Каким сейчас должен быть идеальный пиарщик крупной компании

В гостях у Анжелики Сулхаевой вице-президент по коммуникациям и бренду одного из крупнейших лесопромышленных холдингов России Segezha Group Кермен Манджиева рассказывает о пиаре, коммуникация и эмоциях в непростое время

А. Сулхаева:

- Здравствуйте, друзья. С вами Анжелика Сулхаева. Это «Время женщин»на Радио «Комсомольская правда». На фоне недавних событий последних недель, конечно, многие наши традиционные темы, которые обсуждались в этом проекте, они не то что потеряли актуальность, но слегка ушли на второй план. Как, собственно, и многие другие темы и планы, которые волновали в принципе людей еще буквально месяц назад. Но тем и хороши наши гостьи – сильные, успешные, состоявшиеся в самых разных сферах жизни женщины, что с ними можно обсудить абсолютно любую тему.

Сегодня о пиаре, коммуникациях, эмоциях в это неординарное время мы поговорим с Кермен Манджиевой, вице-президентом по коммуникациям и бренду одного из крупнейших лесопромышленных холдингов России Segezha Group. Кермен, здравствуйте.

К. Манджиева:

- Здравствуйте, Анжелика. Здравствуйте, радиослушатели.

А. Сулхаева:

- Кермен, вот ситуация, конечно, в которой мы все сейчас живем, она априори эмоциональная, необычная, стрессовая, шоковая. Потому что, ну, как говорится, к такому жизнь нас не готовила. Давайте мы сегодня попробуем как-то разобраться, как вообще это все в своей голове переварить, как адаптироваться, чтобы продолжать, собственно, жить дальше, жизнь-то она не заканчивается, мы продолжаем развиваться, как-то радоваться каждому дню, стараемся, по крайней мере.

Как адаптироваться с позиции профессионала, с позиции бизнеса, с позиции обычного человека, со всеми его понятными абсолютно эмоциями? Первый мой вопрос: как вообще настроение и обстановка у вас внутри компании? Была ли какая-то, может быть, первоначальная паника у людей, у сотрудников? Как влияет вот этот просто неукротимый поток новостей на людей, не мешает ли работать? И что вы предпринимаете в этом направлении?

К. Манджиева:

- Да, действительно, непростое время. Но могу сказать, что жизнь нас готовила, буквально два года назад, если помните, когда коронавирус наступил, практически было парализовано очень многое, и не было понятно, что теперь делать. До этого был кризис тоже большой, это было достаточно давно. Поэтому, в принципе, есть понимание, как вести себя в кризиса. Да, то есть я думаю, что особенно российский человек он такой очень адаптивный. Он привыкает к тому, что происходит, очень быстро. И начинает искать возможности.

Поэтому не могу сказать, что у нас была какая-то паника или какое-то замешательство. Когда только начали разворачиваться события, и было понятно, что новостной поток стал просто колоссальным, да, и непонятно, что из него является фейком, а что является новостью, у нас было письмо от президента компании, на сотрудников он разослал письмо о том, что компания стабильная, она работает. Поэтому мы, у нас есть обязательства перед своими партнерами, сотрудниками, подрядчиками, обществом, государством. То есть мы их так же выполнять, как и планировалось.

Более того, мы советовали людям не читать там фейки, а читать только официальные сайты, официальные новости. И запустили службу психологическую, чтобы люди могли, ну, обратиться к психологу и поговорить. Более того, был прямой эфир у нас с HR-директором, когда она отвечала на вопросы сотрудников. И мы также запустили онлайн-поддержку, когда люди могли написать, могли поделиться. Даже если ты не связан с работой, просто, ну, нужна психологическая поддержка.

Я думаю, что в первую очередь, конечно, нужно поддержать людей в коллективе. Это обязательно, люди потеряны, некоторые расстроены, мы не знаем, какая-то, может быть, личная ситуация, кто как может переживать. Поэтому, конечно, важно, чтобы настрой был в целом деловой, рабочий, ровный, стабильный, с пониманием того, что я могу конкретно сделать сегодня. Да, мы не загадываем на будущее, уже нет стратегий годовых, полугодовых и даже там трехмесячных, я бы так сказала, а живем, не то чтобы одним днем, но одним месяцем, с пониманием того, а как мы сегодня можем выстроить свою работу с учетом текущих вводных.

А. Сулхаева:

- Отлично. То есть самое важное, что компания должна сделать, это максимально какие-то меры поддержки организовать, в первую очередь психологические, для коллектива.

К. Манджиева:

- Абсолютно, для сотрудников.

А. Сулхаева:

- А как сотрудники сами вообще, ну, на них реагируют? Поддерживают ли они в ответ своих руководителей? Ведь мы всегда думаем о том, что лидер – это такая скала, у которой нет эмоций, которая просто ведет всех вперед. Но он же все-таки тоже человек. И может иногда какие-то эмоции проявлять. И слабости в том числе. Как вот ваш коллектив поддерживает вас?

