь в бондиану. Потому что на самом деле сейчас бондиана вырождается. Крейг, который играет нынешнего Бонда, это Робокоп, это человек-робот, он без души, без обаяния. У него в глазах либеральные ценности. Это не Шон Коннери, это не Пирс Броснан. Это вообще не они. И даже актер хороший, но ему нечего играть. Они выхолощены. И когда в «Скайфолл» ему дают в партнера злодея, которого играет Хавьер Бардем, то там два злодея. Не вот – зло и добро, схватка зла и добра. Нет, там им нечего играть, потому что два архетипа зла. И им не за что бороться. У них ушло человеческое присутствие, у них ушел человеческий шарм.

А моя Ника, спецагент поневоле, она совершенно не собиралась быть в спецслужбах или участвовать в опасных операциях. Она новый Джеймс Бонд в юбке с человеческими лицом. В ней душа, в ней нравственные ценности, которые она защищает. И хотя она у меня в первой книге ворует бриллианты, которые оказываются бандитскими, в ужасной ситуации, ее совершенно не осуждает ни один читатель, как бывает во всех фильмах. Когда ты вдруг от всей души сочувствуешь, сопереживаешь человеку, которого ты, казалось бы, должен осудить. Он что-то предосудительное сделал. А все твои симпатии на его стороне. Моя героиня становится, если хотите, нашим Джеймсом Бондом, который попадает в невероятные приключения. И это совсем не фантастика.

В. Торин:

- Народный артист Владимир Машков: «Яркий сюжет, в котором есть все для того, чтобы заинтересовать читателя. Поиск утерянного рецепта эликсира бессмертия, кровавый путь якутских алмазов и столкновение спецслужб».

Да, тут есть Сталин, который хотел стать бессмертным. Откуда взялась сама мысль про эликсир бессмертия?

Н. Пушкова:

- Эта мысль со времен алхимиков всегда интересовала. Она интересовала не только Сталина, Березовского. Она интересовала не только Ельцина, для которого тоже искали какой-то эликсир бессмертия, чтобы он выдержал президентскую гонку. Я пишу об этом. Я пишу о поисках живой воды, которую человечество всегда верило.

Конечно, над этой водой работал известный академик, который у меня там присутствует, историческое лицо, Александр Александрович Богомолец. И Сталин ему два института дал. Он создал ему в Сухуми питомник. В этом питомнике выращивали специально орангутангов, обезьян, над которыми проводили всякие опыты, увеличивали их жизнь, их потенцию, наблюдали. Они же человекоподобные. Попробовав там, можно попробовать на людях. И Богомолец добился определенных успехов. А потом внезапно умер.

И Сталин сказал: это же надо, как он всех нас обманул! Над эликсиром работал, а внезапно сам умер. И архив Богомольца, особенно когда начались 90-е годы, когда продавалось абсолютно все, когда на Украине, понятно, что там не только техника военная, не только ракеты, всем, чем можно, торговали. И я отталкиваюсь от того, куда же делся архив академика Богомольца, где рассматривались проблемы продления человеческой жизни.

Как мы знаем из Библии, Мафусаил жил до пятисот лет. Можно уточнить, сколько они жили тогда. Они жили по несколько сотен лет. И считается, что человечество само себе укорачивает жизнь. И где-то этот эликсир есть, эта живая вода, в которую можно прыгнуть и потом выиграть не только выборы.

В. Торин:

- Видимо, не обойдется у этой книги без продолжения.

Н. Пушкова:

- Там есть намек. Не надо все рассказывать. Там есть ответ, что такое эликсир бессмертия, который и с нами рядом. Все эти коронавирусы, все эти штаммы, это же химичат. И мы все стоим на пороге открытия, где же этот продолжатель жизни. И он рядом с нами. А может быть, мы обнаружим этот самый архив академика Богомольца. А может быть, его смерть вызвана тем, что он перебрал дозу эликсира бессмертия? Во всем хороша мера.

В писательском воображении, которое основывается на реальных событиях… Ведь братья Райт, которые начали летать в кино, они стали это делать гораздо раньше, чем появились настоящие самолеты, ем Сикорский и Циолковский изобрели свои летательные аппараты. Так что фантасты на самом деле не фантасты. И фантастика на самом деле не фантастика.

В. Торин:

- Спасибо. Одного из героев книги, возлюбленного главной героини, зовут Тристан. Почему так странно?

Н. Пушкова:

- Потому что в книге присутствуют не только шпионы, не только эликсир бессмертия, за которым гоняются разные разведки мира. Там весь мир представлен – и Крым, и часть Украины – Донбасс, и Кисловодск, и Брюссель, и Лондон, и Сингапур, и Цюрих, и Женева. И очень много России. В этой бондиане присутствует любовь. Любовь сильная, страстная. Вот сейчас грядет весна, мне очень хочется обратиться к тем, кто еще из наших белых снегов, из белого безмолвия ждет и верит в любовь. Тристан – это символ любви. Он древнее, чем Ромео и Джульетта. Тристан с Изольдой – это архетипы любви. И они существовали тысячу лет. И произведение «Тристан и Изольда» не проходя в школе. Но образованные люди знают, что такое «Тристан и Изольда».

