Дети берут штурмом «Детский мир». Как комиксы стали успешным жанром в России

[НЕ]фантастика - подкаст о будущем, в котором [ТЕПЕРЬ] возможно всё! Известные визионеры - писатели, бизнесмены, политики - обсуждают, каким стал мир в эпоху коронавируса. А самое главное - что нас ждет дальше: завтра, через год или даже десятилетие.
Российский фильм «Майор Гром: Чумной Доктор» стал самым популярным фильмом Netflix. О том, как случился такой прорыв, писатель Владимир Торин расспросил сценариста и продюсера этой картины Артёма Габрелянова

В. Торин:

- Меня зовут Владимир Торин. И мы говорим о том, как, казалось бы, совершенно нереальное вчера сегодня уже реально. Мы говорим о нашем будущем, в котором теперь возможно все. Не так давно мы говорили о том, что, например, комиксы в России никогда не будут успешным жанром. И вот на тебе, выстрелил «Майор Гром», да так выстрелил, что пришлось даже закрывать «Детский мир», который брали штурмом дети.

Речь идет о совершенно невероятном фильме «Майор Гром». Российская картина «Майор Гром. Чумной доктор» стала самым популярным фильмом на международном стриминговом сервисе Netflix в июле. Это круто, такого не было никогда.

Передо мной сидит Артем Габрелянов, сценарист и продюсер фильма «Майор Гром. Чумной доктор». Артем, здравствуйте.

А. Габрелянов:

- Здравствуйте, Владимир.

В. Торин:

- Как вы догадались, что комиксы вдруг станут успешным жанром в России, почему вы за это взялись и делали с некой настойчивостью? И как вы пришли к этому неожиданному успеху?

А. Габрелянов:

- В сентябре этого года, кстати, исполняется ровно 10 лет с того момента, как мы основали издательство комиксов…

В. Торин:

- 10 лет назад, когда все говорили: друзья, в России читают Достоевского, разбирают «Три сестры» по ролям вечером, сидя на кухне за баночкой вишневого варенья. И тут вдруг комиксы. Комиксы – это туда, в Японию, в Америку. А вы 10 лет назад поверили в это. Почему?

А. Габрелянов:

- Ну, нам нравился такой формат рассказа истории, это что-то необычное, что-то новое. Мы все в детстве читали переводные зарубежные комиксы, нам это очень нравилось, мы смотрели все эти мультики про «Человека-паука», про «Людей Икс». Мы заболели всей этой культурой комиксов. В принципе большая часть людей, которые работают в издательстве, они все мои ровесники. Потому что мы тогда еще, в 90-х, всего этого преисполнились, и сейчас продолжаем делать, но только уже сами.

В. Торин:

- Наверняка же вас пытались от этого отговаривать тогда, 10 лет назад. Я думаю, даже и ваш отец, очень известный в медийном мире человек, наверняка говорил: «Ну чего ты занимаешься ерундой, Артем, займись новостями, в конце концов, телевидением займись. Что за комиксы, что за глупости?»

А. Габрелянов:

- Когда я работал в новостном агентстве, я понял для себя, что у новостей есть срок годности. Обычно это 1-2 дня, даже некоторые новости устаревают за 2-3 часа. А у историй, которые мы пишем, нет срока годности, они всегда будут актуальны, всегда будут интересны, ими всегда можно увлечься – что ты сейчас купил, что ты 9 лет назад купил, прочитал комикс «Майор Гром», когда он вышел, это всё еще интересная история. Поэтому я подумал, что лучше играть в долгую.

В. Торин:

- Вы не ответили на вопрос про отца. Он поддерживал или скептически относился?

А. Габрелянов:

- Конечно, поддерживал. Он дал деньги на запуск издательства…

В. Торин:

- Много?

А. Габрелянов:

- По-моему, на первые 5 лет было 3 миллиона долларов.

В. Торин:

- Друзья, если у вас нет 3 миллионов долларов, даже не садитесь рисовать комиксы.

