Предпринимательство как возможность профессиональной самореализации жен офицеров

«Комсомольская правда» представляет проект «Время женщин». Программа об успешных, сильных и независимых.
В гостях у Анжелики Сулхаевой начальник управления социальных предпринимательских программ банка ПСБ, которая уже три года создает предпринимательскую экосистему для жен военных Оксана Романчук

А. Сулхаева:

- Здравствуйте, друзья! С вами Анжелика Сулхаева. И это «Время женщин» на радио "Комсомольская правда". В нашем проекте об успехе, лидерстве и мягкой силе в развитии общества мы говорили уже о женщинах науки, о женщинах в бизнесе, в IT, в политике, а сегодня в центре нашего внимания будет еще одна группа женщин, очень многочисленная в нашей стране, но, к сожалению, часто остающаяся незамеченной, – это жены военнослужащих.

О том, что они обычно остаются в тени, свидетельствует хотя бы тот факт, что мы не нашли статистики, а сколько их в принципе в нашей стране. Но если учесть, что контрактников у нас в России уже больше 400 тысяч, а военнослужащих порядка миллиона, мы можем предполагать, что речь идет не о сотнях, не о тысячах, а о сотнях тысяч женщин, которые ездят за своими мужьями по гарнизонам и военным городкам, переезжают с места на место, но, к сожалению, остаются такими бойцами невидимого фронта. А ведь это достаточно мощный ресурс! Эти женщины могли бы приносить больше пользы себе, своим семьям и даже экономике нашей страны, если бы имели больше возможностей и поддержки на этом пути.

Сегодня обсудим меры поддержки, которые существуют в нашей стране для жен военнослужащих.

Встречайте, начальник управления социальных предпринимательских программ банка ПСБ, член рабочей группы по рынку труда и образования «Деловой двадцатки» Оксану Романчук. Здравствуйте, Оксана! И сразу вопрос. Есть ли у вас секретные данные: сколько в нашей стране жен военнослужащих?

О. Романчук:

- Вы абсолютно правильно сказали, мы можем только догадываться, сколько в стране таких женщин. Еще в советское время воинские подразделения часто строили рядом с педучилищами и медучилищами, потому что супруга для военнослужащего – это, во многом, залог его боевой готовности. Поэтому можно считать, что порядка 80 % военнослужащих имеют семью.

А. Сулхаева:

- Получается, что если у нас где-то миллион военнослужащих в стране, то примерно 800 тысяч – это жены военнослужащих, значительная часть населения.

Я знаю, что ПСБ как опорный банк оборонно-промышленного комплекса, который активно работает с военнослужащими и их семьями, разработал программу – «Курс малого бизнеса», обучающую как жен офицеров, так и самих военнослужащих, основам предпринимательства. Что это за программа?

О. Романчук:

- Курс малого бизнеса – это бесплатная образовательная программа, которую мы запустили совместно с Министерством обороны и Высшей школой экономики. Она направлена на формирование предпринимательских компетенций, мы учим создавать бизнес, объясняем, как он работает.

Целью курса является содействие занятости жен офицеров, получение ими не только дополнительного, но и основного дохода, независимо от города, в котором они живут, наличия достаточной инфраструктуры в нем, есть у нее дети или нет – наш курс помогает женщине профессионально самореализоваться.

А. Сулхаева:

- Кто она такая – жена военнослужащего сегодня?Чем обычно занята? Действительно ей необходим курс предпринимательства?

О. Романчук:

- Перед тем, как создать программу, мы потратили порядка 90 часов на глубинные интервью с женщинами. Я не могу сказать, что есть некий собирательный образ, единый для всех жен военнослужащих. Они все разные. И условия службы их мужей отличаются. Это женщины от 18 до 65 лет с совершенно разными карьерными достижениями и жизненным опытом. Что их объединяет? По крайней мере, частые переезды. У нас одна из выпускниц к 34-летнему возрасту переезжала девять раз. Представляете, как сложно такой женщине, имея опыт, образование, найти работу, особенно, если она начинает расти по карьерной лестнице - не каждый работодатель будет готов назначить ее на руководящую должность, понимая, что завтра-послезавтра она уедет вслед за мужем. У жены военнослужащего возможности выбора места работы, места жительства сильно ограничены по объективным причинам.