К. Манджиева:

- Ну, я не думаю, что это буду какой-то оригинальной. Потому что это же психология. У нас есть общий чат, да, для сотрудников. Ну, если говорить, например, про наш отдел, да, департамент по стратегическим коммуникациям, то у нас есть общий чат, где мы, во-первых, мы не имеем… не то чтобы не имеем права на эмоции, но мы должны быть более профессиональные, потому что мы работаем с эмоциями, мы работаем со смыслами, с коммуникациями. Если уж и пиарщик впадает в панику, ну, тогда уже сложно вообще как доверить ему коммуникации компании.

А. Сулхаева:

- …

К. Манджиева:

- В первую очередь мы должны сами очень сухо, здраво анализировать входящую информацию и исходящую от нас, что мы можем фильтровать. И тут в большей степени, наверное, легла нагрузка на всех коммуникаторов, не скажу, что конкретно на нас, но я имею в виду в целом всех тех, кто занимаются коммуникациями, пиаром. Огромный поток. Нужно было, во-первых, остановить те новости, которые до этого ты планировал. Потому что тема про успешный успех сейчас вообще просто она канула в Лету. Плюс мероприятия, которые тоже, действительно, неактуальны, и нет повода для радости такой, чтобы прям запускать какие-то ивенты и делать что-то торжественное. Плюс, понимая, что есть отложенный в соцсетях кросспостинг, и ты просто уже переделываешь абсолютно смыслы и убираешь какие-то те, которые сейчас совсем неуместны будут. Либо там рассказы о будущих планах или запланированные интервью топ-менеджмента. Потому что, я понимаю, сейчас, ну, не самое время, чтобы подводить там человека к микрофону, когда он еще не готов, и он не готов заявлять какие-то серьезные, да, вещи в долгосрочной перспективе.

А. Сулхаева:

- Вообще вот сейчас, когда вот все снова меняется в очередной раз, какова роль пиара и пиарщиков в бизнесе в такие времена? Вот в чем вы и ваши коллеги видите свою главную задачу в данный момент?

К. Манджиева:

- Мне кажется, каждый из департаментов, не только пиар, это помощь бизнеса. В первую очередь, смотреть, что конкретно, чем мы можем быть полезны. Если нужно где-то замолчать, то лучше замолчать, лучше все приостановить и ничего не делать до выяснения обстоятельств, как мы можем коммуницировать. Если можем переформатировать, нужно переформатировать. Если нужно создавать новые смыслы, новые каналы, например, мы долгое время там, ну, как, не долгое время, но активно развивали там Facebook, Instagram. Сейчас понимаем, что нужно ВКонтакте и Telegram развивать. То есть, по сути, ты уже отложенные свои проекты в этих соцсетях вместе с таргетом ты просто уже там с колес снимаешь, да, и переходишь на новые площадки, с новым месседжем. Потому что там другая аудитория. С ней нужно по-другому разговаривать, другим языком.

Так что, конечно, это все в моменте. И в большей степени это такая вот, очень много входящей работы, которую ты до этого не предполагал, но она просто валится, потому что здесь комментарии, а здесь нужно запрос от, там, не знаю, от власти, а здесь у нас благотворительный проект, а что делаем мы сейчас с ними. Очень много таких текущих вещей, где нужно в моменте их решать. Поэтому отвлекаешься. И, ну, нет времени на панику, нет времени на то, чтобы что-то там, не знаю, грустить.

А. Сулхаева:

- Сколько раз в день вы сами просматриваете ленты новостей? Вообще стараетесь какой-то там, не знаю, оберегать себя от излишней информации или нет?

К. Манджиева:

- Это хороший вопрос. И я тоже многим советую ограничить доступ к новостям. Во-первых, не то чтобы не смотреть новости, потому что мы не можем себе позволить профессионально, но есть определенные каналы. Я в основном читаю два Telegram-канала. Там, где специально написано все про санкции. Потому что нам нужно оперативно знать, какие нововведения есть. И там только они. И больше ничего нет. Сухо.

А. Сулхаева:

- Без эмоций.

К. Манджиева:

- Да, да. И плюс я читаю там, ну, обычные наши СМИ, там, деловые, это Forbes, РБК, The Bell. Но в основном тоже в Telegram-канале, потому что там короткой строкой. Там некогда рассуждать, они отключили комментарии, тем лучше, ты не заходишь куда-то еще, просто смотришь в деловой прессе, по заголовкам, скролить один раз, буквально там три секунды посмотрел обновления. Это утром, в обед и вечером. То есть занимает немного времени.

А. Сулхаева:

- На самом деле это вам, конечно, достаточно. Потому что вы в этой сфере варитесь, понимаетесь. Очень большой, большей части нашего населения недостаточно просто почитать сухие выжимки в Telegram-канале, которые они подталкивают к анализу, а иногда нужно на самом деле просто выдать какой-то уже разжеванный материал, чтобы люди просто поняли, что происходит, и снять какую-то напряженность, вот то, чем мы, например, занимаемся.

К. Манджиева:

- Ну, а зачем? С другой стороны, тоже, мне кажется, ведь, есть, да, есть запрос под глубокие материалы. Ты готов анализировать. Но задайте себе вопрос: а чтобы что? Чтобы еще больше дальше паниковать? Чтобы принять решение…

А. Сулхаева:

- Может быть, чтобы успокоиться, смотря как подать.

