Как российским фермерам выгодно продавать свои продукты, а потребителям не запутаться в мифах о сельском хозяйстве

Рассказывает президент агропродовольственного фонда «Свое», ведущий проекта «Своя еда» Андрей Даниленко. Ведет эфир Мария Баченина

М. Баченина:

— Мы будем говорить о российских фермерах, об их производстве самой вкусной фермерской еды. «Своя еда» — это цикл фильмов о сельском хозяйстве, о компаниях, людях, которые вносят значительный вклад в развитие агропромышленного комплекса в России. Для чего вы вообще создавали этот проект?

А. Даниленко:

— Изначально эта инициатива Россельхозбанка и Министерства сельского хозяйства РФ. Задача — рассказать людям, что у нас в России много всего производится. Мы не импортозависимые, как некоторые об этом говорят. У людей возникает много сомнений, мифов о российской еде. И задача — рассказать людям, что есть производители по всей стране, которые выпускают очень вкусную необычную продукцию. Ее можно с удовольствием покупать, есть и потреблять.

М. Баченина:

— В скольких крестьянско-фермерских хозяйствах вы уже успели побывать?

А. Даниленко:

— Посетил множество десятков предприятий. Сам лично в сельском хозяйстве я больше 20 лет, поэтому езжу к друзьям, к тем, кого хорошо знаю и знакомлюсь с новыми людьми. У меня в инстаграме «Danilenko.al» и на новом YouTube-канале «Своя еда» можно следить за этими поездкам. На кадрах то, что обычный человек и не увидит: попасть в хозяйство, посмотреть весь процесс производства от земли до конечного продукта, который уже едет в магазин.

М. Баченина:

— Мне кажется, это очень интересно. Современная аксиома: чтобы развивалось фермерство, его нужно поддерживать. Кто, как, какими суммами и способами поддерживает наших фермеров?

А. Даниленко:

— Существует государственная программа поддержки фермеров. Есть программа грантов. Работает программа развития сельских территорий. Вы бы удивились, какое огромное количество людей сейчас получают финансовую поддержку от государства. Но одна из больших проблем — не только произвести, но и продать.

Суть проекта заключается именно в том, чтобы помочь продать эту продукцию. Для этого нужно рассказать о ней. У каждого региона есть своя специфика. Например, Башкирия — мед, кумыс. Возьмем Пензу. Знали ли вы, что там кленовый сироп делают уникальный и очень вкусный? В Московской области улиток выращивают. Производство шпротов в Калининградской области. Сыры повсюду делают с разными вкусами. Карачаево-Черкесия — уникальный экологически чистый регион — там баранина. Там руководство региона делает очень много для поддержки аграриев. Можно перечислить огромное количество регионов, где много интересной и вкусной еды, и очень уникальной.

Самое главное — рассказывать людям, какова технология производства. Мы с экспертами рассуждаем на тему пестицидов, химии, органических продуктов Это тоже очень важно. Сделали интервью со специалистом компании «Сингента». Она рассказывает, как отличать один продукт от другого. Например, вы знали, что орехи могут быть очень опасным продуктом? Если их вынуть из скорлупы, они подвержены самым разным микробам и микроэлементам. Много других нюансов и секретов.

М. Баченина:

— Мы с вами только что выяснили, что государство поддерживает, инвестирует в агропромышленный комплекс — и там неплохие цифры. Возникает другая проблема. Есть гиганты производства. А у фермера небольшой объем. И с ним в сравнении мощный комбинат. Фермеру тоже нужно выходить на рынок и сбывать свою продукцию, отвоевывать место на полках и в сумках покупателей. Как решаются эти вопросы?

А. Даниленко:

— Есть целая экосистема Россельхозбанка — это «Свое родное». Через нее продвигается фермерская продукция. Сайт нашего фонда и наши YouTube-канал, мой Instagram — все это работает, чтобы двигать эту продукцию. Кстати, Россельхозбанк инициировал в 27 регионах страны школы фермера, куда можно приходить людям, кто либо занимается фермерством, либо планирует и может получить подготовку, образование, в том числе, не только как производитель, но и как продавать свою продукцию.

