Александр Коц - из Кабула: Талибан* пообещали не экспортировать революцию в другие страны и бороться с наркотиками

У ворот кабульского аэропорта, осаждаемого желающими улететь, даже идет торговля.

У ворот кабульского аэропорта, осаждаемого желающими улететь, даже идет торговля.

Корреспонденту «Комсомольской правды» удалось пообщаться с министром информации Исламского эмирата Афганистан

М. Антонов:

- Саша, здравствуй. Насколько я понимаю, удалось пообщаться и побывать на пресс-конференции министра информации Талибана?

А. Коц:

- Это не то что была пресс-конференция, это была встреча с российскими журналистами, которых тут не очень-то и много. Из числа газетчиков я присутствовал на ней один, плюс еще два телеканала. И это бывший пресс-секретарь движения «Талибан» (*запрещенная в России террористическая организация), сейчас он занимает должность министра информации Исламского эмирата Афганистан, как они теперь называют свою страну. Встреча была недолгая, но удалось задать несколько вопросов. Я, например, спросил, не собираются ли они экспортировать свою революцию за пределы своей страны. Дело в том, что в России существуют достаточно серьезные опасения того, что волнения могут перекинуться сначала на среднеазиатские республики, а затем и на южные регионы России. На что мне министр информации сказал, что то, что происходит сейчас в Афганистане, это сугубо внутреннее дело этой страны. И никакого экспорта революции они за пределы своего государства не планируют. Более того, они планируют развивать дружеские и деловые отношения со своими соседями. Он говорит, что уже были контакты, и, в принципе, отношения, хоть и неофициальные, но у них достаточно дружелюбные на данный момент.

Также, естественно, нас интересовали вопросы наркотрафика. Они говорят, что уже началась работа по выявлению каналов контрабанды героина. Ну и, соответственно, в дальнейшем Талибан будет очень жестко бороться с выращиванием опийного мака, из которого делают этот сильный наркотик, и бороться с его распространителями. Он назвал цифры, что только в самом Афганистане более … молодых людей употребляют наркотики, поэтому они будут с этим жестко бороться. Он напомнил, что в 2001 году им удалось снизить наркотрафик фактически до нуля. Ну, это, действительно, так. Хотя в 1999 году при том же Талибане был выращен рекордный урожай опийного мака. Есть мнение, что его запасов хватило надолго. Но то, что после ухода талибов и прихода американцев 20 лет наркотрафик вырос в 40 раз по сравнению с прошлым рекордом. Поэтому с этой стороны Талибан, опять же, заявляет, что он будет действовать и в интересах своей страны, и в интересах других стран, которые страдают от этого наркотрафика.

Естественно, мы поинтересовались, что будет после 31-го числа. Я помню, что 31 августа Талибан дал последний срок американцам на эвакуацию. Он сказал, что будет приниматься решение, которое будет приниматься коллегиально новым правительством. Но после 31-го числа, как он заверил нас, возможность уехать из страны для желающих останется. Просто это можно будет сделать, как он говорит, официально, получив соответствующую визу и улетев не военными бортами, а гражданскими рейсами. Вот вкратце наш разговор. Я думаю, что скоро я вывешу его на сайте «Комсомольской правды», как только доберусь до места проживания.

Продолжаем наблюдать, что происходит в Кабуле. Не видно каких-то визуальных признаков изменения власти. Ну да, есть на улицах экзотично выглядящие люди с автоматами, где-то замазаны краской женские лица на витринах, но не везде. Есть и плакаты, и билборды с изображениями женщин, не замазанные. Можно считать, что те кадры, которые мы видели, что лица замазывают, это может быть какая-то личная чья-то инициатива была. И, что удивительно, очень много остается в городе портретов злейшего врага Талибана Ахмад Шаха Масуда. То ли руки пока не дошли, то ли, действительно, Талибан – это не тот Талибан, что был 20 лет назад, когда на кабульском стадионе рубили головы, на улицах воришкам рубили руки. То есть сейчас это такая, с позволения сказать, гомеопатическая версия Талибана.

Но я не исключаю, что это необходимость. Они пытаются выглядеть цивилизованными в глазах мирового сообщества, чтобы не оказаться в блокаде, не оказаться под санкциями и так далее. Поэтому, как меня заверил министр информации, они сейчас формируют правительство, в котором будет широкое представительство различных народов и народностей, движений, не только Талибан, чтобы мировое сообщество могло признать это правительство. Но мы помним, что в 2001 году Талибан, действительно, признавали как государство, в том числе, допустим, Пакистан, Арабские Эмираты и Туркмения.

М. Антонов:

- Спасибо. Наблюдаем за развитием событий.