Частый путь, который выбирают наши выпускницы, - это монетизация хобби. У каждой женщины есть какой-то навык, хобби. Я могу привести много примеров: мыловарение, шитье, работа с эпоксидной смолой. И часто женщина, переезжая, теряет возможность этим заниматься. Если она вязала что-то на заказ, жила в большом городе, где платежеспособность клиентов была высокой, она понимала, сколько она потратит своего времени, на сколько купит пряжи и прочее. Переезжая в другой регион, она может столкнуться с тем, что платежеспособность жителей окажется ниже. И вся привычная конструкция ломается. В этом случае мы учим смотреть за пределы своего региона и понимать, как можно вернуться к тому, что она делала, без привязки к месту жительства.

А. Сулхаева:

- То есть вы, наверное, в том числе, даете навык ведения онлайн-бизнеса

- Да.

А. Сулхаева:

- Какое содействие в подготовке курса оказывало Министерство обороны?

О. Романчук:

- Мы очень благодарны Минобороны за вовлеченность в проект, мы совместно проводили исследования, создавали программу, изучали успешный западный и российский опыт, именно акселерационный, потому что наша программа очень практическая, она направлена на формирование навыков.

Еще до пандемии Министерство обороны разрешило нам запустить пилот в двух регионах. Одним стал Владивосток, где, как мы предполагали, женщины живут в большом городе с развитой инфраструктурой, они трудоустроены и успешны.

И второй регион – это удаленная воинская часть, город Клинцы, пара сотен километров от города Брянска и далеко от аэропорта. Там воинская часть является системообразующим предприятием. И самое главное, по специальной программе Министерства обороны, в рамках которой они трудоустраивают жен офицеров, гражданские позиции в воинской части занимают женщины.

Мы приехали. И что мы увидели? Во Владивостоке мы столкнулись совершенно с удивительной ситуацией. Оказалось, что женщина, которая живет в большом городе, чем успешнее она становится, тем больше стремится к развитию, и при этом понимает, что даже в большом городе, в котором она живет, никогда не будет достаточно возможностей. Поэтому они брали отпуск за свой счет, чтобы попасть к нам на курс, так они стремятся повысить качество жизни.

И первый бизнес – гостевой дом – у нас появился именно по итогам того пилота во Владивостоке. Наша выпускница открыла.

В Клинцах другая ситуация. Женщина может быть погружена в свою рутину настолько, что у нее нет желания на то, чтобы хотеть из нее выбраться. Нам понадобилось больше времени, чтобы убедить их к нам прийти. И просто вернуть женщине состояние «я хочу, я буду».

Я, наверное, тогда для себя поняла, что главное – это не знания и навыки. Главное – это мотивация.

А. Сулхаева:

- Вы уже упоминали, что изучали мировой опыт занятости жен военнослужащих. Россия является в этом плане какой-то уникальной страной с уникальным опытом? Например, США возьмем, там тоже очень много военнослужащих. Чем там занимаются их супруги? И как их поддерживают?

О. Романчук:

- Исследования, которые проводятся в Израиле, в США, в Англии, говорят об одних и тех же проблемах при трудоустройстве: это частые переезды. Но в то же время речь идет и об уникальных личностных качествах, которые эти женщины развивают. Потому что жена военного держит тыл,она решает все проблемы семьи. Она развивает способность быстро адаптироваться к неопределенности, способность принимать сложные решения, нести ответственность. И об этом говорят все исследования. В то же время в Штатах процент безработицы среди жен военных превышает практически в два раза средний процент безработицы по стране.

И второй момент. В западных странах огромное количество комьюнити жен военных. Они называются military spouse. И это женщины, которые имеют там сильные каналы коммуникаций, они постоянно общаются, они проводят специализированные конференции

В Англии есть такой опыт, что для жен военных есть льготное финансирование. Потому что считается, что они более благонадежны в части ведения бизнеса ввиду личностных качеств, будучи частью семьи военнослужащего.

Мы брали западные практики, которые обеспечивают больший процент либо трудоустроенных, либо созданных бизнесов, и пытались это применить в российских реалиях. И в целом в личных беседах и интервью, мы увидели, что особенности все те же. То есть, нам такие потрясающие истории рассказывали, как мужа внезапно переводят из Петербурга во Владивосток, он собрал чемодан, поехал, а все те три контейнера, которые доставляются по морю с их вещами, всем этим процессом управляет супруга, перевозит семью, занимается вопросами квартиры, обустройства, куда детей и отдать и т.д. То есть, она выстраивает жизнь с нуля. И, безусловно, это потрясающие женщины!

А. Сулхаева:

- Я знаю, что у курса малого бизнеса ПСБ есть женская и мужская версия. Чем они отличаются друг от друга?