А. Габрелянов:

- Или если ваш бизнес не имеет таких денег, даже не зовите в свою компанию, - есть такой известный мем. Мне многие говорили, что зачем тебе эти деньги, лучше бы ты просто потратил их…

В. Торин:

- Сходил в ночной клуб…

А. Габрелянов:

- Ну, положил бы…

В. Торин:

- …тысячу раз.

А. Габрелянов:

- Ничего себе у вас поход в ночной клуб. Нет, положил бы на счет в банке, экономил бы, зарабатывал. Но мне это неинтересно, а вот так потратить…

В. Торин:

- И вот вы с вашими единомышленниками (тогда вам было лет по 20, наверное) собрались однажды и сказали: давайте будем делать комиксы здесь, в России.

А. Габрелянов:

- Я хочу сказать, что это 3 миллиона по курсу 10 лет назад, то есть это 25 рублей, не 70, не 80.

В. Торин:

- Ну, тогда и доллары были не сильно обесцененные. Сейчас есть серьезная долларовая инфляция. Давайте еще раз попытаемся восстановить ход событий. То есть вы собрались вместе, вам всем нравились комиксы. И вы сказали: давайте сделаем издательство, давайте начнем рисовать.

А. Габрелянов:

- Это такая интересная вещь, я уже много раз рассказывал, но еще раз расскажу. Меня не приняли на второе высшее, на режиссера.

В. Торин:

- Вас не приняли во ВГИК.

А. Габрелянов:

- Высшие курсы режиссуры – это практически ВГИК, но второе высшее. Меня не приняли, и я подумал, что все равно хочу как-то рассказывать, делать истории, которые у меня в голове сидят. Потому что, мне кажется, настоящее творчество – это когда что-то сидит внутри тебя и тебе хочется это выплеснуть обязательно наружу, ты не можешь это внутри себя держать. И я подумал, что хочу рассказывать истории. Книжка – это было как-то слишком не мое в то время, хотя я закончил факультет журналистики. Я подумал, что хочется что-то более современное, более новое, и обратил свое внимание на комиксы, которые любил читать в то время (и сейчас люблю читать), нашел единомышленников. И мы потихоньку стали делать сначала юмористический журнал комиксов, а потом пришли к полноценным супергеройским комиксам «Майор Гром», «Бесобой» и т.д.

В. Торин:

- Насколько я знаю, не очень удачно шли первые ваши комиксы, в течение года издавались, потом их приходилось закрывать.

А. Габрелянов:

- Это был юмористический журнал комиксов «Bubble». Мне кажется, до сих пор мы опередили свое время. Мне кажется, общество будет готово к такому юмористическому журналу комиксов лет через 10 только. Потому что там была и сатира, и острые какие-то политические темы, и все это в формате иллюстрированном.

В. Торин:

- С «Майором Громом» вы действительно угадали. Никакой даже великий и всемогущий Габрелянов никогда не мог бы дать столько денег, чтобы заплатить всем, чтобы все вдруг заболели этой историей про «Майора Грома». Конечно, угадали, с чем я вас поздравляю. А кто придумал «Майора Грома»?

А. Габрелянов:

- «Майора Грома» придумали мы с Женей Федотовым, моим соавтором. Мы просто разложили по полочкам, какие истории, про каких героев нам бы хотелось самим читать. Вот у нас был солдат-супергерой, был обычный полицейский, который сталкивается с необычными злодеями и обстоятельствами, была супершпионка-воровка и был парень, который путешествует во времени. У нас было таких 4 героя, и мы на их основе придумали истории. У нас как-то всё в соавторстве, очень сложно сейчас сказать, кто и что конкретно придумал.

В. Торин:

- Нам пишет слушатель из города Новосибирска: «Где вы видели таких полицейских?» Я тоже не видел таких. Я понимаю, что сейчас это модно, все гипертрофировано. Но мы же с вами понимаем, что таких полицейских не бывает.

