«Хотели сохранить личный состав живым и здоровым»: эксперт объяснил, почему бой в Мытищах шел 15 часов

Каждое утро известный публицист Сергей Мардан заряжает информацией на весь день!
Сергей Мардан и Ольга Маркина обсуждают вместе с подполковником запаса ФСБ, президентом Союза офицеров группы «Альфа» Алексеем Филатовым, почему спецназовцы не могли справиться с одним отстреливающимся миллионером так долго

С. Мардан:

- В эфире Радио «Комсомольская правда». Я – Сергей Мардан.

О. Маркина:

- И Ольга Маркина. Рада приветствовать вас из северной столицы. У нас прохладно и приятно.

С. Мардан:

- Одно время я довольно часто ездил в город-герой Ленинград – Санкт-Петербург. Минимум раз в месяц. Самые яркие впечатления у меня были от поездок в ноябре и феврале-марте. Это испытание не для нежных организмов.

О. Маркина:

- Но мы привыкли.

С. Мардан:

- Главная новость – спецоперация наших силовиков в подмосковном городе Мытищи. Когда-то это были Мытищи, которые были воспеты в известной картине Перова. Это пригород Москвы, он начинается сразу за МКАД.

Помимо больших жилищных массивов, там большой частный сектор. Есть довольно дорогие поселки, возникшие еще в 90-е годы. Там вчера происходило нечто странное. Несколько спецназов, упоминался отряд СОБРа «Рысь», отряд СОБРа «Булат», отряд ОМОНа «Зубр» и спецназ полицейский «Гром», никакого упоминания о спецназе ФСБ не было, все обошлись спецподразделениями МВД. Так вот, в течение целого дня, в общей сложности около 15 часов, шел штурм дома Владимира Барданова, 61 год.

О. Маркина:

- У него судимость есть?

С. Мардан:

- Несмотря на то, что пресс-служба МВД вчера достаточно регулярно выпускала пресс-релизы по тому, что происходит, фактически это были сводки того, как продолжается штурм, о том, что идет стрельба, что злоумышленник, подозреваемый бросает в бойцов гранаты и так далее. Вся остальная информация была крайне путаная. На сегодняшнее утро этой информации особенно не прибавилось. Кто этот человек, откуда он взялся, что у него за биография? Есть некоторые ссылки на не названные источники о том, что у него несколько судимостей, включая разбой, мошенничество. Но при этом у человека, судимого по тяжким статьям, было зарегистрировано официально шесть стволов.

О. Маркина:

- В этом и основной вопрос. Каким образом целый арсенал человек с судимостью мог на себя зарегистрирован?

С. Мардан:

- Там пять нарезных стволов и один травмат. Но дело не в этом. В течение 15 часов он отстреливался не из официального своего оружия. По состоянию на вчерашний поздний вечер, было сообщено о том, что в доме обнаружено около 60 не зарегистрированных стволов автоматического оружия. Количество боеприпасов, я так понимаю, не поддается никакому подсчету. Потому что он оборонялся в течение всего светового дня. Стрельба не прекращалась. Много видео выкладывалось жителями этого поселка Новые Вешки. Патронов он не жалел. В общей сложности он бросил более двадцати гранат. Некоторые оперативные фотографии, которые уже появились, вопросов больше, чем ответов. Кто этот человек?

О. Маркина:

- А еще у него дикие животные. Это меня особенно поразило, что он держит медведя, обещал его спустить, рысь, тигр, коровы, обезьяны, бараны и даже крокодилы. Странный человек.

С. Мардан:

- Человек, склонный к экзотике.

О. Маркина:

- Странно, что у нас нет о нем информации. Человек, у которого нереально дорогой особняк…

С. Мардан:

- Там примечательно вот что. Во-первых, очень большой участок. Земля там крайне недешевая. Причем всегда была недешевая. Вообще в Мытищинском районе. Тем более в охраняемом поселке. У него не менее одного гектара участок. Большой кирпичный старомодный дом в виде замка, огражден целиком полноценной кирпичной стеной с башнями. С какой целью он это строил, от кого он предполагал обороняться, я не понял. Но тот факт, что бой, а это был реально бой, шел весь день, хотелось бы услышать хоть какие-то комментарии. Откуда взялся этот человек? Почему он не попадал ранее в поле разработки следственных органов? Это что, подмосковный король по торговле нелегальным оружием? Каким образом ему удавалось столько лет вести свои дела? Каким образом на него вышли? Почему таким образом полицейские пришли проводить обыск, что все закончилось боем?

