Обратная связь. Как власть будет разговаривать с населением

Писатель Владимир Торин обсуждает с экспертами, как обычным людям достучаться до власти

В. Торин:

- Здравствуйте! Это программа о будущем, в котором теперь возможно все. Политики, журналисты, дипломаты, музыканты рассуждают в нашем будущем.

Сегодня у меня для вас уникальный гость. С нами на связи Алексей Гореславский, генеральный директор автономной некоммерческой организации «Диалог», экс-сотрудник администрации президента РФ. Здравствуйте!

А. Гореславский:

- Добрый день!

В. Торин:

- Сегодня у нас есть уникальная новость. Каждый гражданин России может и должен быть услышан властью. Еще из времен русской литературы мы знаем, что люди шли за правдой, могли годами обивать пороги присутственных учреждений, искать правду и никогда ее не находить. Это была такая старинная русская традиция, описанная Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Сейчас перед нами сидит Алексей, который знает выход. И он нам про него расскажет. К 1 декабря 20-го года по России должны появиться центры управления регионом – ЦУР. Что это такое? И как этот ЦУР сможет помочь людям достучаться до власть имущих?

Правильно ли я понимаю, что речь идет о такой революции, что человек может быть услышан вплоть до президента России? Или это операция прикрытия, чтобы люди успокоились, что их кто-то слушает.

А. Гореславский:

- Владимир, спасибо за столь драматичную постановку вопроса. На самом деле, назвать это революцией было бы некорректно и неправильно, поскольку она уже свершилась года два как. А то, что мы сейчас наблюдаем в виде открытия ЦУРов в каждом регионе – это лишь некое материальное воплощение той работы, которая давно и последовательно ведется.

Говорить о том, что с 1 декабря вдруг станет слышно всех граждан России, нет, конечно, слышно было всегда и раньше. Просто это бесконечный процесс под названием, как сделать это лучше. Как сделать так, чтобы государство, действительно, слышало. И самое главное, чтобы они реагировало. Все, что мы видим вокруг, СМИ, блоги, заявления, интернет – это же просто один из каналов. Никто не отменял такую старинную вещь, как обращение с письмом в адрес президента. Десятки тысяч, если не сотни обращений подобного порядка приходит каждый день. И когда я работал в администрации, видел, как коллеги из профильного управления имеют дело с подробными обоснованными требованиями, просьбами, жалобами и всем остальным, пересылая это в разные ведомства, отправляя в прокуратуру, в местные власти с просьбой, кому помочь.

Этот основной поток сообщений есть. Его никто не отменял, он регулируется 59-м ФЗ, согласно которому чиновник в течение 30 дней должен ответить на полученное письмо.

Почему я говорю про два года? Потому что два с половиной года мы помогаем региональным властям, как оцифровать и автоматизировать этот процесс. Не секрет, что мы все больше пользуемся телефонами, смартфонами, мессенджерами, соцсетями. И к чему это приводит? К определенной лени. Человек, имея в руках смартфон, приходит к тому, что все в жизни хочет делать через него, потому что это удобно. Еду заказать? Такси? Легко. А почему нельзя с государством коммуницировать? Можно.

Мы в этом году праздновали десять лет госуслугам. Феноменально популярный сайт, им пользуется подавляющее большинство пользователей интернета в стране. Это удобно. Забыли страшные истории про то, как надо было загранпаспорт делать где-то в конторе непонятной.

В. Торин:

- Причем, люди быстро привыкают к тому, что стало это удобно.

А. Гореславский:

- Все привыкли и это данность. И мало в какой стране есть такая наработанная штука. И последние два года разворачиваем систему инцидент-менеджера. Это предыдущие редакция центров управления регионов – это просто программа, которая сканит все, что происходит в соцсетях на предмет целевых сообщений о жалобах, проявлений недовольства. Например, если кто-то пишет, что у него яма под окном, какой безобразие! Почему власти до сих пор ее не убрали? И подобное сообщение распознается.

В. Торин:

- А как это можно сделать? Миллиарды сообщений о ямах! Как их можно распознать?

А. Гореславский:

- Это же ключевые слова, это очень не сложно. Понятно, система не идеальна, она не ловит все подряд. Дай бог, она отбирает две трети или процентов семьдесят реальных сообщений. Кто-то может и в стихах написать, кто-то упаковать это в аналогии и прочее. И слова никакая машина не распознает. Но в большинстве своем люди пишут вполне себе предметно. Например, третью неделю не могут попасть к специалисту такому-то. Основные направления, их счетное количество, порядка десяти: ЖКХ, дороги, медицина, образование и производные от этого – транспорт, экология. Кстати, экология за последний год сильно добавила с точки зрения влияния и возможностей.

