Стоит ли ограничивать продажу энергетиков?

Обсуждаем эту очень важную тему в прямом эфире Радио «Комсомольская правда»

М. Антонов:

- Здравствуйте, друзья! Прямой эфир радио «Комсомольская правда». У нас сейчас будет серьезный разговор, гости серьезные. И их много сегодня с нами на прямой связи. А разговор пойдет про энергетические напитки. И с нами на прямой связи сегодня президент СОЮЗНАПИТКИ Максим Новиков. Максим, здравствуйте!

М. Новиков:

- Добрый день!

М. Антонов:

- Ирина Архипова, директор по внешним связям и коммуникациям по стране Coca-Cola НВС Россия. Здравствуйте, Ирина!

И. Архипова:

- Здравствуйте!

М. Антонов:

- Марина Балабанова, вице-президент по корпоративным отношениям PepsiCo по России и СНГ. Здравствуйте!

М. Балабанова:

- Здравствуйте!

М. Антонов:

- Так же с нами сегодня Константин Эллер, профессор, доктор химических наук, заведующий лаборатории метаболомного и протеомного анализа ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии». Константин Исаакович, здравствуйте!

К. Эллер:

- Говорите проще: заведующий лаборатории.

М. Антонов:

- Лабораторий много, а это и для ведущего репетиция. И Михаил Богомолов, президент Российской диабетической ассоциации. Михаил, здравствуйте!

М. Богомолов:

- Здравствуйте!

М. Антонов:

- Начнем говорить про энергетические напитки. И сразу к Константину Исааковичу вопрос: из чего состоят энергетические напитки, как они влияют на организм человека:

К. Эллер:

- Дело в том, мы говорим больше не об энергетических напитках, а о тонизирующих.

М. Антонов:

- Хорошо. Мы, как обычно, все упрощаем.

К. Эллер:

- Энергетические – это когда сахар есть. Энергия должна быть. Сахар там есть, но более правильно – это тонизирующие напитки.

В нашем техническом регламенте по безопасности пищевой продукции 2011 года есть 9-я глава, которая определяет их как напитки, которые содержат тонизирующие компоненты, в частности, кофеин на уровне 150 до 400 миллиграммов в литре, а так же ряд других тонизирующих компонентов, но не более двух. Естественно, все они разрешенные. Находятся в физиологических нормах.

М. Антонов:

- Здесь вопрос не в количестве: в одной банке или в одной емкости, а сколько человек этих емкостей употребит?

К. Эллер:

- Дело в том, что там рекомендация везде есть, что одна упаковка должна быть. И в этой упаковке должно быть не больше 150 миллиграмм – половина фармакопейной дозы кофеина.

М. Антонов:

- Принято. Максим, многие считают, что в одной банке кофеина, в одной банке тонизирующего напитки кофеина больше, чем дневная норма. Это так или нет?

К. Эллер:

- Нет, конечно.

М. Богомолов:

- Константин Исаакович ответил на этот вопрос. Институт питания проводил соответствующие исследования, сравнивались различные виды кофе из различных заведений. И чай. И среднее содержание кофеина в тонизирующих напитках в России составляет 32 миллиграмма на 100 миллилитров. То есть, в одной банке 250 миллилитров находится кофеина менее 100 миллиграмм. А в одной чашке 100 и более в зависимости от того, что это за вид, какая порция и так далее.

М. Антонов:

- Михаил Богомолов, президент Российской диабетической ассоциации, люди разные. Сорокакилограммовая девушка выпьет банку тонизирующего напитка и 120-килограммовый мужчина выпьет эту банку. И влияние одной баночки тонизирующего напитки на разных людей разные. Все ведь зависит от человеческой конституции и плюс наслаиваются хронические заболевания. Что вы по этому поводу скажете?

