Стереотипы, которые мешают женщинам идти вперед

В гостях у Анжелики Сулхаевой директор по связям с общественностью LG Electronics Татьяна Шахнес

А. Сулхаева:

- Здравствуйте, друзья. С вами Анжелика Сулхаева. И это «Время женщин» на Радио «Комсомольская правда», проект «О секретах лидерства, успеха и счастья». И сегодня хочется поговорить о стереотипах, которые часто нам мешают идти собственным путем и на этом собственном пути добиваться успеха. Некоторые из них в нашем современном обществе уже мы развенчали, в частности, такой, что женщинам, например, не нужна карьера. Но вместо развенчанных мифов и стереотипов часто появляются новые. Один из таких на сегодняшний день звучит из самых разных мест, из уст коучей, менторов, тренеров личностного роста, о том, что, для того чтобы сегодня быть успешным, нужно постоянно менять место работы, постоянно куда-то бежать, развиваться, переходить от одного работодателя к другому. На самом деле это не всегда так. Наша сегодняшняя гостья – как раз пример того, что в жизни бывает по-другому, и очень даже интересно, и можно расти, развиваться, быть успешной, находясь в рамках одной компании, одной корпорации.

Сегодня у нас в гостях директор по связям с общественностью и корпоративной социальной ответственности компании LG Electronics в России Татьяна Шахнес, которая полностью развенчает нам этот стереотип. Здравствуйте, Татьяна.

Т. Шахнес:

- Здравствуйте. Большое спасибо, что пригласили. Поговорим о женщинах?

А. Сулхаева:

- Да, о женщинах, конечно, их карьерах и успехе. Татьяна, я верно подсчитала ваш стаж. Вы в LG Electronics в России 27 лет?

Т. Шахнес:

- 27 с половиной.

А. Сулхаева:

- То есть в 1994 году?

Т. Шахнес:

- Да, в 94-м году, в самом начале.

А. Сулхаева:

- А с чего вы начинали?

Т. Шахнес:

- Даже смешно, как я пришла. Тогда были объявления в газетах. Была такая газета The Moscow Times, и в ней печатали объявления. И было написано, что фирма GoldStar ищет сотрудников. Даже не было сказано, каких именно сотрудников. Но язык знали не так много человек, поэтому я предполагала, что это что-то в виде референта, переводчика, какая-то такая, скажем так, женская профессия. Потому что самого маркетинга не существовало, еще не было понятия менеджмента. Собственно говоря, я отправила резюме, меня пригласили на собеседование. И вот так все началось.

А. Сулхаева:

- Я думаю, за это время вы очень много разных направлений освоили. С чего начинали и как сейчас выглядит ваша рабочая деятельность?

Т. Шахнес:

- Начинала с рекламы. Собственно говоря, тогда это тоже было что-то новое, все впервые. Можно сказать, своими лапками шли вперед и опробовали всё. То есть первые пресс-конференции в Кремле, первые выставки. Сейчас это, скажем так, базовые функции маркетолога, пиар-специалиста. А тогда это все было впервые. И вот это было очень интересно. При этом все это было и на иностранном языке, и на русском. Наверное, то мышление, когда нужно работать в двух языках, в двух парадигмах, это тоже очень здорово, это развивает человека. Вот, собственно говоря, так все начиналось.

А. Сулхаева:

- А вы тогда уже знали язык?

Т. Шахнес:

- Да. Я окончила школу с углубленным изучением. И первое образование – иняз (преподаватель английского).

А. Сулхаева:

- Поэтому вам было как-то проще ассимилироваться в этой структуре.

Т. Шахнес:

- Мне кажется, что в иностранные компании не брали людей, не знающих язык. Потому что надо же как-то общаться, ставить цели и задачи.

А. Сулхаева:

- Вы согласны, что этот призыв не засиживаться на одном месте не всегда говорит об успешности кандидата? Ведь можно так всю жизнь переходить с места на место и не расти. Отчего это вообще зависит – успех?

Т. Шахнес:

- Знаете, я даже в своей книге написала. Очень часто это говорит и об неуспешности. И когда вы смотрите резюме человека и вдруг видите, что здесь полтора года, там полтора года, мы с вами предполагаем, что примерно через полтора года вас можно оценить по результатам. Потому что первые полгода вы смотрите, присматриваетесь и ставите какие-то задачи, потом примерно год вы работаете. И вот сейчас, через полтора года, надо отчитаться. И в этот момент человек встает и уходит.

А. Сулхаева:

- И это наводит на размышления.

Т. Шахнес:

- Это очень часто наводит на размышления о том, что, конечно, его работа была оценена соответственно. Или человек, ожидая, как его оценят, переходит на другую работу. Поэтому это скорее не вызов, не погоня за чем-то новым, что может вас развить, а скорее уход от оценки, очень справедливой и честной. Я абсолютно уверена в этом.

А. Сулхаева:

- Тогда сколько нормальный стаж на одном месте работы, на ваш взгляд, когда человек не бежит от подведения итогов своей деятельности, а он уже зафиксировал что-то, добился, какие-то проекты развил и хочет следующего шага?

А. Сулхаева:

- Хотя бы 3,5-4 года. Мне кажется, это логично. Потому что человек себя попробует в двух-трех направлениях, даже если имеет определенный описанный функционал. У него, естественно, должна появиться база каких-то знакомств, с которой он переходит в другую компанию, и т.д. В конце концов, есть какой-то результат, который можно весомо оценить.

А. Сулхаева:

- Есть такое экспертное мнение, что наше новое поколение, поколение Альфа, как его называют (дети, которые родились после 2010 года, и вплоть до 24-го будут рождаться), они за всю свою жизнь сменят до 17 работодателей и даже 5 профессий. Если с работодателями хоть как-то, то 5 профессий за всю жизнь – это какой-то нонсенс. Потому что как было раньше, в Советском Союзе, например? Вот он инженер, и он инженер всю свою жизнь. Он растет, развивается в рамках своей парадигмы, выбранной траектории. А сейчас мы даже профессию будем менять чаще. Насколько это вам кажется нормальным?

Т. Шахнес:

- Вопрос именно к смене профессии. Потому что сложно сказать за Альфа, но, во всяком случае, за поколение Z. Мы с ними очень много работали и проводили очень много челленджей. Естественно, я участвую в молодежном форуме, который проводится ежегодно (сейчас он под Москвой). И мы с ними все время разговариваем. И что ребята мыслят? В первую очередь они хотят найти достойное место работы. То есть когда говорят, скажем, сотни ребят о достойном месте работы, то абсолютно видно, что у них в голове не смена этого места работы, а найти то, что им по душе. И тогда явно люди не будут бежать оттуда.

