«Таможенная карта» как возможность выхода российских предпринимателей на внешние рынки

«Таможенная карта» как возможность выхода российских предпринимателей на внешние рынки
О больших возможностях малого бизнеса Евгений Беляков говорит вместе с генеральным директором платежной системы «Таможенная карта» Андреем Возмиловым

Е. Беляков:

- Здравствуйте, дорогие друзья. Меня зовут Евгений Беляков. И сегодня будем обсуждать внешнеэкономическую деятельность, как она есть, и с какими трудностями сталкиваются предприниматели, которые сейчас этим занимаются.

У нас в гостях Андрей Возмилов, генеральный директор платежной системы «Таможенная карта». Андрей, здравствуйте.

А. Возмилов:

- Здравствуйте.

Е. Беляков:

- В целом как вы оцениваете прошлый год, начало этого года с точки зрения нашей внешнеэкономической деятельности? Что-то у нас изменилось к лучшему, к худшему?

А. Возмилов:

- Год был достаточно сложный, но в целом итоги сложились не так плохо, как минимум, для Российской Федерации. Объем внешнего оборота России к 19-му году отклонился всего на 15%, то есть незначительное снижение, хотя изначально мы предполагали, что будет больше. При этом импортная составляющая выглядит очень неплохо, снизилась всего на 5% к 19-му году. Здесь основную просадку нам дала автомобильная промышленность, импорт автомобилей. Мы видим, что с точки зрения продаж легковых автомобилей рынок в России сократился фактически на 20%. Но при этом я бы здесь сделал еще маленькую ремарку, очень важную. У нас произошла небольшая компенсация сбоя энергоносителей в экспорте. Мы серьезно увеличили объем поставок мясной и молочной продукции на 40% в 20-м году, а также выросли зерновые на 21%, а самое главное, что масличные культуры, первый раз в 20-м году экспорт превысил импорт, что тоже для нас крайне важно.

Е. Беляков:

- То есть не только нефтью, что называется, живем.

А. Возмилов:

- Да, не только нефтью.

Е. Беляков:

- Мы такой макроэкономический обзор сделали. Что касается конкретных предпринимателей, может быть, более мелких, чем крупные корпорации, которые поставляют что-то на внешний рынок или закупают большими объемами те же автомобили, например. Что касается небольших предпринимателей, у них какие основные трудности сейчас?

А. Возмилов:

- Трудностей на самом деле много. Выделить какие-то две или три очень сложно, поэтому я бы сказал, что, наверное, основная проблема 21-го года – это проблема все-таки с логистикой, с перевозкой, транспортировкой грузов. У нас до сих пор не восстановилось, как вы знаете, авиасообщение между странами, и это повысило нагрузку на земной транспорт, в первую очередь – на железную дорогу. В прошлом году в первом полугодии возник резкий дефицит контейнеров. Потому что фактически контейнеры в обычном режиме постоянно двигаются между Европой и Азией, а сейчас получилось так, что европейская часть контейнеров, собственники которых находятся в Европе, они фактически заморозились, потому что поставок с учетом закрытия границ стало меньше. И вот это проблема большая, с одной стороны.

С другой стороны, в том числе вопрос по Суэцкому каналу. Сейчас все больше стали говорить об использовании нашего Северного морского пути для перевозки грузов, в первую очередь из Азии, из Китая в Европу. И это очень важно и ценно для Российской Федерации.

Е. Беляков:

- Ну, было бы хорошо. Потому что тот же Египет, как я читал, 6 миллиардов долларов зарабатывает только на этом транзите. Хотелось бы кусочек этого пирога тоже иметь.

Давайте расскажем теперь, что такое «Таможенная карта» и как она может помочь бизнесу, который выходит на внешние рынки.

А. Возмилов:

- Если говорить в целом, в двух словах, то «Таможенная карта» и основная ее цель – это обеспечивать в онлайне платежи в пользу Федеральной таможенной службы, платежи экспортеров и импортеров. С помощью «Таможенной карты» можно осуществлять платежи всех направлений, как пошлины, НДС, так и любые регуляторные сборы, которые необходимы для международной транспортировки грузов в Россию или из России. «Таможенная карта» уже в 20-м году стала чуть больше, чем платежная система. Мы предложили рынку уже возможности декларирования, мы предлагаем клиентам юридическое сопровождение, достаточно большой блок обучающий сейчас выпустили. Фактически здесь мы перед собой поставили задачу, видим своей миссией популяризацию сервиса среди предпринимателей и помощь российским предпринимателям выходить на зарубежные рынки, искать потребителей своей продукции, и в первую очередь, конечно, нам важен российский экспорт.

Е. Беляков:

- Как эту «Таможенную карту» можно завести, если человек хочет воспользоваться этим сервисом?

А. Возмилов:

- Самый простой, наверное, вариант – зайти на наш сайт, он достаточно интерактивный, интуитивно понятный. Там можно оставить заявку, и будет организован выпуск карты. Мы работаем с 60 крупнейшими российскими банками, и фактически выпуск карты будет сопровождаться либо с одновременным открытием расчетного счета в банке, который выберет наш клиент, либо карта будет выпущена в том банке, где он уже обслуживается.

