Как из продавца превратиться в производителя одежды

Интервью с одним из победителей проекта «Лаборатории Касперского» «Доступно новое обновление»

Е. Беляков:

- Здравствуйте, дорогие друзья. Радио «Комсомольская правда» продолжает свою работу. Меня зовут Евгений Беляков. Это программа «Большие возможности для малого бизнеса». И сегодня будем разговаривать с еще одним победителем проекта «Лаборатории Касперского» - «Доступно новое обновление». У нас в гостях Анастасия Шатерная, автор и основатель бренда SUNASHANY – производство и продажа одежды и нижнего белья, из Белгородской области. Анастасия, здравствуйте.

А. Шатерная:

- Здравствуйте.

Е. Беляков:

- Ну, я вкратце напомню, что проект «Лаборатории Касперского» «Доступно новое обновление» - это такая программа помощи малому бизнесу, которая была запущена в этом году. Принимались заявки от любых предпринимателей, от желающих поучаствовать в этом конкурсе. И, собственно, в рамках этого конкурса проходила такая некая прокачка бизнеса. То есть предприниматели получали полезные рекомендации от экспертов конкурса и могли, в общем, свои слабые стороны превратить в сильные стороны. Ну и, соответственно, чтобы это отразилось уже на финансовых показателях их компании.

Вот мы сейчас у Анастасии, которая является победителем этого конкурса, как раз таки и узнаем, какими были результаты конкурса, собственно, как он проходил и чего удалось достичь. Вот давайте как раз буквально начнем с небольшого вопроса. Собственно, в чем заключался конкурс? То есть как вы… ну, точнее, работа с экспертами, то есть в чем вам помогли эксперты, которые с вами работали в рамках этого конкурса?

А. Шатерная:

- С учетом того, что крутейшая команда экспертов, то можно за ними было записывать практически каждое слово. Значит, они помогли, во-первых, вспомнить саму идею, с чего все начиналось. То есть вернули меня на десять лет назад. Они подсказали основные моменты, которые тут же можно исправить уже в моменте, прямо сейчас. И они сделали мне пошаговый план, что можно сделать в дальнейшем, чтобы вывести наш магазин и наше производство на новый уровень.

Е. Беляков:

- То есть правильно я понимаю, что у вас сначала был просто магазин, где вы просто продавали одежду, ну, собственно, покупая…

А. Шатерная:

- Да, нижнюю белье и одежду. Да, просто был розничный магазин. Два года назад у нас мы стали основателями торговой марки SUNASHANY.

Е. Беляков:

- Ну, то есть вы запустили, получается, свое производство. Каким образом к этой идее пришли? Потому что производство – это, ну, такое… и капиталоемкая история, и, собственно, ну, то есть это сложнее, чем просто перепродавать.

А. Шатерная:

- Да, именно в моей голове два года назад все было именно так, как вы сейчас сказали. Но как оказалось на практике, в этой жизни все гораздо проще, чем мы думаем. Все, что вы сказали, я могла бы подтвердить два года назад. Я именно это и говорила. Но у меня были люди в моем окружении, которые сказали: пробуй, пробуй, пробуй. На коленках. Найдя двух людей, которые смогут сшить хотя бы несколько моих задумок, мы заказали первую партию ткани, что-то было из розничных магазинов. Потом нашли сайты. И запустились буквально на чужом производстве. То есть у двух швей мы отшили первую партию одежды.

Когда через месяц это уже пошло продаваться, тогда это стало понятным, что все, теперь точно будем. Капитал как таковой нам изначально не потребовался. Первый такой уже через некоторое время, это были основные там сто тысяч на закупку ниток, материалов. И самое дорогое, что у нас было, это распошивальная машина для трикотажа. Кто знает, поймет, она специфическая, очень такая дорогостоящая, 48 тысяч она нам обошлась. Это еще прям классная была цена. То есть вот мы начинали, можно сказать, первая закупка – 4 тысячи. Следующая – 100. И вот два года мы развиваемся.

Е. Беляков:

- То есть вы сейчас продаете только одежду своего бренда? Или нет?

А. Шатерная:

- Нет, у нас также остается нижнее белье, домашняя одежда, женская одежда и аксессуары. И на сегодняшний день, если у нас раньше было, мы начинали, у нас было 17 квадратов всего площадь магазина, сейчас у нас площадь магазина 70 квадратов. И 25 % - это женская одежда собственного производства.

Е. Беляков:

- Вы находитесь, я так понимаю, в Белгородской области. И у вас небольшой населенный пункт. Правильно я понимаю? Сколько там тысяч?

А. Шатерная:

- У нас населенный пункт с жителями где-то 7,5 тысяч всего.

