Добавка и компот: станет ли вкуснее в школьных столовых после внедрения нового СанПина?

В России вводятся новые правила питания школьников
В России вводятся новые правила питания школьников. В эфире Радио «Комсомольская правда» специалисты рассказали о главном, что изменится в еде для школьников

М. Антонов:

- И это прямой эфир. И я обещал специально приглашенных гостей. Но до этого представляю Александра Милкуса – отдел образования «Комсомольской правды». Александр Борисович, приветствую!

А. Милкус:

- Здравствуйте! У нас сегодня выездное заседание, касающееся родителей и школьников, жизни в образовательном учреждении, потому что с 1 января введены новые санитарные нормы, которые касаются детского питания.

И наши гости сегодня – это Ирина Геннадиевна Шевкун, начальник управления санитарного надзора Роспотребнадзора. И Ирина Игоревна Новикова, директор новосибирского НИИ гигиены Роспотребнадзора. Они нам объяснят, что происходит, что изменилось, что нового в питании.

Ирина Геннадиевна, зачем нужно было принимать новые санитарные нормы, связанные с детским питанием.

И. Шевкун:

- Это было сделано в рамках регуляторной гильотины – пересмотра всех нормативов. И объединения в один документ с целью убрать излишние требования. И второй момент, как вы уже сказали, было поручение президента - обеспечить всех обучающихся начальных классов горячим бесплатным качественным и здоровым питанием. Поэтому при разработке этих санитарных правил, мы уже это учли. Эти санитарные правила уже разработаны с учетом принципов здорового питания. И там отражены требования к качеству поставляемых пищевых продуктов в детские образовательные организации.

А. Милкус:

- А что, у нас раньше не было требования к поставлению качественного питания? По-моему, это было всегда.

И. Шевкун:

- Требования к питанию детей были. Но качество питания – это новое полномочие, которое президент поручил Роспотребнадзору, мы получили полномочия контроля за качеством пищевых продуктов. И получили поручение обеспечить детей качественным питанием. Мы достигли того, чтобы продукция стала безопасной.

И теперь новая цель – обеспечить качественным питанием. Это значит, что продукция, которую употребляет человек, должна обеспечивать потребность его в физиологических нормах, то есть, человек должен получить необходимые макро- и микроэлементы, соответствие нормам по пищевой и энергетической ценности. То есть, съедая овощи, вы должны быть уверены, что получите витамины.

М. Антонов:

- Свежесть, безопасность и калорийность.

И. Шевкун:

- Да.

А. Милкус:

- Ирина Игоревна, как можно проверять качество?

И. Новикова:

- Я хотела бы обратить ваше внимание, что говоря о качестве, Ирина Геннадиевна обратила внимание, что на сегодняшний день эти санитарные нормы и правила разрабатывались в своеобразное время. На сегодняшний день у нас эпидемический характер приобретает такая проблема, как ожирение, сахарный диабет у детей. Раньше не регистрировалось практически. На сегодня эта проблема во многом обусловливает те изменения, которые вошли в санитарные нормы и правила. Сегодня контролю подлежит калорийность, содержание витаминов и микроэлементов в обязательном порядке, содержание клетчатки, пищевых волокон. Это важные элементы, которые позволят ребенка накормить и обеспечить необходимыми витаминами.

Дети изменились. Они стали меньше двигаться, появилась проблема гиподинамии. Здесь все взаимосвязано. Санитарные нормы и правила, которые вступили в действие с 1 января, это новый уровень документов. Гармонизированы все требования ко всем видам организаций питания и для детей, и для взрослых. Есть общие требования, есть специальные, но рефреном через весь документ идет принцип здорового питания.

А. Милкус:

- Думаю, что большинство людей такие сложные документы не читают. Объясните на пальцах. С 1 сентября по поручению президента все младшие классы начали получать горячее питание. С 1 января вышли новые санитарные нормы и правила. Как изменилось питания ребят? В меню, в организации подачи блюд?

И. Новикова:

- Если говорить о безопасности, требования остались без изменений.

А. Милкус:

- Вот смотрите. Пришли дети 1 сентября в школу, в столовую. И потом они пришли после каникул в январе. Что у них изменилось на столе?

И. Шевкун:

- Мы внесли изменения в 29 Федеральный закон о качестве и безопасности пищевой продукции, где теперь есть определение, что такое горячее питание. Это питание, где обязательно содержится, как минимум, одно горячее блюдо.

