Российский экспортный центр запускает масштабный проект – цифровую платформу «Мой экспорт» и информационную систему «Одно окно»

О том, что это за платформа, когда состоится ее запуск и какие услуги там смогут получить экспортеры, расскажет сегодня в эфире вице-президент АО «РЭЦ» Алексей Михайлик.

Алексей, добрый день! Расскажите пожалуйста нашим слушателям – что такое «Одно окно»?

Новая информационная система должна обеспечить бизнесу доступ из одной точки в режиме онлайн к государственным и иным услугам, сопровождающим выход компаний на экспорт.

Сервисы этой системы обеспечат решение основных задач экспортёра, включая взаимодействие с таможенной и налоговой службами, получение, господдержку, выдачу разрешительных документов, получение аналитической поддержки. «РЭЦ» ведет свои разработки с учетом мнения экспортеров. Мы проводим проектные мастерские и фокус-группы, где с экспортерами обсуждаем сервисы «Одного окна» и определяем, что им было бы полезно.

Создание этой системы - это часть нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», чья цель – выход на объем несырьевого экспорта в 250 млрд долларов к 2024 году.

Давайте сразу перейдем к конкретике – что за сервисы размесятся на платформе и как они упростят жизнь экспортёрам?

Сегодня участники ВЭД ещё на этапе выхода на экспорт вынуждены обращаться примерно в двадцать ведомств, заполняя и получая около семидесяти различных форм бумажных документов. При этом у разных ведомств заметно отличается уровень автоматизации, что влияет на скорость предоставления услуг и выполнения функций

«Одно окно» позволит участникам ВЭД создать цифровой профиль компании и загружать туда необходимые сведения в электронном виде.

Всего мы планируем в рамках платформы «Одно окно» предоставить более 20 услуг, включающих государственные сервисы, меры поддержки и аналитику, а также бизнес-сервисы, переведя их в цифру.

Кроме того, на платформе планируются и финансовые сервисы, так как экспортерам нужна страховая защита, кредитование и т.д.

Еще одним важным этапом станет объединение на платформе всей сотрудников единой сети продвижения экспорта – это региональная сеть РЭЦ, также Центры поддержки экспорта, оказывающие региональные меры поддержки и представительства Российского экспортного центра за границей.

Таким образом, в будущем платформа интегрирует в себе существующие меры поддержки, объединит их и позволит создать бесшовную связь как для экспортёров, так и для самих структур, оказывающих их.

Правильно ли я понимаю, что на первом этапе появятся самые востребованные их них, а какие именно?

Действительно, в первый пакет услуг, представленных на платформе, войдут самые востребованные сервисы, выделенные экспортерами на фокус-группах.

По принципу «одного окна» первыми начнут работать сервисы таможенного декларирования и подтверждения нулевой ставки НДС. А с 1 января 2021 года мы начинаем прием заявок на получение государственной поддержки по программам компенсации затрат на транспортировку и участия в выставочных мероприятиях через «Одно окно», что позволит уйти от предоставления документов на бумажном носителе и значительно ускорит процесс субсидирования.

В наших планах создание целой «экосистемы» экспорта, которая будет обрастать новыми и новыми сервисами, количество которых будет определяться именно потребностями самих экспортёров на всем их жизненном цикле.

Экспортёр сможет получать на портале различные виды разрешительных документов – лицензий, сертификатов и т.д. Кроме того, планируем подключение образовательных направлений: интеграция «Школы экспорта» с информационной системой «Одно окно», создание отдельного направления, посвященному e-commerce, в рамках которого будет предоставлена возможность определять востребованные маркетплейсы под конкретный продукт и обмениваться с ними информацией о заказах и покупках в единой системе.

Запуск системы запланирован уже на конец ноября, вы на финишной прямой, а что дальше? Уже есть планы по развитию системы?

Планы огромные. Мы планируем расширить доступ к государственным сервисам. За 2020-2021 годы на платформе появится более 20 услуг. В их числе будет предоставлен доступ к процедурам сертификации и лицензирования. Экспортеры говорят, что им нужна помощь именно в получении разрешительных документов. И фокус следующего года будет направлен именно на то, чтобы все основные документы экспортеры могли получать в цифровом виде.

Второе направление развития будет связано с расширением бизнеса экспортеров, с поиском потенциальных покупателей, коммуникаций с ними, продвижением и так далее.

Очень большой объем работы — это взаимоотношение с центрами поддержки экспорта (ЦПЭ), которые присутствуют в более чем 80 регионах России, а также зарубежными представительствами РЭЦ и торговыми представительствами. Мы уже создаем сервисы, которые объединяют рабочие места в регионах и за рубежом.