Но я бы хотел другую вещь обсудить. Вчера появилось довольно много нелицеприятных комментариев в адрес МВД. Люди не поняли, каким образом один человек в течение целого дня отстреливался от нескольких десятков подготовленных бойцов. Поговорим с Алексеем Филатовым, подполковником запаса ФСБ, президентом Союза офицеров группы «Альфа». Алексей Алексеевич, здравствуйте.

А. Филатов:

- Доброе утро.

С. Мардан:

- Разъясните нам. Со вчерашнего вечера в соцсетях уже десятки, сотни комментариев – вопросов, почему так долго, нормально ли это, можно ли считать операцию успешной. Почему не взяли его быстрее?

А. Филатов:

- Успешность операции определяется не временем проведения операции, а результатом. Результат, насколько я знаю, положительный. Никто из гражданских людей не ранен, не погиб. Ранен, не тяжело, один сотрудник Росгвардии. Преступник нейтрализован. Итог положительный. А уже теперь говорить, почему так произошло, здесь можно только догадываться. Но думаю, что несколько факторов повлияли на это. Во-первых, на самом деле объект построен по типу крепости. Поэтому у человека, который находится внутри этого объекта, есть преимущества. Человек был хорошо вооружен. Психологически готов был не только стрелять, но и убивать.

Долгое время у него в руках находились гражданские люди на территории его дома. И предпринимать какие-то действия активные силовики не могли. Потому что в любой операции по освобождению заложников есть большая вероятность, что кто-то из гражданских пострадает. И последний момент, когда уже у него не было в руках заложников, я считаю, что операция может длиться хоть несколько часов. Потому что следующая задача для любого командира – это не подставить свой личный состав. А в данной ситуации можно было сделать это на несколько часов быстрее, но кто-нибудь мог быть ранен или убит.

Я считаю, в данной ситуации из-за этой длительной перестрелки, из-за этого боя, я думаю, что это была просто перестрелка, пытались человека выманить, пытались сработать снайперы, я допускаю, я не знаю, потому что меня там не было, но главное, что в результате этой перестрелки никто не пострадал. Видимо, силовики были уверены, что этим огнем никто не будет задет. И в конце концов, я так понимаю, что его просто выкурили или подожгли.

С. Мардан:

- Его не выкурили. Он просто сгорел. По разной информации, он сам поджег дом. Были сообщения, что стреляли из гранатометов термобарическими гранатами. Он просто погиб.

А. Филатов:

- Я уверен, что из гранатомета не стреляли. А если и стреляли, то светозвуковыми гранатами. Такие гранатометы есть. Это не та граната, которая разносит в клочья дом. Он не похож на самоубийцу, что он сам поджег. У него была возможность, горел второй этаж, мог спуститься вниз. Я думаю, там и подвал есть. У него была возможность выйти из дома. Не думаю, что он суицидник. Думаю, что, скорее всего, как один из способов – его было или химией оттуда травить, чтобы он выходил. Когда есть капитальные стены, то достаточно сложно работать из огнестрельного легкого оружия. А там нельзя было применять другие спецсредства.

С. Мардан:

- По сообщениям, в штурме, или в бое, принимали участие СОБРы и полицейский спецназ. Почему такое количество спецов? Как это могло сказаться на управлении операцией?

А. Филатов:

- Достоверно неизвестно, какие спецназы принимали участие. По своей службе в группе «Альфа» в управлении «А» я могу сказать, что мы тоже часто принимали участие в составе сводных отрядов. Причем тут хотя бы понятно, все это Росгвардия. А мы иногда с внутренними войсками принимали участие. У каждого отряда своя задача. Там очень серьезная задача была по зачистке периметра и эвакуации людей из радиуса действия. Чтобы люди не попали под обстрел. Это достаточно большое количество людей, сил и средств должно быть задействовано.

Плюс вызывается больше сил и средств, потому что не знают, есть ли у него подельники. К нему может теоретически прийти помощь. Надо быть готовым к любому развитию событий. Есть свободные силы, они применяются. Это опыт для бойцов. Я не думаю, что здесь проблемы были в управлении. Я думаю, что самая главная мотивация была – сохранить личный состав живым и здоровым. И этой цели добились. Видимо, хотели аккуратно работать. Спецсредствами когда работаешь, можно задеть стоящие рядом дома. А здесь этого допустить никак нельзя было.

Если такие вещи происходили на Кавказе во время первой и второй чеченской войны или в контртеррористических операциях, там работали немножко более жестко.

С. Мардан:

- Никто не церемонился. Подгоняли танк и били прямой наводкой.

