Сергей Мардан: Задержание Федяева – это привет многим, которые забыли, благодаря кому они всё это получили

Каждое утро известный публицист Сергей Мардан заряжает информацией на весь день!
Один из собственников шахты «Листвяжная» в Кемеровской области Михаил Федяев задержан вчера. На шахте 25 ноября произошла катастрофа, в результате которой погиб 51 человек

С. Мардан:

- Всем здравствуйте. Я – Сергей Мардан. В кои-то веки начинаем утро с утренней новости, а не с того, что случилось накануне, с важной новости, а не со всякой ерунды. Один из собственников шахты «Листвяжная» в Кемеровской области Михаил Федяев задержан. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на источник в правоохранительных органах. Это один собственник. «Листвяжной» владеет одна известная кузбасская семья, которая носит фамилию Федяевы. А владельцем по праву возраста и вообще, по праву того, что человек всё это создал… Нет, не сам рыл, он шахтером никогда не был. Принадлежит все это Михаилу Федяеву-старшему, которого сейчас и отправили пока посидеть в СИЗО. Еще у него есть младший Федяев, наследник. Он чист пока, к нему никаких вопросов нет. Он вообще не имеет права ничем владеть. Почему? Потому что он является депутатом Государственной Думы он «Единой России».

Интересно, чем занимается Павел Федяев, депутат Государственной Думы? Может быть, коньяк пьет, а может быть, звонит. Помните, как в сериале «Бригада», когда пожилой герой, к которому приходит мать Белого и говорит, типа, сына посадили. И он достает такую толстую записную книжку и начинает звонить всем – ментам, чиновникам, чекистам каким-то, ну, решать вопросы. Я думаю, что младший Федяев тоже сейчас пытается всю ночь звонить, пишет в WhatsApp, может быть, записывает звуковые сообщения. Кому он звонит? Да черт его знает. Я не сомневаюсь, что ему есть, кому позвонить. Главное, Федяевы – это очень известные люди в Кузбассе. Говорят, что это вообще главные кузбасские олигархи. Некоторые злые языки утверждают (упаси меня бог даже предполагать такое), что они младшие партнеры в большом бизнесе, которым рулил бывший губернатор этого славного края товарищ Тулеев. Некоторые злые языки утверждают, что федяевский бизнес, он до известной степени федяевский, а старшим партнером, патроном, как говорят итальянцы, там является Аман Тулеев. Может, так, может, не так, я не знаю.

Соответственно, когда случилась эта страшная катастрофа 25 ноября, в результате которой, я напомню, погиб 51 человек… Катастроф такого масштаба в Кузбассе не случалось 11 лет. До этого была страшная катастрофа на «Распадской», где погиб, по-моему, 91 человек. Та шахта принадлежала тоже известным, большим людям, не грех назвать их еще раз. Вообще, страна должна знать героев. У нас же такое не героическое время, я от этого, честно говоря, страдаю, хочется чего-нибудь такого, настоящего. Есть герои. Немножко не такие, конечно, как мы привыкли, немножко не такие, как Николай Островский воспевал. На «Распадской» владели бизнесом господа Абрамович, Абрамов, Фролов и прочие известные русские олигархи. Там семьям погибших за каждый обгоревший шахтерский труп заплатили по 30 тысяч долларов от щедрот. Ну, и сразу после этого Роман Аркадьевич заказал себе новую яхту. Ну, чтобы снять стресс. Их у него то ли 2, то ли 3 (да какая разница?).