Также, планируется огромнейший пласт работы и по аналитике. В текущий момент мы подключились к ряду зарубежных баз данных, которые собирают и консолидируют информацию по всему миру, например, о контейнерных перевозках, маркетинговых акциях, компаниях. Мы проводим работы по объединению этих разрозненных баз данных для предоставления экспортерам полноценной аналитической информации.

Таким образом, система «Одно окно» будет развиваться сразу по нескольким направлениям в соответствии с потребностями экспортеров. Теперь РЭЦ – это часть большого «Одного окна».

Цифровизация – на сегодняшний день это действительно мировой тренд. Ваш проект ставит перед собой глобальную задачу перевести в цифру экспортные процессы, а есть ли подобные системы за границей? Сравнивали ли Вы на этапе проектирования систему с международными аналогами?

Подобные проекты «single window» существуют во многих странах. Самый известный проект создан в Сингапуре. Там «одно окно» — это комплекс из электронной таможни, услуг логистических операторов и банков для автоматического списания различных платежей, связанных с внешнеэкономической деятельностью.

Также известный пример «single window» порта Гамбург в Германии, где в единую точку сведены логистические и таможенные услуги для морских перевозок.

Существует директива ООН, которая описывает принципы создания и модели «single window».

При этом сегодня, мировой опыт создания «single window» содержит достаточно ограниченный перечень сервисов. Задача, которая стоит перед «одним окном» в России, значительно шире. Только за 2020-2021 годы на платформе дополнительно появится более 20 услуг. В перспективе мы ожидаем, что наша платформа объединит в себе свыше 100 сервисов. Таким образом, я могу сказать с уверенностью – полных аналогов такой платформы не существует.

И так вернемся к самой платформе. Чтобы воспользоваться сервисами платформы – что требуется от экспортера? Какие ограничения или требования есть на платформе?

Мы постарались сделать процесс регистрации максимально доступным и прозрачным.

Фактически никаких ограничений нет –нужно быть юридическим лицом. Это ключевое.

То есть компания должна быть зарегистрированы в РФ.

Для того, чтобы войти в систему и начать пользоваться услугами потребуется регистрация либо по ЕСИА, либо по электронной цифровой подписью.

Но это не отменяет ответственность сторон, которые в рамках платформы будут вступать в те или иные взаимоотношения с ведомствами при пользовании госсервисов.

По факту с первого взгляда платформа выглядит простой, но под капотом…

Сама цифровая платформа «Одно окно» – это хранилище электронных документов и данных, которые мы получаем из разных источников, интеграция с этими источниками, конструктор процессов и многое другое.

Соответственно, зарегистрировавшись там, экспортер сможет получить доступ к десяткам сервисов. А дальше, после прохождения процедуры верификации и подтверждения данных, его профиль обрастает необходимыми сведениями, которые до этого необходимо было получать на бумажных носителях в огромном количестве, а теперь это будет происходить автоматически внутри платформы.

Правильно ли я понимаю, что, по сути, это некий аналог портала «Госуслуги», только если первый для физических лиц, то здесь сервисы для экспортеров. «Одно окно» - это Государственная информационная система, верно?

Да – уже в ближайшее время мы станем ГИС, то есть Государственной информационной системой.

Естественно создание такой платформы – подразумевает под собой большой объем работ по нормотворчеству, то есть изменению законодательства, в том числе для того, чтобы получить статус ГИС. И все эти аспекты нами учтены, и ведутся в соответствии с утвержденным планом графиком.

В первом приближение – можно сравнить с Госуслугами.

Сформирована новая система межведомственного взаимодействия, то есть новых коммуникаций между ними. Она построена на других принципах и способна создавать в перспективе только цифровые сервисы. Минцифра вы ступает координатором этого процесса. Основной критерий для организации – это создавать сервисы исключая человеческий фактор, нет необходимости получать бумаги. Мы часть этой экосистемы госуслуг, так как в «ДНК» одного окна заложены цифровые безбумажные сервисы.

Давайте обсудим вопросы безопасности данных, которые экспортёры будут предоставлять и получать?

Для обеспечения безопасности мы будем удовлетворять требованиям государственных ИС…

Вы сказали о том, что информационная система объединит в себе услуги на всем жизненном цикле экспортёра, расскажите подробнее - что этот путь из себя представляет и какие удобства встретит экспортёр на каждом из этапов его прохождения?

Давайте начнем с самого начала этого пути. Первый вопрос, с которым сталкивается любая компания при выходе на экспорт – это выбор рынков сбыта, поиск покупателя. А также и поиск экспортёра – в том случае, когда зарубежный контрагент обращается к нашей сети для того, чтобы найти поставщика.

