Отдых будущего: в столичные клубы теперь пускают только по QR-коду

Писатель Владимир Торин обсуждает с владельцем Black Hat bar и Mr. Help Bar Дмитрием Соколовым, диджеем, организатором крупных музыкальных мероприятий Виктором Строгановым и создателем культового петербургского клуба «Ионотека», директором независимого лейбла Ionoff music Александром Ионовым, как сейчас приходится выживать индустрии развлечений

В. Торин:

- Здравствуйте! Это программа о будущем, в котором теперь возможно все! Мы все время с вами сталкиваемся с какими-то вызовами, каждую неделю. И вот эту неделю опять новые вызовы, новые невероятные истории.

Итак, прямо с сегодняшнего дня московская мэрия будет знать о том, кто, где и как отдыхает. С 19 октября посетители московских ночных клубов, ресторанов должны будут перед входом подтверждать свою личность, получая QR-код через приложение или смс. И мы сможем, говорит московская мэрия, если у кого-то будет коронавирус, проследить, с кем он общался.

Мгновенно взорвались соцсети, потому что стало всем понятно… Что такое ночной клуб или ресторан? Условная жена или условный муж очень быстро может по этим спискам людей, кто, где и когда чего посещал, быстро вычислить. И сойдутся списки, разойдутся семьи. Или много чего интересного будет, потому что в какой-нибудь Чехии или Барселоне закрыты все рестораны, во многих городах Италии. Кстати, мне нравится, что рестораны в Москве открыты, но у нас свой путь. Нам важно, кто в ресторан ходит, с кем и когда. И на какую сумму.

Может, так и верно. Мы сегодня поговорим с людьми, которые попали в эту историю, кто знает, как сегодня выживают рестораны, бары, ночные клубы. И что их ждет в будущем.

У нас на связи Дмитрий Владимирович Соколов, владелец «Black Нatbar» и «Mr.HelpBar». Здравствуйте!

Д. Соколов:

- Здравствуйте!

В. Торин:

- Вы – человек легендарный. Вы столько лет в этом бизнесе! Как вам живется в период пандемии?

Д. Соколов:

- Слушайте, вы в эфире, конечно, сейчас пугаете слушателей, что мэрия будет знать, кто и где находится, тусит и все остальное. На самом деле, там всего лишь номер телефона надо вводить и все.

В пандемию, конечно, сложно. Но лучше работать с QR-кодами, чем не работать совсем. Я считаю, что это неплохо.

В. Торин:

- Дмитрий Владимирович, вы же понимаете, что в сегодняшнее цифровое информационное время достаточно номера телефона человека, который находился где-то, номера телефона другого человека, который находился в этот момент там же, для того, чтобы создавать какие-то, например, версии. Да? Или, например, какой-то человек работает на государственной службе, у него небольшая зарплата, а он находится в дорогом ресторане. И все знают, что он там находится. И это можно посмотреть по спискам. И предъявить ему за счет.

С другой стороны, для вас, для людей, которые выживают в эту страшную эпоху, к вам претензий нет. Расскажите, как вы выживаете? Во многих городах Италии, Испании закрыты вообще все рестораны и бары.

Д. Соколов:

- Мы потихонечку работает. Спад посещаемости, конечно, есть. Этому способствуют все телевизионные и радиоканалы, которые вещают ежедневно об уровне зараженных и всего остального. Живем, в принципе, нормально. Лучше работать так, чем быть закрытыми.

В. Торин:

- Совершенно с вами согласен.

Д. Соколов:

- Отличия какие? Персонал ходит в масках, у нас есть требования Роспотребнадзора, все исполняют. 99% точно, потому что запугали рестораторов так, что проще выполнять. Я уверен, что места общепита – это максимально места без вируса COVID-19. Они защищены от вируса.

В. Торин:

- Даже если человек боится заразиться, то самое защищенное место - это бар или ресторан?

Д. Соколов:

- Есть требования, которые выполняются. И если человек сам ходит в маске, то шансов заразиться у него в ресторанах или барах COVID-19 практически нет.

В. Торин:

- Насколько часто вас проверяют и как это происходит?

Д. Соколов:

- Проверяют не часто, но приходят с проверками по нормам, которые должны быть.

В. Торин:

- Это проверки от Роспотребнадзора или от кого?