Система все это мониторит, складывает с привязкой к географии, если это возможно определить. Если невозможно, то невозможно. А когда человек вполне конкретно пишет, что на улице такой-то лужа, ничего не происходит, то это сообщение автоматом транслируется местному чиновнику.

Раньше, когда писали «Москва, Кремль, Путину» или Ельцину…

В. Торин:

- Ленину в Кремль.

А. Гореславский:

- Да. И надо было это все разбирать, к кому это имеет отношение. И получается какая-то бесконечная череда переписки, потому что кто-то на «Москва-сортировочная» должен найти вот это, кому перестать, а вопрос касался всего починить забор на маленьком полустанке где-то.

Здесь система настроена так, что она автоматически перекидывает тому, кто за это должен отвечать. Но в силу каких-то причин…

В. Торин:

- Давайте продолжим историю про яму условную. В каком-то городе, условно, Смоленске человек сидит, пишет ВКонтакте, что под окнами дома огромная яма. И когда же эти наворовавшие чиновники ее заделают! И грустный смайлик.

Какая-то волшебная система находит это, да?

А. Гореславский:

- В большинстве своем там не такие слова. И гораздо более изящно описано, обсценной лексикой оформленные слова в адрес всех тех, кто за этим не проследил. Слова машинка-то фильтрует, а вот суть жалобы остается вполне понятно. И тогда есть локация: Смоленск, такой-то район, если человек указывает его - такая-то яма.

Владимир, можно я скорректирую? С ямами скучно, там технологические процессы, даже не буду погружаться.

В. Торин:

- Давайте более острый пример!

А. Гореславский:

- Давайте с вывозом мусора. Вот свалка, например. Частые сообщения: мусор не вывезен. Или свалка в лесу. Знаете, что делает среднестатистический пользователь соцсети? Он на телефон фотографирует и выкладывает куда ему удобно. И чем ужаснее, тем больше виральный потенциал у этой картинки, она начинает путешествовать, гулять, попадает в паблики: смотрите, до чего мы дожили!

В. Торин:

- Вот до чего довели страну, сволочи!

А. Гореславский:

- Совершенно справедливо.

В. Торин:

- На секундочку прерву. У нас на связи человек, которые знает, кто у этом виноват. Леонид Владимирович Давыдов, председатель экспертного совета Фонда развития гражданского общества, автор Telegram-канала «Давыдов-индекс». Здравствуйте!

Л. Давыдов:

- Здравствуйте!

В. Торин:

- Знаете ли вы эту историю, что теперь включается в нашу жизнь некий ЦУР? Вы слышали об этом?

Л. Давыдов:

- Ну, как председатель экспертного совета не слышал, как автор Telegram-канала, конечно, слышал. Понимаете, это же все старо, как мир. По большому счету, чем это отличается от отдела писем?

В. Торин:

- Письма могут ходить годами!

Л. Давыдов:

- Так в этом был кайф, что они ходили годами! Потому что почему эти ямы или свалки не заделываются? Потому что ресурсов на все это не хватает у государства. Именно за счет того, что обратная связь шла долго, то дороги рассасывались и так далее.

Хорошо, господин Гореславский сейчас все это выкинет в эфир, предположим, все свалки, просьбы. Интересно, он посчитал, во сколько раз надо увеличить бюджет страны, чтобы решить все вопросы, которые будут заявлены одномоментно? Вот и все!

А. Гореславский:

- Уважаемый Леонид, можно я прокомментирую? Рад вас слышать.

Л. Давыдов:

- Взаимно.

А. Гореславский:

- По счастью или к сожалению, это уже в эфире. Социальные сети – это и есть наш эфир, в котором это все уже доступно. Ничего нового тут нет. Мы с вами все это видим.

Смотрите, больше половины всего того, что мы видим, относится к категории того, что можно быстро решить. До недели нужно на решение этих вопросов местным властям.

Л. Давыдов:

- А финансы откуда на это?

А. Гореславский:

- Я вас умоляю!

В. Торин:

- Если нахамили, например, человеку в поликлинике, то здесь финансирования особого не надо.