А. Габрелянов:

- К сожалению, не бывает. Но я бы хотел сказать, что есть куча замечательных сериалов на разных кабельных каналах, вы можете посмотреть, там все без прикрас показано, с оплеванными какими-то УВД, в которых ведут свои расследования полицейские, которые выглядят, как в жизни. С радостью призываю вас смотреть такое кино. Нам хочется все-таки красивое, интересное, увлекательное, что-то необычное.

В. Торин:

- Когда вы сказали «с радостью призываю смотреть такое кино», как раз это был сарказм.

А. Габрелянов:

- Конечно, сарказм.

В. Торин:

- Не призываете. И люди вас поддерживают. Людям не хочется видеть какие-то оплеванные стены или этого майора милиции, у которого не хватает денег, или, наоборот, слишком много денег, у него стоит золотой унитаз. А тут вдруг такая удивительная вещь. Ну ладно, мы поняли, люди соскучились по этому.

В. Торин:

- Итак, комикс «Майор Гром», а впоследствии фильм «Майор Гром» просто потряс неожиданно Россию, в том числе потряс удивительную платформу Netflix. Фильм «Майор Гром. Чумной доктор» объявлен лучшим фильмом Netflix в июле. Артем, как вы попали в Netflix? Как вообще попадают в Netflix?

А. Габрелянов:

- На самом деле никакого секрета нет. Есть такая вещь – кинорынки. Это такие мероприятия, которые проходят примерно раз в сезон (зимой, весной, летом, осенью) в разных странах. И на зимнем кинорынке наш сотрудник поговорил с представителем Netflix и сказал, что у нас есть в том числе такой интересный фильм…

В. Торин:

- Он что, принес с собой картинки какие-то, видеокассету?

А. Габрелянов:

- У нас был сценарий на английском языке. Фильм вышел только в апреле, он был готов только в очень сыром формате в январе-феврале, когда переговоры происходили. И они на уровне сценария уже очень сильно заинтересовались. И потом, когда мы показали им и какой-то сырой монтаж, и все остальное, им все очень понравилось, они сказали: «Мы хотим купить на все страны».

В. Торин:

- На все страны, в которых есть Netflix?

А. Габрелянов:

- Да. Прошел ряд переговоров по стоимости.

В. Торин:

- А это тайна, за сколько они купили?

А. Габрелянов:

- Я не могу сказать, за сколько, но могу сказать, что это рекордная сумма для российского кинорынка за контент.

В. Торин:

- То есть когда отец вам дал 3 миллиона долларов, он переживал, наверное, а потом сказал: «Ну, молодец, сынок, наконец-то». Это, наверное, было раз в 10 больше.

А. Габрелянов:

- Нет, не в 10. Я могу сказать так, что сериал «Эпидемия» на Netflix продали за 1,5 миллиона долларов. Мы продали дороже этой цифры. А потом они просто с нами консультировались по субтитрам, по каким-то голосам актеров, озвучке, мы давали свои комментарии. И потом вышел единовременный релиз на весь мир. И неожиданно он прямо с первого дня занял первое место по просмотрам в очень многих странах. И потом он добрался даже до второго места в Штатах по интересу зрителей, в Японии он был на первом, во всей Европе был на первом. И по совокупности просмотров и позиции в топ-1 он занял первое место за фильмы Netflix в июле. И сейчас он держится на 10-м месте за все фильмы Netflix за этот год. Если повезет, мы конец года закончим с тем, что будем в десятке самых крутых фильмов Netflix за 2021 год.

В. Торин:

- То есть потесните «Игру престолов».

А. Габрелянов:

- Ну, «Игра престолов» выходит на HBO Max. Но, например, в этом списке есть такие фильмы, как «Армия мертвецов» Зака Снайдера, много всего еще.

В. Торин:

- Скажите, были ли такие требования Netflix, которые серьезно как-то вмешивались в сценарий или в то, как должны выглядеть герои, или то, как должна выглядеть Россия? Были какие-то поправки?

