Мотор в иллюминаторе! Как в космосе будут снимать кино

Режиссёром картины станет Клим Шипенко
В эфире Радио «Комсомольская правда» генеральный директор АО «Главкосмос» Дмитрий Лоскутов и режиссер Клим Шипенко рассказали о подготовке российских актрисы и режиссёра для съёмок фильма в космосе

Е. Афонина:

- У нас в студии обозреватель «Комсомольской правды» Александр Милкус.

А. Милкус:

Я посмотрел материалы НАСА, нигде до сих пор официально не объявлено, что Марк Ван де Хай летит на удлиненный срок экспедиции. Тоже интересная история. Потому что, когда первый раз летели Скотт Келли и наш Михаил Корниенко почти на год, просто вся пресса говорила об этом. Сейчас – тишина. Так же, как тишина по поводу того, что летит Марк Ван де Хай. И вдруг его срочно назначили. Очень интересная история. Насколько я знаю, там проблемы были со сменой администрации НАСА и с договором по поводу того, чтобы Конгресс одобрил выделение денег на этот полет. Были проблемы. И в результате, как я понимаю, кресло Марка Ван де Хая оплатила частная компания Axiom, а не НАСА. У них в связи со сменой Трампа на другого президента тоже в руководстве НАСА разброд и шатание. Слава богу, что решили. Слава богу, что Марк летит. Это, на мой взгляд, правильная история.

Е. Афонина:

- Наши радиослушатели задают вопросы. Ранее в Роскосмосе, говоря о стыковке к станции модуля МЛМ, говорили, что на этот период в российском сегменте должны присутствовать три космонавта. Теперь, получается, их будет двое. Пройдет ли стыковка?

А. Милкус:

- К стыковке космонавты никакого отношения не имеют. Мы же не представляем себе, что они все втроем выйдут в открытый космос и будут плечом подталкивать 20-тонный модуль к стыковочному узлу. Я напомню, когда стыковались первые модули МКС, было два космонавта вообще – Крикалев и Гидзенко, и Шепард. Ничего нового там нет. Это первое. Второе, смотрите, на российском сегменте сейчас две каюты. Когда летали трое космонавтов, третий ночевал в гостях у американцев. Мы там договаривались об этом. Сейчас там и так уже перенаселение. Там семь человек летает. А где он должен спать, на потолке? Вот придет МЛМ, его подключат, там есть еще одна каюта. И вот тогда наш сегмент рассчитан на то, чтобы там работали три космонавта. Я думаю, что в этом ничего такого удивительного нет.

До того, как началась эпоха с космическими туристами, мы возили бесплатно сначала Хелен Шарман, которая с Сергеем Крикалевым летала. Она вообще победила в английском конкурсе, она была инженером на фабрике «Марс». Выиграла. Тэтчер с Горбачевым договорилась, и Хелен слетала в космос. Потом была история в конце 80-х – в начале 90-х, когда собирались отправить российского журналиста на станцию. Люди готовились. У меня были замечательные друзья, которые были в этом отряде и участвовали в подготовке. Наши не полетели, зато японский журналист Тоехиро Акияма полетел. И потом достаточно быстро ушел из профессии. Он огородничеством у себя дома занимался. Ничего нового в отправке так называемых даже не туристов, а людей обычных профессий, нет.

Е. Афонина:

- Но здесь же мы говорим не об отправке туриста, а о том, что будут проходить настоящие съемки. Это очень интересно.

А. Милкус:

- Я бы уточнил. Потому что во всех документах официальных это называется научно-популярный проект. Мы дозвонились до Дмитрия Владимировича Лоскутова, генерального директора акционерного общества «Главкосмос».

Д. Лоскутов:

- Добрый день.

А. Милкус:

- Зачем нужен такой научно-популярный проект сейчас?

Д. Лоскутов:

- Идея проведения съемок фильма в космосе не нова. Можно вспомнить, что еще в конце 90-х годов был проект, народный артист Владимир Стеклов готовился с 1997 по 2000 годы к полету, должен был еще на станцию «Мир» полететь. По ряду причин, в том числе финансовых, этот полет не состоялся.