М. Богомолов:

- Сказывается не только масса. Естественно, чем масса больше, тем по большей массе распределяется активное вещество. Но еще важно соотношение между мышечной и жировой массой. И что будет делать человек после употребления этого напитка. Он ляжет спать или будет танцевать на дискотеке. Физиологические эффекты в значительной степени зависят от условий, в которых будет потребляться и с какими целями будет потребляться тонизирующий напиток. Имеется в виду, не содержащий или мало содержащий в себе сахар и глюкозу, но содержащий в себе кофеин. Поэтому вопрос зависит от ситуации.

М. Антонов:

- Хорошо. Про хронические заболевания, ожирение, артериальная гипертензия, сахарный диабет и вот такие тонизирующие напитки?

М. Богомолов:

- Если у человека имеется артериальная гипертензия, он находится в группах риска соответствующих, например, находится в гипертоническом кризе, конечно, советовать потребление содержащих кофеин продуктов любых не представляется возможным. Если он вне кризиса какого-то, то установлено, что потребление кофеина в порциях суточных от 200 до 400 миллиграммов в сутки достоверно снижает заболеваемость диабета второго типа. Несмотря на то, что кофеин оказывает действие, катаболически отличное от инсулина, то есть, рядом исследователей были показаны механизмы через вещество аденозинмонофосфат слабое содействие. Кто-то говорит о достоверном, кто-то о недостоверном действии инсулина.

Относительно ожирения, то есть, злоупотребления высококалорийными продуктами, потому что некоторые психоэндокринологи, психиатры рассматривают ожирение как психическую болезнь, как разновидность наркомании, то для кофеина психиатрами установлены эффекты антидепрессивные. В особенности для женщин репродуктивного возраста. И поэтому возможно определенного рода замещения переедания кофеином. Конечно, злоупотреблять этим тоже нельзя.

М. Антонов:

- Снова к уважаемому профессору. Константин Исакович, привыкание. Привыкают ли к тонизирующим напиткам люди?

К. Эллер:

- Дело в том, что у нас неоднократно этот вопрос возникал. И, во-первых, кофеин не входит в список допингов ВАДА.

М. Антонов:

- Это привет мы нашей сборной передадим. Они завтра выступать начинает. Ребята, кофеин не входит в список ВАДА!

К. Эллер:

- Я сомневаюсь, что с Бельгией что-то поможет, но сейчас мы о другом. Дело в том, что кофеин не вызывает никакого привыкания, потому что институт психиатрии несколько раз делал подобные исследования. И подтверждал отсутствия привыкания, зависимости к кофеину.

М. Антонов:

- Хорошо. Максим Новиков, президент СОЮЗНАПИТКИ. Максим, в некоторых регионах сложилось негативное отношение. Заметили, с самого начала правильно меня поправил наш уважаемый профессор Константин Исакович Эллер, который, когда я начал говорить: а давайте про энергетики! Константин Исакович сказал, что мы говорим про тонизирующие напитки. Но все равно возникает путаница. В некоторых регионах смешивают все воедино. Тонизирующие, энергетические, давайте все в одну кучу. И давайте все запретим!

И более пятидесяти регионов, которые принимают законопроекты, запрещающие продажу энергетиков. Эти законопроекты каким-то образом тонизирующих напитков коснуться или нет?

М. Новиков:

- Они, собственно, вокруг нашей категории и принимаются. Но здесь надо отметить, что ряд регионов во время пересмотра законодательства при введении федеральных ограничений на слабоалкогольные напитки, отменили такие запреты. Более того, есть такие регионы, как Самара, где дискуссия велась полностью открытым образом. Мы, как индустрия и производители региональные, приглашались к диалогу. И было установлено, что нет научных обоснований. Более того, важно отметить, что в январе прошлого года государством утверждена стратегия здорового образа жизни. И там написано, что любые подобные ограничения должны обсуждаться с бизнесом, иметь четкие научные обоснования. И это, собственно, и международной практике соответствует. Даже по правилам Всемирной торговой организации какие-то необоснованные ограничения в торговле вводить нельзя. И то же самое было зафиксировано нашими правилами торговли, принятыми под елочку 31 декабря. И там даже есть отдельный пункт, что такие вещи должны обсуждаться только на федеральном уровне. Поэтому мы, как Союз, выступаем против подобных ограничений. И рекомендовали бы регионам, которые такие вещи приняли, все-таки, пересмотреть свои взгляды. И подумать об отмене подобных ограничений.

