Домрин: «Макфол был направлен сюда в РФ, чтобы оставить Медведева на второй президентский срок»

Статуя Свободы
Александр Домрин и Игорь Измайлов в программе «Голос Америки» на Радио «Комсомольская правда» поговорили о том, чем отличаются послания российского президента от обычных посланий его американских коллег и как обращение Путина было воспринято в США.

Скачать передачу [mp3, 34.6 МБ]

Мы предлагаем полный текст радиопередачи.


А. Домрин:

- В эфире «Голос Америки». Мне очень нравится название нашей программы. Меня зовут Александр Домрин. Мой соведущий - Игорь Измайлов.

И. Измайлов:

- Я-то подумал, что в связи с этими масштабными изменениями пока можно слушать «Голос Америки». Вашей программе не 25 лет нахождения в эфире. Поэтому пока еще можно.

А. Домрин:

- Я прекрасно помню, когда мне было 15-17, даже когда было 14, я слушал музыкальные программы «Голоса Америки». На русском языке. Это 1972-1973 год. Записывал музыкальные программы на магнитофон. Нужно отдать должное политтехнологам и радиоведущим американских музыкальных программ на «Голосе Америки», когда начинается музыкальная программа, в середине обязательно будет программа новостей. И хочешь ты слушать музыку американскую или не хочешь, но в середине обязательно тебе вставят новости, откровенно антисоветские. А куда деваться?

И. Измайлов:

- А теперь не только по «Голосу Америки» откровенно антисоветские. С другой стороны, тогда вы жили спокойно, никакой Брежнев не выходил, послания никакие никуда не делал. А теперь у нас есть ежегодная традиция. Глава государства каждый год выступает с посланием. И многие вспомнили, что не наша традиция. Были у нас обращения, вече собирались. Позавчерашнее выступление президента многие назвали обращением не только к Федеральному собранию, а к стране, может быть даже к миру. Мы все равно выходим за предложенные рамки.

А. Домрин:

- Конечно, когда эту традицию ввел Франклин Делано Рузвельт, эти разговоры у камина с начала 30-х годов, когда он обращался по радио к согражданам, - это примерно то же самое, что Путин делает, когда он общается с согражданами в лице различных СМИ, представителей общественных организаций. Но это не то, что было в среду. В значительной степени авторы нашей конституции 1993 года, которую начали потихоньку менять… Это обращение не просто к нации. Это американская традиция. Это обращение к Конгрессу, к американской нации, в нашем случае - в Федеральному Собранию Российской Федерации. Эти круги по воде пошли.

И. Измайлов:

- В нашем Послании шла речь о социалке в какие-то года, другие темы. И такая вещь как изменение конституции, фактически новое устройство. А вспомните последнее послание американских президентов. Это всегда нос к потолку, самолюбование. И говорят о том, что мы, великие, должны оставаться великими, потому что мы великие.

А. Домрин:

- Да, в значительной степени. Когда тебя 36 раз прерывают аплодисментами, вне зависимости от того, у кого большинство в палате представителей или в Сенате. Это о величии американской нации. И это такой сеанс массового гипноза. Когда американский президент обращается к нации.

И. Измайлов:

- А что революционное звучало там?

Александр Домрин

А. Домрин:

- В очередной раз кого-то победили, кого-то замочили. В очередной раз повышение уровня жизни. Но в данном случае, если американский президент выступает перед нацией и говорит, как Джордж Буш-старший: читайте меня по губам, больше не будет повышения налогов. Это один из немногих американских президентов, республиканец, сменщик Рональда Рейгана. После чего повышает налоги, с треском проигрывает. И вместо него приходит Билл Клинтон. Американцы все это отслеживают. Хотя, конечно, в отличие от России, где фигура президента - это символ нации, в Америке такие фигуры как губернатор или местный шериф, они играют куда как большую роль в жизни реального американца.

Давайте посмотрим, что сейчас происходит. Я как американист и как гражданин России это оцениваю, а мы еще дадим и некоторые комментарии относительно того, как в США это обращение Путина к Федеральному Собранию, а реально - к российской нации, - было воспринято.

И. Измайлов:

- Скорее, к российскому народу. Нация - у нас как-то не прижилось.

А. Домрин:

- Я помню, как однажды Борис Ельцин начал говорить о российском языке. Давайте будем очень аккуратными с прилагательными, а не только с существительными. С моей точки зрения, это один шаг вперед, два шага назад. Один шаг вперед - это то, что, конечно, верховенство международного права, нормы и принципов. Я понятия не имею, что такое принципы международного права.

И. Измайлов:

- О чем все говорят: договоры… Там еще есть фраза: общепризнанные принципы и нормы. Конституционный суд России трактовки не дал, но Верховный суд России написал, что под этим следует понимать установки международных институтов.

