«Последняя кладовая планеты»: Брилев рассказал, что за богатства Антарктики идет самая настоящая битва. Пока словесная

[НЕ]фантастика - подкаст о будущем, в котором [ТЕПЕРЬ] возможно всё! Известные визионеры - писатели, бизнесмены, политики - обсуждают, каким стал мир в эпоху коронавируса. А самое главное - что нас ждет дальше: завтра, через год или даже десятилетие.
Писатель Владимир Торин и журналист Сергей Брилёв обсуждают, какие страны претендуют на южный полярный континент, спрятал ли Гитлер там золото рейха, зачем женщин отправляли рожать в Антарктиду и как в царстве льда появился памятник Беллинсгаузену

В. Торин:

- Добрый день! Это программа о будущем, в котором теперь возможно все! У нас вышла программа в пятницу, которая была посвящена Арктике. Столько вопросов, сколько мы получили от наших радиослушателей, мы даже не представляли! Поэтому сегодня мы попытаемся поговорить про Антарктику, что тоже не менее интересно.

У нас в гостях Сергей Брилев, российский журналист и телеведущий, общественный деятель, заместитель генерального директора телеканала «Россия». Здравствуйте!

С. Брилев:

- Здравствуйте, Владимир!

В. Торин:

- Что интереснее: Арктика или Антарктика?

С. Брилев:

- Арктика ближе, Антарктика более труднодоступна, поэтому лично по мне интереснее, хотя я бывал и там, и там.

В. Торин:

- Когда мы говорили про Арктику, все время истории про снег, про погоду, все исходило из геополитики. К тому, что вокруг Арктики много стран, которые на нее претендуют. Все что-то хотят от нашей с вами Арктики.

Антарктика - некое такое природоведение. Пингвины, киты, нет там мощного геополитического сражения. Или это не так?

С. Брилев:

- В пятницу у вас был замечательный собеседник Валерий Владимирович Лукин. Он многие десятилетия отработал в Арктике, а потом многие десятилетия был начальником сначала советской, а потом российской антарктической экспедиции. Мы с ним познакомились в 1992 года в Монтевидео после окончания его экспедиции на дрейфующих льдах с американцами.

В. Торин:

- Он пятьдесят лет отдал изучению Арктики.

С. Брилев:

- Он абсолютно… Я его обожаю. Российский фонд фундаментальных исследований одобрил к публикации мою новую книгу «Забытые фронты», где Антарктике посвящена огромная глава. И несколько раз я там на Валерия Лукина ссылаюсь, потому что он абсолютный гуру.

Я вас удивлю одной вещью сразу. Знающие люди - буквоеды, говорят, что последние выстрелы Второй мировой войны случились после капитуляции Японии 3 сентября 1945 года на японских Хабомаи. Хотя, на деле, там выстрелов не было, просто советские солдаты высадились, а японцы сдались. На самом деле последний выстрел Второй мировой - это 1 февраля 1952 года в Антарктиде, когда при попытке высадки туда британцев на свою базу огонь по ним открыли с аргентинской станции «Эсперанса».

В. Торин:

- Господи, какой кошмар!

С. Брилев:

- Абсолютно. Смотрите, на Антарктиду, на Антарктику, а чуть позже я объясню разницу между этими двумя понятиями, она очень существенна, претендует стран даже побольше, чем на Арктику. По договору антарктическому территориальные претензии заморожены, но не отменены. Есть куча государств в мире, которые когда рисуют свою карту, рисуют еще такой треугольник в Антарктиде, который похож на кусок пирога. Навскидку, справка не под рукой, думаю, не ошибусь.

На Антарктику официально претендуют Аргентина, Чили, Британия, кстати, у этих трех стран претензии практически совпадают. Франция, Норвегия, Австралия. На весь континент Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки. Кого я забыл? Норвежцев сказал? Круто?

В. Торин:

- Ничего себе! Это много. Говорят, еще Новая Зеландия.

С. Брилев:

- Совершенно справедливо.

Недавно вышло исследование чилийского ученого Даниэля Торреса, а вот это абсолютно политическая история, который нашел в Антарктиде череп. В Антарктиде есть в принципе черепа, кладбище, но он нашел череп на берегу, изучил его и с научной точки зрения безупречно. И определил в этом черепе череп молодой индианки из Южной Америки.

