Таможня России за счет цифровизации выпустила уже более миллиона деклараций в автоматическом режиме

Это позволяет очень сильно экономить время, силы и средства
Это позволяет очень сильно экономить время, силы и средства

- Сегодня у нас в гостях первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Руслан Валентинович Давыдов. Здравствуйте!

- Здравствуйте!

- Руслан Валентинович, таможня меняется уже достаточно давно. Ведется серьезная работа по цифровой трансформации. Каких успехов удалось достичь?

- Мы довольно давно работаем над переводом наших документов и сопутствующих документов в электронный вид. Цифровизация. С 2014 года все декларации подаются в электронном виде. И понятно, что цифровизация нужна не сама по себе, она нужна для того, чтобы ускорить работу таможни, чтобы упростить работу для участников внешней экономической деятельности. Мы избрали направление автоматизации процедур. На сегодняшний день у нас порядка 20% всех импортных деклараций и порядка 40% экспортных выпускается полностью автоматически. Сегодня говорили с коллегами, что пока мы рассуждаем о беспилотном транспорте, по сути, есть уже часть беспилотной таможни. Декларация выпускается полностью без участия человека.

Если в цифрах, за прошлый год было выпущено автоматически 1 миллион 88 тысяч деклараций из чуть больше 5 миллионов. В этом году мы приближаемся к миллиону. В сентябре будет перекрыт миллион. Что это дает? Экономию времени, сил и средств. Как нам и так же участникам внешнеэкономической деятельности. Примерно 5 миллионов человеко-часов рабочих сэкономлено за счет автоматизации.

Следующий момент, это то, что связано – это логистическая роль таможни в увеличении транзитного потенциала, транзитные декларации тоже у нас в электронном виде. И тоже автоматически выпускается порядка 20%.
Взаимодействие межведомственное, потому что таможня, пожалуй, это мультидисциплинарное ведомство, у нас, кроме таможенного контроля, еще 13 других видов контроля, включая контроль маркированной и не маркированной продукции. Здесь любая таможенная декларация для того, чтобы ее выпустить, как минимум, несколько ведомств, даже самая проста, надо повзаимодействовать. Для этого существует система межведомственного электронного взаимодействия, которая полностью автоматически работает. И в день порядка 60 тысяч сообщения проходит, мы обмениваемся с другими ведомствами.

Цифровизация очень многогранна, разносторонняя. Это и электронные навигационные пломбы, которые позволяют отслеживать маршруты движения грузов, отслеживать вскрыто или не вскрыто грузовой отсек и так далее.

- Вы фиксируете, какой отклик у участников внешнеэкономической деятельности находит все вот эти процессы, в частности, создание центров электронного декларирования?

- Отклик положительный, потому что мы вот эти все новшества, усовершенствования, естественно, они, в первую очередь, касаются добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, которых подавляющее большинство. И они очень положительно это воспринимают. Если мы 5 миллионов человеко-часов сэкономили участникам экономической деятельности в год, конечно, они адекватно это воспринимают. Другое дело, что, наверное, те, у кого все хорошо, они обычно не кричат, не шумят, не протестуют. А вот кому наша цифровизация, кого она вытаскивает на свет, кому не дает заниматься всякими серыми схемами, те периодически подают голос и говорят, что им якобы стало хуже и так далее.

- Про изменения. Они приносят новые требования и для кадрового состава таможни. Какие сейчас квалификационные требования предъявляются для тех людей, которые служат в вашем ведомстве, которые хотят в нем служить. И как вы можете охарактеризовать кадровый состав? Насколько он сегодня профессиональный?

- Таможня – это, как говорят, мультидисциплинарное ведомство. Здесь надо обладать очень широким спектром знаний. Это и экономические знания, знания финансовые, знания таможенного законодательства, смежных законодательств, которые регулируют другие виды контроля.

Мы говорили про цифровизацию. Естественно, современный таможенник – это тот человек, который должен всеми этими технологиями владеть, потому что вся работа идет в электронном виде. Программы, умения быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. У нас, мы, кроме всего, еще и правоохранительное ведомство, поэтому у нас большая часть сотрудников, которые в погонах, они борются с контрабандой реально. Занимаются оперативно-разыскной деятельностью, поэтому к ним предъявляется еще особый набор требований. Вот в связи с этой разносторонностью нашей организации и требования, они могут отличаться в зависимости от специализации наших сотрудников. У нас есть Российская таможенная академия, специализированное учебное заведение, которое готовит для нас кадры уже много лет. Стоит сказать, что, наверное, на сегодняшний день около четверти, около пятой части, четверти всех людей, которые работают в таможне – это выпускники нашей Российской таможенной академии.

Мы молодеем. У нас 35% нашего личного состава – это молодые люди в возрасте до 35 лет. А как сейчас модно говорить, гендерный состав у нас примерно 50 на 50: чуть больше мужчин, ну, это в основном за счет нашей правоохранительной составляющей, а так, вообще, все больше и больше девушек приходит. Мы, когда на приемах 1 сентября в Российской таможенной академии смотрим, там уже девчонок большинство, наверное.

- Здесь вы тоже идете в ногу со временем. Спасибо! В студии был первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Руслан Валентинович Давыдов.

- Спасибо большое!