Д. Соколов:

- Да.

В. Торин:

- Приходят и говорят: все ли в масках, чем помыть руки?

Д. Соколов:

- Именно так. Есть список требований, которые они отсматривают. Сейчас будут еще проверять по поводу QR-кодов или смс.

Касаемо людей, которые заморочены теориями заговоров, чипирования, всеобщего контроля за людьми, я не думаю, что будет за людьми тотальный контроль. Но если человек хочет скрыться, всегда можно купить телефон дешевый кнопочный на другую фамилию, это не сложно. И чекиниться где хочешь от имени кого хочешь при желании.

В. Торин:

- Совет от Дмитрия Соколова! Дмитрий, а что будет в будущем у ресторанов, ночных клубов?

Д. Соколов:

- Нас ждет всех только светлое будущее, по большому счету. Рано или поздно пандемия закончится. И все придем к обычному ритму работы. Конечно, это не будет скоро, но к обычной жизни мы вернемся.

В. Торин:

- А вам, владельцам баров и ресторанов, как-то сокращать персонал пришлось? Поджиматься как-то…

Д. Соколов:

- Конечно, да.

В. Торин:

- Как это в процентах? В общем?

Д. Соколов:

- Мы ничего не закрыли, слава богу. Но в Москве закрылось порядка 20% точек общепита. Персонал, да, мы самосократили персонал на 25% примерно. Отправили на удаленку бухгалтера и генерального директора, потому что другой персонал отправить невозможно. Конечно, сократили людей и персонал. Это было еще в начале, в середине марта, еще до закрытия. И все уже понимали, что большой спад гостей. И до закрытия мы всех, кто не из Москвы, кто мог уехать, хотели уехать в этот момент, сократили. Те, кто приезжал работать, им было проще пересидеть карантин в своем городе.

В. Торин:

- Мы затронули тему теории заговора. А вот есть другая теория. Буквально вчера в центре Праги произошли демонстрации, столкновения с полицией, потому что были введены новые ограничительные меры по COVID-19. И люди вышли на улицы, потому что они не могут терпеть то, что происходит.

И есть такая теория, что, может, для того, чтобы подобного не случалось, в России не закрывают увеселительные заведения, а просто заставляют людей регистрироваться, потому что для России важнее куда-то зарегистрировать и записать человека, чем выяснить, болеет он или нет. Как вы думаете, есть у этого мнения реальная подоплека?

Д. Соколов:

- Я не понял, вы спрашиваете по поводу закрытия в Праге заведений?

В. Торин:

- По поводу того, что люди в Праге услышали, что закрываются увеселительные заведения. Они вышли на улицу. И начали бунтовать.

Д. Соколов:

- Конечно, людей можно понять.

В. Торин:

- И есть теория, что в России не закрываются различные рестораны, чтобы подобного не случалось?

Д. Соколов:

- Ну, я не думаю, что власть смотрят совсем так уж пристально на власти Чехии, но понимаю, что в Европе ресторанный бизнес развит давно и больше, чем у нас. У них количество баров и ресторанов на душу населения выше. И, конечно, большой пласт людей, это их основная работа и доход. И оставить людей без дохода, жить на какие-то минимальные пособия, это, конечно, для многих невыносимо. И я предполагаю, что они поэтому и вышли на улицы.

Наша власть всегда смотрит на Европу. И хорошо, что в этот момент смотрит на Европу, а идут своим путем.

В. Торин:

- Давайте разберемся. Те люди, что вышли на площадь, а там было большое количество футбольных фанатов, хулиганов, это не те люди, которые потеряли деньги от не работы ресторанов.

Действительно, был момент раздраженности Москвы, страны, были QR-коды, пропуска. И ситуацию в какой-то момент отпустили. А сейчас ситуация эпидемиологическая такова, что мы перебрали, больше людей стало заболевать.

Во многих странах мира рестораны просто закрываются, а у нас всех переписывают. Есть ли тут политика? И что будет дальше?

Д. Соколов:

- Я считаю, что никакой политики в этом нет. В России, по крайней мере, в Москве есть здравый смысл. И все прекрасно понимают, если закрыть общепит московский, это не будет падение заболеваемость и всего остального. Точки общепита посещают порядка тысяч шестьсот-восемьсот человек в неделю. Это меньше 1% населения нашего города, кто постоянно ходит по кафе и барам. И закрытие точек общепита не будет панацеей от COVID-19.