В. Торин:

- Очень странно! Как туда доплыть…

С. Брилев:

- Теоретически это вероятно. В принципе, китобои, которые начинали свой путь в Аргентине, в Чили вполне могли взять с собой на борт кухарку, наложницу из числа местных жительниц, там есть племена на очень крайнем юге. Однако самое интересное в этом исследовании было то, что ученый, будучи из Чичен-Ица, говорит, знаете, она не просто представитель коренных народов Южной Америки. Судя по всему, она погибла в Антарктиде между 1819 и 1825 годом. Внимание! Беллинсгаузен, Брансфилд и Палмер, россиянин, британец и американец, увидели Антарктиду где-то в 1820 году. Первым Беллинсгаузен, несомненно, но там с разницей в несколько недель, эти три мореплавателя и увидели. А здесь речь идет о 1819 году, то есть, через череп этой несчастной девушки, погибшей в Антарктиде, чилийцы лишний раз говорят, что вот у нас племена-то…

В. Торин:

- Слушайте, это же наша территория.

С. Брилев:

- Исконно наша чилийская земля. Очень интересно! И, на самом деле, этой истории уже не один век. Программа же про будущее? Рано или поздно может взорваться.

В. Торин:

- Если с Арктикой все более-менее понятно, но мы все понимаем, там есть шельф, его все пытаются разрабатывать. Там огромное количество разнообразных полезных ископаемых. А про Антарктиду вообще пока ничего не известно, никто там ничего не разрабатывает.

С. Брилев:

- В том-то и дело, что известно. Хорошо, что пока действует протокол 1990 года, который объявил мораторий на геологоразведочные работы. Потому что первые работы, которые были сделаны, вскрыли там невероятные совершенно богатства. Судя по всему, они там лежат.

Уже все знают, что Северный морской путь тает, Арктика становится более открытой. И в Антарктиде начались очень похожие процессы. И когда я первый раз прилетел в Антарктиду в 2014 году, мы от чилийской взлетно-посадочной полосы до российской базы «Беллинсгаузен» добирались минут сорок на вездеходе, с трудом пробиваясь через снег. В прошлом году я, извините за нескромность, поставил памятник Беллинсгаузену на станции одноименной в честь двухсотлетия, это была моя идея. Так вот мы в прошлом году ехали по зеленой Антарктиде. Снега не было, лишайники, мхи, комары появились в Антарктиде в прошлом году. Их завезли британские полярники, но они, тем не менее, могут теперь там жить. И в прошлом году на аргентинской станции был зафиксирован температурный рекорд +16 градусов. Понятно, что это не касается всей Антарктиды, но речь идет об антарктической ривьере, Антарктический полуостров, который на карте ближе всего к Южной Америке.

Антарктида такая кругленькая, а тут такой язык отходит. И этот язык называется Антарктическим полуостровом.

В. Торин:

- И там находится станция «Эсперансо»?

С. Брилев:

- Там находится антарктический интернационал, если хотите. На острове, который на русских картах значится как Ватерлоо, там одновременно сидят россияне, чилийцы уругвайцы, бразильцы, перуанцы, эквадорцы, корейцы, поляки, с той стороны британцы. Там много кто. И любая станция - это заявочный столб. Заявочный столб на те самые богатства, о которых мы с вами начали говорить. Нефть и газ на шельфе есть совершенно точно. Похоже, что сектор Антарктиды, который смотрит на Австралию, геологически очень похож на Австралию, а значит, есть алмазы. Не говоря уже, что есть много чего еще. И лед, вода, айсберги - совершенно понятные вещи. Это последняя кладовая планеты, вокруг которой мы будем много чего видеть. И вокруг которой уже рождаются всякие мифы.

Я уверен, что вы хотите меня спросить, скрылся ли Гитлер в Антарктиде?

В. Торин:

- Конечно! Я уже прочитал про эту историю, что многие считают, что где-то есть секретный подземный бункер, где скрылся Гитлер после окончания Второй мировой войны.

С. Брилев:

- Начну чуть издалека. Действительно, первыми вокруг Антарктиды начали ходить, искать ее сначала британцы в лице капитала Кука, Беллинсгаузена, Лазарева и пошло-поехало. Но вот уже на рубеже девятнадцатого-двадцатого веков в 1901 году туда отправляется экспедиция урожненца Кенигсберга Эрих фон Дригальского. В 1911-1913 году на деньги кайзера там оказывается корабль «Дойчланд».