Во-вторых, мы можем посмотреть, что значит работа. Даже если мы скажем о столь популярном занятии, как я хочу быть блогером. Но блогер – это тоже разные профессии. Вы можете быть блогером в сфере создания какого-то видеоконтента, вы можете быть блогером, описывая путешествия. Вы можете быть…

А. Сулхаева:

- …фуд-блогером.

Т. Шахнес:

- Да. Зоозащитником, любить животных, говорить о моде. Я уже не говорю о том, что те же самые блогеры создают Телеграм-каналы, и это еще одно направление. То есть мы уже сами видим, что это, может быть, не смена профессии, а смена или нарабатывание ряда занятий. Вот возьмем Инстаграм, Телеграм. Это два совершенно разных медийных ресурса, но при этом очень интересных. И при этом это все равно можно назвать профессией блогер, писатель, лидер индустрии и т.д. А индустрий-то уже много – от технологий до моды, от искусства готовки до искусства, в конце концов, вырезания по дереву ведь DIY (do it yourself) очень популярно сейчас.

Поэтому скорее это все-таки не смена профессии как таковой, а, может быть, чуть-чуть расширение. Наверное, это имели в виду, а не смену профессии. Ну, нельзя поменять профессию с доктора на инженера все-таки.

А. Сулхаева:

- Думаю, нет. Но с доктора на блогера – возможно, да.

Т. Шахнес:

- Более того, совмещая: доктор, фарма и блогерство. Тяжело, но возможно совмещать.

А. Сулхаева:

- Мне кажется, нужно все равно особенными компетенциями обладать, желанием делиться контентом, своими знаниями и навыками.

Т. Шахнес:

- У меня многие врачи спрашивают: а как набрать большое количество подписчиков в Инстаграме? Потому что у врачей одни компетенции, и порой им очень сложно что-то говорить, даже заочно, что-то писать. И это совсем другая профессия. А некоторые действительно могут это совместить.

А. Сулхаева:

- У вас за длительное время вашей работы в LG Electronics как расширялись компетенции, что еще нового вы по мере своего развития вбирали, какие-то новые специализации?

Т. Шахнес:

- Мне кажется, во-первых, сама профессия маркетолога, пиарщика, она стала единой. То есть, нет уже разделения на рекламу и пиар. Я думаю, есть единые коммуникации. И здесь огромное количество внутри профессии. Мне удалось все это попробовать. В этом, наверное, опыт. И не просто попробовать, а, конечно, воплощать эти проекты с нуля. Потому что те люди, которые говорят «мы делали это, это и это в команде», очень хочется понять, что конкретно делал этот человек сам, может ли он стать лидером той или иной команды. Мне кажется, я стала все-таки писательницей в каком-то смысле. Потому что я хочу продолжить свою книгу, которую я издала в 2014 году. Безусловно, когда я стала вести активно «ЖЖ», я научилась очень быстро писать. Именно поэтому так легко было потом написать книгу, а потом писать в Инстаграме или в Фейсбуке. Потому что если писать действительно интересные вещи, это же тоже надо уметь уместить в небольшое количество текста, ну, скажем так, самое главное. Поэтому мне кажется, что все-таки вторая моя профессия – умение писать.

А. Сулхаева:

- Очень интересно. Кстати, раз уж мы заговорили про писательство, ваша книга, если я не ошибаюсь, называется «Энциклопедия PR. Рожденная с отраслью». Расскажите об этой книге, практические какие-то навыки, которые она может донести читателям. И если бы вы сейчас, допустим, задумали часть вторую этой книги или, может быть, какую-то следующую книгу, о чем бы она была?

Т. Шахнес:

- Я действительно уже очень серьезно думаю про вторую часть. Ё11Мы будем говорить, что это расширение книги. А книга закончилась на 2014 году, когда у нас был, по-моему, донорский марафон, связанный с самолетами. Потрясающая история. И, мне кажется, дальше я писала бы, что произошло с 2014 года. И тут очень много интересного. Всех очень интересует, как развивался рынок, маркетинг с инфлюэнсерами, людьми, которые определяют моду, искусство потребления, искусство жить, наслаждение жизнью, да все что угодно. Это первое.

Рынок инфлюэнсеров тоже будет развиваться, будет меняться, и с этим уже связано развитие инструментов, Инстаграма, необходимость или, наоборот, нет выхода в TikTok и т.д. Поэтому, наверное, я бы продолжила описывать наши донорские марафоны. Я бы расширила это какими-то наиболее интересными инструментами в сфере нацпроектов. В общем, есть о чем писать, много что уже произошло с 14-го года, практически целая веха, наверное.

А. Сулхаева:

- Кстати, вы затронули сейчас нацпроекты. Я знаю, что ваша компания очень активно поддерживает национальные проекты в области здравоохранения. Почему это важно сегодня для компании LG?

Т. Шахнес:

- Знаете, мы работаем вместе с АНО «Национальные приоритеты». Работаем в двух направлениях. Это культура, потому что мы партнеры Пушкинского музея. И сейчас для нацпроекта важна именно диджитализация культуры. Скажем, чтобы человек на Дальнем Востоке все равно имел доступ к картине, которая сейчас находится в Пушкинском музее. А это значит, какие-то ролики, ее описание и т.д.

А. Сулхаева:

- Виртуальная реальность.

Т. Шахнес:

- Абсолютно. И вместе с онлайн-кинотеатром IVI мы делаем такие ролики, и это, мне кажется, очень здорово. Вообще, любая диджитализация в области культуры – это просто классно.

Второй проект – это, конечно, здравоохранение. При этом это не наш постоянный, наш любимый проект донорства, а новые истории. Это онкочекапы. Мы прекрасно понимаем, что в нашей стране достаточно серьезный риск онкологии, что очень много семей с этим столкнулись. И если мы вовремя будем проверять свое здоровье, то мы сможем поймать болезнь или понять, что мы абсолютно здоровы, но уж если ловить болезнь, то на самой ее ранней стадии. А это значит излечение. Поэтому, если в случае донорства мы говорим «донор знает, что здоров», поскольку доноров очень хорошо проверяют доктора, то в случае нацпроекта «Здравоохранение» - «рак боится смелых». Потому что пойти порой и проверить себя тоже очень страшно. Значит, если боитесь вы, берите друга за руку, боится он – приходите втроем. Это очень важно, и мы на нашем заводе… Мы первая компания, кто воплотил в жизнь эту программу, и я надеюсь, она будет очень серьезно развиваться с другими компаниями.