А. Габрелянов:

- Ну, была одна такая вещь. Один из героев не очень лестно отзывался о Пекине. И нам сказали, что лучше этого не делать. С одной стороны, вроде это персонаж говорит, но все равно это какой-то негативный оттенок дает для зрителей Китая. Поэтому мы чуть-чуть поменяли эту реплику.

В. Торин:

- Там так интересно показан Петербург. Ведь он вообще не такой. Он, как отделение полиции, о котором мы говорили, преобразован в какие-то яркие, местами даже китчевые вещи, но привлекательно, ярко, интересно. Это им понравилось?

А. Габрелянов:

- Конечно. Это необычный взгляд на всем известный и всеми любимый город. Мы специально старались делать его не каким-то таким туристическим местом с открыток, а решили добавить немножко своих оттенков, своих тонов. Мы расставляли даже специальные фонари на улицах, чтобы придавать другой вид городу и улицам.

В. Торин:

- А почему именно Петербург, а не Москва, например, или Новосибирск?

А. Габрелянов:

- Есть очень простое объяснение. Вы можете представить человека в костюме Чумного доктора в Воронеже? Я не очень. А человек в Санкт-Петербурге на фоне зданий, которые по 3-4 века стоят, это совершенно другое дело, он гораздо более органично вписывается в окружающую среду.

В. Торин:

- Ну, в Москве тоже есть дома, которые по 400-500 лет стоят.

А. Габрелянов:

- На фоне Москва-Сити Чумной доктор пусть стоит?

В. Торин:

- А почему нет? Представляете, сзади эти небоскребы Москва-Сити…

А. Габрелянов:

- Это какой-то китч, мне кажется.

В. Торин:

- А весь фильм «Майор Гром» это не китч?

А. Габрелянов:

- Ну, можно и так назвать. Но мы предпочитаем говорить, что это наша киновселенная, с нашим каким-то видением того, как все выглядит.

В. Торин:

- У нас сейчас существует Marvel, DC, у них действительно есть Вселенная. Когда вы говорили про то, что создается комикс, и он уже на века… «Супермен» был нарисован, наверное, лет 30 назад.

А. Габрелянов:

- Гораздо больше. 75.

В. Торин:

- И что? Оно живет, они там бегают, они все там творят что-то. И это уже сколько лет, уже выросли дети тех детей, которые воспитывались на этих сюжетах. Что будете делать вы? Создаете ли вы свою Вселенную, кто в ней будет Майор Гром, а кто еще там будет, и будет ли?

А. Габрелянов:

- У нас огромная наша Вселенная комиксов, мы потихоньку перетаскиваем из этих комиксов в киновселенную персонажи. Мы, работая над экранизацией «Майора Грома», в первую очередь думали над тем, как бы какие-то вкрапления сделать других персонажей, из других наших комиксов, чтобы это все органично развивалось, чтобы это не выглядело так, что мы просто вбрасываем какие-то новые персонажи, а это потихоньку идет. Например, там есть такой момент в фильме, когда сотрудник секретной службы говорит, что его вызывают на дело расследования Киллера с крысой. Киллер с крысой – это такое прозвище нашего другого персонажа комиксов – «Бесобой». Он ходит все время с маленьким бесенком на плече, и по камерам все думают, что у него крыса на плече сидит, а это на самом деле бесенок. Мы потихоньку так добавляем, расширяем, чтобы наша киновселенная органично росла и развивалась.

В. Торин:

- А вы не пробовали договориться с Никитой Михалковым (у него есть канал «Бесогон»), сделать Никиту Михалкова этим Бесобоем, и чтобы у него на плече сидел, например, маленький бесенок?

А. Габрелянов:

- Мы подумаем над этим предложением. Если Никита Сергеевич согласится…

В. Торин:

- Это можно было бы интересно продвинуть. Расскажите о планах. Есть же какие-то планы, что дальше? Вы создаете эту Вселенную. У нас было много вопросов, куда переехала редакция «Комсомольской правды». Рассказываю еще раз. Мы переехали на улицу Новодмитровская. Здесь рядом находится большое такое арт-пространство под названием «Флакон». И на этом «Флаконе» есть магазин, где продаются комиксы. И вот, идя с работы, я с удивлением обнаружил огромное количество молодых людей, которые стояли в очереди за комиксом про Майора Грома.