М. Антонов:

- А есть у вас статистика, кто основной потребитель тонизирующих напитков?

М. Новиков:

- Буквально через несколько дней состоится презентация целого исследования аналитического центра при правительстве. Мы уже видели предварительный результат. И очевидно, что основные потребители – это совершеннолетние граждане в возрасте от 18 до 30 лет.

М. Антонов:

- А как же еще один стереотип, что бедный школьник, готовясь к ЕГЭ, обставляется жестяными баночками, выпивает их. Да еще рядом дымящаяся чашка кофе. Плюс кофеин в таблетках.

М. Новиков:

- Здесь давайте сделаем упор на слово «бедный». На предыдущем эфире нас спрашивали о ценах. Энергетические и тонизирующие напитки являются не самым дешевым продуктом, поэтому школьникам самостоятельно эта категория просто не по карману. Поэтому если этот напиток у него стоит для подготовки, значит, за этот выбор несет его родитель, а не производитель этого напитки.

М. Антонов:

- Принимается!

Мы продолжаем в прямом эфире разговор про тонизирующие напитки. Так ли они вредны, как это утверждают некоторые? В общем, у нас огромное количество сегодня гостей. Я их всех обязательно еще в финале представлю. Но сейчас уже мы будем переходить к разговору с производителями. И у меня первый вопрос для Марина Балабановой, это вице-президент по корпоративным отношениям PepsiCo по России и СНГ. Кодекс добровольных обязательств – что это значит? Кто этот кодекс подписывал? И хотя бы несколько пунктов или важные самые пункты этого кодекса хотелось бы услышать.

М. Балабанова:

- Да, конечно. Но я хочу начать с того, что сегодня уже наши уважаемые эксперты неоднократно высказались о безопасности категории тонизирующих напитков. И нам, действительно, иногда непонятно, почему именно эта категория безалкогольных напитков вызывает столько, скажем так, иногда каких-то неоправданных мифов и обсуждений, как со стороны потребителей, так и регуляторов. И отвечая на вот эту озабоченность общества, мы решили, что как крупнейшие производители подобной категории, ну, и наша компания PepsiCo, как вообще крупнейший производитель продуктов питания и напитков в России, мы должны выступить впереди всей индустрии и обозначить некоторые рамки.

Категория тонизирующих напитков и так очень серьезно регулируется. Есть жесткие рамки, которые установлены законом. Но мы считаем, что мы можем взять на себя еще большие обязательства предоставлять информацию потребителям прямо на упаковке. Для того, чтобы потребитель понимал, какой процент суточной нормы тех или иных веществ он потребляет с этим напитком, как… может ли он выпить, например, еще одну порцию, если он в тот же день потреблял кофеин в других напитках. Это все поможет потребителям самостоятельно ориентироваться и регулировать свое потребление, быть более осознанным с точки зрения потребления.

Потому что, конечно же, нет продуктов вредных или полезных, да, все продукты имеют право на существование. вопрос в том, что нужно сознательно подходить и к объему, и к выбору количества этих продуктов. И вот мы надеемся, что те обязательства, которые мы на себя берем, во-первых, по количеству, по объему упаковок, которые мы будем выпускать, по информированию потребителей, по той информации, которая будет размещаться, по продвижению подобной категории, мы берем на себя обязательства не рекламировать эти продукты в передачах, направленных на детей до 12 лет. Мы думаем, что это поможет более осознанному выбору потребителей.

Ну и также мы стараемся развенчать миф о вредности этой категории и убедить регуляторов в том, что отрасль сама может регулировать себя. И такие нормы как подписание добровольных саморегулирующих актов вполне может заменить какие-то меры законодательного порядка, запрещающие, ограничивающие продажу этой категории.

