Автостопом по галактике! Будущее космического туризма

[НЕ]фантастика - подкаст о будущем, в котором [ТЕПЕРЬ] возможно всё! Известные визионеры - писатели, бизнесмены, политики - обсуждают, каким стал мир в эпоху коронавируса. А самое главное - что нас ждет дальше: завтра, через год или даже десятилетие.
Владимир Торин и лётчик- космонавт Российской Федерации, Герой России Фёдор Юрчихин поговорили о космическом туризме, его перспективах, зачем миллиардеры устроили новую космическую гонку и о том, насколько корректно сравнивать успехи американцев и россиян в Космосе

В. Торин:

- Здравствуйте! Это программа о будущем, в котором теперь возможно все!

Космос. Сегодня мы говорим про космос. Во вторник ленты всех новостей мира взорвала новость про американского миллиардера, бывшего генерального директора AMAZON Джефа Безоса, который стартовал на корабле New Shepard в космос, установил несколько рекордов, взял с собой самого пожилого на сегодня космонавта – это 82-летний ветеран космической программы Уолли Фанка. И своего 18-летнего сына, голландского бизнесмена Оливера Дэймена.

На этой неделе много говорили про космос. Итак, у нас в гостях Федор Николаевич Юрчихин, летчик-космонавт, Герой России. Здравствуйте!

Ф. Юрчихин:

- Добрый день всем!

В. Торин:

- Как вам вот этот вот неожиданный интерес к космосу?

Ф. Юрчихин:

- Он не неожиданный. Понятно, всем было интересно. И тот, и другой – оба американца, создав свои фирмы, долго шли к тому, что они обещали сделать. Они дошли. Они это сделали. Единственная ремарка – давайте не употреблять термин «космонавт» по причине того, что здесь несколько иной. Космонавт – это профессионал, который работает. Покупая билет на самолет, совершив рейс, вы получаете книжку летчика или пилота?

В. Торин:

- Видимо, нет.

Ф. Юрчихин:

- Вот так вот и здесь.

В. Торин:

- То есть, происходит подмена понятий?

Ф. Юрчихин:

- Да. Я бы хотел сразу определиться, что есть такое понятие, как подменяя понятий. Безусловно, очень интересно все это, но к профессии космонавта эти полеты, с моей точки зрения, они имеют опосредованное отношение.

В. Торин:

- Вы в космосе были четыре раза.

Ф. Юрчихин:

- Пять.

В. Торин:

- Приходит вопрос от наших слушателей. «Я тоже хочу полететь в космос». Это говорит человек из Воронежа.

Вот сама идея, что простой человек, не космонавт, может взять и полететь в космос. Даже пожилой человек или совсем юный. Многие наши радиослушатели не помнят, но самым первым туристом в космосе был американский миллионер Деннис Тито, который в 2001 году заплатил деньги Российскому государству и попал на орбитальную станцию МКС.

Что изменилось с тех пор?

Ф. Юрчихин:

- Достаточно сложно журналистов убеждать в том, что Деннис Тито не совсем то, что есть, у него есть официальное название – участник космического полета, потому что утверждая его в полет, все страны продумывали, в каком статусе он может находиться на МКС. И совершить полет. Именно полет в данном случае, это тоже надо понимать.

Говорить о том, что это турист? Я приводил пример с самолетом. Никакой стюардессы рядом не было, кофе ему никто не подавал. На самой МКС он обслуживал себя сам. Участник космического полета – это минимальное, но необходимая подготовка для того, чтобы человек умел сам себя обеспечивать связью ли, подготовкой питания ли.

В. Торин:

- Вот чем отличается космический турист от реального космонавта! Хорошо, это интересный вариант.

В. Торин:

- И в случае нештатных ситуаций они могут, они обязаны работать вместе с экипажем. Поэтому и эту стезю мы тоже не упускаем.

А что касается научных работ, вот спасибо, вы вывели меня: Деннис Тито, у него практически ничего не было. Он сказал, что это мечта с детства. И он хочет просто получить удовольствие от космического полета. И он его получал.