А. Милкус:

- Компот теплый не считается, насколько я помню.

И. Шевкун:

- Или чай теплый с булочкой не считается. Это важный момент. Потому что раньше чаем с булочкой заменяли именно горячее питание. Теперь этого делать нельзя в силу требования закона.

А. Милкус:

- Это очень важный момент. Родители спрашивают у ребенка: что у тебя было горячее? То есть, должен быть либо горячий суп…

И. Шевкун:

- Либо горячий завтрак, либо горячий обед в зависимости от режима школы.

А. Милкус:

- Горячий обед – понимаю. Это суп или котлета, каша. А горячий завтрак?

И. Шевкун:

- Это одно горячее блюдо. Это может быть молочная каша, творожный завтрак.

А. Милкус:

- Творожный горячий завтрак?

И. Шевкун:

- Это запеканка или сырники.

М. Антонов:

- Омлет тот же.

И. Шевкун:

- Да. Могут быть макароны с котлетой. Должно быть одно горячее блюдо.

Если обед, то это два горячих блюда – первое и второе. Если ребенок учится во вторую смену, конечно, у него должен быть горячий обед, потому что он завтракал дома.

А. Милкус:

- И где грань бесплатности? Завтраки для младших классов должны быть бесплатные?

И. Шевкун:

- Конечно.

А. Милкус:

- А для старших и средних классов требования такие же, но там по-другому организована оплата?

И. Шевкун:

- Пока президент дал поручение обеспечить только обучающихся начальных классов. Кстати, те школы, которые довели инфраструктуру до санитарных требований, получили федеральное субсидирование на это, именно на наборы пищевых продуктов.

Теперь горячее питание – это обязательно горячее блюдо, кроме того, в связи с вступлением в силу с 1 января, установлены показатели качества. Это мы контролируем микроэлементы, витамины, пищевую энергетическую ценность. Мы уменьшили в новых санитарных правилах норматив по соли и сахару. Это один из принципов здорового питания.

А. Милкус:

- Теперь должно быть меньше сахара и соли?

И. Шевкун:

- Да. Мы запретили использование определенного перечня продукции для организации питания детей - это блюда во фритюре, колбасные изделия и так далее.

А. Милкус:

- Моя любимая колбаса и сосиски? Все, в школе нельзя?

И. Новикова:

- Они не включены в перечень обязательных продуктов, а если посмотреть, что они из себя представляют – это источник повышенного содержания соли и насыщенных жиров. Это не есть здоровое питание. И оно не рекомендовано для включение ни в завтрак, ни в обед.

М. Антонов:

- Учитесь любить шпинат!

А. Милкус:

- И хорошо.

М. Антонов:

- Только надо школьнику объяснить. Мы ему говорим, что это вкусно и нужно, а он говорит: я это есть не буду.

А. Милкус:

- Итак, как это контролировать? Кто должен контролировать меню в школе?

И. Новикова:

- Контролировать должна образовательная организация, потому что ответственной за организацию и качество предоставляемого питания является руководитель образовательной организации.

А. Милкус:

- То есть, директор должен проверять меню перед тем, как его поставщики питания должны составить?

И. Новикова:

- Форма организации питания выбирается образовательной организацией. На базе школы или форма аутсерсинга, то есть, это не регламентируется санитарным законодательством. Руководитель школы выбирает, какую форму он принимает. Для того, чтобы организовать питание на базе школ, должна быть соответствующая инфраструктура – пищеблок. Если пищеблок готов к полному циклу, то есть, от сырья, то это определенный набор помещений. Если это есть, да, если этого нет, если пищеблок готов только к организации питания на полуфабрикатах, это уже другая история.

А. Милкус:

- Полуфабрикаты – это имеется в виду то, что они разогревают.

И. Новикова:

- Да. Если руководитель организации заключает договор с организатором питания, есть контракты, нужно прописывать условия контракта, какого качества пищевую продукцию поставлять. И необходимо проверять выполнение этого контракта. Кто, как ни заказчик, проверит качество поставляемого питания.

А. Милкус:

- Меню сегодня с Роспотребнадзором согласовывать не нужно?

И. Новикова:

- Нет, оно не согласовывается с Роспотребнадзором. Но есть очень подробные требования, как должно быть составлено это меню. Есть нормативы потребления пищевых продуктов основных групп. Есть нормативы по микро- и макроэлементам. И есть распределение пищевой энергетической ценности по приемам пищи. Есть требования к режиму питании. И учитывая все это, составляется меню.