А. Сулхаева:

- Это очень большое дело на самом деле. Сейчас очень много компаний, крупного бизнеса, среднего бизнеса идут в это направление корпоративной социальной ответственности. Это такой тренд последних нескольких лет. Кто-то занимается экологией, кто-то делает социальные проекты, кто-то занимается здравоохранением. Почему для LG это важно, и почему вы как человек, отвечающий за корпоративную социальную ответственность в компании, понимаете, что это то направление, которым необходимо заниматься вашему бизнесу?

Т. Шахнес:

- Знаете, сейчас даже появился новый термин – ESG - экология, социальная ответственность, правильное партнерство и т.д. Да, это, наверное, очень важно. Компании должны быть очень откровенными. А когда мы в 2008 году начинали донорство, то очень многие не понимали, почему компания в области электроники вдруг занимается донорством. Где, собственно говоря, кровь, а где высокие технологии, как это может быть связано – телевизоры OLED и донорство? Но все очень просто. Если у вас завод в той стране, в которой у вас интересные социальные проекты, тем искреннее и откровеннее вас будут понимать люди этой страны, вам будут доверять разные поколения, от молодежи. Мы очень много работаем с поколением Z. Я постоянно молодых ребят стараюсь в эти проекты включать. Они сначала даже пугаются, для них это совершенно удивительная вещь – донорство, а потом привыкают и ведут за собой очень многих людей.

Потому что именно молодое поколение может сделать эту тему по-настоящему доброй, модной, как бы донести до каждого. Мы стараемся в этой теме очень много расширять границ, мы объединились с замечательным нашим российским всемирно известным дизайнером Игорем Чапуриным, сделали потрясающую майку с отпечатком пальца донора. Собственно говоря, хочется сделать так, чтобы те вопросы, которые стоят на национальной повестке, были бы очень интересны всем поколениям. Сделать это может компания, в которой все сотрудники, а главное, руководство этой компании готовы это делать. Вот поэтому нельзя игнорировать требования общества, как мирового, так и в той стране, где вы работаете. Нам это очень нравится. Вот мы как-то все зажигаемся от этого, здесь массу интересного можно придумать, начиная от марафонов добрых дел, молодежных форумов. Я хочу сказать, что добро может быть очень активным и даже дарить вам интереснейшие путешествия.

А. Сулхаева:

- Я вас совершенно поддерживаю. У нас есть большой проект «Доброволец», и мы проводим как раз марафоны добрых дел в эфире радиостанции. Приглашаем вас поучаствовать в следующем.

Т. Шахнес:

- Спасибо.

А. Сулхаева:

- Мне кажется, что молодое поколение… Это отмечают многие эксперты, эйчары, которые работают с набором новых молодых кадров в крупных корпорациях. Все как один говорят о том, что как раз это поколение Z и будущее поколение Альфа тем более, которое придет устраиваться на работу через каких-нибудь 5-8 лет, это те люди, которые гораздо более осознанные, чем предыдущие поколения. Которым очень важно, чтобы компания, в которую они пришли работать, и если они идут с прицелом долгого развития в рамках одной какой-то корпорации, им очень важно, чтобы эта компания не просто была успешная финансово, не просто дала им какую-то хорошую заработную плату, но еще и была ответственна в каком-то направлении. Вот это направление корпоративной социальной ответственности – это в том числе еще и решающий фактор при выборе профессии для молодых людей. Сталкивались ли вы с подобным отношением у поколения Z, раз вы с ними работаете?

Т. Шахнес:

- Да, с вопросами, конечно. Особенно на молодежном форуме. Потому что доноров во время молодежного форума мы выбираем как раз из тех ребят, которые собираются на наши лекции. И если бы они не видели, что это искренне, что не приезжают наши же сотрудники из Москвы в Солнечногорск и также рядом с ними ложатся и сдают кровь, они бы никогда нам не поверили. А ребята действительно ищут компании, которые делают добро, скажем, социальные проекты. Но я думаю, нам надо рассматривать не только то, что они ждут от компании, а что еще мы также от них ждем. Потому что если они ждут, скажем, быть вовлеченными в интересные дела компании, то компания от них ждет все-таки высокого профессионализма в той отрасли, в которую они приходят.

А. Сулхаева:

- Помимо добрых дел.

Т. Шахнес:

- Абсолютно. То есть очень важно на рабочем месте, безусловно, развивать волонтерство, но и также такую настоящую профпригодность ребят, умение работать, безумное трудолюбие и т.п.

А. Сулхаева:

- А много молодых ребят у вас в команде сейчас?

Т. Шахнес:

- Вы знаете, у меня в команде, я бы сказала, поколение Y больше. Это в основном 30-летки, которые очень давно работают и у которых хороший бэкграунд, которые имеют большой опыт непосредственно в нашей компании, и мне это очень нравится. То есть в моей компании люди работают уже от 10 лет, наверное.

А. Сулхаева:

- То есть у вас все такие долгожители?

Т. Шахнес:

- Вот у меня, получается, да.

А. Сулхаева:

- Вы своим примером их вовлекаете.

Т. Шахнес:

- Но это в моей группе. Так, безусловно, в маркетинге многие приходят.

А. Сулхаева:

- Вы работаете в иностранной компании, причем не просто в иностранной, а в корейской компании. Я была в Южной Корее довольно давно, но тем не менее, я понимаю прекрасно, что это совершенно другой менталитет, другой образ жизни, отношение ко всему и к женщинам в том числе. Легко ли оказалось вписаться в эту компанию?

Т. Шахнес:

- Мне, наверное, легко. Потому что я пришла очень давно. Скажем так, это был период юности. Может быть, на какие-то моменты, будучи очень молодыми, мы просто не обращаем внимания, мы просто идем вперед. Может быть, это было бы сложнее, если бы мне было уже лет 30, и у меня был бы какой-то накопленный опыт, как может быть по-другому. Поэтому, в общем-то, меня абсолютно все устраивало. Что отличает корейцев, это такое безумное трудолюбие. Я даже помню, был такой смешной эпизод, когда я хотела уйти в районе 6.15-6.20 с работы, и мне как бы намекнули: хорошо бы уходить чуть-чуть попозже, показать некую свою лояльность, чуть подольше задерживаться на рабочем месте. В принципе, мне кажется, это несложно.

Первое – это трудолюбие. Об отношении к женщине. Ну, в Корее действительно женщины очень долгое время были хранительницами очага. При этом всю зарплату кореец всегда отдавал жене. То есть это важный такой момент. В любом случае, женщина там распоряжается бюджетом.