В. Торин:

- Вот что пишет Андрей Малахов о романе «Эликсир бессмертия»: «Поздравляю Нину Пушкову с выходом новой книги. Эликсир для Сталина, схватка за секретные архивы, бешеные погони и страстная любовь – все переплелось в этом захватывающем триллере. Отличный роман!»

Тут в романе есть много мистических тем. Когда Ника засыпает, ей снится сон, практически вещий. Когда вытаскивают с того света практически главного героя, он тоже в мистическом сне. Вообще насколько мистика здесь переплетается с реальной жизнью? И насколько реальная жизнь с этой мистикой коррелируется?

Н. Пушкова:

- Вы знаете, мистика, я не отношусь к людям, которые… Я не атеист, я верю в божественное присутствие, я верю в бога. И я верю в мистическое присутствие. Назовите это божественным присутствием, как хотите называйте это. Но божественное присутствие. Человеку всегда воздается по вере его. Если ты веришь в любовь, она случится в твоей жизни. Нельзя уверять, что этого нет. Вот произошла революция в России, и вернулись пионеры и в своих семьях, которые всегда верили в бога, со злорадством сказали, что все, бога вашего нет. А куда же он подевался?

Есть краеугольные камни, с которых нельзя соскакивать. Есть основа, есть плита, на которой ты стоишь. Нельзя быть новодельным. Нельзя сказать: ах, у нас новое государство, нам всего 30 лет… Нам не тридцать лет. У нас тысячелетняя история. И если у тебя не будет присутствия ощущения того, что ты не новодельный, что у тебя не вот – махнул, и все, а дальше пустота, что у тебя корень глубокий, в этом корне было очень много, начиная и от мистического присутствия. Были мистические победы, божественные победы. Когда на нас шла громада.

Мы недавно праздновали 75-летие Великой Отечественной войны. Ведь Гитлер смахнул всех, Гитлер подчинил всех. А как же он не подчинил Россию, когда он оперся на всю Европу, во всей мощи своей. На него работали все порабощенные страны, промышленности. И он пришел куда? И разве это не божественное присутствие, когда уже от Москвы его стали гнать и переть? И Москву, столицу неверующий Сталин велел обнести на самолете иконой. Столицу, на подступах к которой уже стояла гитлеровская машина всесокрушающая. А разве это не мистическое присутствие? Или божественное присутствие.

Если человек из своей жизни удаляет вот это самое мистическое или божественное присутствие, его жизнь будет скудна. Верой силен человек. Всякой верой. Поэтому эта самая ваша «НЕфантастика» она будет присутствовать только тогда реальностью, если вы будете, если хотите, веровать. Верую! – как восклицал герой Шукшина. И вот верую в науку, верую в прогресс! – кричал он. И у него в жизни случался этот прогресс. Верую в любовь! И в его жизни она происходила. Верую в электричество! Если у вас нет любви, может быть, у вас просто лампочки нет. Это все равно что сказать: электричество не изобретено. Так включите свет или вкрутите лампочку, и ваша жизнь осветится. Сделайте что-то в своей жизни.

В. Торин:

- Нина Пушкова – супруга председателя комитета Госдумы по международным делам и ведущего программы «Постскриптум» на телеканале ТВЦентр.

Н. Пушкова:

- Он сейчас сенатор и глава комиссии по средствам массовой информации.

В. Торин:

- Кто у вас в семье главный?

Н. Пушкова:

- Нашей семье 45 лет. И в семье не может быть кто-то главный, кто-то не главный. Это семья, в которой, если у тебя получается это лучше, то в этой ситуации ты главный. В чем-то я ловчее, у меня лучше получается, значит, я здесь буду главная. Это симбиоз. Семья, которая долго живет вместе, там главенствование распределено по ситуации. Если у кого-то получается карьера, кто-то говорит, что у меня тоже своя жизнь, тоже своя карьера, то будьте уверены, может не состояться и то, и другое.

В. Торин:

- Вы поддерживаете друг друга?

Н. Пушкова:

- Я считаю, что в любой семье должны все поддерживать друг друга. И не должно быть – твоя проблема, моя проблема. Вы женитесь для того, чтобы решать проблемы вместе. И я считаю, что если вы сумеете научиться создавать совместность, то вас ничто не разведет в этой жизни.

В. Торин:

- Книга «Эликсир бессмертия», правда ли, что именно Алексей Пушков был первым читателем?

Н. Пушкова:

- Как и я – первый зритель «Постскриптума». А он же не только политик, он же 23 года ведет программу на телевидении. Я у него первый зритель, а он у меня – первый читатель. И первый редактор. И он мне дал совет: никогда не убивай главных героев. Ника должна была погибнуть.

В. Торин:

- Спасибо!

Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Apple Podcasts, Google Podcasts, ставьте оценки и пишите комментарии!

Для нас это очень важно, так как чем больше подписчиков, оценок и комментариев будет у подкаста, тем выше он поднимется в топе и тем большее количество людей его смогут увидеть и послушать.