Почему закрывают в Европе? Думаю, по глупости.

И думаю, что в Москве много других мест, которые можно закрыть и остановить увеличение заболеваемости. Но на это власти не пойдут по экономическим причинам. И нормам.

В. Торин:

- То есть, по-вашему, тут больше экономики, чем политики?

Д. Соколов:

- Конечно.

В. Торин:

- Наши власти не хотели бы, чтобы разорялись предприниматели, кто владеет косметическими салонами, ресторанами, студиями красоты.

Д. Соколов:

- Многие получали кредит беспроцентный на зарплату персонала, на сотрудников. И всем платить в октябре, то есть, по договору со Сбербанком, неважно, когда вы взяли кредит. И платить с октября. Как вы думаете, сможет гасить проценты предприятие, которое закрылось? Думаю, что нет. Проще фирме обанкротиться и все. И государство останется без выданных денег, как минимум.

Экономически никакого смысла закрывать общепит нет. И все другие точки сферы обслуживания, магазины, парикмахерские и все остальное.

В. Торин:

- Давайте попробуем спрогнозировать на будущее. Сейчас тревожная ситуация с коронавирусом. И пока власти стараются поддержать таким хотя бы образом бизнес. В ближайшем будущем как будет развиваться ситуация, как вы думаете?

Д. Соколов:

- Я не могу сказать, я не доктор, не вирусолог. Я надеюсь, что все остановится. Я думаю, что многие гости возмущаются по поводу QR-кодов, но это не наше требование. Я думаю, что все будет идти нормально, все пойдет на спад. И все люди понимают, что осенний всплеск заболеваемости, COVID-19 – это такое же ОРВИ, как и другие вирусные респираторные инфекции. Надеюсь, что все будет хорошо.

В. Торин:

- А ваши официанты, диджеи, хостес, они не взвыли уже? Работа в перчатках, масках…

Д. Соколов:

- Работать, конечно, сложнее, это факт. Технически неудобно, но правила есть правила. Наши гости, слава богу, понимают и видят это.

В. Торин:

- Я так понимаю, что мы с вами надеемся на будущее. В будущем будет все хорошо!

Д. Соколов:

- Да.

В. Торин:

- Спасибо! Это было очень интересно. Итак, с сегодняшнего дня мы будем жить в новой парадигме, когда любой человек, уходящий в ночной клуб, в ресторан должен будет зарегистрироваться. И какие-то люди будут внимательно смотреть, куда и как он идет.

С сегодняшнего дня московская мэрия будет знать всё о посетителях московских ночных клубов и ресторанов, которые работают ночью. Теперь каждый посетитель перед входом должен будет подтверждать свою личность, получая QR-код через приложение или SMS. Как объясняет московская мэрия, если потом у кого-то из посетителей диагностируют коронавирус, то очень быстро можно будет найти тех людей, с кем он отдыхал в ночном клубе или в ресторане. Более того, глава московского департамента потребительского рынка Алексей Немерюк допустил, что систему эту могут распространить на салоны красоты и на непродовольственные магазины. Но пока в прицеле оказались ночные клубы и рестораны, которые работают ночью. Мы общаемся с владельцами ресторанов и пытаемся выяснить, что они думают по этому поводу, и как они вообще выживают в период пандемии.

С нами на связи Виктор Строганов, диджей, организатор крупных музыкальных мероприятий. Виктор, как вам вообще пандемия? Как вы, диджей, организатор музыкальных мероприятий, выживаете в эту эпоху?

В. Строганов:

- Это очень сложно. Мы общаемся друг с другом, общаемся с теми, кто организовывает очень крупные концерты, кто всегда делал всевозможные клубные мероприятия. Изначально, естественно, у всех был шок. Летом все вроде бы воспряли духом, что сейчас потихонечку раскачаемся, начнем делать мероприятия, но тут пришла вторая волна, новые ограничения. Это очень сильный удар по всей индустрии. Я надеюсь, что когда-нибудь это закончится, и все восстановится. Сейчас, конечно, очень тяжело. По диджеям, по моей братии скажу, что начиная с марта, было очень тяжелое время у людей, особенно у тех, кто зарабатывал только лишь своими выступлениями. Но это позволило многим людям измениться. Многие из диджеев, из музыкантов вспомнили, чему их учили в институтах, в техникумах и т.д., каким профессиям, что они умеют делать руками, головой. И все начали приспосабливаться к новым реалиям, учиться зарабатывать деньги не музыкой.