О. Романчук:

- Это интересный вопрос. Программы с точки зрения содержания похожи, потому что когда мы учим бизнесу, мы не изобретаем велосипед. Во всем мире все одинаково: как выстроить свою финансовую модель, бизнес-модель, изучить рынок и т.д. Мы хотели создать продукт, который разрушит стереотипы о бесплатных программах, потому что бесплатных программ огромное количество в нашей стране, и там ничем в части содержания не удивишь. А форматом удивишь. Поэтому мы расспрашивали и тестировали нашу аудиторию, чтобы понять, что у них будет вызывать доверие?

У военных профессиональная способность учиться. У нас очень много бывших военнослужащих, которые преподают, которые создали свой бизнес - они делятся своим опытом, опытом адаптации и достижения успеха на гражданке. Когда мы говорим о женщинах, мы зовем предпринимательниц из регионов, у которых есть дети, тех женщин, которые были в похожих условиях, у которых были малолетние дети, занятой муж, но они смогли построить бизнес с нуля.

А. Сулхаева:

- Потому что женщинам удобнее и проще учиться на понятных для них ролевых моделях?

О. Романчук:

- Да, абсолютно верно. У нас слушатели работают со своими бизнес-идеями и программа очень практическая, весь теоретический материал разбирается на конкретных бизнесах, которые понятны этой аудитории. Если мы говорим о женщинах, то это кройка, шитье, мыловарение, салоны красоты, маленькие ресторанчики. Если мы говорим о военнослужащих, то это какие-то рыболовные базы, столярные мастерские, автосервисы.

А. Сулхаева:

- Я думаю, что нам нужно акцентировать внимание для наших слушателей о том, что курс малого бизнеса предназначен не только для жен и мужей военнослужащих, но еще и для самих военнослужащих, которые собираются уйти в запас.

О. Романчук:

- Верно.

А. Сулхаева:

- Насколько я знаю, в ходе исследования, которое проводил ПСБ и Минобороны, выяснилось, что среди мужчин - будущих отставников желание заняться бизнесом выразили 75%. С чем связан такой высокий процент это связано, как считаете?

О. Романчук:

- Стоит оговориться, что желание создать бизнес и готовность создать бизнес - это разные вещи. Да, военная служба - это дело нелегкое, как мы знаем. И после того, как военнослужащие уходят в запас, для них становится важна возможность самореализации. И чаще всего они могут это сделать в собственном бизнесе

А. Сулхаева:

- Сколько длится курс?

О. Романчук:

- После пандемии мы перевели курс в онлайн.

А. Сулхаева:

- Сейчас только онлайн-курсы? Оффлайновой версии нет?

О. Романчук:

- Да. Нас, если честно, просили оставить этот формат. Потому что, во-первых, мы всем даем возможность работы с московскими преподавателями, а не готовим их на местах. При очном курсе было бы невозможно в каждый регион привезти преподавателей из Москвы. Второй момент - для военных, например, очень важен сам факт работы в онлайн-пространстве, и развитие этих навыков, потому что они будут полезны им в будущем. Плюс у них появляется возможность общения друг с другом.

Для жен военных это важно, потому что они часто переезжают. Она находится сейчас в Хабаровске, она с кем-то знакомится, кто, живет в Екатеринбурге, и продолжают общение в чатах. Нам удалось сделать формат, в который они погружаются, забывая о том, что они пять часов каждый день сидят у компьютера. У нас очень маленький процент аудитории отсеивается в процессе обучения, таких меньше 1%. Потому что у нас интересно. Работа в мини-группах, а преподаватели в эфире говорят не больше 10-15 минут. Формат предполагает, что человек может забыть обо всем, что происходит вокруг и полностью погрузиться в обучение, потому что мы постоянно смещаем фокус его внимания, у нас очень много интерактива, как раз для того, чтобы постоянно держать аудиторию.

Поэтому мы решили остаться онлайн. Сейчас программа длится пять дней: обучение, два выходных - они идут в поля, тестируют свою идею. И в заключительный день мы им собираем экспертов, где они представляют свои бизнес-идеи, получают оценку и советы.

А. Сулхаева:

- Довольно сжатая по времени программа. Этого достаточно, чтобы погрузиться в тему?

О. Романчук:

- Этого недостаточно. Но им точно хватает, чтобы понять, куда они хотят двигаться дальше. Они выходят с дорожной картой развития своего бизнеса, и наша задача – поддержать тех, кто решил выйти за рамки Курса и создать свой бизнес.

А. Сулхаева:

- Давайте представим. Женщина прошла курс, загорелась идеей, поверила в себя как в предпринимателя, решила открывать свое дело, протестировала свою гипотезу. На этапе, когда она хочет приступить к практическим действиям, у нее есть возможность проконсультироваться с наставниками программы, куда-то обратиться за советом или поддержкой?