Но давайте приведу пример. Марк Шаттлворт, он взял с собой эксперименты тех университетов, с кем он сотрудничал, который заканчивал и проводил их наверху. У него была достаточно обширная своя частная научная программа. Чарльз Симони, с которым мне удосужилось в 2007 году стартовал в космос, я видел, как он работал. Он взял эксперименты, знаете, это был небольшой всплеск в Венгрии, потому он – уроженец Венгрии, а Венгрия помнит своего первого космонавта Барталана Фаркаша, Чарльз Симони пригласил на космодром на его старт его. Но при этом у Чарльза была достаточно большая программа, в том числе, возродилась программа, которая в рамках Интеркосмоса Венгерская республика тогда вела с Советским Союзом – это изучение радиоактивного фона. Чарльзу Симони настолько это понравилось, представьте, он второй раз заплатил деньги и второй раз полетел в космос. У него тоже была своя обширная частная программа.

Я могу привести много примеров и с другими, поверьте, эти ребята не туристы. Они участники космического полета.
В. Торин:

- Нам пишут радиослушатели, что они очень хотят в космос! Из Нижнего Новгорода нам пишет человек: я каждый день во сне летаю, хочу в космос. И что? Пусть я буду турист. Другой слушатель спрашивает: как выйти в открытый космос туристу? «Это моя мечта!» - это из Новосибирска. Другой человек пишет, что этого никогда не будет, пока Рогозин возглавляет Роскосмос.

Будущее космоса. Будут ли российские космические туристы?

Ф. Юрчихин:

- Начнем с российских туристов. Я знаю троих, а один из них Сергей Полонский, который изъявлял желание полететь в космос, но так это ничем и закончилось.

В. Торин:

- Закончилось вообще очень плохо для Полонского.

Ф. Юрчихин:

- Я в данном случае про полеты. Следующий вопрос. NASA на определенном этапе всегда возражало достаточно мягко, но возражало против участников космического полета – в простонародье туристов, которые… Вот у Роскосмоса очень хороший в данном случае опыт, начиная с Денниса Тито, на станцию МКС мы отправили несколько туристов. И в этом году в декабре заявлено два участника космического полета – два японца.

В. Торин:

- А вы уверены, что это получится?

Ф. Юрчихин:

- Этот проект интересен тем, что договор заключен в 2019 году, договор ведет фирма Space Ventures, которая имеет большой опыт с Роскосмосом именно по работам с участниками космического полета. Есть вопрос подготовки, но уверен, что это решится, тем более, зная командира корабля, который полетит с ними. И то, что это отдельный корабль, не влияющий на программу российского сегмента. То есть, на профессиональную программу.

Это интересное предложение. И это космический полет. Если мы говорим о полетах Безоса – это полет к границе атмосфера – космос, то есть, они пересекли границу и вернулись. И назвать это полетом достаточно сложно.

В. Торин:

- Там еще на 9 дней опередил Безоса Брэнсон.

Ф. Юрчихин:

- Есть понятие Линия Кармана - 100 километров. Линия Кармана – это условная граница атмосферы и космоса. Грубо говоря, пересек границу Линии Кармана и ты стал космонавтом? Мы об этом уже говорили. Это то же самое, как подойти к морю, вот граница моря, ты ножки сполоснул и вернулся обратно.

Почему New Shepard – корабль? Я думаю, что это связано с Аланом Шепардом, который в мае 1961 году совершил суборбитательный полет. Он поднялся на определенную высоту и тут же вернулся на землю.

Орбитальный полет. Для того, чтобы выполнить этот полет, нужна первая космическая скорость. Это баллистика. Я бы сказал так, одно дело достичь границы атмосферы и космоса, а второе – совершить космический полет. Для меня космический полет – это если тело набирает первую космическую скорость приблизительно 8 километров в секунду. Ни один из этих кораблей такой скорости не набрал, в том числе, Алан Шепард в 1961 году.

Давайте говорить о космическом полете. И полете к границе Земля – космос. У насовцев граница Земля – космос еще меньше, она в районе 80 с небольшим километров. Поэтому такие понятия или подмена понятий, они и приводят к тому, что люди, достигшие границы, вдруг становятся космонавтами, хотя космонавт – это профессия.