А. Гореславский:

- Послушайте статистику. От 40% до 50% в зависимости от регионов проблемы можно решить без дополнительного финансирования в течение недели.

В. Торин:

- Половина!

А. Гореславский:

- Конечно. А остальные, из них примерно 30% - это жалобы из серии, что нам тут нужен мост на Луну, ведь, действительно, во многом случае оправданный, где-то миллиарды, где-то безумные деньги, есть такое. А еще 20% примерно – это философские разговоры о том, почему чего-то не происходит.

В. Торин:

- Почему все украли?

А. Гореславский:

- Почему все украли и жизнь в печали.

Мы же трезво отдаем себе отчет, смотрите, 50% жалоб – это огромный ресурс для того, чтобы исправить здесь и сейчас. И все, что не хватает – это воли, а не денег.

Л. Давыдов:

- А всегда воли не хватает. А что с волей-то?

А. Гореславский:

- Знаете, мы помогаем чиновникам выстроить пирамидальную модель, в рамках которой каждый следующий, если не справился, то информация о нем начальнику-то видна.

Л. Давыдов:

- И на кого заменят? На такого же следующего, который так же не справится.

В. Торин:

- Например, снимают с должности нерадивого чиновника, и как это работает?

Л. Давыдов:

- Хорошо, среднего чиновнику, у него есть мотивация, предположим. Но если будут дрючить, извините за мой французский, нижнего, ему терять нечего!

А. Гореславский:

- Гребец виноват как обычно, да. Конечно. Как в известном старом анекдоте.

Л. Давыдов:

- Поэтому давайте, раз мы о том, давайте мы будем считать, что вот это очередная жалоба. Вот есть такой Леня Давыдов, он написал в этот ЦУР. Ответьте мне в эфире на это!

В. Торин:

- А что? Например?

Л. Давыдов:

- Вот я говорю, что вот этот нижний чиновник, который не справился, его уволили, на это место взяли другого. Такого же чиновника. И он точно так же не справился, потому что у него не хватает квалификации, желания, не знаю, он людей не любит.

В. Торин:

- Давайте конкретику. То, что говорит Леонид, это как-то бы все правильно, но конкретную вещь!

Л. Давыдов:

- Конкретика? У нас статистика от 70% до 90% инфраструктуры ЖКХ изношено. И как это, интересно, вот эти жалобы на отсутствие воды, прокладок там, не знаю, и так далее, как водопроводчик может их исправить? И стоящий над ним чиновник, который будет его заставлять это исправлять.

В. Торин:

- Очень правильный вопрос. Алексей, отвечайте!

А. Гореславский:

- Прекрасный вопрос. Рад, что вы затронули тему воды. Приведу вам свежий пример Ульяновской области, августа этого года. Аналитика показывает, что сильно выросло год к году количество жалоб на недостаток холодной воды в сельской местности в определенных районах. Проанализировали. Выяснили, что что-то тут не то. Не может такого быть. Стали проверять, подняли карту, посмотрели и прицелились. И выяснили, нашли местные власти 624 врезки незаконные в систему подачиводы, которые воду эту сливали. И она до некоторых районов просто не доходила. И это просто конкретный пример августа.

В. Торин:

- Кто врезался? Кто эти люди?

А. Гореславский:

- Такие же люди, где-то дачники, где-то какие-то хозяйства. По идее, у них на карте одна схема воды нарисована, где всего должно хватать и до конкретного хозяйства доходить вода в полном объеме. Нет, не доходит. И они начинают где-то об этом писать, что какого черта у нас ничего не происходит? И мы смотрим, положив на карту, стало понятно, что это происходит вдоль определенного трубопровода. Я сокращенно пересказываю версию как пример.

В. Торин:

- А кто это делал? Кто накладывал на карту и смотрел это все?

А. Гореславский:

- Это наши аналитики помогли сделать. Но первое, прежде всего, собрать эти жалобы из местных соцсетей, положить их на карту, где это возможно. И эти данные предоставить местному правительству, министерству ЖКХ. Они этого не делали, они не понимали, что это какие-то сигналы для них были ни о чем. Просто пишут в соцсетях, это какая-то ерунда. Посмотрели, сказали: батюшки светы, так это же вдоль водопровода все! Пошли туда. Направили инспекцию, стали проверять, выяснили, что там порядка пятисот врезок!

Л. Давыдов:

- А сами они не знали про эти врезки?