К. Манджиева:

- Кстати, да, смотря какой материал читать, правильно, да.

А. Сулхаева:

- Вообще сегодня, на ваш взгляд профессиональный, пиарщик имеет право на личные эмоции? Вот сейчас такая история, когда общество разделилось просто буквально на два лагеря, кто-то за, кто-то против, кто-то высказывается, кто-то вообще удалил свои аккаунты в соцсетях. Вот пиарщик как лицо компании, да, лицо коммуникаций компании, может ли выставлять сейчас какие-то посты с личной оценкой ситуации?

К. Манджиева:

- Нет, нет. Это непрофессионально, я считаю. Не имеет права, кем бы он не был, чем бы, в пиаре чем бы он ни занимался конкретно, в какой отрасли ни работал, но он лицо компании, как ни крути. И сотрудники смотрят на него. Да, если они понимают, что если это позволено пиарщику, значит, мне тоже это позволено. И ты не можешь гарантировать, что следующий сотрудник может написать, любую другую позицию. И потом тебе же эти кризисы придется разгребать. Зачем себе стрелять в ногу? Тем более, делать хуже еще организации.

Просто от того, что ты выскажешься в соцсетях, как это улучшит в целом, не знаю, климат твоей компании, да. Что она от этого выигрывает? Если она ничего не выигрывает, смысла нет. Если ты работаешь в какой-то политической партии, ты являешься пиарщиком, наверное, да. То есть зависит от того, ну, то есть сфера деятельности, если ты работаешь в медиа, являешься пиарщиком, и у медиа такая позиция, и ты транслируешь позицию компании, в том числе через свои социальные сети, и ты с ней согласен, о'кей, принимается. Но с другой стороны, если тебя об этом никто не просил, компания не просила, и профита для компании от этого нет, то лучше этого не делать.

А. Сулхаева:

- Выросла сейчас скорость реакции на какие-то появляющиеся инфоповоды вот в рамках вашей работы? Или сейчас, наоборот, время, когда нужно немножечко паузу сделать, все хорошо осмыслить и дальше уже понять, с каким новым месседжем выходить?

К. Манджиева:

- Смотря какие. Есть в моменте, где скорость реакции достаточно высока, да, то есть, ну, то, что касается, я не знаю, там оборудования, продукта, каких-то вещей, связанных с инвестициями, там, конечно, скорость отклика достаточно быстрая. А если что-то вот долгосрочное, что-то там, не знаю, ну, отложенное, ну, очень по-разному. Я не думаю, что сильно изменилось. Просто ты не можешь предугадать, что будет завтра. А соответственно, ты не можешь планировать. Да, например, там у нас форум через две недели. Ты не понимаешь, будет ли этот форум и для чего он вообще нужен через две недели. И что вообще в целом будет через две недели.

А. Сулхаева:

- Соглашусь. У вас огромный опыт работы в бизнесе, в пиаре. Причем работали не в самых простых странах и не в самое простое время. Например, в Таджикистане. Как этот опыт работы в той стране сейчас помогает или, может быть, он неприменим в актуальной текущей ситуации?

К. Манджиева:

- Опыт всегда помогает, опыт всегда применим, где бы он ни был. В любом случае, ты понимаешь, что есть задача. То есть это был как проектный офис на три с половиной года по контракту, нужно было из убыточной компании сделать прибыльную. То есть была задача у топ-менеджмента, мы как на подводной лодке, нас высадили, вот буквально весь российский топ-менеджмент, поставили задачи, и ты просто работаешь в команде, плечом к плечу, со всеми коллегами, улучшая все, что ты можешь, ради того, чтобы компания стала прибыльной. За три с половиной года удалось с четвертого места поднять ее на первое. Я считаю, что это очень классный кейс.

Конечно, это в любом… какая бы ни была страна, да, то есть, есть свои какие-то культурные нюансы, есть какой-то, ментальные какие-то вещи, которые необходимо с точки зрения пиара внедрять, усиливать либо, наоборот, переформатировать. Но была бы любая другая страна, это тоже был бы классный опыт.

А. Сулхаева:

- Как уже мы сказали в начале нашего эфира, ситуация сейчас очень эмоциональная. Люди смотрят, читают новости. Сначала нервничают от того, что они читают, потом устраивают себе детокс – не считают. И нервничают от того, что они что-нибудь пропустили. В общем, стресс повсюду. Многим он мешает жить, спать, работать. Какие методы помогают сегодня россиянам справляться с эмоциями? Об этом мы спросили прохожих на улицах Москвы. Поэтому я предлагаю послушать наш «Радиодозор» и обсудить.

Сейчас включу. Интересные ответы.

«Радиодозор". Журналист радио «КП» Юрий Кораблев задает прохожим самые острые, важные, а порой и беспардонные вопросы.

- Привет, ребята! Это Юрий Кораблев и «Радиодозор». Сегодня я вышел на улицы нашего города для того, чтобы спросить у жителей Москвы, как они справляются со стрессом, где находят стойкость и черпают оптимизм. Давайте поговорим об этом с людьми на улицах.

- В классической музыке.

- Музыку слушаете?

- Да.

- А что можете посоветовать нашим слушателям, например, из… кого – Чайковского?