А. Габрелянов:

- Да, на прошлой неделе у нас открылся магазин комиксов.

В. Торин:

- Я вас поздравляю с этим удивительным событием. Конечно, представить себе очередь из 15-16-летних людей за некой книжкой, это уже странно, а это происходит. Вы вообще понимаете, что вы сейчас создаете такой новый прецедент, вы создаете новую культуру? То есть люди идут за книгами, которые не совсем книги, а некая такая развлекаловка.

А. Габрелянов:

- Ну, а книги разве не развлечение?

В. Торин:

- Согласен.

А. Габрелянов:

- Я никогда не воспринимал комиксы как какой-то низший жанр. Я всегда говорю, что комикс – это еще один формат рассказа истории, как кино, как спектакль, как какая-то аудиокнига, как просто книжка. Просто мы эту историю перекладываем вот в такой формат, в котором ее интересно читать, с классным визуалом.

В. Торин:

- Артем, когда вы шли к этому успеху, 10 лет вы рисовали комиксы. Тот комикс, о котором вы с вами говорили, через год перестал существовать. Вы приходили к своему отцу и говорили: «Папа, я знаю, эта штука выстрелит, дай 3 миллиона долларов, пожалуйста». И он говорил: «Ладно, на, сынок».

А. Габрелянов:

- Ну, не так, конечно.

В. Торин:

- 10 лет заниматься одним и тем же, и безуспешно, без такого гала-успеха. Скажите, откуда эта уверенность появилась, что комиксами надо заниматься, и это точно будет то, что надо, и оно выстрелит? И как вы себя подстегивали, удерживали, чтобы не бросить?

А. Габрелянов:

- Нам с самого начала нравилось то, что мы делаем. Было такое ощущение, что душа к этому лежит, что ты все делаешь правильно. Практически с самых первых номеров у комикса появилась своя фанатская аудитория, фанбаза, и она росла с каждым выпуском, с каждым месяцем выхода комиксов (кстати, уже перевалило за 100 номеров за это время). И с каждым новым номером все больше и больше людей читало этот комикс. Мы, собственно, и решили экранизировать «Майора Грома», потому что это самая популярная наша линейка комиксов. Раз в год проходит Comic Con в Москве, мероприятие для фанатов популярной культуры, комиксов, фильмов, видеоигр и всего остального. Огромное количество людей приходит туда именно для того, чтобы купить комиксы про Майора Грома либо узнать какие-то новости про фильм. И когда ты стоишь перед 5-тысячной толпой, и они все скандируют «Майор Гром», в принципе мысли о том, что ты делаешь что-то неправильно, они отпадают.

В. Торин:

- Насколько выросли тиражи комиксов?

А. Габрелянов:

- Очень сильно выросли.

В. Торин:

- Сколько сейчас они составляют?

А. Габрелянов:

- Я могу сказать, что у нас постоянно уходят на допечатку 5-тысячные тиражи. То есть мы печатаем 5 тысяч, и они буквально за пару месяцев кончаются, и идут новые и новые. Очень сильно выросли тиражи. Я думаю, что сейчас у «Майора Грома» суммарный тираж за все время – около 1,5 миллионов копий.

В. Торин:

- В этом месте заплакал Лев Толстой.

А. Габрелянов:

- Владимир, вы все время сравниваете с классической литературой. Я не думаю, что это надо противопоставлять. Просто есть какая-то высокая кухня, есть что-то попроще, есть бутерброды. Но вы можете есть и то, и другое, в зависимости от настроения и от ваших потребностей. Вы же не будете, например, в поход заворачивать утку по-пекински, условно говоря. У вас будут бутербродики, чай, и они отлично зайдут в это время. То же самое и с комиксами, и с какой-то классической литературой, и с детективами. Это все под разное время, под разные запросы, и это у одного и того же человека может быть.