В. Торин:

- Это очень хорошая метафора с пассажирами самолетов. Но вот очень многие радиослушатели хотят быть пассажирами такого самолета. Более того, люди готовы платить вот эти вот миллионы долларов! И хорошо, пусть это будет не первая космическая скорость 8 километров в секунду, а всего 3, но люди хотят туда вылететь и испытать невесомость. Это возможно при нашем Роскосмосе? И в России и с нашими миллионерами.

Ф. Юрчихин:

- Расскажу про наш Роскосмос. Вы понимаете, в Америке этим заняты частные компании. Недавно завершила свою деятельность такая компания, как Космотранс. По-моему, семь лет она работала. Заявление было о постройке частного космодрома первого в нашей стране в Нижегородской области, по-моему. Подготовка к этим полетам вроде бы как, была объявлена стоимость билета, многое такое. И на сегодняшний день она почила.

Появилась новая – Success Rockets, которая занимается частным космосом и даже заявила о том, что она запустила свою частную метеорологическую ракету. Испытания прошли успешно. Что это за ракета? Обычная пороховая ракета. ГИРД- наша первая ракета, которая испытывалась Цандером и Королевым и группой исследователей реактивного движения, она была жидкостной – керосин и кислород. Все ракеты-носители частных компаний, у одного это выводится в воздушных стартах на самолете, но сам аппарат работает на жидком топливе. Понимаете, твердое топливо – это не совсем то, хотя ребята из Success Rockets, они обещают космодром, рассматривают Ростовскую область, Дагестан, еще какие-то районы наши. С задается вопрос: у нас законодательство позволяет сегодня строить частные космодромы? Есть такое понятие? Потому что это риски для окружающих. Ракеты имеют не настолько надежны пока, имеют такое понятие, как могут упасть, еще что-то. Безос занимается на своем ранчо, грубо говоря, ранчо, наверное, очень большое, если все там взлетает и там же садится.

В. Торин:

- Безусловно!

Ф. Юрчихин:

- Это вопросы государства. Государство должно законодательно как-то все это ввести в русло безопасное для граждан своей страны.

Второе. Насколько у них хватает финансов? Безос, он самый богатый человек мира, SpaceShip, там, по-моему, 4-7 миллиардов долларов всего у него личных финансов. Но при этом он это сделал. Построил интересный самолет, интересную модель.

Будут ли у нас билеты? Здесь, ну, пускай меня обвинял, назовут русофобом – есть такое понятие у нас в последнее время, если что не так, всех называют русофобами, но ребятам, которым хотелось бы полететь, коснуться границы, быть туристами, не быть космонавтами, я бы рекомендовал накопить денежку.

В. Торин:

- По вашему мнению, если денежку накопить, то российские космические туристы возможны в будущем?

Ф. Юрчихин:

- Да, я знаю, что есть частные полеты на самолете МИГ-25. Так, ребята, там высота такова, что во время полета можно увидеть черноту космоса.

В. Торин:

- Федор Николаевич, а нет ли ощущения, что это некий космический пиар? И наша страна в этом космическом пиаре сильно проигрывает?

Ф. Юрчихин:

- Понимаете, вопрос простой. У Бэзоса есть ракетоноситель и капсула, в Брэнсона есть авиаматка – большой самолет и есть ракетоплан. И это все работает. У Бэзоса ракетоноситель, пока это одна ступень, она взлетает и она же садится. Она многоразовая, это надо тоже понимать. В прошлом году Илон Маск запустил своих пусков, у него их больше, чем у нашего Роскосмоса. Тоже надо понимать.

Назвать это игрушками можно, но пиаром точно нет. Это дорогие игрушки людей, которые, наверное, мечтали об этом, делали это. Люди, которые создавали эту технику – это профессионалы в своей отрасли. У того же Маска много бывших инженеров самых разных аэрокосмических компаний будь то «Боинг», другие. Дорогие игрушка? Кто-то может назвать, я с этим бы не соглашался. Но это не пиар.

Другое дело, что тот же Илон Маск своим пиаром, например, привлекает инвестиции. И запуск Теслы в свое время на Falcon Heavy – это такой оригинальный ход.