Здесь мы используем большую базу знаний, которую сформировали в ИС «Реестр экспортёров». Мы получили данные от налоговой по всем компаниям, обогатили их данными из внешних источников (спарка), и таким образом можем начинать из потенциальных экспортёров формировать начинающих.

Для этого мы предоставляем им различные аналитические сервисы, такие как «Навигатор экспортёра», который позволяет предложить им международные рынки, где их товар был бы востребован.

Когда экспортёр определился со своим товаром и рынками, куда бы он хотел двигаться, мы предоставляем ему возможность обучиться - обучающие материалы. Это Школа экспорта, когда-то были коучи, экспортный акселератор (который сейчас не в фаворе), то есть все, что помогает экспортёру получить необходимые компетенции.

Когда он уже готов к первой сделке (мы помогли с холодными контактами и определением товара), мы помогаем с оформлением самой сделки, предоставляем доступ к государственным услугам. В первую очередь, это таможенное оформление, затем подтверждение нулевой ставки НДС и получение сведений из других ведомств, которые необходимы для построения этих суперсервисов. И это все осуществляется на основе единой системы межведомственного электронного взаимодействия для передачи этих данных. Такой хаб, некая шина передачи информации между ведомствами.

Когда экспортёр уже сформировался, уже прошёл первые сделки, мы помогаем с расширением его бизнеса. Здесь помогают сервисы единой сети поддержки экспорта, в первую очередь, Центры поддержки экспорта, которые расположены в регионах России. Они оказывают более 30 услуг, которые тоже размешаются в «Одном окне».

У единой сети есть российский и зарубежный сегменты. Сквозь зарубежные представительства проходит поиск покупателей и экспортёров.

Сюда же мы добавляем услуги других институтов развития, размещение на площадках e-com. Здесь же предоставляем доступ к нашим сертифицированным партнерам.

Все это приводит к тому, что вокруг экспортера создаётся некая экосистема, комплексное оформление экспортной сделки. Здесь у нас экспортёр зрелый, весь цикл активности у него происходит на постоянной основе, и для заядлых экспортёров уже предоставляется финансовый сервис: страховки, предоставление кредитных линий для покрытий кассовых разливов и другие сервисы, которые предоставляют как РОСЭКСИМЬАНК и ЭКСАР, так и другие финансовые институты, существующие на рынке.

И так, масштабный проект практически готов, что происходит сейчас за 3 недели до запуска?

Мы проектировали и разрабатывали информационную систему больше года и сегодня подходим к запланированной точке старта первых сервисов для экспортёров.

Мы завершили все основные разработки, создали современную цифровую платформу, на которой будут базироваться государственные и аналитические сервисы для экспортеров, проделали огромнейший объем работ по взаимодействию с госведомствами - для получения от этих ведомств тех электронных сведений, которые нужны для экспортных процедур, но которые сейчас получают сами экспортеры, зачастую в бумажном виде. В результате в текущий момент более 60 видов сведений передаются через СМЭВ (систему межведомственного электронного взаимодействия — ИФ), то есть через канал обмена данными между ведомственными структурами. Все это делается для того, чтобы для получения услуг экспортерам не надо было в тысячный раз заполнять анкету, прикладывать одни и те же документы. В результате наши сервисы станут реально цифровыми.

Важно также отметить, что в процессе работы над проектом к нам подключились новые участники, такие как, например, Торгово-промышленная палата.

Здесь надо сказать, что эта большая работа, пока еще не видимая извне, она как фундамент нужна для создания экосистемы «Одного окна». С конца текущего года начнут появляться сервисы, как видимые потребителям элементы нашей экосистемы.

Сейчас мы уже предоставили общий доступ к порталу «Одного окна», наполняем его сервисами. Уже работает личный кабинет как авторизованная защищенная зона, куда клиент попадает, используя механизмы идентификации, которые работают в том числе на сайте Госуслуг.

Работа проходит в хорошем темпе, регулярно проходят рабочие встречи межведомственных групп, где участвуют более 20 различных органов власти. Постоянно идет общение с экспортерами.

Сейчас платформа начала обрастать сервисами. Наша задача запустить их работу до конца ноября этого года.

И так мы все ждем старта, но хотелось бы уточнить последний вопрос. Получается, что у новой платформы два названия? Расскажите в чем разница между платформой «Мой экспорт» и ИС «Одно окно»

Спасибо, хороший вопрос.

В действительности «Одно окно» и «Мой экспорт» — это одно и тоже.

Фактически информационная система «Одно окно» — это основание «фундамент» платформы, его начинка. Это технологическое название.

А вот Цифровая платформа «Мой экспорт» — это, собственно, само название портала, который будет доступен в конце ноября.

! Цифровая платформа «Мой экспорт» - одно окно в любую страну.