А. Сулхаева:

- Что уже накладывает на нее много ответственности.

Т. Шахнес:

- Абсолютно. И ответственности, и в то же время такое ощущение свободы. То есть она не находится в тех тисках, что она должна эти деньги просить. То есть ей их отдают полностью. Это здорово. С другой стороны, действительно, в Корее до недавнего времени не так много женщин занимались бизнесом. И сейчас действительно происходит серьезная смена, и даже предыдущая дама-президент, она женщина. Поэтому мне кажется, что все меняется. Увидела ли я на примере нашей компании за 30 лет? Знаете, у корейцев очень важны несколько критериев. Как я уже сказала, трудолюбие, знания, желание сотрудничать в коллективе, такое умение пахать. И если вы еще приносите что-то новое при этом, и смогли довести это до конца, и это идет на благо компании, вы знаете, никто не будет разбираться, женщина это или мужчина.

А. Сулхаева:

- Существует такое мнение, что в азиатских компаниях, в том числе и в корейских, каждый сотрудник выполняет какой-то свой узкий функционал, то есть он болтик в такой большой-большой системе, и его деятельность строго запротоколирована. А как новые проекты, которые в том числе вы развиваете у себя в подразделении, внедряются? Это какой-то долгий процесс всегда. Или вы просто можете прийти, объявить какую-то идею и сказать: «Я чувствую, что это выстрелит»?

Т. Шахнес:

- Тут, наверное, очень важно, что в первую очередь первое лицо поддержало эти проекты. Мне как человеку, который очень давно работает в компании, как PR-специалисту в достаточной степени повезло, я всегда имею абсолютно прямой выход на первое лицо. Это говорит о том, что какие-то сверхпроекты, которые я вижу не как отдельные работы, посвященные либо департаменту телевидения, либо это бытовая техника, а вот такие проекты надо всем, я могу о них рассказать президенту, поделиться с ним. И это очень важно. Именно так все произошло с донорством крови. Потому что действительно проект был на тот момент неоднозначный, и очень важно было донести это непосредственно до руководства. И я получила именно карт-бланш. То есть по принципу: мы даем год, расскажи и докажи, насколько это действительно здорово для компании и для общества.

Во-вторых, проактивность очень нужна. Человек может обладать определенным функционалом. Но можно взять любой пример. Это, скажем, взаимоотношения с партнерами, продажи, все что угодно. Но даже на любом рабочем месте можно иметь совершенно потрясающие отношения с клиентами, можно развивать продажи и промо, а можно просто сидеть и делать от сих до сих. Мне кажется, все-таки очень важна такая хорошая проактивность. Она всегда пробьет себе дорогу.

А. Сулхаева:

- Кстати, про проактивность. Как сохранять эту проактивность в течение долгого времени, когда ты работаешь в одной компании? Рано или поздно может затянуть в какое-то болото, трясину, будет ощущение, что все это я уже видела, это мы уже проходили, это делали, тут я все знаю. Как делать так, чтобы не выгореть и оставаться зажженной своей работой?

Т. Шахнес:

- Наверное, это происходит, если сами проекты меняются внутри компании. Вы абсолютно правы, если делать один и тот же проект, то либо надо в нем находить какие-то новые элементы, связанные со спортом, здоровьем, нацпроектами, марафонами на различных видах транспорта и т.д., либо вы открываете для себя какие-то интересные новые истории. Плюс, конечно, смена людей. В каждом проекте вы всегда встречаете новых партнеров извне. И, знакомясь с новыми людьми, это тоже становится очень интересно, вы уже не можете рассматривать этот проект как старый.

Руководство в любых западных компаниях также меняется раз в 4-5 лет. Очень часто приходят люди также с новыми идеями, которыми мы обмениваемся. В общем, будучи, скажем так, проактивной… И еще очень важный момент. Важно посещать какие-то интересные мероприятия, связанные с вашей профессией, слушать какие-то дополнительные лекции. То есть не замыкаться в тех знаниях, которые вы уже получили, и той рутине, которая есть. Вот если все вместе это работает, новые идеи придут точно.

А. Сулхаева:

- Кругозор нужно расширять.

Т. Шахнес:

- Постоянно причем.

А. Сулхаева:

- В одном из ваших интервью я прочитала интересную вещь, что в восточных компаниях ты, условно, ничем не рискуешь, поддерживая и обучая какого-то новичка, потому что он точно не перепрыгнет через твою голову и не займет твое место. То есть пока ты на своей позиции, эти люди новенькие будут всегда на ступеньку пониже. Расскажите подробнее. Мне кажется, что, по крайней мере, в российских компаниях всегда есть некий страх у руководителей проектов, отделов и т.д. принимать каких-то ярких личностей, людей на работу, потому что существует риск, что рано или поздно этот человек тебя заменит на твоем месте.

Т. Шахнес:

- Мне кажется, да, есть такой риск. И люди боятся. Но, с другой стороны, у вас должны быть единомышленники. Когда вы делаете тот или иной проект, вам рядом с собой нужно иметь людей, которые возьмут на себя ответственность, придумают что-то интересное. И если, скажем, мы не будем развивать людей, которые находятся рядом с нами, то нам всегда придется быть такими лидерами, которые тащат за собой серый коллектив. Но это же тоже неинтересно. Так работать, мне кажется, невозможно.

Что касается развития карьеры. Знаете, люди могут переходить и на смежные должности, то есть из пиара в маркетинг, из маркетинга в пиар. Другое дело, хотят они развиваться в другой сфере или им очень нравится то, где они уже находятся. Но я считаю, что плох тот руководитель, который не развивает и не дает эти возможности для сотрудников, это неправильно.

А. Сулхаева:

- Соглашусь. А что вообще из корейских или, может быть, восточных компаний стоило бы перенять нашему российскому бизнесу, на ваш взгляд?

Т. Шахнес:

- Я думаю, трудолюбие, которое может вас сподвигнуть выйти и в субботу, и в воскресенье, и работать ночью. И, наверное, это умение слушать, умение посмотреть со стороны на твой проект. Но все-таки на первом месте я поставлю трудолюбие.

А. Сулхаева:

- А какой, на ваш взгляд, сегодня должна быть успешная женщина, в чем ее реализованность в профессии и вообще в жизни?