В. Торин:

- Так это пиар или нет?

Ф. Юрчихин:

- Тесла улетела, но Falcon Heavy вместе с тем совершает коммерческие полеты. У него есть полезная нагрузка и он это продолжает делать. Про Теслу помним, а почему-то забываем, что уже не один старт Falcon Heavy совершен. Поэтому пиар используется. Но надо уметь завидовать, потом, знаете, как говорят? Реклама – двигатель торговли, они же торгуют местами, ракетоносителями. Они умеют это делать. И если мы посмотрим, в свое время даже когда я учился разным наукам, всегда сетовали на то, что мы не умеем рекламу делать нашим продуктам.

В. Торин:

- Я понял, что вроде пиара нет, но он есть.

И на связь выходит Игорь Писарский, человек, который придумал в России пиар. Он гуру коммуникации. Игорь, здравствуй!

И. Писарский:

- Здравствуйте!

В. Торин:

- Наши радиослушатели пишут, что Илон Маск просто пиарщик от космоса. Это пиар или нет? И какое место России в этой всей истории?

И. Писарский:

- Гляди, при всем уважении к Федору, тут существует довольно распространенная ошибка людей, которые пиаром профессионально не занимаются в отличие от нас с тобой. Почему-то существует такая дилемма и внутреннее противоречие, что пиар – это выдумка, манипулирования и создание мыльных пузырей. И манипулировапние смыслами. Но за этим, как правило, не стоит чего-то, что можно потрогать руками. Во что можно вложить деньги и что является техническим, гуманитарным или другим достижением.

На самом деле, это не совсем так. И любое изделие, в том числе, и космический корабль, конечно, не противоречит идее пиара. И я отчасти согласен с вашими радиослушателями, что Илон Маск является гениальным пиарщиком, помимо того, что он является еще и гениальным инноватором. Человек, который вроде бы не изобретает сам, но умудряется из изобретения чужих, создавать новые материальные объекты, вносить весомый вклад в мировую материальную техническую культуру, он еще, помимо этого, умеет это классно подавать. И классно продавать.

Мы знаем, что сегодняшняя экономика - это экономика впечатлений, дизайна, упаковки. Нужно не только сделать, но и продать.

В. Торин:

- Более того, часто то, что в упаковке не так важно, как сама упаковка.

И. Писарский:

- Бывает. Не случайно существует блог какой-то восьмилетней девочки, мне его показывали, который десятки миллионов просмотров имеет в YouTube: она просто распаковывает подарки. Но это же дико увлекательно - распаковывать подарки!

И дико увлекательно услышать эту новость, понять, как это здорово, красиво, да, это в известной степени пиар, но пиар не голословный, а подкрепленный реальными достижениями.

В. Торин:

- Ты пишешь песни для своих друзей, исполняешь в узком кругу. У тебя есть гениальная песня: «Как тебе такой, Илон Маск». Юмористическая. Мы понимаем, что мы проигрываем, что-то упускаем. Наши радиослушатели пишут и ощущение того, что когда-то у нас была великая космическая держава, а сейчас мы теряем позиции. И это во многом зависит от этого самого пиара и от того, что пишут СМИ по всей земле.

Согласен ты с этим? И что нас ждет в будущем?

И. Писарский:

- Я – оптимист. Мне хочется верить, что наше будущее будет безоблачным. Надеюсь, что все будем хорошо. Другое дело, я сильно подозреваю, я патриот, как мы все, мне хочется верить, а у меня нет для этого данных, а кто мог бы дать, например, Сафронов такой, который работал в Роскосмосе, тоже журналист и пиарщик, но сейчас последний год там не работает, занят другими делами. И мне никто, кроме господина Рогозина, не сообщает о том, а что у нас творится на космических фронтах? Я надеюсь, что творится что-то интересное. Наверное, мы не во всем проигрываем, у нас есть какие-то технологии. Хочется верить. Но я, к сожалению, об этом не знаю ничего!

В. Торин:

- Предлагаю прямо сейчас спросить Федора Николаевича Юрчихина. Он осведомлен, что там творится. В Роскосмосе. И какие есть планы, программы. Можем ли мы надеться на то, что в будущем у нас появится много новостей, которыми мы могли бы затмить парад Безосов, Масков, Брэнсонов?