Все вы знаете, что музыкальный, творческий слой людей, это самое большое счастье в жизни, когда ты музыкой зарабатываешь деньги, на это существуешь, можешь кормить свою семью. К сожалению, меняется будущее, как вы говорите. С одной стороны, конечно, это шоу, это неприятно, но на самом деле это очень интересно. Мы в очень интересное время живем. 2020 год многие ругают, говорят, какой он плохой и так далее, но на самом деле это очень круто. Потому что каждый день какие-то новости приходят, голова начинает думать, варить, и что-то происходит. Это здорово.

В. Торин:

- Можно ли сказать, что вы, Виктор Строганов, диджей, организатор музыкальных мероприятий, перепрофилировались и начали делать что-то другое за последние полгода? Вид у вас цветущий, довольный. Расскажите, откуда вы берете силы, энергию, и что вы делаете последние полгода?

В. Строганов:

- Мне, наверное, повезло, потому что последние полтора года я присоединился к моему другу, он меня пригласил в юридическую компанию. И мы развили свою компанию из маленькой в огромную, у нас 15 филиалов по России и по Москве. Компания юридическая, занимающаяся помощью людям в списании долгов.

В. Торин:

- То есть вы уже вовсе и не диджей, не организатор крупных музыкальных мероприятий, а просто юрист.

В. Строганов:

- Да.

В. Торин:

- То есть вы просто взяли и переквалифицировались?

В. Строганов:

- Нет, это было заранее, задолго. Почему я и сказал, что мне повезло. А если говорить про самую главную тему, про то, как повлияют эти нововведения, которые несколько дней назад пришли к нам, что QR-код, нужно будет регистрироваться посетителям клубов, я про это двояко скажу. Изначально я скажу, что это будущее. Все меняется в этом мире.

В. Торин:

- То есть вы понимаете так, что это такая история, когда все будут всех контролировать через цифровые технологии, через социальные сети, это наше будущее, которое наступило? То есть человек, который идет в ночной клуб, его в любую секунду могут вычислить?

В. Строганов:

- Да. Не мы этим управляем, это есть, и оно будет. К жизненным реалиям нужно приспособиться. Это не мы ввели, это ввело правительство. Если мы живем в этой стране, значит, так оно и будет, к этому и организаторам, и посетителям рейвов нужно будет привыкнуть и как-то это принять. Ну, или все на баррикады…

В. Торин:

- Про баррикады. Мы только что пытались рассуждать с Дмитрием Соколовым, Black Hat Bar. Уже многие страны закрыли рестораны, ночные клубы (Бельгия, Чехия, Барселона, во многих городах Италии закрыты все рестораны и ночные клубы). У нас не закрываются рестораны и ночные клубы, но делается вот такая история. Смотрите, в Чехии, когда объявили о закрытии развлекательных заведений, ресторанов, ночных клубов, неожиданно вчера в центре Праги демонстрации и столкновения с полицией. Люди таким образом реагировали на закрытие ресторанов и ночных клубов. Как вы думаете, возможно ли такое в России (чисто гипотетически)? А во-вторых, как вы считаете, может быть, наша особенная такая политика в отношении ночных клубов и ресторанов, когда нам лучше всех переписать, пересчитать и знать, кто где, и это важнее, чем больны они или нет, и позволяет, по сути, спасти бизнес многочисленным рестораторам, владельцам ночных клубов? Как вы думаете, чем вызвана такая наша особенная российская политика?

В. Строганов:

- Ну, у нас столкновений не будет. Потому что молодежь у нас спокойная. У нас вообще русский народ терпеливый, спокойный, миролюбивый. Я не раз в этом убедился.

Я хочу затронуть такую вещь – как это повлияет на клубную культуру, на все наши рейвы, фестивали.

В. Торин:

- Да, это тоже очень важно, как это будет в будущем.

