Преподавание ОБЖ изменили по рекомендациям МЧС

Теперь на уроках ОБЖ детям будут давать больше навыков, которые пригодятся в обычной жизни, а не в чрезвычайных ситуациях.
Теперь детям дают больше практических навыков, применимых в обычной жизни, а не в чрезвычайных ситуациях. Об этом в эфире Радио «Комсомольская правда» рассказала Директор Центра экстренной психологической помощи МЧС Юлия Шойгу

М. Антонов:

- Встречаем гостей. Директор Центра экстренной психологической помощи МЧС Юлия Шойгу у нас в эфире. Юлия, здравствуйте!

Ю. Шойгу:

- Здравствуйте!

М. Антонов:

- 4 октября МЧС отмечает, а вообще в России отмечается День гражданской обороны. Для многих это устаревшая опция. А сейчас гражданская оборона что из себя представляет?

Ю. Шойгу:

- Михаил, мне кажется, что в гражданской обороне, в той области, которая называется гражданской обороной, есть достаточно большое количество знаний, которые необходимы каждому человеку. И сейчас этот пул навыков входит в предметную область, которая называется «основы безопасности жизнедеятельности». Например, это навыки первой помощи, которые хорошо бы знать каждому человеку. Как наложить шину, сделать искусственное дыхание, как помочь человеку, если ему внезапно стало плохо.

М. Антонов:

- Сегмент гражданской обороны в ОБЖ уже включен?

Ю. Шойгу:

- Сегмент гражданской обороны в основу безопасности жизнедеятельности был включен всегда, но сейчас он, скажем так, немного расширен и видоизменен. Нужно сказать, что очень интересная трансформация: помимо Дня гражданской обороны, так уж совпало, это интересное пересечение дат – 4 октября отмечается День гражданской обороны, а 5 октября – День учителя, поэтому основы безопасности жизнедеятельности, наверное, не зря возникли сейчас в информационном пространстве.

М. Антонов:

- Напрямую пересекается это все.

Есть информация, что вы презентовали обновленное пособие по ОБЖ. Почему оно новое?

Ю. Шойгу:

- Это очень хороший вопрос. Мне кажется, предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» - это, наверное, самая динамично меняющаяся область знаний человека. Настолько стремительно меняются риски, какие-то перестают быть актуальными, а какие-то, напротив, серьезно возрастают. И это предмет, как мне кажется, который должен рассказывать о жизни и о тех рисках, опасностях, которые подстерегают, к сожалению, каждого из нас в самых обычных и бытовых ситуациях.

Началось все несколько лет назад. Конечно, я, как сотрудник Министерства по чрезвычайным ситуациям, по роду своей деятельности очень часто встречаюсь с ситуациями, когда происходит трагедия. Зачастую трагедия происходит потому, что люди не знали, не умели, не понимали, как себя правильно повести в этой ситуации.

М. Антонов:

- Не были готовы.

Ю. Шойгу:

- И это то, что можно предотвратить. Не случайно девиз нашего ведомства – это предотвращение, спасение, помощь. И предотвращение – это то, чем, на мой взгляд, можно спасти гораздо больше человеческих жизней, чем уже ликвидацией последствий. Ликвидация последствий – это всегда привлечение сил и средств, это всегда гонка со временем, потому что мы всегда не успеваем, когда уже приходится спасать. Мы всегда пытаемся догнать, всегда уже что-то произошло, мы пытаемся догнать, опередить время, помочь, преодолеть. А предотвращение – это такая, с одной стороны, достаточно повседневная вещь, о которой мы часто не задумываемся, но именно она спасает большинство жизней.

Поэтому несколько лет назад наше министерство участвовало в создании новой концепции преподавания предмета ОБЖ в школах. И с этого момента началась трансформация этого предмета. Трансформировали его в сторону больше практико- ориентированности, большей приближенности к нашей повседневной жизни. Если раньше он представлял из себя сжатый, сконцентрированный и местами чем-то дополненный курс подготовки спасателей, поэтому там было очень много предельно опасных явлений. И много внимания и времени уделялось именно им. Мы сделали в этом случае акцент на совершенно другие предметные линии, мы выделили предметные линии, связанные с нашей повседневной жизнью, например, таких, как безопасность в быту, например. Безопасность в транспорте, в общественных местах. Каждый из нас находится дома, куда-то перемещается, пользуется автомобилем, автобусом, метро, железнодорожным транспортом, речным, самолетом.