Е. Беляков:

- А, он такой маленький! Так это ж очень маленький.

А. Шатерная:

- Он такой маленький. А население района – 14 тысяч всего.

Е. Беляков:

- Слушайте, а как вообще малому предпринимателю живется в таких маленьких населенных пунктах? Там все-таки, ну, рынок, объем рынка маленький, доходы населения маленькие. То есть, ну, как бы не разбежишься.

А. Шатерная:

- Как-то получается. Но это вот такой запал, такой адреналин, когда тебе приходится перепрыгивать через свою голову. И каждый месяц повышать продажи. То есть когда ты понимаешь, что вот-вот тебе еще немножко, и ты… твой мозг начинает работать еще быстрее. Ты придумываешь всякие ухищрения, ты следишь за конкурентами, ты следишь за более крутыми компаниями, за компаниями-производителями. Я очень много смотрю YouTube по производству разных блогеров в теме бизнеса. И поэтому ты придумываешь, просто генерируешь идеи и тестируешь гипотезы. И выходишь каждый месяц на новый уровень. Вот май месяц, по идее, нам должен дать третью крутую точку по продажам за последние два года.

Е. Беляков:

- Ну, то есть какой-то некий пик должен, да, произойти?

А. Шатерная:

- Да.

Е. Беляков:

- Как раз это последствия участия в проекте? Как вы это оцениваете?

А. Шатерная:

- Еще это не последствия участия в проекте. Но то, что я вынесла из проекта, это прям дало, вот две последние недели я прям вспоминаю каждую фразу, произнесенную экспертами и командой на последней нашей встрече и на встречах, которые были до финального выпуска. И я вспоминаю, записываю и тут же пытаюсь внедрить. Самое главное: вспомнил - сделал, записал – сделал. Не откладывать в долгий ящик тестирование идей.

Е. Беляков:

- Какие шаги вы сделали буквально, например, самые-самые главные, которые, как вы считаете, могут дать повышение прибыли в будущем? То есть вот какие шаги вы применили, которые могут быть, кстати, интересны тем же предпринимателям, которые нас сейчас слушают, другим?

А. Шатерная:

- Ну, у нас прям была поставлена задача в срочном порядке развивать Instagram, то есть выходить прям, сделать более современную страницу нашего бренда. Говорить о том, что мы существуем и мы бренд. То, чего мы не делали, у нас не было позиционирования и не было представления своей марки. То есть то ли глупость, то ли природная скромность не давала мне на каждом шагу говорить: здравствуйте, мы очень рады, что вы выбрали платье нашей торговой марки, мы вас поздравляем, носите с удовольствием.

Мы продавали так же ее с таким же успехом, как и всю нашу остальную продукцию. Сейчас мы начали об этом говорить. Мы сейчас стали заниматься прям продвижением. То есть у нас сейчас прям вот на сегодняшний момент уже идет работа по улучшению нашего Instagram. Сейчас как раз выходят эфиры, сейчас вот выпуск выйдет с нами. Это все позволит нам прям вот показать, что мы есть, что мы существуем. Что у нас классная продукция. И привлечет тем самым людей. Плюс еще буквально завтра-послезавтра у нас еще будут два эксперта приглашенных именно в магазин, с которыми мы будем делать визуал магазина лучше, выделим им на нашу продукцию, помимо всего ассортимента, чтобы было вот прям явно, что это мы, это наша продукция.

Е. Беляков:

- И выбирайте, что вам ближе. У нас сейчас ведь ест тренд на вот этот хенд-мейд, на такое кастомное производство кастомизированное. Поэтому, наверное, здесь такое конкурентное преимущество собственного бренда, чтобы ходить в чем-то, что не масс-маркет, условно.

А. Шатерная:

- Мы практически эксклюзив.

Е. Беляков:

- Скажите, пожалуйста, эта цифровизация, она позволит вам выйти за рамки вашего городка, населенного пункта, может, на область на всю? Доставка и все остальное.

А. Шатерная:

- Я думаю, что это первая вещь, которая станет решающим фактором в нашем продвижении. Потому что, как показывает практика, это было уже в конце прошлого года понятно, мы теряем клиента. В каком плане? Когда ты соприкасаешься только на этапе магазина, непосредственно в магазине с клиентом, а есть еще покупатели, которые уже подсели на онлайн. А у нас разрозненный Вотсапп, Вайбер,социальные сети. И где-то мы пропускаем. Когда ты в конце рабочего дня открываешь какую-либо соцсеть, а у человека целый день висит вопрос, это прям вот неприятно. Ты понимаешь, что человеку хочется получить ответ на свой вопрос здесь и сейчас. И вот именно цифровизация и автоматизация, думаю, что это позволит быстро реагировать на запросы клиентов, расширять клиентскую базу однозначно. И больше соприкасания в сети у нас будет с клиентом.