А. Гореславский:

- А мы не знаем, слушайте. Мне в рамках этой ситуации это кажется не таким важным. Если это становится публичным, то дальше нет других вариантов, кроме как поступить по совести.

В. Торин:

- Хорошая история про воду. И хорошо, что есть конкретные истории, которые мы можем апеллировать. Спасибо!

Несмотря на то, что много удивительных, страшных, невероятных событий происходит, сегодня мы разбираем событие вполне благостное и очень даже милое. Власть повернулась лицом к людям. И некоторые люди этому даже рады… К 1 декабря 2020 года по всей России должны появиться центры управления регионами - цифровые платформы, которые агрегируют запросы граждан с официальных сайтов и из социальных сетей, и мониторингом этих самых сайтов будут заниматься специальные люди, которые тут же будут заставлять местных чиновников реагировать на запросы граждан… Алексей, а знаете ли вы, что творится в регионах, читаете ли вы то, что люди пишут в соцсетях? И, если читаете, то каким образом надо написать человеку заявку, крик, клич о помощи, чтобы чиновники, в том числе, и федеральные, могли бы как-то отреагировать и заставить реагировать чиновников, может быть, муниципальных, региональных.

А. Гореславский:

- Самый простой ответ - это конкретно писать. Не в общем и целом, а совершенно конкретно и спокойно говорить о том, что волнует. С Тульской областью, например, связан как раз один суперпозитивный пример. На самом деле это наша любимая история, когда человек написал в соцсетях какую-то жалобу, а потом спустя два часа написал под ней комментарий - почему, говорит, прошло уже два часа, а до сих пор мне никто не ответил? Мы, конечно, вдохновились, потому что еще два года назад, я думаю, никто даже в принципе не услышал, что он там вообще к кому-то обращался. Человек понимает, что ему как раз губернатор отвечает, местные власти работают и отвечают… И вот это как раз к названию вашей передачи - нефантастика и фантастика в одном флаконе. Казалось бы, мы привыкли к тому, что нам минуту в минуту доставка подтверждается, такси приезжает, все прочие цифровые сервисы доступны, паспорт делается очень недолго… а почему государство-то не может в таком режиме жить? И мы понимаем ответ, что для этого надо много чего перестроить, но психологическое ожидание с точки зрения фантастики и нефантастики ровно в этой зоне и находится. Дайте все то, что в принципе государство должно делать как сервис, на чем построены современные многие государства, дайте мне это в удобной форме здесь и сейчас. И все. И сразу снимается целый пласт вопросов и проблем, таких, например, как мотивация, действия конкретного чиновника. Если процесс прозрачен, описан и находится внутри компьютера, куда, в какое место ты можешь влезть с протянутой рукой? Да особо никуда и не можешь влезть. Понятно, что человек может придумать все, что угодно, было бы желание, да. Но если процесс прозрачен и понятен, в том числе, всем, кто в нем участвует, то вариантов для махинаций там практически не остается для злоупотреблений.

В. Торин:

- Ну, тогда скажите мне - 23 миллиарда рублей выделяется на внедрение системы из национальной программы «Цифровая экономика» на внедрение этой самой системы, о которой мы сегодня говорим. 23 миллиарда дают вам, чтобы вы это сделали… куда эти деньги-то пойдут?

А. Гореславский:

- С одной стороны, кажется, что это много. Но, во-первых, это на пять лет. Это национальный проект, это до 2023 года включительно. А теперь разделите на пять… потом разделите это на 85 регионов. И поймите теперь, сколько денег доедет до каждого. Вычитайте оттуда налоги, все прочие обременения…

В. Торин:

- А что делают в регионах на эти деньги? Вот та самая Смоленская область, где условная яма, вот что на эти деньги мы организовываем там? Цифровую платформу супермониторинга, которая ищет слово «яма»? или что это такое?

А. Гореславский:

- Мониторинг делается целенаправленно в центральном режиме. То есть, это одна программа, в которую от региона добавляется только определенный модуль для обогащения местной специфики. География, топонимика, карты, другие вещи. 80% затрат - это зарплата людей. Это оператора и модератора тех самых центров управления регионом, которые будут сидеть при каждом руководителе региона..,

В. Торин:

- Они сидят в администрации области? Или края?

