«Жалко было выбрасывать в урну эту разработку»: эксперт объяснил, зачем Роскосмос доделывает ракету 25-летней давности

Ракета «Ангара» полетела в космос с песком вместо груза.

Ракета «Ангара» полетела в космос с песком вместо груза.

Ракета «Ангара» полетела в космос. Этому даже Навальный порадовался. А нужно ли радоваться всем нам?

С. Мардан:

- Разговор будет про сверхтяжелую ракету «Ангара». Вчера все так радовались, даже Навальный радовался, от которого меня, как говорят, трясет. Он поставил лайк Рогозину, не поверите. У него было расследование по Рогозину? Было.

М. Баченина:

- Да, у него недавно было расследование. Не он лайк Рогозину, Рогозин ему лайк поставил.

С. Мардан:

- Навальный поставил лайк и написал типа: о, круто!

М. Баченина:

- «2020-й, остановись!» - вот это заголовок моей речи. Навальный написал твит о том, что раз «Ангара» взлетела, это круто. И Рогозин после своего твита «О, боги, она летает!» (там «черт возьми» на самом деле), лайкнул пост Навального.

С. Мардан:

- За это можно и ответить! Лайкнул Навального…

М. Баченина:

- Это 2020-й, все на него спишется.

С. Мардан:

- Боюсь, что через два года на допросе тяжело будет объяснить лайк Навальному. Я вот ни разу Навального не лайкал. Поговорим со специалистом. У нас на связи Александр Железняков, историк космонавтики.

А. Железняков:

- Доброе утро.

С. Мардан:

- Нет у родины других задач, кроме как отправлять опять пустую, без полезной нагрузки тяжелую ракету «Ангара»? Она нам зачем?

А. Железняков:

- Понимаете, разработка «Ангары» началась довольно давно. Где-то в середине 90-х годов, 25 лет назад. Тогда предложенные технические решения были новые для того времени. Ну, а сейчас уже немножечко так обстановка изменилась. Тем не менее, выбрасывать в урну эту разработку, те деньги, которые были на это потрачены, как-то жалко. Поэтому нужно учить ракету летать. То, что запускают не с реальным спутником, а с макетом, это просто период летных испытаний. В общем-то, может всякое случиться. Гробить дорогостоящий аппарат не хочется. Поэтому перестраховались и запустили и первый раз, и второй раз…

С. Мардан:

- Я читал всякие заметки по этой теме. Там было написано, что одно испытание с макетом – это нормально. Но два раза макеты никто не отправляет. И что, мол, Рогозину и нечего было загрузить в эту «Ангару» просто, поэтому отправили пустые коробки с песком.

А. Железняков:

- Ну, загрузить, если бы очень захотелось, можно было бы найти. Ну, а то, что второй раз тоже с макетом полетел, понимаете, дело в том, что во время первого полета, как выяснилось через несколько лет, были серьезные замечания к работе ракеты. И поэтому, действительно, перестраховались, чтобы второй полет прошел нормально.

С. Мардан:

- Ракета такого класса для чего может использоваться? С точки зрения стоимости килограмма полезной нагрузки.

А. Железняков:

- Давайте о стоимости говорить не будем. То, что вложены огромные средства в «Ангару», не делает ее конкурентоспособной в первые годы ее полетов. Это только когда она войдет в серию, когда будет определенное число запусков ежегодно, тогда можно говорить о снижении стоимости, о какой-то цене одного килограмма груза. А вообще эта ракета предназначена для вывода на геостационарную орбиту коммуникационных спутников, для запуска блоков международной космической станции или подобных тяжелых объектов. В общем, это ракета класса «Протон».

С. Мардан:

- Велик ли рынок запусков для такой ракеты?

А. Железняков:

- Последние годы показывают, что не очень велик. Если у нас не будет каких-то национальных интересов, то есть, если военные не оседлают эту ракету и не будут выводить какие-то свои аппараты, то для гражданских нужд, скажем так, до пяти запусков в год, если хорошо поработают маркетологи.

М. Баченина:

- Чем «Ангара» отличается от «Протона»? Говорят, что она уже тоже старая. И стоит больше.

А. Железняков:

- Самое принципиальное отличие – это топливо, на котором оно работает. «Протон» работает на довольно ядовитых компонентах топлива. «Ангара» - ее в первом полете называли экологически чистой ракетой. То есть керосин и кислород.

М. Баченина:

- То есть она меньше вредит окружающей среде?

А. Железняков:

- Да. Вот, наверное, самое большое преимущество. Потому что по грузоподъемности разница не принципиальная, в несколько процентов. То, что она будет запускаться не с Байконура, а с Плесецка, все это преимущество съедается за счет энергетики. Просто надо периодически менять ракеты. Вот это и делается.

С. Мардан:

- Я уловил интонацию, что радоваться особо нечему. В бубны нам не надо бить, по морозу бегать голыми?

А. Железняков:

- Нет, не надо.