Город для пешеходов: как сделать безопасным дорожное движение для пешеходов, несовершеннолетних и пассажиров общественного транспорта

Илья Зотов, Председатель Общероссийского объединения пассажиров, Член общественного Совета при Министерстве транспорта Российской Федерации
Об этом в эфире Радио «Комсомольская правда» рассказывает председатель Общероссийского объединения пассажиров, член общественного совета при Министерстве транспорта Российской Федерации Илья Зотов

М. Антонов:

- Итак, друзья, это радио «Комсомольская правда» и мы сейчас поговорим на тему города для пешеходов. Будем говорить о том, как важно обеспечить и безопасность дорожного движения для пешеходов несовершеннолетних, и для обычных пешеходов, и для пассажиров общественного транспорта. С нами на прямой связи председатель Общероссийского объединения пассажиров, член Общественного совета при министерстве транспорта Российской Федерации Илья Зотов. Илья, приветствую вас, здравствуйте.

И. Зотов:

- Добрый день.

М. Антонов:

- Вот когда говорят о том, что у России особый путь, отличный от пути восточного или западного, есть ли что-то, что есть на западе и что нам можно было бы перенимать у запада, чего у нас до сих пор еще нет, если мы говорим про безопасность дорожного движения, вот в частности для пешеходов?

И. Зотов:

- В первую очередь, хотелось бы отметить, что, конечно, если мы говорим про безопасность, то нужно заниматься скоростью движения. У нас в среднем скорость автобусов порядка 18 километров в российских городах и, конечно, никто не говорит, что автобусы у нас двигаются очень медленно. Вполне достаточно для того, чтобы везде успевать. И вот как раз здесь мы должны брать ту практику, которая есть за рубежом - это, прежде всего, снижение скорости движения в больших городах, а сейчас скорость фактически в российских городах составляет 80 километров в час. То есть, 60 плюс 20 – те разрешенные километры, за которые не штрафуют. Поэтому, конечно же, в этой части необходимо точно снижать. Мы знаем, ряд европейских городов перешли к 30, к 40 километрам в час и вполне этого достаточно, чтобы везде успевать. И, конечно, ключевой момент здесь – это сокращение количества ДТП, либо последствия данных ДТП будут менее плачевны и это, конечно, очень значимо. Вместе с этим стоит так же снижать нештрафуемый порог, но его стоит все-таки снижать сначала в больших городах. Сейчас нештрафуемый порог составляет 20 километров в час, а мы знаем, что практически во всех цивилизованных странах нештрафуемый порог от 5 до 10 километров в час. И, конечно же, это таким образом стимулирует людей соблюдать правила дорожного движения и приводит это к снижению количества ДТП на дорогах.

М. Антонов:

- Вот смотрите, вы ратуете за снижение скорости, а некоторые считают, что просто у нас камеры надо везде понавешать и камеры будут следить за соблюдением скоростного режима и эти камеры фото и видеофиксации – реальный и адекватный ответ тем, кто превышает скорость. Превысил скорость – получи штраф. Вот насчет того, что с помощью камер снижается количество дорожно-транспортных происшествий, вы согласны?

И. Зотов:

- Вот если говорить про мировой опыт и фото и видеофиксацию, то в Европе активно применяется метод контроля средней скорости на участке. Это мы говорим про то, что этот способ достаточно эффективен, в России он пока не применяется в широком смысле.

М. Антонов:

- Извините, я объясню для слушателей. Это расчет средней скорости из пункта А в пункт Б. Превышение этой средней скорости говорит о том, что человек на этом участке между А и Б ехал с превышением скорости и это как раз штраф тот самый.

И. Зотов:

- Да, все верно. И как раз здесь, знаете, такой очень важный момент. Сейчас камеры у нас есть на многих участках дороги, но часто люди снижают скорость только перед камерой, чтобы не попасть на некий штраф, но, как только камера пропадает, сразу же набирается достаточно серьезная скорость – и 80, и 90 километров в час в районе населенного пункта – и, конечно же, вот эта средняя скорость способствовала бы тому, что водитель бы проезжал в среднем темпе этот участок и таким образом, конечно, количество ДТП так же было меньше. Хотелось бы, чтобы так же зрители понимали, что действительно для пешеходов и велосипедистов риски погибнуть или быть тяжело ранеными после ДТП достаточно высокие сейчас у нас в стране и вот если при столкновении с авто на скорости 30 километров в час шансы выжить человека практически 90%, то на скорости 80 километров шансов практически нет. И как раз вот здесь мы говорим про то, что скорость должна быть снижена, но решение о снижении скорости должны все-таки применять достаточно здраво, логично, последовательно, да, чтобы у нас камеры появлялись в тех местах, где имеется соответствующее обозначение, чтобы они не стояли где-то там в кустах, либо там в непонятном месте. И задача камер была только штрафовать и собирать деньги с населения – по сути, это некий спор – все-таки задача камер это прививать некую культуру водителям для того, чтобы они соблюдали правила дорожного движения и, собственно говоря, камера должна быть обозначена на дорожном участке и водители должны понимать, что там есть камера. Но если средняя скорость, как раз она позволит решить многие вопросы, которые у нас не решаются годами.

М. Антонов:

- А вот очень многие говорят про культуру вождения, про культуру водителей и при этом – а культура пешеходов, вот о ней что вы можете сказать? Ведь есть огромное количество, например, нерегулируемых пешеходных переходов, а люди, например, игнорируя их, переходят дорогу там, где им удобно и прочее. То есть, к ответственности водителей это все понятно. Про ответственность пешеходов.

