Маркировка позволила в 2,5 раза снизить количество контрафактных лекарств на российском рынке

Первый вице-президент международной ассоциации «Антиконтрафакт» Байсолт Хамзатов в студии Радио «Комсомольская правда»
В эфире Радио «Комсомольская правда» первый вице-президент международной ассоциации «Антиконтрафакт» Байсолт Хамзатов рассказал о том, как аптекам избавиться от поддельных лекарств.

Вице-президент международной ассоциации «Антиконтрафакт» Байсолт Хамзатов: «Большинство производителей заинтересованы, чтобы убрать с рынка контрафакт. Но кто-то саботирует введение маркировки»

Эксперт выступил в прямом эфире Радио «Комсомольская Правда».

По данным Департамента экономической безопасности Торгово-промышленной палаты, до 60% лекарств, которыми сейчас торгуют в России, — это фальсификат. Пустышки, которые продают с гигантскими накрутками, дешевые аналоги кустарного производства, а то и вовсе опасные для здоровья потребителей подделки. Эту проблему должна была решить электронная маркировка, по которой любую упаковку с таблетками можно было бы отследить от конвейера завода до аптеки. Но кто-то настойчиво саботирует внедрение этой системы в российской фармацевтике. Кто? В этом мы постарались разобраться с вице-президентом международной ассоциации «Антиконтрафакт» Байсолтом Хамзатовым в прямом эфире Радио «Комсомольская Правда».

«Не успели подготовиться»

— Итак, маркировка. Говорят, что лекарства лежат на складах, до аптек почему-то доходит далеко не все. Объясните, пожалуйста, людям, которые не очень понимают — в чем сложность-то нанести маркировку, какой-то стришок небольшой на упаковку?
— Давайте я сначала расскажу о результатах кампании по маркировке. С 1 июля по сегодняшний день мы постоянно мониторим ситуацию. За это время мы в 2,5 раза уменьшили доступ контрафактных, не соответствующих никаким нормам лекарств, в аптеки. Благодаря маркировке в 10 раз стало меньше контрафакта среди дорогих онкологических лекарств. Да, маркировка — тема для России новая. Но проблемы с контрафактными лекарствами мы унаследовали еще в начале 90-х годов, когда потеряли всякий контроль качества на своем рынке, отдали его на откуп иностранным корпорациям, которые жили по своим правилам. Мы с трудом приняли в 2000-х свои стандарты качества, подключились к GMP (международная фармацевтическая система качества. — Авт.). Но полностью проблему контрафакта и фальсификата это не решило. В 2017 году руководитель ВОЗ заявил, что в странах Восточной Европы каждый десятый препарат — контрафактный. Он призвал руководителей стран решать эту проблему, уделять ей внимание. И именно в 2017-м российским правительством было принято решение применить в фармацевтике метод цифровой маркировки. Три года длилась эта история. То есть сначала предлагается пилот (предприятие. — Авт.). Потом проводится эксперимент (по внедрению маркировки на конкретном предприятии. — Авт.). Сотрудники национального оператора находятся прямо на предприятии, они изучают все проблемы, изучают замечания, разбирая всю цепочку производства. С 1 января этого года должна была заработать уже обязательная электронная маркировка лекарств на производствах фармацевтических компаний России. Но фармацевты обратились в Правительство, что не успели подготовиться.

Дорожная карта

— А в чем проблема? Аппаратуру поставить, которая маркирует?
— Тут надо рассказать, что предполагает маркировка. Это полная прослеживаемость препарата от момента его производства до пробития на кассовом аппарате в аптеке или до прибытия в больницу, куда лекарство поставляется.
— То есть, по сути, нужно было просто выстроить дорожную карту.
— Совершенно верно. Некоторые компании это выстроили. На самом деле большинство производителей как раз заинтересованы в том, чтобы убрать с рынка контрафакт и фальсификат, потому что это увеличивает оборот легальных препаратов. Мое мнение, что на самом деле проблема в дистрибьюторах и аптеках, которые никак не настроили свое оборудование для работы с электронной маркировкой лекарств, никак не интегрировались в программное обеспечение национального оператора... И вот наступило 30 сентября. Одновременно в систему было сделано огромное количество запросов. Я считаю, это было сделано неслучайно.
— Получается, это спланированная акция, чтоб вся система подвисла?
— Есть такое ощущение. Так не бывает, чтобы все захотели обратиться к системе в один день и один час. В итоге появились проблемы. В аптеках, естественно, выстроились очереди. Сотрудники не могли через программу, кассовые аппараты вывести продаваемую продукцию. Моментально отреагировали и национальный оператор, и Правительство. Для фармацевтов сделали уведомительный характер маркировки. В принципе, с этим не было раньше никаких проблем. Электронная маркировка используется и в других отраслях — табак, алкоголь, шубы, духи.

Ищи, кому выгодно

— Так кто виноват? Кто саботирует повсеместное внедрение этой системы в фармацевтике?
— Давайте по фактам пройдемся. Сегодня в систему маркировки загружено 23 млрд единиц QR-кодов. Из них на фармацевтику выходит 1 млрд. Но при этом 80-90% всех препаратов в России вообще не зависят от маркировки, потому что были выпущены раньше. Так неужели оставшиеся 10-20% лекарств могли оказать такое фатальное влияние на рынок, что у нас из аптек в один момент исчезли практически все лекарства?! Антибиотики например.
— Здесь как в детективе — ищи, кому выгодно. Мы знаем, кому выгодно саботировать маркировку?
— Мы догадываемся. Но на сегодняшний момент что происходит? Сотрудники национального оператора, наши сотрудники, общественники и все заинтересованные лица отреагировали очень быстро. Национальный оператор сделал, чтобы маркировка была за его счет — до февраля следующего года это будет бесплатно для фармацевтов. Правительство сделало уведомительный характер маркировки. Но в это тяжелое ковидное время мы не видим от фармацевтической отрасли движения навстречу.

Что такое контрафакт

— Когда мы говорим о контрафакте, речь идет об абсолютных подделках, препаратах, которые не лечат, или об обычных лекарствах, которые выпускаются мимо бухгалтерии в ночные смены?
— Это могут быть заведомо фальшивые лекарства, которые способны навредить человеку. Могут быть лекарства, сделанные из дешевых аналогов действующего вещества. И разные другие варианты, при которых предприниматели могут вкладывать меньше, а зарабатывать больше... Проблема, кстати, не только у нас существует. В Евросоюзе с ней тоже сталкиваются. И не только в фармацевтике.
— Как происходит борьба с контрафактом? Такие препараты изымаются и давятся бульдозерами?
— И это тоже. Но на самом деле борьба более масштабная. Многое ведь зависит и от информированности. Например, сегодня мы проводили семинар для сотрудников правоохранительных, контролирующих и надзорных органов — объясняли, как определить в тех же аптеках нелегальный товар, как выявить нарушение в области маркировки. Речь идет в том числе и о мошенниках (телефонных и обходящих квартиры одиноких стариков. — Авт.) — мерзавцах, которые обманывают бабушек и дедушек, жонглируют социальными товарами, продавая за большие деньги дешевые или поддельные препараты.