Ф. Юрчихин:

- Первое, что я согласен, хорошо бы нам употреблять не слово «пиар», «пиарщики» и так далее. Это англоязычное. Public relations – это связь с общественностью. И то, что сегодня связь с общественностью ведет один человек из Роскосмоса, это, к сожалению, печально.

Второе. Действительно, любое высказывание должно чем-то подкрепляться. И третье – сегодня прошла утечка о том, что ФСБ любое направлении Роскосмоса, если я оглашу, я становлюсь иноагентом. Мне этого совершенно не хочется. И поймите, планы достаточно интересные. Сегодня вокруг Земли вращается модуль «Наука». Слава богу, старт был удачным, все нормально. И ждем развития событий.

В. Торин:

- Федор, вам сложно рассказывать об этом в то время, когда Илон Маск каждый день выпускает какой-нибудь твит или статью откровеннейшее, а мы вот как-то идем сложными тропами.

Итак, чего нам ждать, каких позитивных новостей из Роскосмоса в ближайшее время?

Ф. Юрчихин:

- Сложно сказать, потому что в свое время была принято достаточно интересная программы, назовем ее «Космос-2010», подписанная в 2008 году президентом. Это программа на десять лет вперед - о развитии отечественной космонавтики. Там конкретно были прописаны очень многие вещи, в том числе, полет той же «Науки», создание нового перспективного пилотируемого корабля, полеты к Луне, были описаны три полета. И тот же полет к Меркурию. И на сегодняшний день сегодня только стартовала «Наука». Достаточно сложно сказать, почему все это не было выполнено.

Мое понимание было бы такое. Понимаете, мы сейчас переименовываем корабли и начинаем объяснять каждый раз, почему мы переносим это все вправо, согласен, состояние экономическое страны достаточно сложное плюс навалившаяся на нас пандемия. Но в одном уверен: для демонстрации своего технологического превосходства нам необходимо следовать какой-то программе.

В. Торин:

- Пусть она хотя бы будет.

Ф. Юрчихин:

- Вот мы тронулись с точки А, а в точку В мы не пришли. Проанализировать: где мы находимся между А и В? И почему это произошло? Почему вот эти постоянные сбои, переносы, переименования? Говорить о реальном в свете того, что очень не хочется быть русофобом и иноагентом, это очень сложно. Притом, что у меня есть аргументы. И основания, почему это так происходит. Но проще в нашей стране, наверное, заткнуть рот человеку, чем разобраться, почему мы не выполняем планы.

И уверен в одном. Ни один пиар нам в этом не поможет.

В. Торин:

- Тут все глобальнее.

Игорь, как нам быть с космосом?

И. Писарский:

- А в чем вопрос? Не знаю. По-моему, тут пиар… Я согласен со своим визави в том, что пиар в отрыве от реальных технических достижений не поможет. Мы не можем беспрерывно пиарить фикцию. Если есть что пиарить, можно пиарить с удовольствием, профессионально или чуть менее профессионально. С юморком и кайфом, как это делают наши миллиардеры западные – оппоненты. Или по-нашему серьезно и вдумчиво. Но если ничего нет, то и пиарить нечего.

В. Торин:

- Практически приговор какой-то. Может, в консерватории что-то подправить?

И. Писарский:

- Смотря что считать консерваторией.

В. Торин:

- Есть такая известная фраза.

И. Писарский:

- Большая консерватория или малая.

В. Торин:

- Известная фраза Жванецкого.

Весь мир обошли новости про Джефа Безоса, который совершил полет. Безос и его спутники испытывали невесомость. Илон Маск запустил огромное количество уже всяческих аппаратов. Я читаю, что пишут наши радиослушатели. Да, почему мы растеряли такое количество запусков по сравнению с прошлыми годами? Очень много, да, тема космоса многих занимает.

Давайте думать, что у нашего космоса есть серьезное будущее. У нас есть серьезные специалисты и дай бог, что все у нас получится. Спасибо большое!

Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Apple Podcasts, Google Podcasts, ставьте оценки и пишите комментарии!