В. Торин:

- Может быть. Давайте раскроем историю, что же такое случилось в «Детском мире». Когда вы решили, насколько я понимаю, собрать фанатов фильма «Майор Гром» в «Детском мире», в центре Москвы, и люди начали идти, причем приезжали из разных городов России, насколько я понимаю, много людей приезжало. И их пришло так много, что в какой-то момент поток людей перестал быть контролируемым, полиция пришла, «Детский мир» закрыли. Мне кажется, за все время существования «Детского мира» столько подростков там не было. Так что там было?

А. Габрелянов:

- Там была автограф-сессия двух актеров из фильма – Сергея Горошко и Дмитрия Чеботарева. Они подписывали комиксы со своими персонажами. И в какой-то момент действительно людей стало больше, чем в принципе может вместить «Детский мир», точнее, Центральный детский магазин, как он сейчас называется.

В. Торин:

- Который на Лубянке?

А. Габрелянов:

- Да. Ну, так получилось, что пришло слишком много людей, и такой поток невозможно было проконтролировать. К сожалению, пришлось остановить это мероприятие, чтобы не случилось каких-то форс-мажорных обстоятельств, которые потом уже нельзя поправить, в том числе и ковидных каких-то историй.

В. Торин:

- Вы сами остановили или вам сказали это сделать сотрудники полиции?

А. Габрелянов:

- Конечно, мы сами поняли, что в таком формате это в принципе невозможно провести. Ни одна очередь такого масштаба не регулируется, и она никогда бы не закончилась. В том плане, что невозможно такому количеству людей подписать и обслужить так, чтобы все ушли довольные. Чисто математически даже, если на одного человека уходит по 20-30 секунд, если умножить количество людей, которое пришло, световых суток не хватило бы, чтобы всем подписать. Поэтому пришлось остановить, к сожалению.

В. Торин:

- Планируете ли вы еще раз что-нибудь такое, может быть, где-нибудь в Санкт-Петербурге, на Марсовом поле, где можно собрать огромное количество людей на свежем воздухе?

А. Габрелянов:

- Ну, артистов жалко. Я думаю, максимум ты можешь подписывать автографы 3 часа.

В. Торин:

- Артисты сейчас прекрасно ходят в программу Урганта, в программы на разных федеральных каналах и чувствуют себя, по-моему, очень даже здорово, по-моему, это им нравится. У вас же наверняка заключена с ними какая-то договоренность, франшиза.

А. Габрелянов:

- Да, когда мы подписывали договор на первый фильм, мы сразу заключили контракты на несколько фильмов вперед. И у нас в этом плане все спокойно. Но, конечно, планируются автограф-сессии. И в этом магазине комиксов на «Флаконе» проходят автограф-сессии и со сценаристами, и с художниками, и с актерами будут проходить. Просто все это в чуть меньшем масштабе, потому что очень мало каких-то специализированных площадей, которые способны выдержать такой наплыв и поток людей.

В. Торин:

- Да, комиксы действительно стали гиперуспешны. Ваши недоброжелатели пишут о том, что в российском прокате «Майор Гром» выступил не очень убедительно.

А. Габрелянов:

- Очень плохо, я бы даже сказал.

В. Торин:

- Бюджет фильма – 600 миллионов, а он заработал всего 100 миллионов. Я так понимаю, платформа Netflix сильно вам помогла тем, что вы вдруг стали лучшим фильмом платформы июля месяца. Почему, по вашему мнению, фильм в российском прокате выступил не совсем удачно?