М. Антонов:

- Спасибо, Марина. Но у меня такой же вопрос будет к Ирине Архиповой, директору по внешним связям и коммуникациям по стране Coca-Cola HBC России. Ирина, у меня впорс. Мы не придем к тому, что в итоге я буду брать, покупать напиток, и он будет в такой, как сейчас очень модно, покупаешь какую-нибудь таблетку, достаешь ее из упаковки, и такой рулончик инструкций. И на много-много строчек с противопоказаниями. Не знаю, кто это все читает, может быть, есть такие люди, которые читают. Вот мы не дойдем до того, что тонизирующие напитки будут сопровождаться таким же рулончиком?

И. Архипова:

- Да, здравствуйте. Ну, я бы не назвала это противопоказаниями. Я бы назвала это рекомендациями, да, сбалансированного питания. А уже потребитель должен сам делать выбор, да, хочет он употреблять напитки с сахаром, и таким образом как-то контролировать и через объем упаковки его потребление калорий, суточное потребление калорий, либо он категорически не хочет употреблять сахар и хочет употреблять напитки с пониженным содержанием или вообще без сахара. Но для этого как раз, соответственно, производитель и наносит всю информацию, то есть весь ингредиентный состав, который они используют при производстве, они наносят на лицевую часть упаковки. Это и ответственность, и возможность, действительно, пропаганды, продвижения здорового образа жизни среди нашего населения.

М. Антонов:

- Зачем вам этот кодекс добровольных обязательств? Ну, давайте опять же откровенно говорить, нету полезных продуктов, которые можно съесть в неограниченном количестве, и человеку ничего не будет. Можно, я не знаю, переесть любого, и будет, как минимум, несварение. Вот, и любой продукт может стать вредным. И, казалось бы, человек должен ответственно подходить к своему здоровью. Причем знаменитую поговорку «спасение утопающих – дело рук самих утопающих» никто не отменял. Вам-то зачем это?

И. Архипова:

- Ну, хороший вопрос. Давайте поразмышляем на эту тему. Вот, действительно, практически любую категорию продуктов можно отнести к нездоровой, если употреблять ее безответственно, так скажем. При этом есть категории продуктов, которые, наверное, являются некой мишенью общественного мнения. И вокруг этих категорий больше всего мифов. Наверное, поэтому именно энергетические напитки и возник вот этот кодекс энергетических напитков, который направлен, в первую очередь, на внешнюю аудиторию, о котором так подробно говорил Максим и Марина.

Но я бы отметила еще одну цель этого кодекса, отвечая на ваш вопрос, зачем это нам. Вы правы, действительно, крупные, особенно международные производители имеют уже эти кодексы внутри компаний много лет. И мы самоограничиваемся, сами уже в течение, может быть, десятка лет. Но при этом понимаем, что даже крупные производители не могут сформировать всю повестку, если они действуют не сообща. И вот кодекс – это как раз возможность объединить нас вокруг этих задач. Если хотите, этот кодекс не только направлен на внешнюю аудиторию, на внешний стейкхолдеров, на потребителей, но и на внутреннюю аудиторию. То есть мы хотим тех производителей, которые и входят в СОЮЗНАПИТКИ, и еще пока не входят, присоединились к нам и также задумались бы об ответственном отношении по отношению к своему потребителю. Поэтому здесь есть еще такая просветительская задача в рамках работы над этим кодексом.

М. Антонов:

- К Максиму Новикову, президенту СОЮЗНАПИТКОВ вопрос. Максим, вы будете остальных производителей, кто не присоединился, их каким-то образом агитировать? Или сами придут, сами вступят и подпишут этот кодекс?

М. Новиков:

- Ну, здесь хотелось бы сразу упомянуть, что у нас это уже третий кодекс. Один у нас является обязательным для всех членов союза, это кодекс, нормирующий этику и добросовестное поведение по отношению друг к другу на рынке. Второй кодекс был подписан в 2019 году. Это кодекс по снижению сахара. И практика показывает, что производители, увидев активность со стороны лидеров рынка, двигаются самостоятельно, уточняют какие-то параметры для себя, сверяются со своим маркетингом. Потому что вступление в кодекс требует изменения политики по разработке своих новых продуктов. И постепенно присоединяются. В июле этого года мы ожидаем присоединения ряда участников к кодексу по сахару. Ну и, как мы уже сказали, через год после серьезной дискуссии мы ожидаем также, что и кодекс по энергетикам и тонизирующим напиткам пополнится новыми участниками.