А. Гореславский:

- Как правило, это на усмотрение региона. Регион вправе посадить их где угодно. Как правило, это где-то рядом с губернатором, потому что начальник ЦУРа это тот человек, который круглосуточно на связи и на посту, и понимает, у кого и где болит, и это тот человек, который губернатору по-хорошему должен раз в неделю, раз в день или раз в час, в зависимости от ситуации, докладывать о том, какие проблемы и вопросы являются самыми актуальными. Это 10, 15, 20, а в некоторых густонаселенных регионах и 30 человек, которые занимаются именно модерацией вот этого процесса. Так же в этих ЦУРах находятся командированные сотрудники местных органов государственной власти. То есть, это местный минтранс, местный Минздрав и т.д. Это дежурные офицеры минздрава, который закрывают грудью все амбразуры, которые возникают. И, если хамят в конкретной поликлинике, сигнал прилетает к нему, а он уже по тревоге поднимает свое руководство, местный Минздрав, главврача и говорит - у вас там есть такие-то вещи. Что важно? Функционал этих центров, собственно говоря, в зарплату этих людей входит такая вещь, как модерация. То есть, отделение ложных заявок, тех самых заявок, которые люди пытаются чего-то добиться, пытаются поскандалить и привлечь к себе внимание - таких случаев немало, мы это видим. И есть целая сознательная прямо группа провокаций, направленная против конкретных губернаторов, чиновников и т.д. Такой цифровой буллинг.

В. Торин:

- Это очень важная история. Ведь должны же появиться люди, которые попытаются как-то эту вашу систему использоваться в своих целях. Мы об этом поговорим чуть позже, а сейчас с нами на связи Артем Метелев, председатель совета ассоциаций волонтерских центров России. Артем, здравствуйте.

А. Метелев:

- Добрый день.

В. Торин:

- Вот мы сейчас говорим о том, что существуют специальные люди, которые находят совершенно конкретные проблемы и помогают людям эти проблемы решать. Что ж теперь, все, волонтеры больше не нужны?

А. Метелев:

- Мы будем только рады, если проблемы будут решаться быстрее или их будет меньше, потому что их на самом деле хватает в каждом городе нашей страны. Я знаком с этой системой. На мой взгляд, эта оптимизация определенных решений управленческих, которые будут происходить благодаря более оперативной связи и реакции связи на возникающие проблемы, она поможет эффективнее использовать и время, и возможности органов власти, и время и возможности тех некоммерческих волонтерских организаций, которые у нас есть. Например, вот кейс работы с общероссийским Народным фронтом, которые сейчас встраиваются, в том числе, в эти ЦУРы, и вот люди, которые звонят на прямую линию президенту, у них разные бывают проблемы, бывают проблемы, когда власть что-то недорабатывает, а бывают проблемы, когда у них нет еды, например, или помочь инвалиду выйти на улицу погулять. Об этом мы, как волонтеры, узнаем, в том числе, когда они обращаются вот таким образом в ЦУР или там президенту пишут письма.

В. Торин:

- То есть, вы уже таким образом пользовались как-то этим ЦУРом? Вы видели какие-то публикации в социальных сетях и на них реагировали, да?

А. Метелев:

- Да. Наши волонтерские центры и некоммерческие организации могли бы помогать в этих вопросах.

В. Торин:

- Артем, вы сказали, что вы иногда смотрите на различные выступления людей в соцсетях и волонтеры приходят на помощь. А на ваш взгляд, Артем, что такое должен написать рядовой гражданин, чтобы его заметили, чтобы проблема была каким-то образом решена и чтобы чиновники начали хоть как-то двигаться и что-то решать?

А. Метелев:

- Во-первых, он должен об этой проблеме заявить и, я так понимаю, чем больше людей эту проблему поддержат в социальных сетях, тем больше у него будет внимания и тем быстрее будет реакция со стороны власти. Я могу ошибаться в методологии, но, чем в этом плане резонанс выше, тем быстрее она будет решена и эффективнее.

В. Торин:

- У вас есть какой-то пример? Что вы вот взяли и помогли решить серьезную проблему людям.

А. Метелев:

- Я сам пользовался такими сервисами. Вот у меня возле дома переделали всю дорогу. У нас была нормальная дорога, хотели сделать лучше, стало хуже. Развалили бордюры, асфальт… я зашел на сервис «Сердитый гражданин», оставил обращение и подговорил несколько соседей своих сделать то же самое. У нас эту дорогу вернули обратно, высадили деревья на том участке, о котором я писал.