А. Габрелянов:

- Если бы я знал на 100 процентов, я бы наверняка был каким-то супераналитиком, который бы продавал всю эту информацию и делился со всеми. Мне кажется, что основная проблема была в том, что мы стояли между двумя очень крупными голливудскими релизами. Это Mortal Kombat и King Kong vs. Godzilla. Так получилось. Потому что в последний момент они туда вскочили, в этот поезд релизов, и мы уже не могли перенести дату. И второе – все ограничения, связанные с рассадкой, эпидемиологической ситуацией. Одно на другое наложилось, и как-то не задалось. Но уже через месяц, по-моему, мы вышли на платформе кинопоиска HD, и он стал сразу номер один по просмотрам, побил все рекорды. Мы недавно получили от кинопоиска кнопку на 1 миллион зрителей, посмотревших фильм. Это говорит о том, что в принципе какое-то недоразумение, именно плохой кинотеатральный прокат. Потому что во всем остальном мире в диджитале он отлично смотрится, на ура, людям очень нравится, и рейтинг очень высокий, и критики позитивно высказываются. Что-то не получилось. Но я уверен, что уже на второй части будет сильно лучше.

В. Торин:

- А как будет называться вторая часть?

А. Габрелянов:

- Это сложно. Я думаю, что там точно будет цифра 2 фигурировать в названии.

В. Торин:

- Ну, «Майор Гром. Уходящие вдаль мертвецы». Что-нибудь такое?

А. Габрелянов:

- Мне нравится.

В. Торин:

- В российском кинопрокате фильм выступил неубедительно, но, тем не менее, вы набрали, что могли, именно в интернете, на всяческих платформах. Сейчас, когда глаза разбегаются – что делать, то ли комиксы печатать, то ли создавать новый фильм, то ли…

А. Габрелянов:

- А у нас это параллельно проходит. У нас есть издательство, а есть киноподразделение. И мы работаем рука об руку.

В. Торин:

- Я так понимаю, что когда вы создали эту студию 10 лет назад, вы уже знали, что придете к некому великому успеху? И я так понимаю, что в вас верил папа, который стал совладельцем этой самой студии, этого издательства Bubble. Не скажете, какова его доля?

А. Габрелянов:

- Нет.

В. Торин:

- Хорошо. Но мы как минимум вытащили из вас сумму 3 миллиона долларов, которые папа сюда вложил. Всегда приятно, когда папа может вложить 3 миллиона долларов.

А. Габрелянов:

- Всё лучше, чем по подъездам…

В. Торин:

- Конечно. Радиослушатель из Тюмени спрашивает: «А майор Гром не пропагандирует ли алкоголь, табакокурение и прочие гадости?» Я так понимаю, что не пропагандирует.

А. Габрелянов:

- Нет, майор Гром не курит, это строго рейтинговая история. Потому что мы преследовали рейтинг 12+, и в угоду этому мы отказались от всех таких вещей – алкоголь, табак и все прочее.

В. Торин:

- Но там подружка майора Грома, такая рыжеволосая бестия, такая сексуальная, она явно на 8+ не тянет.

А. Габрелянов:

- Ну, не знаю. Мы ничего такого не закладывали, у нас все для детей и родителей.

В. Торин:

- Расскажите, как устроена ваша кухня. Ведь сейчас, когда ваш фильм стал на Netflix лучшим фильмом июля, когда люди пишут, а восторженные 15-летние фанаты сносят «Детский мир» на Лубянке, у вас появилось некое такое распутье, куда идти. Есть история про кинобизнес, и все ждут, конечно, продолжение фильма. Есть история про комиксы, которые сейчас, как вы рассказываете, сильно растут в тиражах, и их нужно рисовать, их нужно придумывать. Есть история про создание некоего понимания, куда вообще мы идем, что делать. Может быть, дальше рисовать этого Бесобоя, про которого вы нам рассказали, вместе с Никитой Михалковым? Или продолжать «Майора Грома», или вообще придумать следующего какого-то персонажа? Кто чем занимается, и как вы распределяете эти обязанности?