В. Строганов:

- Наверное, 99% молодежи будет против этого, эта новость повергла всех в шок, что ввели QR-код. Потому что молодежь это максимально свободолюбивый слой общества, скажем так. Мы любили, обожали и сейчас обожаем свободу. То есть когда мы ходим на рейвы, мы хотим почувствовать свободу. На рейве можно всё (ну, в рамках разумного, естественно). Ты можешь плясать, беситься, веселиться, тебе никто ничего не скажет.

В. Торин:

- У нас на связи Александр Ионов, создатель культового петербургского клуба «Ионотека», директор независимого лейбла Ionoff music.

Александр, вы находитесь в Петербурге, у вас там культовый клуб «Ионотека». До вас пока это не дошло. Но вы понимаете, что Бельгия, Чехия, Италия закрывают рестораны и ночные клубы, в Москве не закрывают, но придумывают вот такую странную историю. Как вы думаете, что же будет в будущем, к чему мы придем?

А. Ионов:

- Я думаю, в будущем возможны очень интересные эксцессы. Например, вас не пустят на борт самолета, потому что у вас температура 37,8 (это бывает с людьми). Если прогнозировать такое фантастическое будущее…

В. Торин:

- Ну, это уже совсем не фантастическое будущее, это то, о чем мы говорим, когда нереальное, казалось бы, сегодня уже абсолютно реально.

А. Ионов:

- К моей деятельности сейчас это большого отношения не имеет, все-таки я занимаюсь таким андеграундным клубом, вместимость 500 человек. Я знаю, что мои коллеги с большими концертными залами, где от 1000, сейчас очень страдают, да и музыканты тоже. Мне повезло, потому что у меня определенная андеграундная ниша, и я могу пережить подобные трагедии.

В. Торин:

- Виктор, а ваш прогноз, что в будущем ждать посетителям ночных клубов, ресторанов? Что нас всех ждет в будущем?

В. Строганов:

- Я уверен, что в дальнейшем все улучшится, все люди привыкнут к этому. Ну, а что сейчас ожидает? Я предполагаю, клубы, именно ночные мероприятия, будет колоссальнейший спад. Потому что молодежь любит свободу. Если бы мне сказали 10-15 лет назад, что ты должен зарегистрироваться где-то, чтобы пойти на рейв, это было бы воспринято мной в штыки. Потому что 99% молодежи никакого контроля не приемлет, даже с учетом того, что скрывать-то нечего. Ты же не какой-то шпион или еще что-то, чтобы за тобой следить.

В. Торин:

- Вот пишет человек: «Да давно пора выявлять тех, кто плохо старается на работе, и наказывать, раз силы остались на ночные клубы». Что бы вы могли ответить такому человеку? Или, может быть, он прав?

В. Строганов:

- Гуляют в пятницу и в субботу. В воскресенье они высыпаются, а в понедельник идут на работу. Во-вторых, это, наверное, пошутил человек. Это можно так всех под одну гребенку – и любителей ходить на футбол, и в театр…

В. Торин:

- Нет, не пошутил. Это идет мощнейшее какое-то расслоение. А вы не чувствуете такого, что есть какой-то такой нерв внутренний, люди как-то возбуждены, и не хотелось бы их как-то расстраивать? Есть такое, как вы думаете?

В. Строганов:

- Именно по ситуации, о которой мы сейчас говорим?

В. Торин:

- Вообще обо всем – о пандемии, ресторанах и т.д.

В. Строганов:

- Ребята, вообще у всех шок. И пессимистические настроения у всех, и негативные настроения. Всем это очень не нравится.

В. Торин:

- Мы можем пожелать всем нашим радиослушателям, чтобы они просто находили в себе силы на позитив. И бог с ними, с этими ночными клубами, если вдруг не хочется туда идти. Находите силы, чтобы чувствовать себя хорошо, чтобы были здоровы вы и ваши близкие, носите маски, старайтесь себя как-то беречь. Потому что иначе все уйдет куда-то туда, куда ушло вчера в Праге.

Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Apple Podcasts, Google Podcasts, ставьте оценки и пишите комментарии!

Для нас это очень важно, так как чем больше подписчиков, оценок и комментариев будет у подкаста, тем выше он поднимется в топе и тем большее количество людей его смогут увидеть и послушать.