- Почаще Вивальди слушать. И Чайковского можно, и Вивальди.

- В патриотизме. Просто, не знаю, вера какая-то в Родину.

- У каждого человека внутри есть сила. Сила духа. И эта сила настолько непоколебимая, она настолько тверда. Знаете, в эти дни у меня какой-то внутренний стержень появился, который ничто не пробьет, никакая… Это крепче, чем броня. Когда нужно, мы … вперед, когда нужно, мы будем позади стоять своих мужчин.

- Нет оптимизма, нету. Одни стрессы остались, оптимизма нету.

- А как с ними справляться?

- Да я сам не знаю, не знаю. Хотел у вас тоже спросит об этом.

- Сажать цветы.

- Это к дачному сезону вы готовитесь?

- Да.

- А что сажаете, какие?

- Циннии, георгины.

- Я считаю, что холодная голова всегда лучше. Потому что паника ни к чему хорошему в принципе не приводит. Стараюсь в таких прямо каких-то патовых ситуациях замедлиться, подышать, да, возможно, и понять, что паниковать точно не стоит. Ну и, конечно, дети. Они всегда возвращают к жизни. Они заставляют надеяться на хорошее, думать о хорошем. Потому что дети в принципе очень считывают внутреннее состояние родителей. Если родитель паникует, то представьте, что будет с ребенком. Да, поэтому всегда стараюсь думать о детях.

А. Сулхаева:

- Ну, вот такие ответы дали нам жители Москвы. Мне кажется, очень осознанные у нас прохожие попались в этом «Радиодозоре». Много было вот именно подобных ответов. Не все вошли в этот опрос. Но я все прослушала и могу сказать, что в принципе даже была приятно удивлена, что вот больше какого-то такого спокойного подхода к текущей ситуации. Какой из озвученных способов ближе вам?

К. Манджиева:

- Ну, несколько из них. Это дышать. Действительно, это сильно помогает. Просто вдох-выдох. Иногда забываем дышать. Сейчас, мне кажется, самый такой поддерживающий вопрос, вот мы практически со многими в чате общаемся с друзьями, первый вопрос: как ты? Ну, потому что ты хочешь понять, как будто обнимая этим вопросом, проявляя заботу. Как ты? И многие говорят, что: я замер. Ну, то есть не успевают дышать и забывают об этом. И ощущение такое, что тебя сковало. И, мне кажется, нужно заниматься спортом однозначно. Больше активности. Ходить, бегать, йога. Все, что угодно. Плавать. Ну, спорт очень сильно может перегрузить, перезагрузить и немножко расслабить. Так что для меня вот просто, наверное, больше дышать.

Дети, действительно, в первую очередь. Потому что они чувствуют взрослых. И тоже тревожатся. Им в первую очередь необходима наша забота. Ну и для многих это еще домашние животные – собачки, кошечки, да, то есть… Порадовала девушка с огородом. Потому что, правда, сезон начинается. И мне многие говорят: слушайте, война войной, нужно в первую очередь… по расписанию.

А. Сулхаева:

- Рассада. Огурцы, помидорчики.

К. Манджиева:

- Абсолютно, абсолютно, да.

А. Сулхаева:

- Очень правильная, мне кажется, мысль. Особенно сейчас. Ваша компания холдинг Segezha Group, насколько я знаю, обеспечивает более 80 % своих собственных потребностей в древесине за счет лесных… собственных лесных ресурсов. То есть наших, отечественных, российских.

К. Манджиева:

- Да.

А. Сулхаева:

- По идее, у таких компаний, как ваша, сейчас, ну, больше всего, наверное, шансов сохранить какую-то устойчивость и чувствовать себя более-менее уверенно в актуальной ситуации. Это так? Или мы чего-то просто не понимаем?

К. Манджиева:

- Мы надеемся, конечно. Потому что, ну да, есть у нас обеспеченность лесом. И мы, действительно, о нем заботимся. То есть мы высаживаем его и ухаживаем за ним. И противопожарные меры предпринимаем, чтобы он был действительно качественный, хороший, здоровый лес. Поэтому, конечно, с одной стороны, да. Но с другой стороны, понимаем, что в целом экономическая ситуация не самая здоровая, не самая лучшая на рынке. и постоянно меняющиеся вводные, конечно, они тоже влияют. В том числе и на логистику. Потому что логистические пути они встали. Ты не можешь просто переправить продукцию. И вот с этим, конечно, у многих компаний, только с нашей… не только у нашей, но у многих других тоже есть определенные там не то чтобы проблемы, я бы не сказала бы так, но определенные вопросы, которые необходимо решать.

А. Сулхаева:

- Делали уже какие-то прогнозы на хотя бы ближайшее будущее, как работать дальше, как решать вот эти проблемы, которые возникают, в том числе логистические? Как развиваться?

К. Манджиева:

- Они решаются по мере поступления, конечно, мы в диалоге и власть тоже готова решать вопросы. То есть, это все в работе. Это не прерывалось никогда, соответственно, как только появляются проблемы, ты выносишь на обсуждение и предлагаешь варианты решения, находишь тех, кто принимает, имеет право принять решение, соответственно, ты вступаешь в диалог. То есть, ничего нового не открыто.