И. Зотов:

- Мы знаем, буквально недавно произошло достаточно такое печальное ДТП, когда девушка сбила на пешеходном переходе детей, которые переходили со своей мамой дорогу. И это как раз про то, что должны быть более внимательны и пешеходы, потому что мы видим по видео, что практически пешеходы не посмотрели на машину. Да, автомобиль ехал быстро, да, автомобиль не притормозил, но в то же время нужно беречь свою жизнь и все-таки перестраховываться. И в этом плане хотелось бы сказать, что неоднократно я сам лично видел, что велосипедисты не слезают с велосипеда, а переезжают на нем по пешеходному переходу. С самоката люди не слезают. А самокаты практически уже везде, наверное, стали такой обыденной практикой для нас. Вот все это ведет опять же к ДТП, потому что пешеходы, самокаты и велосипедисты думают, что их пропустят. Да, конечно, их должны пропускать, но, тем не менее, должна быть и ответственность со стороны пешеходов в части того, что они все-таки должны быть более внимательны. Снимать наушники, если переходят дорогу, смотреть налево-направо. И вот все эти базовые моменты нужно прививать как можно с раннего возраста, то есть, с детского возраста и активно об этом доносить и говорить.

М. Антонов:

- Ну, модернизация вот таких надземных пешеходных переходов она нужна?

И. Зотов:

- Я думаю, что нужно сохранять альтернативность. В Москве как раз подобное решение было принято, мы знаем, что наряду с пешеходными переходами, которые наземные, есть и подземные варианты, и сам человек выбирает, как ему перейти дорогу. Если мы говорим про надземные переходы, они не всегда комфортны и удобны опять же для людей с ограниченными возможностями, по ним достаточно тяжело подниматься, поэтому мы бы рекомендовали все-таки делать подземные переходы. Да, они достаточно дорого стоят, но, конечно же, это более удобно для жителей, потому что сам по себе подъем вверх без наличия лифта, других в общем-то устройств достаточно сложно для людей, которые передвигаются по городу там с чемоданами, с багажом, с детьми на колясках. И вот эта инфраструктура часто просто не адаптирована для людей.

М. Антонов:

- Илья, и еще один вопрос, который бы хотелось задать. Вот мы говорим про водителей, мы говорим про пешеходов, но вы упомянули ту самую, как прокладку между этими двумя категориями, это велосипедисты и популярный в последнее время способ передвижения – самокаты или электросамокаты. И развиваются споры – ребята, это либо транспорт, и тогда добро пожаловать на дороги общего пользования. Либо пусть все-таки на дорогах им делать нечего. Вот у общероссийского объединения пассажиров и у вас, в частности, какое мнение по этому поводу?

И. Зотов:

- Самокаты и велосипеды – это транспорт последней мили, условно говоря, они выполняют функцию доставки конкретного человека от метрополитена до его дома, либо до его офиса. Часто метрополитен и автобусную остановку расположить везде невозможно, какой-то участок все равно люди проходят пешком – это 10-15 минут обычно. Вот как раз для подобных передвижений очень удобны самокаты и велосипеды, но я так думаю, что в ближайшее время оцифруют и велосипеды, оцифруют и самокаты, потому что у нас буквально в ближайшее время появится закон о средствах индивидуальной мобильности, где будут установлены скоростные ограничения для самокатов. Но мы должны понимать, если мы устанавливаем скоростные органичения, места движения для самокатов, то мы должны каким-то образом все это администрировать. Вот администрировать пока это не научились, но я думаю, что будут какие-то цифровые опять же коды, сертификаты, которые будут сканироваться, в том числе, видеокамерами, расположенными в рамках города. Иначе такое законодательство, которое устанавливает скорость, оно просто абсурдно. То есть, нет смысла вводить закон, который нет возможности проконтролировать.

М. Антонов:

- Ну и чтобы подытожить наш разговор, Илья, все-таки вы наблюдаете тенденцию, вы следите за статистикой, и тенденция по движению и безопасности дорожного движения она какая?

И. Зотов:

- По статистике, которую мы имеем от ГИБДД, которую они официально публикуют, количество ДТП с тяжкими последствиями сокращаются и это достаточно позитивная новость. И примерно такие сокращения в лучшую сторону идут и в регионах России, не только в Москве. Это происходит и за счет того, что появляются опять же видеокамеры, которые фиксируют нарушения. Это становится возможным благодаря освещению пешеходных переходов, то, что они становятся более безопасными, раньше этого в принципе не было, а были темные пешеходные переходы, поэтому людей очень много сбивалось. Это освещение дороги, позволяет опять же видеть достаточно длинный участок и предпринимать определенные меры. Но, конечно, этих мер недостаточно и, я думаю, что та задача, которая поставлена президентом о нулевой смертности, она все-таки достижима при комплексе мер. То есть, не просто одними камерами этот вопрос не решишь, это и профилактика, и обучения, повышенное требование к водителям, которые сдают экзамены на получение водительских прав, а мы знаем, что подобные меры сейчас приняты, то, что медицинские организации будут передавать информацию. Вот все это в совокупности позволит решить вопрос и там лет через 15 мы можем сказать о том, что в России нулевая смертность от ДТП.

М. Антонов:

- Спасибо большое. С нами был Илья Зотов, председатель Общероссийского объединения пассажиров, член Общественного совета при министерства транспорта Российской Федерации.