Е. Беляков:

- Обучение предпринимателей. Чему нужно обучиться, например, человеку, который хочет, допустим, или что-то поставлять на внешние рынки, или что-то импортировать, какие основные навыки у него должны появиться?

А. Возмилов:

- Если говорить про малый и средний бизнес, они с опаской относятся вообще ко всем этим таможенным процедурам, к таможне и к внешнеэкономической деятельности. У нас довлеет этот стереотип, что таможня – это сложно, таможня – это непрозрачно, непонятно, как заходить и т.д. На самом деле Федеральная таможенная служба уже достаточно серьезно цифровизовалась, они задекларировали в прошлом году новую стратегию 2030, которая предполагает полную, тотальная цифровизацию. Тот курс, который мы выпустили, он как раз базовый, и он предпринимателю как раз на раз-два-три покажет и расскажет, с чего начать, что делать, где можно найти помощь, где есть возможность консалтинга и т.д. Вот этот курс как раз для людей, которые только думают о том, как выйти на внешнеэкономический рынок.

Е. Беляков:

- А что проще – что-то импортировать или что-то экспортировать?

А. Возмилов:

- Ну, если так, очень утрированно, в принципе любое государство (и Российская Федерация в том числе), безусловно, максимально дает льготы для экспорта. То есть имеются какие-то льготные вещи, можно компенсировать какие-то затраты и т.д. Но с точки зрения декларирования и оформления документов, наверное, глобально это сильно не отличается.

Е. Беляков:

- Вы уже рассказали, что есть такой стереотип о том, что таможня – это сложно, и многие на внешние рынки не выходят, потому что думают: лучше мы здесь как-то поваримся.

Еще появилась какая-то маркировка. Что это такое, и как она повлияла на бизнес в сфере внешнеэкономической деятельности?

А. Возмилов:

- Продолжается (и скоро будет завершена) работа по прозрачности поставки товаров в Российскую Федерацию. То есть это борьба с контрабандой на уровне государства. Я, собственно, как потребитель даже, не как руководитель компании, очень сильно заинтересован в этом, потому что хочу покупать в Российской Федерации нормальный парфюм, нормальную одежду, которую, я понимаю, произвели там, где написано, и с тем качеством, как написано.

Маркировка. Правительство запустило эту программу в 16-м году. Программа была рассчитана на то, что будет создана такая глобальная цифровая среда (которая уже создана). И уже большое количество товаров проходит эту обязательную маркировку. В частности, в Российской Федерации, если говорить про 21-й год, полностью маркируются товары: меха, обувь, парфюмерная продукция, шины, текстиль и продукция из него. То есть фактически мы говорим о том, что сейчас, допустим, если мы берем обувь, любую импортную обувь, которую вы покупаете в магазинах, на обуви существует определенного рода такой специальный штрихкод. Вы на смартфон скачиваете приложение, которое называется «Честный знак», и прямо сами в магазине можете его отсканировать и понять, откуда она завезена, кто поставщик и т.д. То есть контрабандной обуви сейчас в официальных магазинах не продают, это уже и административно, и уголовно наказуемо.

Е. Беляков:

- То есть, на ваш взгляд, это хорошо – маркировка?

А. Возмилов:

- Да, это хорошо. Я еще раз подчеркну, почему. Первое. Понятно, что это наполнение бюджета, если говорить в целом про государство. Самое главное, мы как потребители получаем доступ к нормальной, сертифицированной, качественной продукции. И самое главное, что российские предприниматели, которые производят аналогичную продукцию в России или продают ее, которые официально и честно импортируют, эта зона, такая серая, когда завозили без пошлины и продавали дешево какую-то аналогичную продукцию, она пропала. Поэтому честные предприниматели, честные наши поставщики и импортеры в Российской Федерации, они, на мой взгляд, получают выгоду. Для них рынок стал больше, а потребитель выиграл, потому что это все правильно и качественно.

Е. Беляков:

- В завершение программы напомним еще раз, как оформить «Таможенную карту», куда нужно идти.

А. Возмилов:

- Самый простой путь – это наш сайт. Он интуитивно понятный. Можно оставить заявку на конкретный продукт, на «Таможенную карту». Можно оставить заявку, и наш колл-центр или наши клиентские подразделения с вами свяжутся и объяснят вам процедуру. «Таможенная карта» привязывается, конечно же, к расчетному счету, поэтому вы одновременно на нашем сайте можете выбрать или банк-партнер, который вам дополнительно к карте откроет расчетный счет, либо вы можете привязаться к тому банку, в котором вам комфортнее обслуживаться и у вас уже есть расчетный счет. И тогда мы выпустим карту в вашем банке.

Е. Беляков:

- Спасибо большое. Я напомню, что у нас в гостях был Андрей Возмилов, генеральный директор платежной системы «Таможенная карта». Спасибо вам большое за участие в эфире.

А. Возмилов:

- Спасибо.