Ничейная история. Археологический памятник, которому полторы тысячи лет, просто сровняли бульдозером, чтобы построить на этом месте рынок металлопроката

Каждое утро известный публицист Сергей Мардан заряжает информацией на весь день!
В Домодедово уничтожен один из самых известных археологических памятников Подмосковья – Щербинское городище. Для историков и археологов это место по значению было примерно такое же, как для французов – собор Парижской Богоматери

С. Мардан:

- Здравствуйте. Снова Сергей Мардан на радио «Комсомольская правда». А теперь самая важная тема сегодняшнего дня. Она для меня самая важная, вызвала чувство настоящей ярости у меня внутри, и то, что никто не заметил. На днях городской округ Домодедово… Это практически Москва, это пригород, я так понимаю, Щербинка, Домодедово, но они неотличимы от Москвы, Москва уже давно шагнула за Московскую кольцевую автодорогу, но чисто административно это не ведомство господина Собянина, это ведомство господина Воробьева. Так вот, в Домодедово уничтожен один из самых известных археологических памятников Подмосковья – Щербинское городище.

Чтобы вы понимали, что это за Щербинское городище. Это для историков, для археологов место по значению было примерно такое же, как для французов – собор Парижской Богоматери. Когда собор Парижской Богоматери горел и чудом не сгорел целиком, не развалился на части, для французов это была национальная трагедия. А у нас эту национальную трагедию никто не заметил. Щербинское городище – это поселение древних скотоводов, включавшее наследие раннего железного века. Культурный слой памятника достигает трех метров. Раскопали его примерно в 1964 году. Соответственно, сделайте вывод, его сохраняли почти 60 лет. Этому месту более тысячи лет. Это то, что во всем нормальном мире (ну, если это не Афганистан) огораживается, там делают беседки, скамеечки, ставят магазин сувениров, водят экскурсии, показывают это место китайцам, снимают документальные фильмы. Это превращается в место силы, это используется в государственной пропаганде, чтобы понять: глядите, как мы глубоко укоренены на этой земле. Но это не в России. В России это просто приехали и снесли бульдозером.

Со мной на связи Галина Маланичева, член Общественной палаты Московской области, почетный председатель Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Галина Ивановна, возможно, я тут пережимаю палку? Почему совершенно катастрофическое событие не вызвало никакого отклика ни у власти, ни у правоохранителей, ни у общественности, это вообще никто не заметил? Как это вообще может быть? То есть Россия до такой степени впала в беспамятство?

Г. Маланичева:

- Нет, конечно, заметили это событий. Это действительно катастрофическое событие, я с вами здесь соглашусь. Конечно, это заметили общественники. Конечно, узнали об этом и в Управлении культурного наследия Московской области, в Фейсбуке есть сообщения. Просто дело в том, что действительно нередко такие события тяжелейшие происходят у нас, идет довольно часто утрата объектов культурного наследия. Ну, а в отношении памятников археологии… Они как бы наиболее уязвимы. Потому что, как правило, они не в центре поселения, а часто в лесу, в поле находятся эти объекты. Памятник этот известен давно и сам по возрасту очень старый, более 1,5 тысяч лет этому Щербинскому городищу. Но не думаю, что население и вообще люди как бы смиряются и соглашаются с тем, что происходит. Просто, очевидно, много разных событий происходит, и вот реакция, очевидно, как-то притупляется.

С. Мардан:

- Население – ладно, население реагирует на то, про что оно знает. Но ведь подобного рода места, очевидно, должны находиться под охраной государства. В данном случае оно должно было находиться под охраной администрации городского округа Домодедово. Тем не менее, приехали некие персонажи и просто бульдозером все снесли. Я в жизни не поверю в то, что это было сделано без согласования с местными чиновниками. Существует ли вообще в России работающая система охраны исторических памятников или это профанация?

Г. Маланичева:

- Система действительно существует. Есть федеральный орган охраны объектов культурного наследия, есть региональный орган охраны памятников, есть Институт археологии. Все это есть. И есть закон, я считаю, очень неплохой, об объектах культурного наследия и памятниках истории и культуры народов Российской Федерации, который часто нарушается, к сожалению. Вы сейчас совершенно справедливо сказали об ответственности и каком-то непонятном поведении местных органов власти. Конечно, они находятся на этой территории. Я не поверю, что администрация городского округа Домодедово не знала о том, что на территории находится такой памятник археологии, на котором раскопки были давно, но он по-прежнему остается важнейшим научным источником. Поэтому говорить о том, что там люди ничего не знают, наверное, сложно. Тогда это невежество с их стороны и невыполнение прямых обязанностей. Кто-то выдавал… Я тоже прекрасно понимаю, что выйти вот так, выкатить, извините, бульдозеры невозможно. И мы довольно часто встречаем, что реакции со стороны тех людей, которые непосредственно находятся на территории, нет. Либо с их добровольного согласия, совместного участия происходят такие вещи. Можно, конечно, обвинять и Главное управление культурного наследия, что-то они не сделали. Но все-таки непосредственно все то, что происходит на территории округа, здесь первая ответственность, хотя бы для принятия первых срочных мер, остановить это, во-первых, не выдавать никаких разрешений на такие спорные территории… Там разные бывают ситуации. А потом говорить о том, что у нас в каком-то кадастре не было, это мы не знали… Извините, здесь та ситуация, когда незнание не освобождает от ответственности. Мне кажется, ответственность за такое грубое нарушение законодательства должна наступить, и ответственность уголовная.