А. Сулхаева:

- Segezha Group известна своим активным участием в так называемом ESG-повестке - экологические проекты, социальные проекты, благотворительность, какие-то грантовые истории. В прошлом году, насколько нам известно, вы потратили на все это 234 миллионов рублей и, я думаю, что на этот год планировались не менее глобальные планы. Они остались, они в силе, они будут как-то трансформироваться? Как вообще в этом направлении важном, в направлении российского бизнеса?

К. Манджиева:

- Это очень актуальный вопрос. Мы буквально вот сейчас занимаемся его решением, поэтому в процессе переговоров и максимально такие крупные, большие проекты мы передвигаем на второе полугодие. Понимая, что первое полугодие все-таки нам важно сосредоточиться на тех вещах, которые мы с прошлого года поддерживали, мы не можем просто остановиться и сказать – слушайте, ребята, у нас лапки – то есть, в любом случае, необходимо продолжать. И многие из этих проекты мы просто понимаем, сейчас, например, можно сделать проектно-сметную документацию, да, то есть, сделать по СД. Это тоже занимает время, то есть, это определенная тоже финансовая часть. Соответственно, мы можем пока часть проектов заниматься, ну, проектно-сметной документацией, отложив реализацию на второе полугодие. Дальше, я думаю, будут уже готовы решения, спустя несколько месяцев, может быть, несколько недель.

А. Сулхаева:

- В начале этого года, еще до всех текущих событий, президент Владимир Владимирович Путин объявил такой вот курс на углеродную нейтральность. И эта тема, тема экологии, вообще в последнее время, конечно, была, наверное, «number one», все компании не только занимались там просто высадкой деревьев или какими-то акциями, но и в принципе перестраивали свои производства, делали их более экологичными. Сейчас, когда перед этими всеми компаниями по большому счету встанет вопрос о том, чтобы выжить, не распасться, собственно, не растерять все свое, все, что было сделано за эти годы, насколько вообще экологическая повестка будет по-прежнему актуальна? Или сейчас будет вот курс на новую индустриализацию, на то, чтобы обеспечить просто себя продукцией?

К. Манджиева:

- Слушай, ну я не могу сказать за всю отрасль, я не могу сказать за всю Россию…

А. Сулхаева:

- Нууу, твое мнение…

К. Манджиева:

- …могу сказать только за наше производство. Да, конечно, я считаю, что нужно продолжать, нельзя останавливаться, и в любом случае мы живем в России, мы находимся в небольших моногородах, там наши люди, и мы не можем просто, ну, только потому, что это теперь неактуально, не заниматься экологией. Мы всегда ею занимались и будем заниматься. В любом случае. Потому что в первую очередь наши люди, наши сотрудники и те жители моногородов, за которые мы тоже ответственны. Так что никто с нас не снимал такие обязательства. И мы тоже не планировали как-то свернуть свою программу по экологии. Она так же продолжит существовать и мы будем работать в этом.

А. Сулхаева:

- Просто да, есть такие, ну, как бы внутренние, может быть, переживания и разговоры на рынке о том, что вот сейчас, когда у нас будет курс на то, что нужно увеличивать производства, компенсировать недостаток каких-то товаров и продуктов, которые может случиться на нашем рынке…

К. Манджиева:

- Ну, есть законодательная база. Слушайте, мы законопослушная компания, поэтому мы выполняем те нормативы, а они не менялись и так же остаются в таком же актуальном состоянии.

А. Сулхаева:

- Обнадежили. Спасибо.

В нашем проекте мы неоднократно говорили о том, что вообще по статистике таких вот спокойных времен женщин чаще всего берут на руководящую работу, как генеральных директоров, как глав компаний, корпораций, когда в той или иной компании наступает какой-то кризис. То есть, кризисный момент, когда что-то ухудшается. Потому что женщины по природе своей они воспринимают такие сложные обстоятельства, как возможность проявить свои лидерские качества, показать, что она вот сильный руководитель, вот ей наконец-то дали этот шанс. Мужчины в этом отношении более спокойны и более взвешены, потому что они смотрят вперед. О том, что, хорошо, ну тут же возможен неуспех, а как этот неуспех потом отразится на моей карьере? Вот исходя из вот этой статистики, как вы думаете, в текущей ситуации эта практика сохранит свою актуальность? Вообще женщины будут как-то более ярко, может быть, участвовать в экономической повестке?

К. Манджиева:

- Я думаю, что вот в России, что меня радует, наверное, в последние лет 15 наблюдаю, что женщины очень активно стали проявляться. И не только потому, что выросло такое поколение, а просто, во-первых, ну, это уровень знаний и компетенций, да, ты всегда можешь получить дополнительное образование, ты всегда можешь стать лучше. Девушки стали более уверены в себе, они стали более эффективно и ярко себя проявлять на собеседованиях, тем самым выбирают лучшего кандидата, который предложил наиболее интересное решение, да, если ему ставится кейс или задача. Поэтому тут нет такого прямо привязанности к гендеру конкретно, но просто вот сейчас в данный момент, мне кажется, что у девушек очень хорошие шансы для того, чтобы проявить себя, потому что понимаем, что экономическая ситуация сейчас не самая благоприятная и все мы понимаем, что необходима такая вот уверенная работа, да, уверенность в завтрашнем дне, тебе нужна стабильная работа. Соответственно, девушки приложат максимум усилия. А если девушка чего-то хочет, то она этого добивается, как правило.