В. Торин:

- Сергей, я так понимаю, вы будете развенчивать легенду о том, как Гитлер спасся где-то там, в антарктических льдах. Потому что есть такой устоявшийся миф, что какая-то подводная лодка уплыла и Гитлер спрятался в Антарктиде. Сергей, правда это или нет?

С. Брилев:

- Речь идет о двух немецких подводных лодках – U-530 и U-977, которые 10 июля и 17 августа 1945 года вдруг неизвестно откуда подходят к берегам Аргентины и сдаются. Еще раз, июль и август 1945 года, через несколько месяцев после победы немецкие подлодки неизвестно откуда, из Атлантики подходят к Аргентине и сдаются.

Когда решаешь нехитрую математическую задачку образца средней школы (4-й класс, 2-я четверть), умножаешь скорость на расстояние, то, конечно, где-то эти подлодки болтались. Потому что с мая до августа идти до Аргентины – это значит очень медленно идти. Соответственно, родилась теория о том, что они вышли из Северной Атлантики, от Норвегии и пошли себе с Гитлером (или золотом партии) на борту и ушли в Антарктиду. Выгрузили там это все, а потом развернулись и пришли в Аргентину, сказали: вот мы, здравствуйте, очень приятно.

Красиво. Но история абсолютно разбивается о тот непреложный факт, что июль и август в южном полушарии – это зима. Нынешняя атомная подводная лодка не пробьется через антарктические льды, не говоря уже о дизельных подлодках. Так что никакой Гитлер и никакое золото партии, конечно, туда не дошли, но загадка, связанная с тем, где же эти подводные лодки болтались, безусловно, есть. Что-то они по пути делали. А уж то, что у немцев интерес был к Антарктике, это совершенно непреложный факт.

В. Торин:

- Да, Гитлер же очень много интереса проявлял именно к Антарктиде.

С. Брилев:

- В 1901 году уроженец Кенигсберга фон Дригальский первый из немцев появляется у берегов Антарктиды. В 1911-1913 годах на деньги кайзера Вильгельма туда идет немецкий корабль «Дойчланд». В 38-39-м, уже при Гитлере, к Антарктиде подходит немецкое судно «Швабе». Гидросамолеты, очень хорошо оборудованные, начинают облет оазиса на берегу Антарктиды. Называют его Новая Швабе. По некоторым данным, даже разбрасывают с гидросамолета цилиндры со свастиками, чтобы узаконить претензию рейха на Антарктиду.

Потом, когда в этой зоне оказались совместно советские и германские исследователи из ГДР и потом, когда Германия объединилась, а у наших было не очень много денег, был объявлен даже приз за то, что кто-то найдет такой цилиндр. И хотя тогда деньги нужны были всем, искали, но не нашли. Так что про цилиндры, скорее всего, миф. Но то, что немцы там были, это совершенно точно. А вот зачем они там были…

Перейду к другой истории. В 1978 году кровавая аргентинская военная хунта сажает на самолет бедного офицера-подполковника с его беременной женой и говорят: летите-ка вы, ребята, в Антарктиду и рожайте нам там ребеночка. Офицеру деваться некуда – приказ. Он летит. Жена рожает. И, таким образом, аргентинцы становятся первой нацией, у кого родился ребенок в Антарктиде – лишнее подтверждение того, что исконно аргентинская земля.

Соседи чилийцы очень переживают, там в этот момент Пиночет, им нужно как-то ответить. И в 84-м году в Антарктиде рождается гражданин Чили. При этом особо подчеркивается, что этот гражданин Чили был не только рожден в Антарктиде, он был там зачат. Это соревнование продолжалось до недавнего времени…

В. Торин:

- Таким образом, все набрасывают какие-то свои претензии.

С. Брилев:

- Да, набрасывают. Это соревнование только недавно закончилось, когда из соображений гуманизма просто перестали несчастных женщин туда отправлять рожать. Но было это соревнование, у кого кто родится первым.