С. Мардан:

- Спасибо большое. Я, кстати, тут должен заметить, что действующий председатель Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников культуры отказался комментировать эту историю. Как вы думаете, симптоматично? Симптоматично, естественно. Значит, эта история не настолько проста, как может показаться на первый взгляд. Если вы посмотрите на фотографии, которые выложены и на новостных агентствах, и на всяческих исторических отраслевых сайтах, какое-то поле, какие-то ямы, какие-то бугры, бульдозеры пришли, всё это срыли. Ну, и всё, кому это, к чертям собачьим, интересно? Городище какое-то, то ли тысячу, то ли полторы тысячи лет назад там было поселение железного века. Я повторяю, во всем мире, в любой какой-нибудь самой нищей стране, самой бедной, самой исторически ничтожной (типа Эстонии, например). В этой самой Эстонии, где нет никакой государственности, подобного рода объект охранялся бы на уровне Министерства культуры, туда раз в год приезжали бы премьер-министр и президент, собирали бы митинг, ходили бы какие-нибудь местные нацисты с факелами, говорили, что мы – наследники викингов или каких-нибудь пралюдей, или орков, все что хотите.

Но только не в России. В России памятник, которому полторы тысячи лет, бульдозерами армянская контора сносит, для того чтобы построить на этом месте рынок металлопроката. Вы просто вдумайтесь в этот ужас, в этот ад! Что в России памятник может снести не просто какой-то могущественный застройщик, за которым стоят миллиардеры, силовики, генералы. Нет, просто какой-то армянский ПБОЮЛ с оборотом в 3 миллиона рублей на этом месте решает торговать швеллером и сносит бульдозером. Где это еще может быть, в каком месте, в какой стране? В каком забытьи должна находиться эта страна, в каком безвременье? В России, в Московской области.

Эта история для меня играет особыми красками. Если, допустим, РИА «Новости» или «Интерфакс» написали так обезличено, типа, какая-то конторка привезла бульдозеры, все это снесла, и никто не отвечает, то «Коммерсант» раскопал историю, и она, конечно, заиграла прекрасными красками. Снесло это 1,5-тысячелетнее городище, памятник археологии, памятник культуры, ООО «Робметаллсталь». Об этом сообщили «Коммерсанту» в пресс-службе правительства Московской области. Компания была зарегистрирована в 12-м году. Ее гендиректор и владелец – Овик Чагарян. На сайте компании говорится, что она занимается поставками металлопроката. Коммерческий директор ООО «Робметаллсталь» Самвел Григорян заявил «Коммерсанту», что «ему пока неизвестно ни о ведущихся проверках, ни о возможном возбуждении уголовного дела». И вообще, он сказал, что «нужно иметь серьезные основания, чтобы предъявлять претензии». Там очень скользкая тема. Для того чтобы понять, можно ли вести любые работы (строительные, земляные) на этом месте, тебе нужно получать справку о том, что не находится никаких исторических объектов. Справка дается уведомительно, по запросу. Это такая тонкость юридическая, которая позволяет снести в принципе все что угодно, а дальше просто заплатить необременительный штраф. Ну, собственно, что и произошло.

Отсюда у меня вопрос. Мне этот вопрос риторическим образом задал мой слушатель, который сам историк и занимается археологией. Я просто целиком его прочитаю. «Армяне срыли один из основных российских городков раннего железного века. Потому что некоторым насрать на историю государства, где они зарабатывают деньги, и на законное ведение дел. Я так себе представляю. Они купили участок с городищем за копейки, который никому не был нужен в связи с таким обременением. (Об этом все знали, что там ничего нельзя строить.) В течение недели договорились с ментами, местной администрацией, чтобы не вмешивались. Начали в ночь на субботу и за выходные просто срыли городище… Ну, заплатят теперь штраф. С одной стороны, можно предположить, что если бы русская фирма взорвала бы, например, храм в Гарни (это в Армении) и зачистила бульдозерами площадку под таунхаусы на этом красивом месте, то живым никто из участников из Армении просто не выбрался бы. Но ведь главные действующие лица здесь - не только армянская фирма, но и русские менты и русская администрация, недочеловеки, которые были соучастниками, которые видели все это творящееся беззаконие. Можно сказать, что они были теми же самыми русскими мужиками в метро, которые сбежали в противоположный край вагона (но только за деньги), когда убивали российскую историю».