Т. Шахнес:

- Вы знаете, мне кажется, счастливая та женщина (если мы будем говорить про работу), которая занимается тем, что ей очень нравится. Как мы говорим, сделайте из работы хобби, и вам не придется ходить на работу. У меня абсолютно всегда такое ощущение счастья, когда я иду на работу. То есть, безусловно, делаются какие-то рабочие планы на 3 месяца, на год. И даже пандемия, к счастью, их не может поколебать, потому что я сейчас как раз посчитала, количество мероприятий за последние три месяца у нас больше, чем за тот же период в 17-18-м году. У нас жизнь продолжается. Просто, наверное, нужно человеку научиться вдохновлять как бы самому себя. Я счастлива, это точно.

А. Сулхаева:

- А вот про пандемию раз уж заговорили, как перестроилась ваша работа? Ведь, действительно, очень много ивентов проводит компания LG в России. И что, они все перешли в онлайн? Как это было?

Т. Шахнес:

- Нет, они вообще не переходили в онлайн. Мы работали из дома где-то полтора месяца. Это было очень интересно. В частности, кстати, один из очень хороших проектов по здоровому образу жизни мы сделали именно с «КП». Я хочу сказать, что первые полтора месяца вы всегда собираетесь и хотите показать очень хорошие результаты, как бы вопреки всему мобилизоваться. Потому что мы, да, слышим по телевидению, мы хотим как-то не думать о том, что нас окружает какая-то обстановка, скажем, эпидемиологическая или еще что-то. И поэтому мы стараемся, действительно, собраться но через полтора месяца, как я считаю, людям опять надо начинать общаться. Потому что дома, сидя дома и сидя в зуме, ярких проектов, ну, я не верю, что получится.

И, к счастью, с мая, как только народ был возвращен на работу, мы стали опять работать очно. Безусловно, существуют правила, которые мы выполняем. Когда нужно – 30 % на удаленке и так далее. Но, тем не менее, очень большое количество людей в офисе. Мероприятия в тот период, когда они не отменены, а огромное количество времени они были не отменены, мы проводим. Поэтому в этом году мы провели и несколько Дней донора, безусловно, медицинские мероприятия очень важны, потому что кровь в стране должна быть.

Это были запуски в Пушкинском музее нашего телевизора. Это были запуск ноутбуков. То есть молодежный форум, которым мы так гордимся. То есть получается, что огромное количество мероприятий все-таки не отменено.

А. Сулхаева:

- Героическая какая-то работа у вас была.

Т. Шахнес:

- Да, веселая, я бы сказала. Я бы сказала – веселая и счастливая.

А. Сулхаева:

- Все, значит, перешли на удаленку, поняли, что ну вот так, в новой реальности мы теперь работаем все, и планерки, и совещания в зуме и так далее. И по минимуму все контакты. А LG продолжала работать.

Т. Шахнес:

- Какие-то совещания перенесены в WebEx. Но без живого общения ничего быть не может.

А. Сулхаева:

- Нет команды.

Т. Шахнес:

- Команды нет. Нету энергетики. Вы знаете, компьютер… Вот мы говорим про искусственный интеллект, очень простой ответ: компьютер энергетики не передаст.

А. Сулхаева:

- Особенно креативные всякие идеи они не приходят.

Т. Шахнес:

- Абсолютно нет. А во время мероприятий самая главная основа любого мероприятия – это креативные идеи. Вот за что будут любить журналисты, Telegram-каналы, блогеры и так далее. А: за возможность увидеться. Это уже, действительно, становится каким-то огромным плюсом. А Б – за креативные идеи, которые все равно претворяются в жизнь. И все существует по-прежнему.

А. Сулхаева:

- Я помню, как в прошлом году после долгого перерыва, когда были отменены все возможные форумы, выставки, конференции, то, что вообще очень принято, так скажем, в пиар-сообществе, в сентябре прошел Baltic PR Weekend. И как люди приехали туда, в Петербург, вопреки всему. Хотя были еще все запреты. Обнимались.

Т. Шахнес:

- Да, были ограничения. Были очень серьезные ограничения, да.

А. Сулхаева:

- Это был подвиг.

Т. Шахнес:

- И, кстати, этот Baltic был очень хороший, очень достойный. Он всегда достойный. Скоро новый, с огромным количеством спикеров. И, кстати, наша донорская кампания началась с Baltic, когда там выступала тогда помощник Татьяны Алексеевны Голиковой – София Малявина. Да, которая сейчас возглавляет АНО «Национальные приоритеты». Совершенно верно, все тогда начиналось с Baltic PR.

И вообще те спикеры, которые приходят на Baltic и рассказывают очень интересные вещи, они вдохновляют вас потом даже, может быть, сделать что-то абсолютно другое, но вот где-то вот в душе вот это желание, наше тяготение к чему-то новому, вот Baltic очень отвечает этой программе.

А. Сулхаева:

- Прекрасно. Заодно проанонсировали мероприятие, которое будет в сентябре в этом году. Как сегодня выглядит ваш рабочий день стандартный?

Т. Шахнес:

- Я очень долго думала, чем отличается рабочий день сегодня от того, что 27 лет назад. Скорее, это можно разделить на две части. Изменились инструменты. Вот самый простой – гаджеты, с которыми мы работаем. То есть это уже не печатная машинка. Скажем, это очень современная техника, очень много среди них – смартфоны. Это что касается техники и технологий. Изменились ли люди? Ну, признаем, что инфлюенсеры, Telegram-каналы, онлайн-, веб-истории – это все ведется людьми. И ведется это порой теми же журналистами, которые были и десять, и пятнадцать лет назад, которые просто так же поменяли свои карьеры, поменяли свой взгляд на некие традиционные СМИ, перешли в онлайн. И так далее, и тому подобное.

Поэтому, начинается ли мой день с общения с людьми? Да, начинается, безусловно. Что поменялось с точки зрения общения и что стало удобно? Чаты. Появились замечательные групповые чаты по тем или иным вопросам. Где сразу задействованы несколько человек и где мы очень быстро можем получить ответ. И что очень здорово, чаты удобны тогда, когда вы, скажем, только едете на работу или едете на переговоры. А в этот момент вы все равно можете продолжать работать. Вообще история со смартфонами – это очень удобно. Потому что можно скачать любую презентацию. То есть вы не привязаны к рабочему месту.

Тем не менее, вот если говорить, сижу ли я на рабочем месте в течение дня, - да, продолжаю сидеть. Потому что с точки зрения психологии и мелкой моторики это дает возможность мне сконцентрироваться, подумать. Стала новая работа отличаться наличием презентаций. Потому что, ну, согласимся, что 27 лет назад не было столь большого количества требований и требовательности к себе и со стороны руководства, отчитаться, то, что мы называем KPI. И, действительно, это правда.