А. Сулхаева:

- О, да! О, да! Накануне нашей встречи ряд источников опубликовал новость о том, что одна из высокопоставленных женщин – не будем ее называть, потому что новость такая кулуарная и она не получила какого-то подтверждения – подала в отставку на основании того, что ее никто не предупреждал, что придется работать в таких сложных условиях. Официального подтверждения нет, но тем не менее – самая ситуация. Женщина-лидер, которая в общем-то не только от своего имени выступает, а, можно сказать, ведет за собой всех женщин, многих, которые на нее смотрят, равняются. На подобную позицию имеет право, на ваш взгляд? Или вот, может быть, наоборот, это решение даже такого какого-то сильного человека, который подумал, что он, может быть, переоценил свои силы и вот готов уйти?

К. Манджиева:

- Слушайте, мне сложно, конечно, как-то комментировать. Потому что, во-первых, я не понимаю мотивов, может быть, это просто внешняя оболочка и мы не знаем, что на самом деле двигало человеком. Но я считаю, что профессионал не имеет права в принципе ну вот оставлять компанию в трудный период. Потому что в любом случае он подписывал трудовое соглашение, да, он подписывал контракт, обязательства определенные. И если ты уходишь, ты должен воспитать смену, ты должен передать полностью дела, а с какой формулировкой – это уже неважно. Абсолютно это просто в следующем, наверное, тебе будет сложнее устраиваться на другую компанию, потому что они еще подумают, а стоит ли брать такого кандидата? То есть, человек сам себе просто делает хуже, закрывая путь, может быть, там, не знаю, вверх по карьерной лестнице. Но в целом, если ты воспитал достойную смену, если ты знаешь, как передать и кому передать дела и для компании это не будет головной болью, о’кей, принимается, почему бы нет?

А. Сулхаева:

- Вообще мы в целом привыкли, да, уже об этом чуть-чуть говорили, рассматривать лидеров, людей, которые претендуют на лидирующие позиции, как таких вот бронзовых истуканов, без эмоций и им все нипочем, они должны весит за собой, знать, что делать в любой ситуации. Но ведь лидеры – это все равно люди и насколько они вообще имеют право человеческие свои стороны в таких сложных ситуациях показывать?

К. Манджиева:

- Они просто, мне кажется, не то чтобы имеют право, они обязаны быть людьми.

А. Сулхаева:

- При этом, могут ли они оставаться лидерами? То есть, не проявление ли это слабости? Или не будет это так воспринято, например, командой, коллективом, что человек, допустим, говорит, что, так, вот сейчас я сам не знаю, как правильно, мы будем, да, у нас есть какой-то курс, к чему он приведет, я, допустим, не уверен, потому что я точно так же, как и вы, волнуюсь и не понимаю.

К. Манджиева:

- Мне кажется, что настоящий лидер он имеет право на эмоции только потому, что это еще дополняет человека, к лидерским качествам добавляется еще эмоциональный интеллект. И это очень важно развивать. У нас просто в России это немножко не принято.

А. Сулхаева:

- Да, да. Держи мину при плохой погоде. Все вот это народное творчество оно отражается.

К. Манджиева:

- Да, конечно. Вот ты не должен быть слабым. То есть, проявление эмоций – это как слабость.

А. Сулхаева:

- Да. Мужчины не плачут.

К. Манджиева:

- Но на самом деле проявление эмоций это сила. Да, мужчины не плачут. Вот о чем и речь. Поэтому очень важно, мы даже когда вот писал письмо президент компании на сотрудников, там достаточно очень тоже тонкие эмоциональные ноты были и его переживания, в том числе, и очень важно, мне кажется, быть искренним в этот момент, и чувствовать, чтобы люди тебя услышали, и поверили тебе. Это не просто какие-то лозунги – все, встали и пошли там…

А. Сулхаева:

- Да. За работу!

К. Манджиева:

- Это абсолютно не работает. Тут нужно быть искренним. Я сама вот достаточно, я поняла, что сейчас можно замереть и ничего не писать, потому что не понимаешь вообще, как быть. Но в то же время это достаточно странно. То есть, как бы все хорошо, ты об этом говоришь, а потом – раз, и пропал. И я поняла, что нужно просто делиться, если мне плохо, например, я слушаю музыку. Я делюсь плей-листом. Занимаясь спортом, тоже, может быть, кому-то для кого-то это тоже является мотивацией – почему бы и нет? Действительно, поехать на природу, посмотреть на закат красивый. Почему нет? Потому что хотя бы в этих эмоциональных вещах ты понимаешь, что отвлечься на что-то более там прекрасное и, возможно, это лучший вариант. Так что, я считаю, что мы должны быть настоящими, такими, какими мы есть. Но, конечно, чтобы без каких-то вот крайностей, не впадать там в истерики и в эмоции, слезы. И это точно лучше не станет людям. Но быть эмоциональными тоже важно. Проявлять о чем ты переживаешь, что с тобой происходит –это тоже важно.