Кроме того, контролирует Роспотребнадзор в рамках проведения контрольно-надзорных мероприятий. И мы ввели новый вид контроля – так называемый родительский контроль, разработаны специальные методические рекомендации. Это некий инструмент для родителей, где подробно описаны требования к организации режима питания, как его правильно организовать, как правильно готовить. И родители могут участвовать в этом контроле.

Что могут родители? Они могут прийти и попробовать, посмотреть блюдо, сравнить соответствует ли фактическое меню утвержденному.

М. Антонов:

- И попробовать можно?

И. Новикова:

- Попробовать можно. И они могут это оценить. Более того, мы ввели такой новый показатель, как несъедаемость. Сейчас с каким фактом мы столкнулись? У нас сейчас обеспеченность начальных классов горячим питанием достигает 100% во всех субъектах. Но дети не хотят употреблять в пищу эту еду. Почему? Первое – это может быть не вкусно. Это может быть холодная пища, то есть, не соответствует температура. И ребенок просто не хочет это есть, потому что это холодное. И третье, как вы правильно сказали, нет воспитания у детей принципов здорового питания. Они привыкли есть фастфуды и не хотят есть молочную кашу.

Мы сейчас, кроме прочего, ведем просвещение и информирование населения. И разрабатываем специальные образовательные программы, ролики, телепередачи, радиопередачи. У нас сейчас ведется большая работа. И мы начинаем от родителей, в том числе. Нам надо научить, прежде всего, родителей принципам здорового питания, чтобы с семьи ребенок понимал, что колбаса – это неправильное питание, а правильное – это то, что ему принесли в школе.

А. Милкус:

- Давайте поясним родителям. Право проверять школьные столовые и пищеблоки у родителей есть, но это не значит, что он в любой момент, когда вы хотите, вы можете прорваться в школу через охранника, прийти на кухню и все проверить. Это все регламентируется школьным уставом, работой управляющего совета вашей школы. Это не махновщина такая, вот не нравится, приду и наведу порядок.

Во многих школах сейчас режим безопасности. И давайте при этом соблюдать законы и так далее.

Ирина Игоревна, мы все время говорим про вкусное питание. А как это сделать? Детине привыкли! И не факт, что то, что полезно – вкусно! Вкусно, мы знаем, то, что не полезно.

И. Новикова:

- Можно согласиться, но только отчасти. Действительно, сегодня большое внимание уделяется преемственности питания в школе и дома. Пока расстояние между школой и домом достаточно большое. И его надо сокращать. Поэтому надо воспитывать родителей, с одной стороны, с другой, конечно, работать над вкусовыми качествами блюд. Хотела бы обратить внимание, что на протяжении длительного времени, такая практика с Советского Союза сложилась, когда есть бракиражная комиссия, она есть в каждом образовательном учреждении. И ребенок не получит блюда, пока оно не пройдет через бракиражную комиссию. Бракиражная комиссия, она должна работать очень качественно. Они снимают пробу.

А. Милкус:

- Слово «бракиражная»?

И. Новикова:

- Это комиссия, которая предварительно пробует блюдо. И оценивает качество.

А. Милкус:

- Каждый день?

И. Новикова:

- Каждый день и после каждого приготовления пищи. Бракиражная комиссия состоит из трех человек, чтобы это было неоднозначное мнение одного из представителей пищеблока, допустим, и представителя от педагогического или медицинского состава. Попробовали все, отвечает требованиям – тогда эта пища попадает детям.

М. Антонов:

- Сняли пробу.

И. Новикова:

- Верно.

А. Милкус:

- Я много раз бывал в школе. И для меня очень серьезный показатель был – обедает ли школьная администрация, директор вместе со своими детьми в столовой.

И. Новикова:

- Действительно, такая практика есть.

А. Милкус:

- Там, где школьный директор с учениками садится на лавочку перед столом, питается тем, что едят дети, нормально.

И. Новикова:

- Можно согласиться. Такая практика есть. Но вот что касается детей, вкусовые пристрастия, действительно, у нас несколько сократилось количество соли, сахара, но это не так критично. Но дома, повторяю, ребенок должен получать примерно в том же стиле питание. И тогда перестройка вкусовых пристрастий и ожиданий произойдет более мягко. Это вопрос не большого времени, но нужно всегда думать, что впереди. Впереди здоровое будущее.