А. Милкус:

- Юрий Кара, режиссер, денег не нашел.

Д. Лоскутов:

- Абсолютно верно. Но сегодня появляется новое окно возможностей. Роскосмос этим пользуется. И мы, как Главкосмос, заинтересованы в том, чтобы в результате этого полета произошла существенная популяризация российской космонавтики, современных достижений, не только у нас в стране, но и за нее пределам. И рассчитываем, что будет массово повышен интерес и к российской космонавтике, и очень важно поднять авторитет профессии космонавта.

Е. Афонина:

- Опять же возникает вопрос финансов у обывателя. Кто финансирует этот проект?

Д. Лоскутов:

- Финансирует съемку фильма Первый канал. В целом реализация проекта будет осуществляться в рамках существующей федеральной космической программы, то есть не потребует каких-либо дополнительных средств из федерального бюджета. Наоборот, мы рассчитываем, что проект будет способствовать притоку в отрасль небюджетных средств за счет развития коммерческих космических полетов. Эта задача была поставлена Главкосмосу в прошлом году. И часть работ, которая включает в себя отбор, подготовку космонавтов – участников проекта, изготовление полетного снаряжения, это скафандры и ложементы, будет профинансирована Главкосмосом.

Хочу отметить, что мы не используем также бюджетные средства. Все, что мы вкладываем в этот проект, мы заработали сами. И несмотря на пандемийный прошлый год, у у нас достаточно достойные финансовые показатели.

А. Милкус:

- Почему мы в разговорной речи говорим «съемки в космосе», а по документам – научно-популярный проект. В чем наука?

Д. Лоскутов:

- Наука здесь в следующем. Сам проект будет осуществляться в виде целевой работы, в рамках долгосрочной программы целевых работ на МКС. Главкосмос является постановщиком данной работы. Научно-образовательное направление – это одно из направлений реализации целевых работ на российском сегменте МКС. Как мы знаем, сегодня уже создан существенный задел с учетом опыта различного рода видеосъемок на МКС, опыт отбора, подготовки непрофессиональных участников космического полета.

У нас не было опыта одновременно отправки двух непрофессиональных участников космического полета. Такая задача стоит в плане коммерциализации пилотируемых программ. Также Павел Николаевич уже упомянул, что стоит задача сокращения сроков подготовки таких участников. Люди обеспеченные не могут позволить себе на полгода-год тренироваться в Звездном городке. И сегодня компания Axiom Space американская предлагает подготовку 15 недель. Мы сегодня с ЦПК говорим о том, что мы так же должны уложиться, с учетом этого опыта, в четыре месяца. Это настоящий эксперимент.

Е. Афонина:

- Вы сказали о двух непрофессионалах? Это актриса и режиссер?

Д. Лоскутов:

- Да.

Е. Афонина:

- А оператор?

Д. Лоскутов:

- Режиссер может быть и оператором.

А. Милкус:

- А как полет актрисы и режиссера может повлиять на плановую работу? Мы ждем очень важного события – наконец-то должен пристыковаться модуль «Наука». Должны быть три космонавта, а мы отправляем двоих для приема МЛМ.

Д. Лоскутов:

- Вопрос, скорее, к Роскосмосу. Мы исходим из того, что данный проект никоим образом не скажется на работе с МЛМ. Полет в принципе спланирован таким образом, чтобы не влиять на достижение целей и задач федеральных планов.

А. Милкус:

- У нас были фильмы, тот же Клим Шипенко снял «Салют-7».

Е. Афонина:

- Была «Гравитация».

А. Милкус:

- И туча других фильмов, которые снимаются в павильоне легко. Компьютерные съемки заменяют съемки натурные. Я не уверен, что качество съемок на МКС в достаточно ограниченном объеме, с не очень профессиональным светом, может обеспечить картинку, которую можно сделать для фильма в студии, в павильоне «Мосфильма»?