А. Сулхаева:

- Оставаться человеком.

К. Манджиева:

- Да.

А. Сулхаева:

- Я, конечно же, перед нашей встречей изучали соцсети, смотрели Фейсбук, Инстаграм. Наверное, один из самых таких популярных, набравших огромное количество лайков пост в Фейсбуке – это тот, в котором вы писали о том, что у вас есть план действий до 85 лет, буквально расписанный по пятилеткам, годам, чуть ли не по дням. Ну и каждый год проводите ревизию, что-то там меняете в нем и т.д. Два вопроса в связи с этим.

Во-первых, если не секрет, какие пункты в него входили, что именно планируете вот до такой большой длительной старости – 85-летия?

А второй вопрос – как сейчас с этими планами? И вообще, насколько актуально планировать теперь на длительную перспективу?

К. Манджиева:

- Планировать надо всегда. Потому что жизнь продолжается, мы живем, и, мне кажется, это текущая ситуация, в моменте, она не должна сбивать с курса. Наоборот, должна усилить и, возможен тогда пересмотр тактики в моменте – о кей – но в целом стратегия, она пишется то есть на века. То есть, мне нравится философия китайцев, напри мер, которые мыслят своими будущими поколениями. То есть, они даже не свою жизнь прописывают, а они воспитывают своих детей так, чтобы те воспитали хороших своих детей и у них праправнуки были там в определенной стезе. То есть, они занимались там творчеством, либо ну какие-то вещи очень важные в целом для династии. У нас вот в Калмыкии, например, мы знаем друг друга родственников до седьмого поколения, до седьмого колена. И ты, когда говоришь, какого ты рода, там многие знакомые понимают, что это за род и отматывая назад понимают вообще, кто эти люди. То есть, у тебя должна быть внутренняя стратегия, внутренний стержень. Ты не можешь даже свое достоинство рода уронить, ты не можешь там, ну, я не знаю, людей предать там или что-то сделать очень плохое, потому что это в целом тень кинет на сам род. Ну, если говорить в целом про такие большие стратегии. Поэтому моя стратегия до 85 лет кажется вполне себе логичной, потому что в ней прописаны элементарные вещи. То есть, я просто зафиксировала картинку наиболее такого, когда я, во-первых, в здоровом теле и там в здравом уме, я в принципе готова ходить в ночной клуб потанцевать – это в 85 лет. То есть, я себе зафиксировала, что в этом возрасте я еще могу зажигать и мне будет прикольно там со своим дедулькой на барной стойкое, возможно, там выпить по коктейльчику. И вот с этого момента просто рисуешь самую офигенную красивую картинку, которая тебе видится – где ты живешь, как ты живешь, сколько у тебя правнуков, если запланировал до этого и у тебя есть дети, потом будут внуки и, скорее всего, будут правнуки – то есть, это логично – потом, отматывая по пятилеткам назад, ты просто смотришь, логически что нужно, необходимо сделать, чтобы к этой картинке прийти. То есть, вплоть до финансов, до сколько там этажей должно быть в доме или, например, где он должен находиться. Какие-то такие вещи. Они настолько жизненные, что неважно, что происходит в моменте. Абсолютно. Потому что планирование своей карьеры, оно не связано с тема, что сейчас в текущем моменте происходит в геополитическом плане. То есть, ты можешь в это время заняться образованием и, например, там были вписаны, я его писала еще, ну, уже лет 15 веду такой прямо график огромный, и там было прописан, в том числе, переезд в Москву и запланирован второй ребенок, и запланировано мое повышение карьерное. И даже название должности, и даже сумма оклада.

А. Сулхаева:

- Совпало?

К. Манджиева:

- Совпало абсолютно. Да, прямо даже до цифр. Это абсолютно сходится. И мне приятно, что как бы у меня достаточное прямо… ну, плюс-минус, где-то, может быть, год не дошел. С коронавирусом я год потеряла, практически у меня получилось так, что выпали все мои планы, они сместились…

А. Сулхаева:

- Но на саморазвитие его потратили…

К. Манджиева:

- Да, они сместились чуть. Но в целом я очень довольна и мне кажется, это очень внутренне помогает. То есть, оно собирает и тебе кажется – ну, господи, все равно курс-то взят, ты идешь по направлению, а остальное – это шторм. Ну, о кей, шторм пройдет, а курс останется.

А. Сулхаева:

- Слушай, очень согласна. Мне вот очень близка эта позиция. Но так же есть вот другие теории. У меня, в частности, в эфире была не так давно, в прошлом году Екатерина Лингольт, она тоже эксперт вообще в сфере планирования жизненного и т.д., и вот у нее схема такая, что вообще в принципе планировать нужно не дольше, чем на три недели. Вот эти agile спринты, которые вот короткие цели, короткие пути к их реализации и подведение итогов, и следующая цель. Следующая – каждые три недели новый спринт. И как бы ее позиция даже не в том, что мир постоянно меняется, хотя это понятно. А в том, что многим людям глобальные цели, вот до 85 лет, да даже на 10-15 лет, они их наоборот сковывают и вгоняют в какой-то ступор от глобальности и масштабности своего замысла. И что проще маленькими шагами. Да, где-то, может быть, какой-то образ иметь, но вот планировать максимально короткие периоды. Как ваше мнение?