А. Милкус:

- Это очень важная тема – воспитание потребления. Я был в школах в Финляндии. И там детей учат с начальной школы правильно выбирать питание. У них правило. 50% на тарелке должен быть салат, 50% - котлетка, мясо. И они уже знают. И накладывают на тарелку правильно. Как это сделать у нас?

И. Новикова:

- Есть классные часы и родительские собрания вместе с детьми. Только у нас все это складывается не на одну тарелку, а сервируется достаточно хорошо, чтобы это все не смешивалось.

Хочу обратить внимание, что такая работа проводится. И сегодня стоит задача не просто накормить ребенка. Мы это пережили, ребенок накормлен. Задача – сформировать навыки здорового питания, здоровые привычки пока это еще ребенок. Если это не сделать в детском возрасте, потом переучить будет сложно.

М. Антонов:

- Из Хабаровского края один вопрос - мяса стало больше или меньше? И все будет ясно. Парируйте.

И. Новикова:

- Мяса стало больше, потому что стало меньше колбасы. То есть, питание стало более здоровым. И это очень значимый момент. Вот все нормативы, которые заложены в основе санитарных норм и правил, они предварительно проходят процедуру исследований, они все научно обоснованы и имеют право на существование и на жизнь. Нужно помнить, что это профилактика заболеваний. А заболевания сегодня, связанные с пищевым фактором у детей, они имеют достаточно большое значение в структуре всей заболеваемости.

А. Милкус:

- Я помню, что и в предыдущих нормах, и сейчас, есть такое понятие, как витаминизированные напитки. Это что такое?

И. Новикова:

- Ну, витаминизированные напитки - это, конечно, кисели, концентраты, которые используются для приготовления третьего блюда, это может быть кисломолочная продукция, обогащенная витаминами и микроэлементами. По сути, каждый регион решает задачу, если есть проблема в дефиците витаминов, то она восполняется таким вот образом.

В зависимости от состояния здоровья детей и региональной эндемики. Сегодня можно за счет продуктов покрыть эту проблему.

А. Милкус:

- Так. Еще вопрос. Много у нас детей аллергиков. Буквально в каждом классе по 3-4 ребенка. Как им организовать питание?

И. Новикова:

- Я хочу сказать, что впечатление, что по 3-4 ребенка в каждом классе, но вообще, конечно, статистика несколько иная. Наш институт занимался этим исследованием по двум территориям - это Новосибирская и Омская области. Посмотрели мы, какое количество аллергиков и, если пересчитать на показатель на 100 тысяч населения, он достигает примерно 150-160 на 100 тысяч населения. То есть, их значительно меньше, чем вы говорите. Но вместе с тем проблема, конечно, самая актуальная. Из той группы заболевания, которая требует индивидуального подхода, это первое ранговое место. Такой ребенок может быть один, может, их два, но они есть.

А. Милкус:

- И это все равно уже проблема для образовательного учреждения?

И. Новикова:

- Конечно. Во-первых, родители должны информировать классного руководителя, медицинского работника и для такого ребенка осуществляется подбор блюд.

А. Милкус:

- То есть, ему можно индивидуально организовать питание? Или родители должны приносить?

И. Новикова:

- Оно будет по сути соответствовать базовому питанию, но будут исключаться те продукты, которые являются аллергенами. Сегодня лидирующее положение занимают в структуре у детей цитрусовые, второе место - молоко и молочная продукция, дальше идут орехи и т.д.

А. Милкус:

- Подождите. Ирина Игоревна, у меня, условно, ребенок аллергик, я прихожу и приношу справку директору, медицинскому работнику. Как школа должна поступить? Ребенок, допустим, в младшей школе. Школа должна специально ему заказывать отдельное блюдо?

И. Новикова:

- Школа кормит его ровно так же, как и всех остальных детей, но исключает аллерген.

А. Милкус:

- Получается, все-таки у него другое меню?

И. Новикова:

- Если у него аллергия на цитрусовые, он не получит мандаринку, он получит яблоко. Если у него аллергия на молоко, здесь несколько сложнее, но тоже осуществляется подбор блюд без аллергена. Но задача родители - донести эту информацию до классного руководителя, а дальше эта информация должна попасть на пищеблок.

А. Милкус:

- Ирина Геннадьевна, мы знаем, что во многих зарубежных школах проблемой питания не заморачиваются, дети приходят со своими боксиками. У нас, насколько я понимаю, вот эти индивидуальные боксы запрещены. Или можно приносить?