То есть сейчас мы должны все-таки понимать, как мы отчитываемся за тот или иной проект. Потому что, если даже мы его не сводим к цифрам, то к любым каким-то интересным показателям тот или иной проект можно свести. И это тоже занимает достаточно большое количество времени. Потому что я не из тех руководителей, которые поручают все делать своим подчиненным, а потом только проверяют. Нет, огромное количество вещей я продолжаю делать именно, так скажем, «на земле». И мне это тоже очень нравится.

А. Сулхаева:

- А вот такой подход позволяет личным примером в том числе показывать сотрудникам?

Т. Шахнес:

- Конечно.

А. Сулхаева:

- То есть гораздо сложнее, мне кажется, оставаться руководителем, которого уважают, ценят на работе сотрудники, если ты дистанцировался и раздаешь указания.

Т. Шахнес:

- Конечно. Если ты забыл, как общаться с журналистами, если ты не являешься третейским судьей, если ты забыл, как писать пресс-релизы или какие-то новости для Telegram-каналов, а я все-таки это перепроверяю, то, я думаю, никакого уважения не будет. То есть нельзя отрываться от земли вообще ни в какой профессии. Какой бы ни был замечательный хирург, он же продолжает делать операцию. Я считаю нашу профессию тоже «не навреди». Потому что информация – это такая вещь, которая, действительно, должна быть правильной, правильно дозированной, чтобы люди не бежали от этой информации, а все-таки с удовольствием ее потребляли. А это очень сложно в настоящее время. Потому что все, можно сказать, закиданы тоннами информации.

А. Сулхаева:

- Это правда. Хорошо, мы поговорили о том, как изменился рабочий день. А как изменились запросы потребителей к брендам? Что сейчас общественность ждет от бизнеса, от продуктов, от услуг?

Т. Шахнес:

- Мне кажется, от продуктов общественность ждет тех инноваций, которые им позволяют, действительно, легче жить. Потому что инновация ради инновации – это не очень удобно. Поэтому, если мы предлагаем совершенно необычные телевизоры, которые могут как бы сворачиваться в рулон, да, часть потребителей очень хотела бы их иметь дома, безусловно, это высший сегмент, но, тем не менее, это возможность похвастаться, показать, отстроиться от других.

Для большей части людей, безусловно, удобство бытовой техники – это сочетание хорошего дизайна. Сколько мы сейчас уделяем внимания ремонтам, сколько мы техники обновили во время пандемии, которая, оказалось, рычит, громко хлопает дверью, не является бесшумной, как мы хотим. Вот на это очень важно было обратить внимание. Это, действительно, стало трендом. Красивая и в то же время технологичная, удобная, классная для вас техника – это очень и очень важно, сочетание дизайна и ее функционала. То есть, скажем, не жертвовать чем-то одним. И опять-таки, пандемия нам это показала.

От техники ждут тех свойств, которые требует время. И поэтому я очень рада, что мы изобрели такую прекрасную маску-очиститель воздуха. Потому что люди стали путешествовать, люди в огромном количестве находятся в аэропортах, люди будут ходить на лекции. И замечательный очищенный воздух и маска – это, по-моему, тема просто замечательная, даже не сегодняшнего…

А. Сулхаева:

- Это продукт, который человек надевает на себя.

Т. Шахнес:

- Абсолютно, да, да. И у него есть вентилятор. И он может быть спокоен. И особенно это очень важно вот именно в местах, где много народу, где нет окон.

А. Сулхаева:

- Это уникальная разработка?

Т. Шахнес:

- Да, мы первые, кто сделал такую разработку. И это, мне кажется, очень важно.

И все, что связано со здоровьем. Люди вообще по-другому стали к технике относиться. Если раньше наш, скажем, шкаф для освежения одежды воспринимался как такая приятная вещь, да, разгладит, уберет складки, обработает паром, то сейчас люди поняли, что в обработке паром лежит именно устранение аллергенов. И это очень важно, когда ваш ребенок приходит с улицы, и вы его курточку засунули в этот специальный шкаф, вы прекрасно понимаете, что она еще обеззаражена. И вот это становится очень важным.

То есть совершенно другой функционал вышел на первое место. То есть функция защиты здоровья. Это очень и очень важно. Так же, как и, собственно говоря, защита здоровья глаз, что относится к хорошим телевизорам. И так далее, и тому подобное. Поэтому техника – она должна быть дружелюбной. Нравиться, дружелюбной и что-то привносить в жизнь чуть больше, чем технологии.

А. Сулхаева:

- То есть, в принципе, техника и технологии они могут даже повлиять на развитие общества. условно, изобрели посудомойку, и женщины избавились от необходимости мыть посуду руками, у них появилось больше времени проводить, условно, с семьей.

Т. Шахнес:

- Да, пылесосить.

А. Сулхаева:

- А пылесос-робот уже появился.

Т. Шахнес:

- Вы знаете, огромное количество мужчин сейчас с огромным удовольствием, опять-таки, может, это произошло после пандемии, может быть, потому что чистота так актуальна, но, действительно, и пылесосят, в общем-то, и… Но им должно быть понятно, интуитивно понятно, как пользоваться. И это тоже требование к технике – быть такой удобной, понятно, чтобы любой член семьи мог ею воспользоваться. А то, что техника, конечно, женщин освобождает, это однозначно. То есть это невозможно даже сравнить, насколько.

А. Сулхаева:

- Конечно, как жили наши мамы, когда не было даже стиральных машин часто.

Т. Шахнес:

- Естественно, глажка вместо того, что вы можете повесить вещь в шкаф, ее еще к тому же освежить. Безусловно, это правда. Но и самое главное, что люди меньше начинают заботиться о здоровье, потому что они понимают, что техника тоже подумает за них. Ну вот такое ментальное, более счастливое состояние общества – это то, что может сделать техника однозначно.

А. Сулхаева:

- А вот из таких вот новинок и разработок за все время, которое вы работаете вот в этой отрасли, что больше всего можете вспомнить, какой-то продукт, который произвел на вас огромное впечатление?

Т. Шахнес:

- Даже, скорее, технологии. Вот в 2006 году впервые была изобретена технология пара, и потом она начала применяться повсюду. То начиная от стиральных машин, как сейчас я говорю, в очень красивом шкафу LG Styler. То есть пар, который обеззараживает вещи, стал, действительно, очень серьезной такой основой для всего. И мне кажется – это классно.

Это, конечно, OLED-телевизор. То есть когда в телевизоре перестала использоваться сзади лампа, а используются исключительно пиксели. И каждый из пикселей загорается самостоятельно. То есть это удивительно, потому что телевизор становится тоненьким. А это значит, экономится место в доме. Поэтому могу еще назвать, конечно же, как я сказала, это технология этого года, это маска. Маска – это замечательно. Еще сворачиваем технику. Техника – телевизор, который сворачивается.