К. Манджиева:

- Тоже хорошая стратегия. Просто есть марафонцы, а есть спринтеры. Каждый выбирает свою дистанцию, да, и видит горизонт планирования. Но любой, даже спринтер, который на короткую дистанцию, он же понимает, для чего он бежит, да. В любом случае, это здоровый образ жизни и, наверное, какие-то победы и медали. Поэтому в любом случае это тоже часть стратегии. Просто реализация разная. И что мешает тебе большой путь разделить на маленькие кусочки и наслаждаться в маленьких кусочках? То есть, по сути, мне кажется, одно другому никак не противоречит.

А. Сулхаева:

- Согласна. Ну и в завершении нашего эфира давайте дадим нашим слушателям пять советов о том, как в это время укрепить свою стойкость, как справляться с эмоциями, что делать и чего категорически не делать, для того, чтобы как раз таки сохранять себя, свое здоровье ментальное и физическое, свои связи с внешним миром, ну и в принципе понимать, что жизнь продолжается и что впереди все же, несмотря ни на что, новые возможности.

К. Манджиева:

- Мне как-то это слишком ответственно – давать советы. Но я могу сказать, что конкретно помогает мне. Потому что не факт, что это кому-то поможет. У каждого очень все-таки индивидуальные настройки и каждый по-разному к этому подходит. Ну, как я уже говорила, да, это спорт. Любая активность, не обязательно прямо конкретный спорт, может быть, не все его любят, но хоть какая-то активность – встать, пройтись, не подниматься на лифте там, а спуститься пешком, пройтись там до магазина, не ближайшего, а чуть подальше. Это очень сильно помогает физиологически. То есть, чуть сбросить напряжение, ну и опять же лучше спишь. Это вот как бы есть взаимосвязь с тем, что физическая активность помогает лучшему сну. А сейчас сон действительно необходим. Если еще бессонница – это достаточно сложно. Тревожность все больше растет.

Второе. Это если есть возможность переключиться на природу, все, что там – вода, степь, лес, горы… если есть возможность. Если нет, то сходите просто вот открытые парки, да, замечательные есть, цветут тюльпаны или где-то еще, сходите в теплицы. Ну, то есть, чтобы просто переключить тоже внимание. Меня очень прямо сейчас перевело на цветы, потому что было 8 марта, все дарят букеты, и это так приятно и мило, и вот весь кабинет завален цветами, и у меня вся лента – тоже девочки выкладывают – цветы. Это так поддерживающее, это так приятно. Вот какое-то ощущение такое, что, надо же, какие красивые цветы! Раньше никогда не замечала. В мелочах начинаешь радоваться. Очень хочется носить платья. Это какое-то… видимо, весна наступает. Или это просто какая-то обратная реакция, когда тебе хочется быть максимально женственной, да. Я понимаю, что на 8 марта очень многие девочки стали дарить друг другу красные помады. Это просто синдром такой появляется, когда тебе хочется носить на губах красную помаду. Помогает. Ну, опять же, общение с близкими людьми, с родственниками, с детьми. Либо тех, кого ты уважаешь – экспертов – с кем ты можешь посоветоваться. Потому что действительно необходимо об кого-то подумать. Вот мы с Антоном Булановым, психологом, разговариваем, он говорит – очень важно разговаривать с людьми, чтобы даже сформулировать свои мысли, потому что в голове что-то своей там крутишь, а не с кем поговорить, и ты не хочешь это вываливать на близких, тебе хотя бы об кого-то подумать, сформулировать свою позицию, либо там свою эмоцию – и тебе уже проще. Ты ее проговорил, ты ее прожил и тебя отпустил. Вот очень важно тоже находишь тех людей или даже просто психологов, если нет в близком круге, ну, идите к психологу и просто поговорите. На самом деле, это действительно очень сильно помогает. Это так немножко вдохновляет.

А. Сулхаева:

- Да.

К. Манджиева:

- Ну а в целом я не буду какое-то прямо уникальное… вот, например, помогает медитация, чтение книги. Вот я, например, не могу сейчас читать и фильмы смотреть – ну, как-то не переключается – но некоторая музыка мне заходит, я могу послушать ее. По утрам, например, когда еду в такси, прямо пою в голос. Мне кажется, таксисты уже просто на меня смотрят – что за странная женщина?! Но, понимаю, что иногда вот хочется попеть. Сегодня мы с девочками идем в караоке, потому что реально нужен голос. Просто прозвучаться, прокричаться, потому что зажимов чтобы в теле не осталось никаких. Мне так помогает.

А. Сулхаева:

- Спасибо. Отлично. Отличные советы. Я считаю, что они в принципе достаточно универсальные и все, что вы сейчас перечисляли, я так для себя тоже отмечала, что да, да, мы все примерно как-то похожие вещи делаем в стрессовых ситуациях.

Спасибо огромное за этот разговор. На этой вдохновляющей оптимистической все же ноте будем заканчивать. Это было «Время женщин» на Радио «Комсомольская правда». Слушайте нас по воскресеньям в 12-00.

К. Манджиева:

- Спасибо за эфир.