И. Шевкун:

- Нет, у нас эти боксы не запрещены нашими санитарными правилами. Допускается приносить, особенно если это дети с какими-то индивидуальными особенностями питания, ведь аллергия пищевая это не единственное заболевание, которое требует индивидуального подхода в питании.

А. Милкус:

- Подождите, я вот дал ребенку, ну, не проследил, протухшую котлету. Он отравился, ему плохо в школе. За состояние здоровья ребенка в школе отвечает директор и дежурный учитель. Вот как быть? Я не виноват, что ребенок пришел с плохим питанием, которое ему дали родители.

И. Шевкун:

- Ну, будет проведено эпидемиологическое расследование, если возникнет в результате инфекционное заболевание, в ходе эпидрасследования будет установлена причина и, если это была пища, которая принесена из дома, конечно, школа ответственности за это не будет нести.

А. Милкус:

- Во многих школах стоят аппараты, которые продают фаст-фуд.

М. Антонов:

- Шоколадки, сухарики, орешки.

А. Милкус:

- А вот что там должно быть? Что можно продавать в этих аппаратах в школе?

И. Новикова:

- Да, это наверняка не то, что сказал Михаил. Достаточно четко это регламентировано действующими санитарными нормами и правилами. Это разные напитки, регламентирован объем этих напитков…

А. Милкус:

- То есть, вот эти тяжелые шоколадные батончики там быть не должны?

И. Новикова:

- Будут отсутствовать. Мы ж с вами говорим о здоровом питании… Там должны быть вода, соки, молоко, кисломолочные продукты. Но все это в небольших упаковках, чтобы ребенок мог получить этот продукт и съесть. Так же туда добавлены булочные кондитерские изделия в упаковочках не более 100 граммов. И если ребенок захотел перекусить, он может пойти и перекусить, но нужно понимать, что это одна из форм дополнительного питания. То же самое он может получить и на линии раздачи, это не является проблемой. Но у ребенка появляется право выбора. Здесь ничего страшного в принципе нет. Это дополнительно к основному питанию, которое он уже получил. Он же может задержаться в школе и у него есть выбор.

М. Антонов:

- Я почитаю несколько сообщений. Хабаровский край. «Сосиски присутствуют на завтраке, только что спросил у детей».

И. Новикова:

- Идет процесс перестройки меню практически по всей Российской Федерации. Я хочу сказать, что это не запрещено, но этого нет в перечне обязательных блюд, но это источник соли.

А. Милкус:

- Подождите. То есть, если через месяц-два или в начале следующего учебного года я прихожу в школу и вижу это блюдо - сосиски с горошком - это не нарушение?

И. Новикова:

- Нас интересуют комплексные показатели. Мы смотрим содержание соли. Содержание соли не должно быть превышено. Но если там есть сосиска, оно обязательно будет превышено, поэтому в принципе это блюдо и не попало в перечень обязательных.

А. Милкус:

- Подождите, Ирина Игоревна. Я вижу сосиску в тарелке у ребенка - это нарушение или нет? Или это должна быть какая-то особая, безсолевая сосиска?

И. Новикова:

- Нет, нужно будет оценить ряд показателей, качественных показателей. Содержание белков, содержание жиров, содержание соли. Мы говорим о здоровом питании.

А. Милкус:

- То есть, я могу на эту сосиску пожаловаться в Роспотребнадзор?

И. Новикова:

- На сосиску вы обратить внимание можете, но необходимо оценить все качественные показатели.

А. Милкус:

- Ну, это должны как раз проверить сотрудники Роспотребнадзора?

И. Новикова:

- Совершенно верно. Можно в принципе посмотреть меню, которое размещается на сайте школы. Сегодня в перечень показателей в обязательном порядке выводится содержание белков, жиров, углеводов. И вы увидите, что содержание жиров в тот день, когда присутствует сосиска, наверное, будет выше. Если вы увидите, что есть кондитерское изделие, оно тоже не запрещено в принципе, но это тоже есть элемент нездорового питания. Вы увидите, что идет избыток углеводов и, как правило, даже на этапе разработки меню, о чем говорила уже Ирина Геннадьевна, это сразу становится видно и такое меню не согласовывается и не утверждается руководителем школы и тем, кто его разрабатывает.