А. Сулхаева:

- Как?

Т. Шахнес:

- Представьте себе, как рулончик. И уходит в такую некую коробочку, подставку. И потом так же разворачивается. Это, действительно, очень красивая тема для выставок. Прозрачный дисплей, за которым могут стоять, условно говоря, очень красивые туфли, а на самом дисплее написан бренд туфлей. И так далее, и тому подобное.

То есть техника может украшать не только дом, она может украшать пространство. Вот это, кстати, новое такое, наверное, у техники предназначение. И огромные аэропорты, самолеты, яхты, выставочные пространства могут уже украшать большие такие сборные красивые кубы. Собственно, тот бизнес, который мы называем business to business. Может быть, вы видели в «Шереметьево-В» огромный очень красивый экран. На нем демонстрируется то Кремль, то Шаляпин, и так далее. Это тоже LG.

А. Сулхаева:

- Кстати, техника не только для бизнеса может быть. Да, как мне кажется, она теперь становится не только частью общественного пространства, но еще и частью культуры. Потому что сейчас в любой театр, в который мы приходим, может быть, за исключением каких-то совсем классических, и то уже нет, мы видим спектакли, которые полностью уже технологичные. То есть там и экраны задействованы, и там свет определенный.

Т. Шахнес:

- Соответственно, проекторы. А очень многие, кстати, стали предпочитать смотреть дома тот же футбол или какие-то фильмы с проекторов. И если позволяет пространство, на дачах или в домах вешать отдельный белый экран и направлять изображение с проектора. В общем, иметь такое полное погружение в пространство.

Я уже не говорю о развитии киберспорта. Сейчас огромный… даже в нашей стране около 60 млн. человек увлекаются, скажем, различными компьютерными играми. Скоро вообще считается, что на олимпиаде будет такой вид спорта как киберспортивные турниры. А это, соответственно, очень высокого качества мониторы, чтобы не вредить глазам. Удобные и с хорошим откликом. Вот, собственно, так развивается техника. Интересно, да.

А. Сулхаева:

- Техника и технологии…

Т. Шахнес:

- Они следуют обществу. Но да, для меня это, конечно же, смартфоны. Потому что, когда вы можете, действительно, входить в чаты и смотреть презентации на огромном расстоянии, быстро отвечать людям, вот этого раньше не было. И это здорово.

А. Сулхаева:

- Это очень хорошо повышает эффективность работы. Потому что ты всегда на связи.

Т. Шахнес:

- И скорость. Потому что мы сейчас все-таки за скорость. И вот когда люди говорят: уехали в отпуск, мы без связи. Я понимаю, что нельзя человека попусту беспокоить. Но с другой-то стороны, на связи-то мы должны быть.

А. Сулхаева:

- Но при этом хочется же когда-то и отдыхать от техники. Вы вообще позволяете себе какой-то отдых вот такой, когда вы полностью отключили все гаджеты и расслабились, остались наедине с близкими, родными, с природой?

Т. Шахнес:

- У меня возможность даже не отключить гаджет, а что-то поснимать. Вот мы сейчас были буквально на прошлой неделе на Камчатке. Я с огромным удовольствием снимала Reels – такая новая функция Instagram – про виды Камчатки, про фауну, про медведей, про ловлю рыбы, и так далее, и тому подобное.

А. Сулхаева:

- Это вас расслабляет?

Т. Шахнес:

- Меня это очень расслабляет. И мне, кстати, очень нравится набирать вот такие ролики на телефоне. Плюс я сама с удовольствием ролики монтирую на телефоне. Как бы так, как это не относится к работе, а относится к чему-то очень живому, красивому, мне очень хочется этим поделиться с подписчиками. Вот я, кстати, отдыхаю от этого. То есть я уже тогда считаю, что это не гаджет, а это, ну, как будто вы книгу читаете. Это вот такое удовольствие уже.

А. Сулхаева:

- Так вот, может быть, ваша такая дополнительная специализация, то, о чем мы говорили в начале эфира, это стать режиссером, снять какой-то фильм? Не задумывались о таком творческом развитии?

Т. Шахнес:

- Да, я много разговаривала с Егором Кончаловским на эту тему. Нет, скорее, режиссером – нет. Но пиар-специалист, когда выстраивает кадр съемки, особенно видео, он все-таки тоже должен обладать определенным видением. И, кстати, вот когда мы говорили про нашу профессию коммуникатора, вот я сейчас поняла, еще очень важная, помимо трудолюбия, вещь, это уметь предвидеть какие-то аспекты в профессии или в обществе, которые часто меняются. Я не говорю про визионерство, но частично пиар-специалист должен быть визионером.

А. Сулхаева:

- Интуиция – это то, что должно быть.

Т. Шахнес:

- Чуйка – без этого не обойтись.

А. Сулхаева:

- А вообще какая сегодня миссия у современного пиарщика, на ваш взгляд? Она же так трансформировалась, наверное.

Т. Шахнес:

- Она абсолютно трансформировалась. Мне кажется, делиться тем, что интересно тебе, что, конечно, входит в часть твоей профессии. Но сделать это так, чтобы людям это было интересно. То есть не натужно, не навязывая свою мысль. И не чересчур много мелькать, это чаще происходит в Facebook, личным брендом. Больше как-то совмещать это, мне кажется, с интересами той компании, в которой ты работаешь. Или, может быть, с твоими интересами, которые могут разделить много человек. Но постараться обойтись без хвастовства.

А. Сулхаева:

- А вот сейчас все, напротив, говорят о том, что как важно развивать личный бренд, что он помогает и в карьере, и для внутреннего твоего пиара, и для внешнего, и для твоей капитализации на рынке труда в том числе. Так ли это? С учетом того, что вы сказали, что можно и поменьше. Вы вообще занимаетесь своим собственным личным брендом?

Т. Шахнес:

- Вы знаете, я пишу о себе в связи с профессией. Я очень мало пощу фотографий, которые относятся к моим исключительно портретным каким-то или фотографиям в одежде, или к прочему. Скорее, если это одежда, это знакомство с дизайнерами. И почему мне близок этот дизайнер, и что он делает, и так далее, и тому подобное. Потому что это может быть интересно большому количеству людей.

Говоря о профессии и о технологиях, я также стараюсь поделиться, почему эти технологии интересны лично мне. Мне кажется, можно строить личный бренд, но в нем должно быть очень много искренности и очень много должно быть посвящено тому все-таки, чем мы занимаетесь. Не где вы тусуетесь, а чем вы занимаетесь и почему вы оказались на этом мероприятии.