А. Габрелянов:

- У нас есть издательство комиксов, которое мы основали 10 лет назад. Оно прекрасно растет, развивается, открылся магазин. У нас есть канал издательства в YouTube, в котором мы зовем в студию разных интересных гостей, делаем с ними подкасты, делаем какие-то видеообзоры, еще что-то. И дальше развивается все остальное в разных плоскостях. Условно говоря, мы недавно проанонсировали совместный проект с «Союзмультфильмом», по нашим комиксам будут делать мультсериал. У нас есть наше собственное киноподразделение, в котором мы занимаемся экранизациями наших комиксов. По сути, если так смотреть, издательство комиксов – это такой крепкий фундамент, к которому дальше пристраивают разные здания, башенки, еще что-то, и растет такое большое здание индустрии развлечений, условно говоря. Если кто-то к нам придет и скажет, что хочу сделать видеоигру по комиксу «Бесобой», где ты ходишь и стреляешь по демонам и чертям, то мы с радостью договоримся с этими ребятами. По сути, это такая база, на основе которой развивается все остальное. Конкретно я занимаюсь киноподразделением. И у нас в планах, конечно, очень много проектов, в том числе и «Майор Гром-2», и «Бесобой», и все остальное. Просто нужно как-то оценить свои силы, чтобы не надорваться.

В. Торин:

- По поводу «не надорваться». Спрашивают то, о чем мы с вами говорили недавно. Но давайте попробуем еще раз это проговорить. «Когда победите Marvel?» - спрашивает человек из Иркутска. А вообще, победим ли мы Marvel, и когда?

А. Габрелянов:

- Я не думаю, что это какое-то соревнование. Ну, в плане бюджетов мы их никогда не победим. Можно прямо сейчас сказать об этом открыто. Потому что те деньги, которые ребята из студии Marvel тратят на обеды, на завтраки всей съемочной группы на фильме, у нас это на весь фильм уходит, условно говоря.

В. Торин:

- Да вы что?

А. Габрелянов:

- Ну, смотрите. У них фильм «Мстители», сколько там бюджет? Миллионов 500. А бюджет нашего фильма – 8 миллионов долларов.

В. Торин:

- А тут пишут, что бюджет вашего фильма – 600 миллионов.

А. Габрелянов:

- 600 миллионов рублей. В пересчете это где-то 8 миллионов долларов. И о чем мы вообще говорим? Это два совершенно разных мира. Мы можем брать только хорошими, интересными историями и интересными персонажами. Это то, чем мы гордимся, то, что у нас хорошо получается. Бюджеты мы никогда не переборем, мы никогда не сделаем условных каких-то суперкосмических каких-то Стражей Галактики, где практически весь фильм состоит из компьютерной графики. Потому что просто в принципе нет такого количества ресурсов и бюджета у нас. Поэтому мы будем делать что-то более приземленное, более русское, с понятным культурным кодом, который, кстати, очень интересно воспринимают и на Западе. Им тоже очень интересно, что у нас вообще происходит. Никто не хочет смотреть фильм из России про американцев, все хотят смотреть фильм из России про русских. Мне кажется, это один из факторов успеха. Потому что наконец-то американцы увидели какой-то новый, необычный Санкт-Петербург, например.

В. Торин:

- Да, он там очень интересно показан. Когда-то, на заре своей туманной юности я работал в пресс-службе Внутренних войск МВД России. И были многочисленные какие-то конкурсы – «Лучшее перо МВД», давали грамоты за правильные какие-то статьи или публикации, или очерки про каких-то удивительных работников органов внутренних дел. Получили ли вы грамоту от МВД России?

А. Габрелянов:

- Ничего не получили. Я даже больше скажу. Майор Гром, он же совершенно не пример того, как должен действовать сотрудник внутренних органов. Он работает не по уставу, он не носит табельное оружие, он плюет на все предписания. Но зато он работает эффективно, это такой плохой парень с ксивой, который делает все возможное для того, чтобы поймать преступника.

В. Торин:

- У нас тоже появился плохой парень, который делает хорошо всем нам, а еще и показывает прекрасные виды Петербурга, которые нравятся всеми миру, потому что во всем мире стал популярен фильм «Майор Гром. Чумной доктор».

Артем, удачи вам в вашем нелегком деле. И дай бог, чтобы «Чумной доктор-2» был еще лучше прежнего.

А. Габрелянов:

- Спасибо, Владимир.