М. Антонов:

- Алтайский край. «Здоровое питание - это все здорово, конечно, но только дети в результате голодные». Ну, это как раз к вопросу, что не едят. Красноярский край. «Как бы вы ни старались, дома не будут готовить хуже, чтобы ребенок ел в столовой. Проблема столовой, что там готовят невкусно, как мама, с любовью, поэтому дети, которые едят дома и кашу, и супы, и салаты, то же самое не едят в столовой, потому что там невкусно».

И. Шевкун:

- Вот здесь как раз нам должны помочь родители, родительский контроль. Как вы уже сказали, руководитель организации определяет, каким образом это будет осуществляться, кратность, возможно, будет определен перечень лиц, которые будут заходить в столовую. И здесь, если действительно невкусно, родители должны поднимать эти вопросы перед руководителем организации.

А. Милкус:

- Я докладываю. Я питался - вот перечисляю города - Екатеринбург, Ижевск, Владивосток - было вкусно.

И. Новикова:

- Мы оценивали, что едят дети дома, что едят дети на улице, что едят дети в школе. Так вот, плотность, которую предлагает школа по витаминам, по минеральным веществам, минимум углеводов при этом, дает именно школа. Поэтому то, что делают родители сегодня, им нужно учиться, учиться и еще раз учиться навыкам здорового питания. И тогда проблем будет меньше.

А. Милкус:

- Ну, мы же говорим, что нужно и здоровое питание, и чтобы было вкусно.

И. Новикова:

- Так оно вкусное, просто это вкусовые привычки, вкусовые ожидания - их нужно воспитывать.

М. Антонов:

- «Сок - это вода и сахар» - вот такое сообщение. Ну, видимо, у нас с вами разное представление о соках…

А. Милкус:

- Подожди, а давай уточним у специалиста. Есть же специальные соки, на которых написано - для детского питания. Эти соки можно рекомендовать для школ?

И. Новикова:

- Можно. Даже если не написано «для детского питания». Нужно понимать, что тот, кто задает вопрос, он, наверное, обратил внимание на то, что это источник повышенного содержания сахара. Да, 200 грамм сока - это 10-15 грамм сахара. Но для ребенка это некритично. Для ребенка это некритично, если он не пьет литрами этот сок.

А. Милкус:

- Ну, сейчас все производители выпускают соки без содержания сахара.

И. Новикова:

- И на это тоже нужно обращать внимание.

А. Милкус:

- Ирина Геннадьевна, как организовать правильно питание детей в перемену? Насколько сейчас остались в школах сейчас вот эти ограничения, связанные с пандемией? Что тут надо порекомендовать?

И. Шевкун:

- Во-первых, нашими санитарными правилами установлено требование, что перерыв для приема пищи не должен быть менее 20 минут. Да, мы сейчас столкнулись в ряде школ в ходе проверок, что есть перемены и менее 15 минут. Дети не успевают. Это прямое нарушение санитарных правил. В данном случае мы привлекаем в ответственность образовательную организацию, руководителя, за то, что не соблюдается это требование.

А. Милкус:

- Эти ограничения же действуют и сейчас, да?

И. Шевкун:

- Ну, вы, наверное, говорите о том, что есть санитарные правила, которые распространяются, в том числе, на школу в условиях рисков распространения коронавирусной инфекции.

А. Милкус:

- Ну, там же есть тоже положение об организации питания.

И. Шевкун:

- Да, которые были разработаны в прошлом году и их действие продлено на текущий год. Да, там есть требование, что необходимо составлять расписание таким образом, чтобы и утром дети, приходя в школу и проходя утренний фильтр, не скапливались, то есть, не все в одно время приходят, а несколько сдвинутое расписание. И перерывы для приема пищи нужно тоже сдвигать и разносить, чтобы как можно меньше детей скапливалось в столовой. Кроме того, там есть требования о том, что нельзя перемешивать классы, то есть, у каждого класса выделена своя часть в столовой и дети должны сидеть в столовой только со своим классом, нельзя переходить за столы другого класса. И этот же принцип и на переменах. То есть, это принцип изолированности. В случае, если возникнет заболевание в одном классе, то круг контактных лиц был бы как можно меньше.

А. Милкус:

- Теперь в санитарных нормах, которые вступили в действие с 1 января, есть положение по организации питания во время экзаменов.

И. Новикова:

- Ну да, если четыре часа дети находятся, то в обязательном порядке организуется питание. Но я хочу сказать, что это было и в предыдущих санитарных нормах и правилах. Четко четыре часа - нужно ребенка покормить. Иных вариаций нет.