Потому что, если вы посещаете мероприятие для того, чтобы набрать фотографии с персонами Tatler, это, мне кажется, не очень здорово. А если вы вместе с журналом Tatler проводите какой-то очень интересный показ в кино и одновременно с этим показом демонстрируете технику, это безумно интересно. И, действительно, тогда тех людей, которых мы называем инфлюенсерами, и так обратят внимание на вашу технику, а через нее – на вас. А вот не наоборот. Мне кажется, это так.

А. Сулхаева:

- То есть быть, а не казаться.

Т. Шахнес:

- Абсолютно. И быть очень искренним. Поэтому, если отбросить капитализацию на рынке труда, это значит, люди уже заранее думают о том, что они будут продаваться все дальше и дальше, и понимать, что все-таки Instagram на процентов 70 состоит из такой кажущейся жизни, нежели то, что с человеком происходит.

А. Сулхаева:

- Хвастограм его часто называют.

Т. Шахнес:

- Это хвастограм, это огромное количество фильтров. Это фотографии в не принадлежащих вам самолетах или машинах, и так далее. Мне кажется, это неправильно. А искренность, наверное, такая новая искренность того, что говорят, это залог очень многого. Люди все равно потянутся, большое количество подписчиков появится, если правильно развивать свой Instagram.

А. Сулхаева:

- Здорово. Вот вы много путешествуете. И уже сказали о том, что были на Камчатке не так давно. Но вы также были даже в Арктике, насколько я знаю. А вот все-таки, конечно, пандемия ограничила наши возможности для передвижения. Остался внутренний туризм. Чем вы заменяете?

Т. Шахнес:

- Получается, что не ограничил, раз остался внутренний туризм. Я, опять-таки, если… Мы же говорим KPI – производим подсчеты. Сколько я увидела за начало этого года. Да, казалось бы, есть ограничения, за границу мы не едем. Значит, получается, что я смогла увидеть северное сияние – это одна поездка. Вертолет выбросил нас вместе с группой интересующихся туристов посмотреть на бельков. Это уже Архангельск, это уже вторая поездка. Мы ездили в Крым – это третья поездка. И посмотрели потрясающие лавандовые поля, взбирались на Ай-Петри, съездили на Розовое озеро. Я не знаю, где такие красоты, можно сказать Instagram-красоты в принципе есть в мире.

То есть то количество маршрутов и то количество путешествий, которое было с самого начала года, День донора в Ростове. Этот замечательный Ростов-на-Дону с его Доном, и так далее. Молодежный форум – это уже Солнечногорск. И это Подмосковье. Это поездка в Иорданию через Египет на майские праздники. Да, много ПЦР, да, много сложностей, казусов. Но мы же оказались в Иордании. И в Петре не было никого. Не толпы пятитысячные, а никого не было.

А. Сулхаева:

- Есть свои преимущества.

Т. Шахнес:

- Есть свои преимущества. Главное – захотеть. Тем более, по стране безумно интересно путешествовать. Есть огромное количество мест, которые мы еще не видели. Мне кажется, что…

А. Сулхаева:

- Важно видеть возможности, как и во всем.

Т. Шахнес:

- Конечно. У меня не произошло снижение количества путешествий. Просто у меня традиционно путешествия были летом и зимой. Они остались точно так же - летом и зимой. Зима – это был Кисловодск. То есть наш такой регион вод. Это же очень интересно. Наша Венгрия. И это было очень интересно.

А. Сулхаева:

- Все хвалят, у меня много знакомых туда съездили.

Т. Шахнес:

- Да, Кисловодск, Минводы, Ессентуки. Сейчас эти регионы очень поднимаются, там строят дороги. Вот это тоже интересно. То есть я хочу сказать, что просто надо поменять маршрут и искать, что можно самое интересное найти на этом маршруте. И все.

А. Сулхаева:

- В завершение нашего эфира любимый вопрос всех HR: кем вы видите себя через пять лет?

Т. Шахнес:

- Я вижу себя все той же любопытной, веселой, очень открытой к приключениям и путешествиям Таней Шахнес. В этом плане годы на меня абсолютно не влияют. У меня любопытство и такие широко открытые глаза остаются постоянно. Я вижу себя все равно в профессии коммуникаций. Я уверена, что вперед еще очень много интересных проектов. Но я очень хочу, чтобы они были связаны с коммуникациями, и тогда я могла бы писать все больше и больше книг, продолжать свою книгу. Мне кажется, она будет вечной, я просто буду ее переиздавать и дописывать новые главы. О том, как же будет развиваться наша отрасль. Мне кажется, это очень интересно.

А. Сулхаева:

- Соглашусь. Ну, и сейчас время нашей регулярной рубрики – «Пять советов от гостя». Татьяна, прошу нашим слушательницам дать таких вот пять конкретных советов, что делать и чего, может быть, не делать, если ты хочешь строить карьеру, добиваться такого устойчивого успеха в рамках одной компании.

Т. Шахнес:

- Первое, я хочу сказать, что надо быть человеком добрым и обязательно помнить, что никогда, ни при каких обстоятельствах не идти ни на предательство, ни на подсиживание кого-либо. Так карьеру не сделаешь. Это все равно будет какой-то такой очередной негативный хвост. Вот это первое.

Второе. Обязательно стараться при уже найме на работу понять, что это место вас устраивает. То есть что вам здесь нравится. Попытаться полюбить это место заранее. Это очень важно.

Номер три – это трудолюбие. То есть трудолюбие не наносное, не показное, то есть то, что вы, действительно, остаетесь, сидите дольше, а, действительно, трудолюбие, когда вы стараетесь глубоко рыть вглубь вашей профессии. И это третье.

Четвертое – ничего не бояться никогда. Быть открытым всему новому. И пусть мягкой силой, но сделать все, чтобы проталкивать ваши идеи, постараться их донести. Все равно из нескольких идей одна или две будут реализованы.

И последнее – это никогда не опускать руки. Если что-то не получается, все равно собраться, идти вперед. Может быть, отложить эту работу. Может быть, выйти пройтись. Вы имеете право в конце концов взять пару дней, побыть дома, наедине с самим собой. А потом вернуться с новыми силами и опять рыть и копать.

Ну вот, мне кажется, вот такие пять принципов.

А. Сулхаева:

- Очень здорово. Спасибо большое за такую теплую, душевную, вдохновляющую беседу. Это было «Время женщин» на Радио «Комсомольская правда» .