М. Баченина:

— То есть, учат алгоритмам?

А. Даниленко:

— Конечно. Вы бы удивились: 14% всей продукции, которая производится в России — это фермерская. Если десять лет назад это было 2%, сейчас это уже 14%. Это говорит о том, что продукция в целом востребована. Есть люди, которые из городов с удовольствием переезжают в сельскую местность и начинают хозяйство. В пандемию очень много моих знакомых из офисов переехали и теперь живут в сельской местности.

У многих начиналось как хобби — исключительно для себя, для души. Потом это превратилось в основную деятельность. При том, самые интересные уникальные е продукты: копчености, колбасы домашние из утки, гуся. Есть производители домашнего творога, сливочного масла… У этих продуктов совсем другой вкус!

М. Баченина:

— Предполагаю, что есть закономерность: если я хороший фермер, скорее всего, я плохой маркетолог. Потому что голова моя занята другим. А как это решают наши люди?

А. Даниленко:

— Выход — объединяться, создавать кооперативы, стимулировать их формирование. Естественно, фермерские рынки. Это тоже очень важный инструмент. Кстати, в рамках проекта «Свое» есть фермерские фестивали, которые создают возможность, чтобы люди могли прийти и познакомиться с продукцией, а потом искать ее в магазинах. Но, конечно, фермерские рынки и кооперативы — это самые главные инструменты на сегодняшний день для продвижения продукции.

М. Баченина:

— Расскажите о проекте «Своя еда». Интересно узнать, сколько фермеров вы видели, что это вообще за люди? Какую самую вкусную продукцию пробовали, что осталось в памяти навсегда? И где нам ее найти?

А. Даниленко:

— Смотрите сайт фонда «Своё», маркетплейс «Свое родное» — Россельхозбанка, смотрите YouTube-канал «Своя еда», инстаграм Андрея Даниленко. Там можете получить много информации.

Проект охватывает тысячи фермерских хозяйств по всей стране, с которыми с удовольствием надо знакомиться. Агротуризм там развит: можно приехать, пожить у них. Можешь проснуться с утра, а тебе в окно смотрит корова. Ты живешь на ферме, тебе накрывают домашнюю фермерскую продукцию. Сгущенное молоко домашнее, пирог из утки, копчености самые разные… Берешь вот эту колбаску, которая вся из мяса, с жирком…

М. Баченина:

— Настоящее — называйте вещи своими именами.

А. Даниленко:

— Да, настоящее, с запахом таким хорошим.

М. Баченина:

— Если фермеры хотят стать участниками вашей программы — это тоже мощный пиар, — то как им действовать?

А. Даниленко:

— Дорогие фермеры, я к вам с огромным уважением отношусь. Или через сайт Россельхозбанк, или через сайт агропродовольственного фонда «Свое», или мой инстаграм, либо YouTube-канал — выходите на связь! У нас очень много интересных проектов, грантов. С удовольствием будем помогать, поддерживать и делать очень вкусную еду для наших потребителей.

М. Баченина:

— А если человек только в начале пути, вы его сориентируете, дадите совет?

А. Даниленко:

— Да. Очень много реальных историй людей, которые переехали в сельскую местность и успешно занимаются производством.

М. Баченина:

— Правда, что ваш проект рассказывает о самых известных мифах и стереотипах, которые связаны с едой?

А. Даниленко:

— Так и есть, мы можем рассказать: вредно молоко или нет, какая химия вредна, полезны ли органические продукты, какое мясо безопасно. И много другого интересного вы можете узнать!

М. Баченина:

— Спасибо! У нас в гостях был Андрей Даниленко, президент агропродовольственного фонда «Свое» и ведущий проекта «Своя еда». Благодарим вас.

А. Даниленко:

— Спасибо.