Если посмотреть на политическую карту мира, вы обнаружите очень странную вещь. Политическая карта мира раскрашена в разные цвета – зеленый, розовый, синий. И есть такая зона внизу – Антарктида, она белая, она ничья. Антарктида по международному договору начинается южнее 60-й параллели. Но если вы приглядитесь, вы с большим удивлением и выше 60-й параллели обнаружите две территории, закрашенные в белый цвет. Это спорные Фолклендские (Мальвинские) острова и это остров Южная Георгия.

В. Торин:

- За Фолклендские (Мальвинские) острова еще совсем недавно шла война.

С. Брилев:

- Да, недавно. Я сразу вам скажу, что это была репетиция будущей войны за Антарктиду, к сожалению. А на Южной Георгии первый ребенок родился в самом начале ХХ века в семье этнического норвежца, перешедшего в британское подданство (тогда еще было подданство, а не гражданство). И Южная Георгия была крупнейшей базой китобоев.

А теперь соединяю две истории. В 1940 году из Балтики выходит непонятный корабль. Когда он идет по Балтике, когда он идет по Атлантике, на его трубе серп и молот и написано, что это «Печора». На самом деле так немцы закамуфлировали под советский корабль «Печора», чтобы всех обмануть, свой корабль «Пингвин». Этот «Пингвин» провел в море 357 дней, покрыл расстояние в 59 тысяч миль и является самым успешным немецким корсаром времен Второй мировой войны. Он потопил или захватил 28 судов. И главным его призом было под 20 британских и норвежских судов, захваченных в один день около Южной Георгии.

Еще раз представим. Корабль «Пингвин» идет с самого севера Европы зачем-то к Антарктиде, к Южной Георгии и захватывает суда китобоев с китовым жиром. Зачем, как вы думаете?

В. Торин:

- Для чего нужен китовый жир?

С. Брилев:

- И тащат потом это в Европу через полмира (во Францию они пригнали). И все это было в интересах рейха. Рейх, таким образом… Ну, на Западе же другое восприятие войны, первым делом вспоминают о еде. На Западе захваченный тогда «Пингвином» китовый жир прежде всего вспоминается в контексте того, что, таким образом, рейх обеспечил на полгода свои потребности в маргарине. Но еще китовый жир – это чистый глицерин. А из глицерина делалась взрывчатка. Поэтому те бомбы, которые взрывались вот здесь, на советской земле, велик шанс, что были сделаны из антарктического китового жира. Но это только один из примеров того, какие же там ресурсы и как это все очень важно для всей планеты, в том числе, к сожалению, и в военном смысле. Хотя здесь нам всем нужно просто молиться на мудрость, которой хватило всем, кто 1 декабря 1959 года подписал международный договор об Антарктиде, по которому территориальные претензии заморожены (но, как я уже сказал, не отменены), и по которому это зона мира и дружбы (хотя это не совсем так).

В. Торин:

- Зачитаю вопрос. «А как вы все в Антарктиду попадаете?» - спрашивает человек из Воронежа.

С. Брилев:

- Расскажу. На самолете. Но как его зафрахтовать, это отдельный рассказ.

В. Торин:

- То есть для этого нужно быть небедным человеком?

С. Брилев:

- Не только небедным. Там есть еще одна очень интересная политическая история, которую нарушают все, кто при этом громогласно подписывает священные правила посещения Антарктиды.

В. Торин:

- Где же мы в марафоне за Антарктидой? Многие наши радиослушатели задают многочисленные вопросы про Антарктиду. И уже три человека спросили, как можно попасть в Антарктиду? Что для этого надо? Как туда попадают люди? Сергей, вы неоднократно были в Антарктиде. Как вы туда попадали?

С. Брилев:

- Для начала я должен тогда допредставиться. Я в своей параллельной жизни являюсь кандидатом исторических наук, сейчас защищаю докторскую диссертацию. И я написал целую серию книг про российско-британские, российско-латиноамериканские отношения, в том числе, с моим английским соавтором Бернардом О’Коннором. И я являюсь соучредителем и президентом института Беринга и Беллинсгаузена. Это неправительственная организация, учрежденная в городе Монтевидео в стране Уругвай. Уставная задача - развития российского-латиноамериканского диалога. И я попадал в Антарктиду, прежде всего, в этой своей ипостаси.