А. Филатов:

- Не танк. Специальную машину подгоняли. Здесь они не были использованы. Это практически Москва. Даже снайпер не может работать в любых условиях, потому что пуля, даже пройдя через цель, если неправильная траектория выбрана, она может вылететь из этого объекта, пролететь километр и, не дай бог, кого-то ранить или убить. Это реально. Потому что здесь густонаселенная местность. Поэтому работали очень аккуратно.

С. Мардан:

- Вы говорите, что главная задача была – сохранить личный состав. Очевидно, это понятно. Тем не менее, 15-часовой бой происходил в большом жилмассиве. Это большой поселок. Дома стоят один к одному. Там средняя площадь участка – 15-20 соток. Там полно людей было. С точки зрения спецоперации МВД, это нештатная ситуация?

А. Филатов:

- Это нештатная ситуация. Наверное, это самое слабое место в плане планирования и проведения спецоперации. Но есть такая пословица: знал бы, где упадешь, соломки подложишь. Думаю, что не было у полицейских такой информации, что достаточно обеспеченный гражданин, имеющий какие-то бизнесы, начнет такое активное противостояние. Вероятность этого очень маленькая. Поэтому к нему пришли, видимо, с людьми подготовленными, в бронежилетах. Но не рассчитывали, что возможен такой исход.

По работе с террористами таких операций много уже было. Спрашивают: а почему его там взяли? Когда есть опасность, что человек будет сопротивляться с помощью огнестрельного оружия, его пытаются вывести из густонаселенных районов. Просто наружным наблюдением проводят в безлюдное место. И там происходит захват. Здесь этого никто не ожидал. Но ожидать таких вещей никто не может.

С. Мардан:

- Необычно для Московской области, я согласен. Вот ситуация. Очевидно, что человек, по крайней мере, мы судим по тем сообщениям, которые вчера поступали, является нелегальным торговцем оружием. Начинается стрельба. Причем стрельба массированная, с применением гранат. Почему только росгвардейский спецназ? Почему там не было спецподразделения ФСБ? Это разве не их компетенция?

А. Филатов:

- Если 25 лет назад практически такими профессиональными вопросами могли заниматься только сотрудники ФСБ и их подразделения, но сейчас практически во всех силовых структурах есть спецназы, которые тренируются именно на работу по таким нештатным ситуациям, в том числе с освобождением заложников. Эта разработка, видимо, все-таки была оперативная у МВД. Наверное, какая-то информационная поддержка была ФСБ. Но уже раз прибыли на место действия росгвардейцы, принято было решение их силами это дело производить.

Здесь рассматривать это как теракт, наверное, не будут. Это какой-то бандитизм, наверное. Подследственность МВД. Во всех структурах сейчас, в том числе в Росгвардии, есть хорошо подготовленные отряды для проведения такой работы. Поэтому говорить, что если бы приехала ФСБ, принципиально все было бы по-другому, за два часа решили вопрос, я не стал бы.

С. Мардан:

- Существует ли какой-то регламент, какая операция попадает в сферу компетенции чекистов, а чем занимается полицейский и росгвардейский спецназ?

А. Филатов:

- Видимо, существует. Как принимаются решения, я не знаю. Но то, что этот случай – это компетенция МВД и Росгвардии, это точно.

С. Мардан:

- Спасибо. Я думаю, что эта история получит, без сомнения, очень большое продолжение. Я вчера написал в посте, что Владимир Барданов – герой дня. Конечно же, не в положительной коннотации. Герой дня – человек-событие. То есть вчерашний день весь крутился вокруг того, что происходило в Мытищах. В этом смысле он, конечно, является героем.

А что касается того, на чьей я стороне, в общем-то, очевидно, что на стороне бандитов ни один нормальный человек находиться не может. А это бандит. Человек, который торгует стволами нелегальными, он по определению бандит.

О. Маркина:

- А те, кто разрешил ему оформить оружие, нормальные люди?

С. Мардан:

- Речь идет не о шести стволах, которые на него легально были оформлены. Там обнаружены несколько десятков автоматов.

О. Маркина:

- Как может человек с судимостью получить официально разрешение на хранение пусть даже шести стволов? Кто за это ответит?

С. Мардан:

- Ответят те уполномоченные органы, которые дают разрешение. Сейчас разрешение на стволы оформляет Росгвардия. В Москве этим занимается специальное ведомство рядом с Ботаническим садом. Это довольно непростое мероприятие. Чтобы зарегистрировать один простой гладкоствольный ствол, нужно потратить около месяца на собирание справок и личного хождения туда.

Но под боком Москвы, фактически в дорогом пригороде находится большой центр по торговле автоматическим оружием. Каким образом человек, видимо, не один год занимался этим промыслом и не попал в поле зрения следователей?

Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Google Podcasts или Apple Podcasts, ставьте оценки и пишите отклики!