В. Торин:

- Друзья, внимание! Есть сервис под названием «Сердитый гражданин», если вы на него напишите что-то, а еще и подговорите вашего соседа, и соседа вашего соседа, то вы уже втроем наверняка заставите власти Москвы что-то сделать, правильно?

А. Метелев:

- Да. Это правда. Особенно коллективная жалоба. Она работает гораздо эффективнее.

А. Гореславский:

- Если можно, я добавлю. Вопрос в другом. Что на самом деле даже не обязательно искать «Сердитого гражданина» или еще кого-то. Можно просто написать в любом месте в открытом доступе…

В. Торин:

- А, может быть, существует какой-то хэштег или какое-то кодовое слово, которое было бы неплохо написать, и вы бы точно это заметили…

А. Гореславский:

- Да нет никакого универсального хэштега, нет никакой универсальной фразы, есть сутевое сообщение, в котором вы обозначаете ту или иную проблему, которая может быть решена местными властями. Тогда это будет замечено и обработано. Но я хотел сказать о том, что вот мы с вами сейчас говорим о совершенно материальной, понятной жалобе - мусор, дороги… ну, худо-бедно, это зона ответственности региональных властей, которые с ними справляются. Они обязаны с этим работать, они делают это лучше или хуже, но, надеемся, что с помощью нашей системы это будет получаться быстрее и лучше. Но Артем поднял важнейший вопрос на самом деле. Это запросы в соцсетях и в других местах, которые пишут люди, которые не имеют материальной основы. Это когда люди пишут, например, я одинокий человек, я инвалид, я сижу дома, ко мне некому прийти и купить мне продуктов… Это те вещи, которые не регламентируются ничем. И вот здесь роль волонтерских организаций важна, как никогда. Это те самые запросы и сообщения, крики души, на которые реагировать нужно чуть ли не быстрее, чем про ямы. Бог с ними, с ямами, объехать можно в крайнем случае. А вот когда человек одинок и ему некому помочь - это та самая ситуация, в которой волонтеры на самом деле будут важнее, чем все остальное.

В. Торин:

- Означает ли это, что вам нужно каким-то образом координировать вашу работу с такими волонтерскими центрами, как вот с Артемом Метелевым?

А. Гореславский:

- Да, мы стараемся делать это. Мы делали и будем делать большой проект с Общероссийским Народным фронтом, весной, когда была эпопея с коронавирусом, это было движение «Мы вместе», когда коллеги помогали всем. Я думаю, Артем лучше расскажет об этом. Все, что мы можем вложить в эту историю - это технологическую помощь. Это поиск сообщений, своевременное информирование тех волонтеров, кто готов помогать, о том, что такого рода запросы есть.

В. Торин:

- Алексей, давайте попробуем дать нашим радиослушателям некий такой ликбез. Если вы хотите, чтобы вас услышали и чтобы о проблеме узнали, что надо сделать и как действовать?

А. Гореславский:

- Если вы хотите, чтобы вас услышали и узнали о той проблеме, которая есть, вам нужно сообщить об этом в социальных сетях. Это может быть ВКонтакте, Одноклассники, это может быть Фейсбук или Инстаграм, но лучше, если это будут ВКонтакте или Одноклассники. Гораздо проще из них получать информацию. Будьте предельно конкретны, внимательны, указывайте, какая проблема, пишите конкретный адрес, пишите кто вы. Если вы хотите быть анонимным, пожалуйста, но понятно, что такие запросы рассматриваются с меньшим вниманием и во вторую очередь, после того, как сообщения приходят от людей, которые подписались и рассказали, кто они есть. Будем надеяться, что власти местные смогут отработать. Отнеситесь с пониманием к тому, что система строится и не все сразу может получиться. Но точно знаю, что в большинстве регионов власть и губернаторы лично прикладывают колоссальные усилия к тому, чтобы все это работало и приносило пользу.

В. Торин:

- Это был Алексей Гореславский, генеральный директор АНО «Диалог», в прошлом сотрудник администрации президента Российской Федерации, который знает, каким образом можно привлечь внимание чиновников к проблемам людей. Люди, пишите, не бойтесь. Потому что только благодаря вашей гражданской позиции, вашим неравнодушным взглядам мы можем вместе что-либо сделать.

Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Apple Podcasts, Google Podcasts, ставьте оценки и пишите комментарии!

Для нас это очень важно, так как чем больше подписчиков, оценок и комментариев будет у подкаста, тем выше он поднимется в топе и тем большее количество людей его смогут увидеть и послушать.