Е. Беляков:

- Я вижу, что у вас главный челлендж во время проекта – это делегирование. Научиться делегировать. То есть, получилось ли научиться? Потому что это, действительно, очень большая проблема у маленьких предпринимателей, потому что, действительно, хочется все держать под контролем, потому что никому не доверяешь, считаешь, что сделаешь все лучше, чем другие и так далее.

А. Шатерная:

- Как никогда ваши слова верны. Дело в том, что у маленького бизнеса, практически до проекта я называла свой бизнес самозанятостью. Я работала практически всегда одна либо с какими-то помощниками. И вот у меня есть продавец, которая со мной уже больше года. То есть, именно на этом этапе я сейчас вот смело говорю о том, что это бизнес. До этого считала самозанятостью. Всегда говорила всем в малом бизнесе: сделай сам. Лучше тебя никто не сделает. Этот страх сидел во мне очень долго. Надо было, надо было, но я все время это оттягивала – эту и историю с делегированием. Да самый простой процесс – заказать какую-то стандартную партию колгот на магазин я брала на себя. Челлендж показал, что, во-первых, твой страх без почвы. Во-вторых, он показал, что так же рутина останется на мне, если я этого не сделаю. Готовность к тому, что ты где-то потеряешь в продажах или где-то клиент останется не доволен, она достаточно велика. Но в то же время у тебя не будет роста, если ты этого не сделаешь. И когда я уже поняла эту всю ситуацию, что у меня классный продавец, на которого я могу оставить магазин, который может быть управляемым в полной мере. Мы во время челленджа, самое классное - для меня изюминка этого челленджа, что мы поняли, где моя работа с моим будущем менеджером не настолько была близка, что я в какой-то момент не дала телефон поставщика, где-то я не показала, как и что ей сделать, вот теперь у нас есть точный список на сегодняшний день то, чего я ей должна передать. Номера, пароли, явки! И она уже работает, уже несколько затрат, которые я с себя сняла, уже она ведет. Я ей за это благодарна. У нее получилось прям все на пять с плюсом. И я спокойно могу не переживать, а двигаться дальше.

Делегирование для молодых предпринимателей, которые ищут свою команду, строят, это супер важный этап! Без него не будет развития.

Е. Беляков:

- И очень хорошо проконсультироваться в этом случае с экспертом, который покажет, что именно здесь и здесь можно делегировать все, не волнуйся, да.

А. Шатерная:

- Экспертное мнение прям сыграло очень большую роль. Кроме того, что где-то зрело зерно сомнения во мне, они все разрушили мифы и стереотипы. Плюс они указали очень правильное направление, чтобы не распыляться. Не тыкаться лбом, потому что предприниматели в малом бизнесе, еще и в регионах, они всегда пробивают путь своим собственным лбом. А тут у меня прямо есть четкое направление, что нужно делать.

Е. Беляков:

- Последний вопрос. Полмиллиона рублей – это выигрыш, который вы получили в рамках этого проекта от лаборатории Касперского. На что планируете их потратить?

А. Шатерная:

- Полностью будет оцифровка, автоматизация бизнеса. Это будет вывод соцсетей на новый уровень. Естественно, СММ, СРМ, все, что мы задумали, с вопросом, с которым мы приходили, все будет до копейки потрачено на современные технологии. Недаром лаборатория Касперского придумала именно новое обновление. Доступно новое обновление. Для нас это очень важно. Возможно, мы с вами еще встретимся, возможно, вы будете за нами следить, мы покажем, насколько мы это все сделали. И как мы круто все упаковали. Мы будем ждать ваших оценок.

Е. Беляков:

- Спасибо вам большое. Такой амбициозный подход, амбициозное заявление, поэтому будем ждать, следить.

А. Шатерная:

- После прокачки экспертов только так!

Е. Беляков:

- Спасибо вам большое! Я напоминаю, что у нас в эфире была Анастасия Шатерная автор и основатель бренда SUNASHANY – производитель и продавец одежды и нижнего белья из Белгородской области, победитель конкурса Проект «Доступно новое обновление» от лаборатории Касперского. Это проект, который помогает малым предпринимателям прокачивать свои сильные и слабые стороны и становиться прибыльнее и эффективнее в своем деле. Спасибо вам большое, следите за нашими выпусками на Радио «Комсомольская правда».

А.Шатерная:

- Спасибо всем, до свидания!