М. Антонов:

- Юль, это из серии, вот чему нас учили: переходя дорогу, посмотрите налево, дойдя до середины дороги, посмотрите направо.

Ю. Шойгу:

- В том числе. Вот, кстати говоря, ваш вопрос: что же здесь появилось нового? Очень распространенный случай гибели людей при дорожно-транспортных путешествиях – это надетые на голову капюшоны и наушники, которые мешают слышать окружающее. Согласитесь, 25 лет назад мало кто говорил о том, что наушники, в которых человек слушает музыку, может стать таким опасной в каких-то ситуациях вещью.

М. Антонов:

- А светоотражающие элементы? Кто о них слышал двадцать лет назад?

Ю. Шойгу:

- Да. У нас точно не слышали, по крайней мере, сейчас это входит в практику. Именно поэтому этот предмет и нуждается в постоянном обновлении.

М. Антонов:

- Коронавирус, куда от него деться. И сейчас есть тревога в обществе. Люди боятся, что опять все запретят. Психологически к этому подготовиться… Не хочется, организм противится. Как с этим смириться?

Ю. Шойгу:

- Это не относится к области экстренной психологической помощи. Обычно это случаи, когда человек попадает в ситуации, которые он сам не может преодолеть. У него такого жизненного опыта. И это то, что разрушает его привычный образ жизни. В этот момент такая помощь очень нужна.

Когда мы только встретились с этим риском в первый этап карантинных мероприятий, мы столкнулись с очень интересным явлением. У нас большое количество психологов, много комментариев на эту тему, но в целом мы оказались достаточно безграмотны в отношении того, что с нами происходит и как с этим справляться. Очень многие проблемы возникали от непонимания того, что меня тревожит. Я не знаю элементарных приемов, которые мне помогут этот уровень тревоги снизить.

М. Антонов:

- Враг невидим, я не знаю, чего бояться. Коронавирус незаметен, и это пугает вдвойне.

Ю. Шойгу:

- Самое главное, мы не знаем способов, как сделать так, чтобы тревожиться меньше. Специалистами нашего центра был разработан ряд методических рекомендаций. Мы постарались их написать очень просто, чтобы это было понятно. Как сделать так, чтобы сейчас в этих обстоятельствах стало немного легче.

М. Антонов:

- То есть памятки? А где их взять?

Ю. Шойгу:

- Они получили достаточно широкое распространение, в том числе на сайте нашего министерства.

М. Антонов:

- Это те же ОБЖ, но уже для взрослых.

Ю. Шойгу:

- Элемент ОБЖ.

М. Антонов:

- У нас есть ли грамотность населения по мерам безопасности по ковиду? Я про грамотность психологической помощи. Стали ли психологам доверят больше?

Ю. Шойгу:

- Есть определенные положительные тенденции в этом направлении. Здесь есть несколько моментов, которые осложняют эту ситуацию. Первый аспект – история развития этого направления деятельности в нашей стране. У нас очень известная, с большими достижениями российская психологическая школа. Но все события, которые в нашей стране за последние больше чем сто лет случились, оставили свой след и в психологии. В какой-то момент по ряду причин практическая психология была почти запрещена в нашей стране. И довольно долго ее не существовало. А не так давно отметили 50-летие первых факультетов в нашей стране, их было всего два – в Москве и Санкт-Петербурге.

М. Антонов:

- Они после смерти Сталина появились.

Ю. Шойгу:

- Всего два факультета, которые выпускали не так много специалистов. Наступила перестройка, наступилоновое время, в котором нам пришлось жить. В середине 90-х годов эта профессия переживает пик популярности. За короткий срок из двух факультетов получаются сотни, которые готовят психологов по всей стране. Не сложно понять, что даже преподавателей не должно было понять для обеспечения такого педагогического процесса.

М. Антонов:

- Поэтому про качество выпускаемых говорить сложно.

Ю. Шойгу:

- Долгое время были большие вопросы к качеству специалистов. И профессиональное сообщество сейчас предпринимает большие действия, чтобы контролировать качество специалистов. И сдвиги в этом наметились. Вторая большая проблема по поводу доверия к психологам – нормативно-правовая. В настоящий момент нет ни одного регламентирующего документа на уровне федерального законодательства, который бы регламентировал деятельность психолога. Значит, нет ни одного документа, который бы определял права, обязанности, возможности каждой стороны.

М. Антонов:

- Получается, самодеятельность какая-то?