Имеется в виду эта история с Романом Ковалевым, которого три упыря приехавших мутузили ногами, а все остальные сидели, уткнувшись в свои гаджеты. Да, это то же самое, та же самая история – либо не видеть, либо взять деньги, причем деньги копеечные. Мой жизненный опыт подсказывает, что размер взятки за строительство рынка металлопроката - 100-200 тысяч рублей, 500 тысяч рублей. Это что, большие деньги, что ли? «Ладу Гранту» нельзя купить за эти деньги. Вот за стоимость подержанной плохой русской машины снесли памятник археологии, которому полторы тысячи лет. И за это никто не ответит. Да, конечно, слушатель мой, может быть, пережимает слегка палку с национальной окраской, но, простите меня, на это нельзя не обратить внимания. И аналогию, которую он проводит, что случилось бы, если бы русская контора снесла бы какой-нибудь археологический памятник в Армении, что произошло бы, что за психология у этих людей, которые здесь просто живут, просто зарабатывают. Ну, та же самая психология, что и у тех трех дагестанцев, которые ни за что избивали Романа Ковалева.

Это не метрополия, это не столица империи. Такое ощущение, что это Рим, захваченный варварами, и в котором нет вообще никакой власти. Что это бывшая столица бывшей империи, в которой мраморные памятники богам можно пережигать на известь. Из мрамора делали известь в раннем средневековье. Это то же самое, что срыть до основания древнее городище, чтобы построить на нем рынок. Это варварство высшей пробы. Это квинтэссенция просто варварства. Современного, в XXI веке.

Кто за это ответит? Никто. Но я все же озвучу фамилии. Глава городского округа Домодедово Двойных Александр Владимирович. Это тот самый русский чиновник, который должен был бы за это ответить. На сайте такой прекрасный, молодой, современный, выросший в свободной России персонаж 84-го года рождения. Коренной подмосковчанин, родился в городе Загорске Московской области, работал в бизнесе, депутат, снова депутат Московской области по Сергиево-Посадскому избирательному округу… И с 17-го года рулит городским округом Домодедово.

Он не вчера там появился. То есть, если бы его назначили два месяца назад, я сказал бы: ну, может, парень не виноват, просто не вошел в курс дела, не узнал, что у него в городском округе, где там какие помойки, свалки, какие-то чертовы архитектурные памятники. Нет, он знал. Он с 17-го года там. Он там сидит 4 с лишним года, он отвечает за это. Ну, или должен, по идее, ответить.

А местная доблестная полиция, которая должна соблюдать законность, это кто у нас? Ну, давайте озвучим. Начальник УМВД по городскому округу Домодедово полковник полиции Бойко Юрий Юрьевич, заместитель его Субботин Алексей Валерьевич, тоже полковник. Еще один полковник – Пащенко Андрей Юрьевич. И еще один подполковник – Подлесных Станислав Евгеньевич. Я прошу заметить, друзья мои, всё русские люди. Не просто россияне какие-то там, паспорт получившие в Сахарово каком-нибудь два года назад, мигранты бывшие. Нет, настоящие русские люди, здесь, от корней. Про господина Двойных я подчеркиваю еще раз, он наш, он из Сергиева Посада. То есть он про историю вообще знать должен, он же вырос рядом с Троице-Сергиевой лаврой, может, на колокольню в детстве забирался. Вот она, живая русская история. Плевать им на русскую историю.

Вот вам психология варваров. Вот вам психология людей, которые здесь не живут. Это психология людей, которые здесь просто прописаны, хотя института прописки давно нет. Они живут в мире своих квартир, своих закрытых поселков, своего участка за высоким забором из профнастила, где за забором прямо может быть помойка. Вот вам современная россиянская психология. И можно ли что-то с этим сделать? Я, честно говоря, иногда думаю, что нет. Я предполагаю, что этот случай, конечно же, не единичный. Вот тут накидали новостей, сколько снесено памятников архитектуры в Москве за последние 10 лет. Да я сам знаю, сколько, я только про один сказал, то, что я знаю. Когда я бываю, например, в Звенигороде, там, где находится тоже знаменитый Саввино-Сторожевский монастырь, там на высоком яру находится тоже древнее городище, там крепость была изначально. А он прямо над Москвой-рекой. Отличное место, высокое. Но, к сожалению, он входит в список федеральных памятников. А как было бы, я думаю, хорошо воткнуть там какой-нибудь элитный дом с подземной парковкой, с фитнесом и со СПА-салоном. И я понимаю, что при известном раскладе, который вполне может быть, и на месте этого древнего городища в Звенигороде тоже завтра может возникнуть элитный дом, когда вдруг кому-то понадобится этот участок. И когда вдруг кто-то не получит документы, и все скажут: ах, боже мой, какое несчастье, но ничего, мы их сейчас накажем, заставим их заплатить штраф. Вот так устроена, дорогие мои, современная оффшорная Россия.

Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Google Podcasts или Apple Podcasts, ставьте оценки и пишите отклики!