Больше того, сначала всех расстрою. Действительно, требуется серьезный ресурс, если ты задумываешь такие поездки. Когда мы делали первый наш заезд в Антарктиду, мы делали совместное мероприятие с полярниками России, Чили и Уругвая. И часть оборудования нам по знакомству завозили уругвайские военно-воздушные силы. Это, действительно, сложная логистика.

Самый простой способ туда попасть - это поступить на работу в институт Арктики и Антарктики. Улица Беринга, город Санкт-Петербург.

В. Торин:

- Как Валерий Лукин это сделал.

С. Брилев:

- Да. Замечательный институт. И если мне не изменяет память, российские антарктические экспедиции находятся на пятом этаже или на шестом.

Как туда попасть в обычной жизни? Надо долететь до города Пунта-Аренас, это Чили, это берег Магелланова пролива. И это можно делать регулярными рейсами. Это, конечно, деньги, но сел и долетел. А вот дальше да, ты зависишь от местной авиакомпании, которая называется DAP. У нее в распоряжении два типа самолетов - шестиместный и сорокаместный. Стоит это очень приличных денег. Фрахтуешь ты его на двое суток. Если в эти двое суток нет погоды, ты потерял свой рейс. У меня в последний полет была просто паника, потому что мы взлетели в последние 45 минут от наших двух суток, ну, не давали погоду. Там ужасная погода над проливом даже в летний сезон.

Это приличные деньги, но в силу того, что я ставил памятник, предыдущие два года набирал спонсоров на производство памятника, на его транспортировку, у меня эти деньги были.

В. Торин:

- Это очень дорого, наверное?

С. Брилев:

- Когда я в 2014 году туда приехал, меня водят по Антарктиде и говорят, вот смотрите, вот русский храм есть, все хорошо. Вот чилийская школа, вот чилийский спортивный зал, вот отделение чилийской почты, вот чилийская мобильная связь, то же самое у аргентинцев. А вот памятник чилийцу. Кто такой, спрашиваю? Это вот такой лейтенант Марш. Спрашиваю: кто-то знаменитый? Без всякой иронии, это, действительно, выдающийся человек. Он осуществил первый авиарейс туда. Говорю, а Беллинсгаузен-то где? Который это все открыл. А Беллинсгаузена нет. И я понял, что костьми лягу, но поставлю там памятник. И замечательный российский скульптор Алексей Леонов сделал нам двухметрового бронзового Беллинсгаузена. Его же работу - памятник Гагарину я ставил в Гаване. Я сначала хотел поставить его по всему маршруту Беллинсгаузена, но это большие деньги. И сейчас, к сожалению, политические обстоятельства не позволяют это делать.

Мы поставили один памятник в Монтевидео, он смотрит у нас с площади Уругвая в сторону Антарктиды. Кстати, уругвайская гвардия участвовала в открытии этого дела. Забегая вперед, уже отплыл третий и последний, наверное, памятник из этой серии в Рио-де-Жанейро, где Беллинсгаузен швартовался, он будет стоять на месте швартовки. А второй, самый главный для меня памятник, ради которого я все это придумал, он стоит теперь напротив станции Беллинсгаузена в Антарктиде. И все корабли, а в основном туда приходят корабли и научные, и круизные (еще один способ туда попасть, но это совсем безумные деньги), они при входе в Антарктиду видят русскую церковь Святой Троицы и памятник Беллинсгаузену. И я очень доволен, что получилось это сделать.

В. Торин:

- Очень важный момент. Вы прямо являетесь человеком, который пропагандирует ту самую мягкую силу? Мы - Россия в Антарктиде. Вот Беллинсгаузен…

С. Брилев:

- Обратите внимание, я это делаю в сотрудничестве с моими друзьями, с уругвайцами, с аргентинцами, с англичанами многие проекты осуществляю. Я, может, наивно, но продолжаю верить в то, что дипломаты называют безальтернативностью международного сотрудничества. Мы сейчас с Бернардом О’Коннором выпустили два тома подряд книжек про сотрудничество британской и советской разведки во время Великой Отечественной войны. А в издательстве «Кучково поле» сейчас у меня выходит книжка «Забытые фронты», где у меня участники Второй мировой войны, воевавшие на нашей стороне, как Суринам, Гренада, Южная Африка. Можно над этим хихикать, но, знаете, это были небольшие государства, которые сотни и тысячи своих солдат отправляли на фронты. Считаю, что такую память надо беречь.