Ю. Шойгу:

- Человек, обращающийся к специалисту, может рассчитывать исключительно на его профессионализм и порядочность. Приходя к психологу, мы доверяем зачастую очень интимные вещи, очень личные проблемы. То, о чем мы стесняемся говорить. Иногда стесняемся признаться сами себе. Это тоже большое направление деятельности. Сообщество ведет работу над текстом, который мог бы стать сначала законопроектом, а потом законом. И это очень важная точка.

Меня часто спрашивают: как найти специалиста, к которому можно обратиться? Две рекомендации. Первая – не стесняться спрашивать документы об образовании. Смотреть, какой вуз и как закончил специалист, которому мы собираемся доверить помощь в решении собственных проблем. Второе – некое личное ощущение от коммуникации со специалистом. Сложно найти человека, с которым ты готов разговаривать совсем на любые темы. Правильно ходить к психологу для решения конкретной проблемы и конкретной задачи. когда ты понимаешь, что есть нечто в твоей жизни, что качество этой жизни снижает. Когда мы чего-то боимся, какие-то отношения доставляют нам дискомфорт.

М. Антонов:

- В первую пандемию ваши психологи Центра экстренной психологической помощи принимали обращения граждан, что-то разъясняли. Сейчас идет снова рост заболеваемости, в обществе такое брожение, по-прежнему остаются ковид-диссиденты. Звонит человек: я не знаю, делать ли мы прививку от коронавируса или не делать? Человек в растерянности. Что вы скажете?

Ю. Шойгу:

- Профессия психолога – это профессия разговорного жанра. Психолог не может дать ответ на вопрос, делать прививку или нет. Но может помочь разобраться в собственных чувствах, страхах и опасениях. Рекомендацию про вакцинацию может дать только врач, имеющий специальную подготовку в этой области. А психолог может помочь преодолеть тревогу, помочь научить с ней справляться, помочь преодолеть страх или другие психологические ограничения, в связи с которыми человек ограничивает собственное поведение.

Очень частая тема, когда существующая проблема мешает тебе жить полноценной жизнью. Ты боишься коронавируса и боишься делать вакцину, поэтому существенно снижаешь свои активность социальную, профессиональную, не делаешь того, чего ты хотел бы, мог бы, должен был бы… Не едешь в гости к родственникам. В какие-то моменты это оправданно. И в этом случае тревога играет нам на руку, когда пик заболеваний. А есть люди, которые и в период относительного спокойствия существенно ограничивали свои действия, исходя из такой тревоги и страха.

М. Антонов:

- То есть они в повседневной жизни себя ограничивали. Мы же рассказываем в новостях: Владимир Вольфович Жириновский сделал себе прививку, Сергей Кужугетович сделал себе прививку. Дочка Владимира Путина и сам Владимир Владимирович сказал, что сделает себе вакцинацию. Это же тоже такая подача людям: посмотрите, этого не надо бояться!

Ю. Шойгу:

- Конечно. Если мы говорим о примерах, которые мы видим в повседневной жизни. Механизм, который лежит за этой ситуацией, это механизм подражания. Он хорошо описан в социальной психологии. Это один из тех механизмов, по которому часто возможно влияние примера одного человека на поведение других. Такие примеры хорошо известны в кинематографе, когда предметы или явления, показанные в каком-то фильме, вдруг становятся популярными.

М. Антонов:

- Та же армия: делай как я! Своим примером показать, что это не страшно, это возможно, это выполнимо.

Ю. Шойгу:

- Как в один миг становились популярными некие типы причесок, варианты одежды, употребление каких-то продуктов, демонстрация каких-то способов поведения. Я привожу пример, что тридцать лет назад катышки на одежде вообще не считались чем-то из ряда вон выходящим. После того, как нам каждый день начали рассказывать про то, что этого не должно быть, теперь мы уже по-другому к этому относимся. То же самое – прививка. С точки зрения вакцинации очень важно, что у нас появляются положительные образцы в контексте безопасности жизнедеятельности.

М. Антонов:

- По пятибалльной шкале если оценить психологическую устойчивость россиян?

Ю. Шойгу:

- Оценка будет не вполне объективная. Думаю, примерно около четырех.

М. Антонов:

- Неплохо! Спасибо, что были у нас в гостях.

Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Apple Podcasts, Google Podcasts, Яндекс.Музыке, CastBox и Player FM и слушайте, когда удобно!