Д. Лоскутов:

- Безусловно, вы правы, что условия будут достаточно сложные. Но это будет все по-настоящему. Это просто будет бомба для аудитории. Те люди, которые будут смотреть этот фильм, будут знать наверняка, что они приложили к этому руку. Не только деятели кинотворчества, а сотни, тысячи людей, а с учетом семей – десятки тысяч тех, кто принимал участие в производства корабля, ракеты, наземки, кто готовил экипаж. Это первый фактор. Я сам в этой связи стал чаще Первый канал включать, чтобы понять, в какой контент наша продукция впишется.

Естественно, это привлечение внимания к возможности космических полетов непрофессиональными космонавтами. Мы знаем, что сейчас появляется конкуренция, больше возможностей открывается. И мы внимательно следим за развитием и американской, китайской пилотируемых программ. Безусловно, желаем успехов нашим партнерам. Потому что космос – это общее дело.

Е. Афонина:

- А мы вам желаем успеха. Проект грандиозный.

Александр Борисович, вот сейчас у нас на связи режиссер, сценарист и продюсер Клим Шипенко. Клим Алексеевич, здравствуйте.

К. Шипенко:

- Здравствуйте.

Е. Афонина:

- У меня вот сразу вопрос. Вы будете режиссером этого проекта, да?

К. Шипенко:

- Да, и соавтором сценария.

Е. Афонина:

- Вот как человек, мало-мальски понимающий в кинопроцессе, я понимаю, что не будет удачи любому проекту, если в первый съемочный день не разбить тарелку. Вы ее как будете в космосе разбивать?

К. Шипенко:

- Ну, найдем там какую-нибудь тарелку, разобьем.

А. Милкус:

- Нету там тарелок, вам придется свою везти.

К. Шипенко:

- Ну, свою привезем, значит. Небольшую такую тарелочку.

Е. Афонина:

- И будете осколки потом в невесомости собирать.

К. Шипенко:

- А мы ее аккуратно в пакетике разобьем, чтобы осколки не разлетелись по всей станции, да.

А. Милкус:

- Скажите, достаточно техники на борту, чтобы снять профессиональный фильм? Вы будете и режиссером, и оператором, или космонавты будут операторами? Как вот это будет?

К. Шипенко:

- Мы планируем туда отправить профессиональную камеру, несколько объективов. А как это будет делаться? Ну, немножко космонавты помогут. Будут съемочной группой. Ну, такой проект - немножко актер и режиссер должны стать космонавтами, а космонавты - актерами и съемочной группой. Так что…

А. Милкус:

- А вы общались с ребятами, которые полетят 9 апреля, может быть, какие- то вещи проговаривали, наставления?

К. Шипенко:

- Не то что общаемся, работаем с ними, да, сейчас проговариваем, репетируем. Конечно, очень плотно ведем общение.

А. Милкус:

- То есть, у них две репетиции основные такие. Прием модуля «Наука» и участие съемках фильма?

К. Шипенко:

- Да.

А. Милкус:

- Скажите, а вот вы-то сами, я читал ваше интервью Первому каналу, что вы собираетесь тоже лететь. Вы прошли медкомиссию уже, готовы к таким вещам?

К. Шипенко:

- Я в процессе. Медкомиссия не один день длится.

А. Милкус:

- Да, да, это долго.

К. Шипенко:

- Вот сейчас прохожу.

А. Милкус:

- В фильме «Салют-7» у вас космонавт кувалдой стучал по корпусу станции «Салют-7», я надеюсь, что теперь-то вы знаете, что такого делать нельзя в космосе?

К. Шипенко:

- Я не буду стучать кувалдой по станции.

Е. Афонина:

- Вы лично нет. А актриса будет?

К. Шипенко:

- Актриса тоже не будет. Мы проконтролируем, чтобы она тоже… кувалду не дадим ей, короче.