В. Торин:

- Мы с вами вспоминали о Фолклендских (Мальвинских) островах. Недавно там была война…

С. Брилев:

- 1982 год.

В. Торин:

- И вы сказали, что это некая репетиция перед некими возможными военными действиями в Антарктике. Расширьте свою мысль.

С. Брилев:

- На данный момент главными гарантами неприкосновенности Антарктиды являются Москва и Вашингтон. Это очень странно звучит по нынешним временам, но есть тема, где позиции Москвы и Вашингтона абсолютно идентичны друг другу. И Москва, и Вашингтон зарезервировали за собой право на весь континент на правах первооткрывателей. У американцев есть свой герой - Палмер на этот счет. И политическая воля Москвы и Вашингтона сдерживает то, что могло бы получиться.

Кстати, англо-аргентинская война 1982 года, она была не только за Фолкленды (Мальвины), но еще и за Южную Георгию, за Южные Сандвичевы острова. Между прочим, обе страны включают эти острова в одну общую провинцию, значительная часть территории находится, собственно, в Антарктике и в Антарктиде. Антарктика - это все что южнее 60-й параллели.

Есть масса серых зон в международном праве. Например, вот договор - он про все, что южнее 60-й параллели. Но там, если вчитываться, а если совсем по-простому - договор, он про землю, но он не про воду. Кому принадлежит шельф? Сейчас есть такой мухлеж со стороны ряда стран. Что они делают? Они говорят, вот мы беспокоимся за экологию, поэтому мы в антарктических водах объявляем такую зону охраны природы. И на что возразишь? Криль, киты, пингвины. Допустим, Австралия говорит, что мы провозглашаем зону экологии вот в такой-то зоне, которая как-то вдруг совпадает с тем сектором, на которую Австралия претендует, пусть и заморожено. Получается, признавая зону, невольно принимаешь их суверенитет. Правда?

В. Торин:

- Конечно.

С. Брилев:

- И как только ослабла Россия в 90-е годы, что стало происходить? Начальники чилийских станций, которые до этого были, ну, соседи, говорят, знаете, я не просто начальник чилийской станции. Я - начальник чилийского порта. А почему бы «Академик Федоров», придет смета, почему бы ему не зарегистрироваться у меня, как у начальника порта?

В. Торин:

- Анастасия из Нижнего Новгорода спрашивает: «Скажите, когда заканчивается заморозка (я имею в виду, действие международных договоров)?» «А когда будут делить Антарктиду?» - спрашивает Юрий из Самары. «Когда же начнется война, к чему готовиться?» - спрашивает наш радиослушатель из Челябинска.

С. Брилев:

- Владимир, я перефразирую этот вопрос. Когда прекратится глупость? А вот тут немножко поподробнее.

Когда я летел оба раза из Чили в Антарктиду… Для меня и для вас сейчас нет ничего странного во фразе: я летел из Чили в Антарктиду. Это экзотика, но с точки зрения грамматического управления нормально – из Чили в Антарктиду.

В. Торин:

- Пожалуй.

С. Брилев:

- А когда ты в аэропорту Punta Arenas в Чили садишься на самолет, который везет тебя в Антарктиду, я начал тревожно оглядываться, говорю: «Подождите, а погранконтроль? Мы же покидаем Республику Чили». На что чилийцы говорят: «Не нужен погранконтроль. Вы продолжаете путь по Республике Чили».

В. Торин:

- То есть Антарктида – это часть Республики Чили?

С. Брилев:

- И то же самое вам скажут в Аргентине, когда вы полетите на аргентинский аэродром в Антарктиде. Вам скажут: «Не надо проходить погранконтроль, вы продолжаете путешествие по Аргентинской Республике».

Что здесь принципиально важно? Ну, деваться некуда, это чилийский перевозчик, фиг с ним (извините за вульгаризм). Не поставил я штамп, и мне бы его никто не поставил. В первую поездку произошла одна история, а во вторую другая. Начну с первой поездки. Одновременно со мной в Антарктиду выдвинулась группа российских законодателей (назовем их так).

В. Торин:

- Депутаты Госдумы, видимо.