Соответственно, когда случилась эта беда на «Листвяжной» 25 ноября, я, честно говоря, очень остро отреагировал на это. Вроде как неуместно кичиться первенством, но я был первым, кто бился в истерике в этом эфире и задавал вопросы провидению: а кто-нибудь ответит за это? Кто-нибудь ответит за то, что убили полста человек за бабло? Как 100 лет назад убивали шахтеров за бабло, потому что жизни их ничего не стоили. Ну и потом, слава богу, более влиятельные старшие коллеги подхватили тему, разогнали. Хотя еще в течение нескольких дней, когда я вел частные беседы за эфиром с разными людьми, мне, в общем, говорили: «Сергей Александрович, чего ты горячишься, да прекрати, что ты наивный такой. Взрослый человек, седой уже весь. Что ты фантазируешь? Кого там посадят? Это же противоречит устоям, это противоречит принципам, на которых эта система выстроена». Имея в виду, что Российская Федерация, как мы любим говорить, это акционерное общество, и здесь всё по бухгалтерии – издержки, инвестиции, эффективность. И вот в этой модели люди не стоят почти ничего. Нет, вы знаете, мой оптимизм, моя наивность в этот раз сработали. А те, кто говорил, что никого не посадят, и что подобного рода инструментарий отсутствует в ассортименте российского государства, были посрамлены.

А мне странно на самом деле было выслушивать такой пессимизм и такие безапелляционные утверждения. Потому что если оглянуться на 20 лет назад, то, простите меня, в знаменитой посадке олигарха Ходорковского, которую уже 14-й год некоторые пытаются нам продать как внутриэлитные разборки, как восхождение Путина к авторитаризму, как подавление частного предпринимательства, как разгром вообще либеральной экономики, невероятного бесстыдства люди 14 лет это произносят. Меня всегда это поражало, с 2003 года меня это поражало, и до сих пор это удивление не проходит во мне.

Но я хочу напомнить, что посадка Ходорковского, ну, помимо баланса интересов, внутриэлитной борьбы, подавления олигархов (это всё ясно), она имела просто фантастическое социальное звучание. Это, конечно, был такой первый шаг к воздаянию тех участников знаменитого залоговых аукционов 1996 года. Это был первый для них звонок, так сказать, напоминание, что вы, конечно, получили эту собственность, но с вашей стороны было бы невероятной наивностью думать, что это навсегда, и что это ваше. Это не ваше, и никогда вашим не было и не будет. Вы пользуетесь, потому что государство полагает, что ему это сейчас выгодно. Люди услышали. Кто хотел, услышал. Да многие услышали.

А потом был «Мечел», когда Путин под камеры, точно так же играя желваками, обещал прислать доктора к собственнику. Была история в Пикалево, где тоже, в общем, лечили и воспитывали Дерипаску, который тоже в целях оптимизации решил закрыть предприятие. Да, оно убыточное, но только оно градообразующее было. И когда вы, господа олигархи (большие, малые и средние), вписывались в приватизацию, хапая куски бывшей госсобственности, да, вы брали на себя издержки и риски, и будьте добры тянуть. Я в заложники брал бы еще кое-кого, чтобы они продолжали тянуть эти издержки. Нет-нет, никого не бросал бы во внутреннюю тюрьму Лубянки, мы же не звери какие-нибудь, но просто у членов семьи изымал бы загранпаспорта и сказал бы: мама, папа, дочь, сестра, брат отдыхать будут только в Сочи и в Крыму, вы как хотите, а эти – нет, за пределы России выехать не могут, например. Но это фантазии, я отвлекаюсь, по волнам моей памяти несет.

Поэтому история, которая произошла вчера вечером с господином Михаилом Федяевым, кавалером орденов и уважаемым человеком, это закономерная история, это правильная история. Звериное мурло русского капитализма современного, его нужно время от времени, к сожалению, поправлять ударами в челюсть. Это вообще расслабляет лицевые мышцы лица, когда люди начинают играть желваками и действительно верить в то, что они хозяева мира, и они знают, как все должно быть устроено, самый лучший способ – либо удар в челюсть, либо удар в область печени, чтобы человек встряхнулся. Поэтому задержание Федяева – это привет не только семье Федяевых, это привет многим, которые забыли, благодаря кому они всё это получили.

Вот такой вам красный манифест с утра.