А. Милкус:

- В чем особенности сценария? Если можно раскрыть хоть какие-то… ну пунктиром… я понимаю, что это коммерческая тайна и творческая тайна…

К. Шипенко:

- Ну, пока да. Все, что можно сказать, это, собственно, сценарий будет похож на ситуацию, в которой оказались мы - я и актриса - и там тоже будет связана история, когда простой человек, который не думает и не мечтает о космосе, получает предложение туда полететь и что-то там сделать. Поэтому это ситуация, которая будет понятна каждому человеку, потому что может так случиться, что любому человеку позвонят и что-то попросят нам сделать. Ну, конечно, это сказка немного, но она на самом деле не так далека от реальности.

А. Милкус:

- Вот это достаточно сложная актерская работа. Мало того, что никто не знает, как человек, даже профессиональный космонавт, первые несколько дней там ему нехорошо бывает, бывает до недели в космосе мутит.

К. Шипенко:

- Да.

А. Милкус:

- Вот как вы будете тут работать? И 20 человек - вот то, что я читал про отбор - уже есть, но из них не такое большое количество профессиональных актеров. То есть, у вас еще сложность будет в том, что вы будете работать с человеком, который…

К. Шипенко:

- Ну, какие-то профессиональные актеры там тоже есть, поэтому давайте подождем, посмотрим результаты медкомиссии и там уже будем обсуждать. Сейчас-то рано.

Е. Афонина:

- Вы в себе уверены?

К. Шипенко:

- Да.

А. Милкус:

- А когда нам ждать примерно, когда может быть объявлен состав основного и дублирующего экипажей для съемок фильма?

К. Шипенко:

- Я сейчас точную дату не помню, но что-то там в начале апреля.

А. Милкус:

- То есть, в принципе, успеть…

К Шипенко:

- Ну, может, и 12, кстати…

Е. Афонина:

- Клим Алексеевич, смотрите, вот сейчас технологии дошли до сумасшедших вершин. И для того, чтобы снять что угодно в павильоне, не нужно тратить сумасшедших денег, устраивать вот это испытание для актрисы, для режиссера, отправляя их в космос. Вот в чем необходимость, по вашему мнению, этого проекта? Вот чем он вас заинтересовал?

К. Шипенко:

- Возможностью попробовать честно снять в невесомости космос. Я поснимал уже на земле, я знаю, как это делается. Да, можно снять все на земле, необязательно куда-то лететь. Но так же многие вещи можно делать в павильоне, так же можно снимать разные сцены в павильоне, а можно попробовать их снимать по-настоящему, без компьютерной графики…

Е. Афонина:

- Но оно же не будет так красиво, как к тому привыкли зрители.

А. Милкус:

- Картинка не будет звенеть!

К. Шипенко:

- Почему не будет звенеть? Мы постараемся, чтобы она тоже звенела.

А. Милкус:

- Одна из версий этого научно-популярного проекта - это то, что мы хотим снять кино раньше, чем полетит на станцию Том Круз на Crew Dragonе. Но Том Круз - это экшен. А у вас, я так понимаю, что экшена такого не будет. Семейное кино.

К. Шипенко:

- А вы читали сценарий Тома Круза?

А. Милкус:

- Нет, я вообще не читал нигде подтверждения от продюсера Тома Круза, что он собирается в полет.

К. Шипенко:

- Ну да, но вы так говорите - экшен. Но я, например, не знаю, что у него там будет, я не читал сценарий, я не в курсе.

Е. Афонина:

- Хорошо. Спасибо огромное. Режиссер, сценарист, продюсер Клим Шипенко, который и будет снимать этот проект… Удачи вам! Ну что, Александр Борисович, такой у нас сегодня получился эфир. Сразу две сенсации мы выдали для нашей аудитории, для профессионального сообщества, которое так же нас внимательно смотрело и слушало.

А. Милкус:

- Для двух профессиональных сообществ. Киношников и людей, которые интересуются космонавтикой.

Е. Афонина:

- Так что пожелаем удачи и одним, и другим, а с вами были обозреватель «Комсомольской правды» Александр Милкус и я, Елена Афонина.