С. Брилев:

- Ну, давайте скажем так, российских законодателей, которые незадолго до этого проголосовали за закон, который регламентирует посещение Антарктиды. При посещении Антарктиды человек с российским паспортом обязан проинформировать об этом Росгидромет и получить соответствующее разрешение от Росгидромета. Это очень разумная вещь. Да, она как бы земля всеобщего сотрудничества. Там работает суверенная твоя станция, ты едешь в ту сторону, ты обязан выполнять нормативы антарктического договора о защите окружающей среды и т.д. Не получают они таких разрешений. Хуже того, в аэропорту Punta Arenas стоит Ил-76 с казахстанской регистрацией (на хвосте самолета всегда написана национальная регистрация).

В. Торин:

- Там еще флажок находится какой-нибудь, как правило.

С. Брилев:

- Ну, иногда есть флажок, иногда нет. Казахстанская регистрация. И на этом Ил-76 в том числе россияне летали в Антарктиду. Для справки. Казахстан присоединился к договору об Антарктике то ли в прошлом году, то ли в позапрошлом. То есть до этого люди не испрашивали разрешения Росгидромета, садились на самолеты страны, не входящей в договор об Антарктиде, летели в эту Антарктиду из чилийского аэропорта, тем самым признавая, что Чили могут сами, по своему разумению рулить самолетами из стран, не подписавших договор. Я сейчас уже не говорю о том, что если бы у этого Ил-76, не дай бог, пролилось какое-нибудь масло при приземлении, по какому закону им отвечать (по крайней мере, было, пока Казахстан не вступил) за экологический ущерб? Абсолютно серая зона.

Но когда ты еще на все это соглашаешься, не испрашивая разрешения Росгидромета, это абсолютное безобразие. Поймите меня правильно, я не пытаюсь кого-то уколоть триколором. Речь идет об уважении к системе международных договоренностей. Этого, к сожалению, не происходит. А вот таким образом происходит эрозия антарктического договора, эрозия порядка, который худо-бедно есть. Да, действительно, аргентинцы стреляли в британцев, британцы разрушали чилийские (но прежде всего, аргентинские) станции, это был 42-43-44-й год.

Но в то же самое время Антарктида – это очень клевое место, где действительно есть полярное братство. И где, между прочим, очень многие вещи работали, несмотря на… Два примера вам назову. Пиночет летал в Антарктиду.

В. Торин:

- Зачем?

С. Брилев:

- Чтобы лишний раз подчеркнуть собственный суверенитет. Но соседями чилийской станции «Фрей» является как раз станция «Беллинсгаузен». У нас не было дипотношений, чилийские коммунисты томились в тюрьмах, но чилийцы знали, что если им нужна медицинская помощь, нужно обращаться к советским. И Пиночет приветствовал советских полярников.

Потом были сложные отношения Советского Союза с Южной Африкой. Но что касается Антарктиды, советские суда могли заходить в Кейптаун. Антарктида – это место компромисса. Но чтобы это был компромисс, чтобы это было действительно мирное сосуществование, совместное исследование континента, с уважением друг к другу, нужно все-таки уважать и страну, откуда ты летишь.

В. Торин:

- Спрашивают: «Где российский порт в Антарктиде?», «Что будет делать Россия в Антарктиде?», «А у нас есть территориальные претензии или нет?» Какое будущее России в Антарктиде видите вы?

С. Брилев:

- Россия на правах страны-первооткрывателя зарезервировала за собой весь континент, поэтому Россия не признаёт территориальных претензий остальных и вообще полагает это, в случае чего, только своей землей. Но в силу того, что то же самое говорят американцы, мы поэтому являемся гарантами. Россия создала в советские годы великолепную сеть станций по всему периметру антарктического континента. Она в 90-е годы деградировала, часть была закрыта. Но потом усилиями замечательных подвижников удалось все это возродить. Это сейчас, конечно, не тех масштабов, как советские, но если считать в процентах, то больше, чем 50% (я думаю, процентов 70) от того, что было в советские годы, сохранено. Слава богу, ходит «Академик Федоров», слава богу, сохранились суда, сохранен институт. И вообще, сейчас у России в Антарктиде есть, что поремонтировать, есть, что пополировать, но в целом Россия в Антарктиду вернулась.

В. Торин:

- Спасибо огромное.

Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Apple Podcasts, Google Podcasts, ставьте оценки и пишите комментарии!