А. Милкус:

- А что должна обеспечить школа? Это завтрак, это какой-то перекус? Вот что регламентируется?

И. Новикова:

- Хороший вопрос. Регламентируется то, что ребенок должен быть сытым. В зависимости от того, какое это время. Первая часть дня, соответственно, это может быть обед, это может быть перекус…

А. Милкус:

- То есть, покормить должны, а чем - неизвестно.

И. Новикова:

- Должны покормить, чтобы ребенок нормально мог справиться с той задачей, которая перед ним поставлена. Помимо этого, добавлено, что в обязательном порядке должен быть организован питьевой режим, то есть, ребенок должен себя чувствовать комфортно. И спокойно справиться с заданием. Здесь задача - написать ЕГЭ и другие экзамены, если продолжительность его более четырех часов.

А. Милкус:

- Еще я в документе вычитал, что для проживающих в общежитии нужно обеспечить пятиразовое питание.

И. Новикова:

- Да, совершенно верно.

А. Милкус:

- То есть, ответственность…

И. Новикова:

- …за образовательным учреждением. То есть, это завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин. Потому что ребенок еще не в состоянии сам решить все эти вопросы и за него решает эти вопросы государство, создает условия для этого. Иных вариантов нет. Он еще маленький, он еще не научился.

М. Антонов:

- «В наше время были рады пирожку с картошкой и стакану компота, а сейчас дети не едят. Надо ли детей заставлять есть?»

И. Новикова:

- Надо воспитывать и все будет хорошо.

М. Антонов:

- Вот две вводные в задаче. Есть ребенок и есть питание. Не соприкасаются.

И. Новикова:

- Соприкасаются. Нужно работать. Это всевозможные формы работы. Это и классные часы, родительские собрания, уроки ОБЖ, работа родителей с детьми, классного руководителя. Здесь все взаимосвязано. И тогда проблема эта будет решена. Нет такой проблемы по сути. Если ребенок двигается, если нет гиподинамии, он захочет кушать.

И. Шевкун:

- Если родитель сам ребенку положит шоколадку в портфель на перекус…

М. Антонов:

- …или даст 500 рублей, чтобы он потом сходил в торговый центр на третий этаж в ресторанный дворик…

И. Шевкун:

- …то, конечно же, ребенок, съев эту шоколадку, не будет есть горячее питание в школе. Надо воспитывать в первую очередь родителя. Надо начинать с них.

А. Милкус:

- Ведь меню от региона к региону меняется, да? Оно во многом зависит от финансовых возможностей региона? Вот какие минимальные требования должны быть в федеральном масштабе?

И. Шевкун:

- Спасибо, что затронули эту тему. Мы впервые в наших санитарных правилах дали возможность составлять меню не только с учетом региональных особенностей, но и религиозных. То есть, меню можно составлять с учетом наличия тех пищевых продуктов, которые есть в данном регионе. Есть возможность замены мяса на то мясо, которое есть именно в этом регионе.

А. Милкус:

- Что значит замены мяса на мясо?

И. Шевкун:

- Если в северных районах есть оленина, то допускается оленина. Это не обязательный продукт, но есть таблица замены блюд. Например, говядину заменить олениной.

И. Новикова:

- Но вот по сути вопроса хочу сказать, что минимальные требования не заложены в санпине. Больше никто не запрещает, может быть. Но меньше быть не должно. Исключение составляют лишь те показатели, которые регламентируют верхнюю границу - это соль и сахар. А все остальное - пожалуйста. Поэтому на сегодняшний день говорить о том, что питание сильно различается в регионах в зависимости от финансового положения, наверное, неправильно. Потому что санпин определил минимальные требования, которые должны быть реализованы в школе. И если великолепное финансовое положение - пожалуйста, здесь можно развиваться как угодно. Не может быть меньше. Это минимальный стандарт.

М. Антонов:

- И на этом все. Не знаю, как вы, а я проголодался. Ирина Шевкун, начальник управления санитарного надзора Роспотребнадзора, директор Новосибирского НИИ гигиены Роспотребнадзора Ирина Новикова, Александр Милкус были у нас сегодня в прямом эфире. Спасибо большое. Приходите еще.

Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Apple Podcasts, Google Podcasts, Яндекс.Музыке, CastBox и Player FM и слушайте, когда удобно!