М. Антонов:

- Вопрос к Михаилу Богомолову, президенту Российской диабетической ассоциации. Причем вопрос один слушатель прислал, про несовершеннолетних. Человеку 15 лет, например, 16 лет. И вот он при этом пьет кофе. А мы вот в одной чашке безалкогольного тонизирующего напитка содержится кофеина не больше, чем в кружке кофе. Можно ему все-таки тонизирующий напиток или нельзя?

М. Богомолов:

- Вопрос не в тонизирующем напитке или в кофе. А в необходимости, собственно говоря, мы бьемся, например, с Министерством просвещения и добились некоторых успехов, о необходимости введения в рамках безопасной жизнедеятельности, есть пример, некоторых аспектов безопасного питания, правильного питания. Чтобы человек мог потреблять, то есть не только правильно кофеин, в составе ли чая, кофе, шоколада, тонизирующих или каких-то других напитков, но и мог употреблять и другие продукты.

Потому что человек, которому было 15-17 лет, ему становится в конце концов 25-27, и мы массово сталкиваемся, в том числе, будь то по напиткам или каким-то другим продуктам, которые обвиняют в нездоровом питании, что девушка, заканчивающая 11-й класс средней школы, она решает дифференциальные уравнения с тремя интегралами, читает Шекспира на английском языке или цитирует его, а когда приходит в магазин, она не может составить недельный рацион питания. Тут есть определенные сложности взаимодействия как с министерством, так и с торговыми сетями, то есть с их союзами. И поэтому вопрос, вами заданный, то есть, если его начинать решать конкретно, он не столь простой.

М. Антонов:

- Принято, да. Хорошо, хорошо. Ну и я бы, конечно, с Константином Исааковичем подискутировал сейчас по поводу России и Бельгии. Но не буду этого делать. Мы завтра сами все увидим, что произойдет на полях чемпионата Европы. Я все-таки, это финальный вопрос, тем более, что у нас минута осталась, итак: скажите, Константин Исаакович, для ограничений продажи того или иного пищевого продукта, в данном случае – тонизирующих напитков, должны быть веские какие-то научные основания. В данный момент их нет.

К. Эллер:

- Таких оснований нет пока.

М. Антонов:

- Я думал, что вы более длинную фразу скажете.

К. Эллер:

- Я могу сказать и более длинную. Вы сказали – одна минута.

М. Антонов:

- Да, но вы-то сказали на пять секунд. И, значит, тонизирующим напиткам быть, по-вашему?

К. Эллер:

- Что?

М. Антонов:

- Тонизирующим напиткам быть?

К. Эллер:

- Ну, в том законодательстве, в котором они сейчас выпускаются, конечно, там нет никаких ограничений. А те ограничения, которые есть вообще для напитков, как говорится о питании в школах и так далее, и так далее, и это в Соединенных Штатах есть, но это связано именно с тем, о чем мы говорили. Что дети должны не только сахарсодержащие напитки пить, а так называемые пищевые продукты повышенной пищевой плотности – молоко, белок чтобы был, и так далее. Но это совсем другой разговор. Это вопрос о качественном питании, которое необходимо развивающемуся организму. Это ни в коем случае не бросает тень на напитки.

М. Антонов:

- Значит, будем чаще встречаться. Еще раз, у нас сегодня в эфире был президент СОЮЗНАПИТКОВ Максимс Новиков, директор по внешним связям и коммуникациям по стране Coca-Cola HBC Россия Ирина Архипова. Марина Балабанова, вице-президент по корпоративным отношениям PepsiCo по России и СНГ. Константин Эллер, заведующий лаборатории метаболомного и протеомного анализа ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии». И Михаил Богомолов, президент Российской диабетической ассоциации. Спасибо всем.