Вячеслав Фетисов: Ближайшие две Олимпиады мы выступаем без флага и без гимна

Вячеслав Фетисов в студии Радио «Комсомольская правда».

Вячеслав Фетисов в студии Радио «Комсомольская правда».

Легендарный спортсмен прокомментировал Радио «Комсомольская правда» решение спортивного арбитражного суда в Лозанне о том, что санкции Всемирного антидопингового агентства в отношении российского спорта правомерны

В. Алфимов:

- Пришла новость, что спортивный арбитражный суд в Лозанне вынес решение о том, что санкции Всемирного антидопингового агентства в отношении российского спорта правомерны. Наших спортсменов отстранили на четыре года от всех возможных соревнований. И ребята не имеют права выступать под российскими флагами. Суд согласился с ВАДА. Правда, не четыре года мы будем сидеть под санкциями, а только два. Но олимпиада в 2021 году проходит мимо нас.

С нами на связи наш прославленный спортсмен, депутат Госдумы, хоккеист, двукратный олимпийский чемпион Вячеслав Фетисов. Победой это никак не назвать, что нас сократили на два года эти санкции?

В. Фетисов:

- Кто-то шампанское открывает, может быть. Какая разница – два или четыре?

В. Алфимов:

- Может быть, поедут на следующую олимпиаду.

В. Фетисов:

- Ближайшие две олимпиады мы выступаем без флага и без гимна. И за эти два года надо вести себя безупречно, чтобы не пролонгировать эти вещи. Я думаю, что, с одной стороны, наконец-то спортсмены знают, что хоть под нейтральным флагом они едут на олимпийские игры. Это хорошая новость. С другой стороны, было обещано, что… мы уже шесть лет находимся в этих разборках, плюс еще два года. Мы за восемь лет никак не можем найти решение. Не можем договориться с международными структурами, доказать свою правоту. Эта вещь не очень хорошо складывается. И кто будет эту репутацию, которая серьезно подмочена, восстанавливать? Тоже требуется колоссальный объем работы с МОК, с международными федерациями, с ВАДА и так далее.

Эта тема требует серьезной кропотливейшей работы, чтобы все это вернуть как было раньше. Это касается жизни тысяч спортсменов, тренеров, семей их, ребят молодых, которые приходят в спорт. Это огромный труд профессионалов, которые должны научиться общаться, взаимодействовать, инициировать, уметь защищать свои интересы. Это та самая работа, которая является одной из главных для руководителя любого уровня в нашей стране.

В. Алфимов:

- Вы видите выход из этой ситуации? Чтобы через два года нам не дали еще четыре года.

В. Фетисов:

- Мы должны безупречно себя вести. Потому что за это время дисквалификации, которая уже идет с 2014 года, у нас люди то получают справки от поликлиник, которых не существует, от врачей, которых нет. И так далее. Это не дает повода снимать претензии, которые есть. Мир огромный, страна наша огромная. Тем не менее, этих системных сбоев не должно быть. У нас есть министр спорта, у которого в должностных полномочиях все эти вопросы регламентируются. И сами спортсмены, тренеры – должна быть разъяснительная работа. Должны быть постоянные обсуждения на всех площадках. А самое главное – сделать страну допинг-фри. Не дать усомниться никому, что у нас эта проблема может быть единичный, но ни в коем случае не системной.

В. Алфимов:

- Получается, сейчас арбитражный суд доказал, что это у нас система?

В. Фетисов:

- Вы читайте, все эти наказания, которые применяются к странам. Все решения, связанные с дисквалификацией и наказанием страны, связаны с системными ошибками и промахами. Только в этом случае применяется расширенная ответственность и наказание. Во всех других случаях это частные дела. На то СAS и существует, при определении вины того или иного спортсмена, он дисквалифицируется. И у него есть право идти в арбитраж и доказывать свою правоту. Это в конкретном случае конкретного спортсмена. А если мы говорим о дисквалификации страны, то там четко написано, что это применяется к странам, которые имеют системные просчеты.

В. Алфимов:

- У вас есть надежда, что через два года все будет хорошо? Я к вам как опытному спортсмену обращаюсь.

В. Фетисов:

- Я не только спортсмен. Я был спортсменом, я был успешным тренером. Я руководителем российского спорта был семь лет. Как раз я принял спорт в этой ситуации, когда проблем было больше чем достаточно. Поднял одно место, полетел в Монреаль, где принимается решение, стал взаимодействовать, работать. Потом возглавил комитет ЮНЕСКО по борьбе с допингом. Это первая конференция, которой были установлены правила игры для всех. За меня проголосовали все страны. И прибалты, и Восточная, и Западная Европа, и Америка, и Австралия. Если бы мы эти проблемы не решили, никто бы нам не дал ни олимпиаду провести в стране, это тоже была моя ответственность, ни универсиаду, ни все, что связано с развитием, которое у нас есть.

Казалось бы, в безвыходной ситуации сумел договориться, найти контакт, подружиться, взаимодействовать, отстраивать отношения, вселить доверие. И мы за это время провели больше всех международных соревнований, чем любая другая страна. А что произошло потом – это уже не моя тема. Мы уже меняем третьего министра. Обещаем, что мы договоримся и решим вопросы. А они по-прежнему в подвешенном состоянии. Обидно, с одной стороны. А с другой, мы не имеем права спортсменов сегодня наших лишать права участвовать даже в нейтрально статусе, потому что для них это жизнь.

В. Алфимов:

- К вам обращаются за помощью чиновники, власти? За советом?

В. Фетисов:

- Нет, никто не обращается. Я с 2014 года не понимаю, почему. Сказали, что сами справятся, те, кто отвечают. Я желаю им успеха. Мы понимаем, что здесь не нужны лишние амбиции. Нужно действовать в интересах нашего спорта. Я точно знаю, в легкую атлетику уже родители детей не ведут.

В. Алфимов:

- Спасибо.