О. Романчук:

- Перед нами стояла задача - создать комьюнити выпускников, и мы с этой задачей справились. У нас после обучения живут чаты, которых уже порядка 50, даже спустя год выпускники курса общаются.

А. Сулхаева:

- В чатах общаются участники с участниками или участники с наставниками, в том числе?

О. Романчук:

- Есть модераторы чатов. Плюс были попытки запустить программу наставничества, мы к ним планируем вернуться в этом году. Первый поток программы наставничества показал, что интерес к этой теме есть. В нее идут порядка 10% выпускниц. Наставник - это не волшебник в голубом вертолете, он не решает их проблемы, но он помогает. Мы построили программу таким образом, чтобы выпускники точно знали, куда можно обратиться при возникновении вопросов или сложностей.

К нам приходят представители Минэкономразвития, рассказывают о господдержке. Приведу пример, наша выпускница в Краснодарском крае хочет открыть бизнес, она попадает под условия поддержки социальных предприятий, потому что ее бизнес связан с центром раннего развития. Мы ее направляем в местный центр «Мой бизнес» - это государственная структура, которую создал Минэкономразвития, и ей там помогают зарегистрировать бизнес, получить консультации. Есть закрытые встречи, которые мы проводим с выпускниками, например, на нескольких потоках было много швей, поэтому мы объединили их с нескольких потоков со всей страны в закрытую встречу, и наш эксперт ее модерирует, там они могут обмениваются своими идеями и задавать вопросы. Мы приглашаем специалистов для выпускников - налоговиков, юристов. Получается постоянная информационная поддержка. Мы стараемся донести до них информацию о мерах государственной поддержки бизнеса, субсидиях, прямой финансовой поддержки и прочих инструментах.

А. Сулхаева:

- Я сейчас поняла, когда вы рассказывали про дополнительные мероприятия, закрытые встречи, что у вас помимо того, что это курс малого бизнеса, это на самом деле уже становится экосистемой предпринимательской, которая в себя включает курс как основополагающую платформу, и вокруг нее еще какие-то клубы по интересам, закрытые мероприятия. Верно?

О. Романчук:

- Абсолютно верно. Слово «экосистема» стало заезженным чуть-чуть, но оно очень точно описывает то, что мы пытаемся создать. Мы сейчас работаем над созданием образовательной платформы с записанными курсами.

А. Сулхаева:

- Когда стартует следующий курс и как на него попасть?

О. Романчук:

- Все просто. Нужно в строке google набрать «курс малого бизнеса». Следующий поток у нас стартует 11 октября. Это бесплатно.

А. Сулхаева:

- Курс малого бизнеса ПСБ третий год входит в перечень национальных проектов России. Как вы этого достигли? И является ли это предметом гордости для вас?

О. Романчук:

- Действительно, мы аккредитовали программу для нацпроекта. Стоит сказать о самом проекте - это один из стратегических национальных приоритетов, цель которого развитие предпринимательской инициативы. А говоря проще, делать так, чтобы предпринимателей и собственников малого и среднего бизнеса было больше. Целью нашего проекта является акселерация предпринимательской инициативы. Для нас это важно, потому что мы стремимся стать единым окном для наших выпускников по поддержке их предпринимательских инициатив. Когда мы приходим в региональные институты поддержки и говорим о том, что у нас есть статус аккредитации, то есть, государство, Минэкономразвития признало нашу программу необходимой для развития страны, то к нам уровень доверия выше, а, значит, нашим выпускникам проще прийти и получить поддержку.

А. Сулхаева:

- Дайте напутствие, как решиться поменять что-то в своей жизни и как можно открыть свое собственное дело?

О. Романчук:

- Международные исследования говорят, чтобы мужчине принять решение, ему нужно быть уверенным в успехе на 40%. Для женщин эта цифра 140%. И мы видим, как женщина часто думает, что она недостаточно хороша для чего-то.

Главное – не бояться ошибок. Можно сделать первый шаг и ошибиться, но при этом у вас появится бесценный опыт, который на следующем шаге обязательно приведет к успеху.

Важно направлять свою энергию в то, что дарит вам состояние счастья и наполненности, от этого зависит благополучие всей семьи, поэтому для женщины очень важно двигаться вперед. Я всем желаю смелости и не стоять на месте.

А. Сулхаева:

- На этой жизнеутверждающей ноте будем прощаться. Спасибо, что пришли. Это было «Время женщин» на радио "Комсомольская правда", слушайте нас по воскресеньям в 12.00.

Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Apple Podcasts, CastBox и Google Podcasts, ставьте оценки и пишите комментарии!