А. Домрин:

- Я никогда с пустыми руками не прихожу. Я принес конституцию Российской Федерации. Тут нет никакого юридического определения, что такое «общепризнанные нормы». Почему их нет? Общепризнанных кем? В Иране, в Китае, в Зимбабве? Или в Албании, где еще совсем недавно людей на органы расчленяли, сербов в основном, чтобы их продать в богатые западноевропейские государства? Это абсолютное достижение, это абсолютная вершина того, что сказал Путин позавчера. Почему раньше этого не сделали? Эти персонажи с двойным гражданством, с видами на жительство? Почему они могли до этого момента, вспомните ту же Максакову, которая сейчас скрывается в Германии? У меня был вид на жительство в Америке.

И в 2015 году я и моя семья решили отказаться от этого. Не из-за того, что у меня есть какие-то президентские амбиции, а потому что принимать американское гражданство - значит, предавать свою страну. Продлевать этот вид на жительство - это фактически тоже в нынешних антирусских, русофобских американских понятиях становиться предателем своей страны. Почему мы и не стали этого делать. Я абсолютно уверен, у кого-то из наших министров, депутатов, которые сидели в Манеже и слушали президента, у скольких из них пятая точка заиграла, когда президент Путин сказал, что нет, ребята, хватит, харэ…

И. Измайлов:

- Какая-то часть, по идее, должна была встать и выйти сразу. В США представителям власти разрешено иметь вторые и третьи гражданства, виды на жительство в других странах?

А. Домрин:

- Для них это не так важно. Потому что Америка - это великая страна. Незаменимая. Не запрещено. Одна моя знакомая преподает в Принстоне, она одновременно преподает и в Университете Сороса в Будапеште, ей - можно. А другим - нельзя.

И. Измайлов:

- В том году мы с вами обсуждали голос Трампа, который говорил: Make America Great Again, - в связи с его импичментом. В этом году мы обсуждали Make Iran Great Again, после того, как Трамп сказал, что Иран должен опять стать великой державой. И теперь Make Russia Great Again. Президент США может быть не гражданином Соединенных Штатов?

А. Домрин:

- Исключено. Согласно американской конституции, президент США должен быть рожден на территории США. И в этом смысле Тед Круз, один из оппонентов Трампа, из-за чего возникали такие проблемы на конституционном уровне, это было еще четыре года назад, в ходе избирательной кампании, потому что он был рожден на территории Канады. Да, у него папа - гражданин США. Но он был рожден на территории Канады.

Игорь Измайлов

И. Измайлов:

- Если граждане Соединенных Штатов, находясь даже в рабочей командировке, если ребенок родился у них не в Соединенных Штатах, все, ему закрыта дорога в президенты?

А. Домрин:

- Это вопрос для Верховного суда США. А дальше, посмотрите, в отношении товарища Обамы, инициатором этого разбирательства был Дональд Трамп, мама у Обамы - американка.

И. Измайлов:

- Русская. А папа - юрист.

А. Домрин:

- Примерно так. Папа - кениец, погибший в автокатастрофе. Обама вырос с бабкой где-то в Индонезии. И были вопросы в отношении его свидетельства о рождении Обамы. Обама никогда не предоставлял оригинал. Когда он предоставлял какие-то сканы, там находили 8-16 разных подделок. Ты говоришь, что ты рожден на территории Гавайев - это один из американских штатов, но почему-то номер в твоем свидетельстве о рождении говорит, что ты рожден в Коннектикуте.

И. Измайлов:

- Никому это не помешало.

А. Домрин:

- Это не помешало Обаме быть избранным.

И. Измайлов:

- Нет такого, что ты сколько-то лет не должен выезжать за пределы?

А. Домрин:

- 25 лет. По нашей действующей конституции, 10 лет, когда ты должен проживать на территории Российской Федерации, это вполне нормально. Честно скажу, специально не искал, хотя я специалист по конституционному праву зарубежных стран, но 25 лет, когда ты должен проживать на территории Российской Федерации. И потом на протяжении каждого года каждые 12 месяцев должен проживать эти 12 месяцев. Я без претензий на то, чтобы баллотироваться в президенты Соединенных Штатов… Оговорка по Фрейду. Я не Платошкин, чтобы не было претензий баллотироваться президенты Российской Федерации. Но если за эти 62 поездки в Америку я примерно лет десять прожил за пределами Российской Федерации, чем-то я стал хуже…

И. Измайлов:

- Там слово «подряд» будет или нет, надо посмотреть. Есть такой персонаж - Макфол, который прожил на территории России энное количество времени. Наверное, считается, что он прожил все равно на территории США, раз у него был коттедж на территории посольства? Он разразился комментарием по поводу Послания президента.

А. Домрин:

- Это самое интересное. Я начал смотреть, что пишут различные западные СМИ, не только американские, относительно выступления президента. Там были две основные темы. Первая - Путин forever. Без каких-либо аналитических подводок, объяснений, почему Путин forever. Почему из-за того, что предложил Путин, это можно трактовать только так, как то, что Путин сейчас закрепляет за собой верховенство власти на долгие годы.

И второе. Конечно, это стон по всему Западу великому, это стон по всей Америке: почему Дмитрий Медведев ушел? Если в американских СМИ, которые еще более-менее взвешенные, пусть там никакой аналитики, но, по крайней мере, это американские газеты, самое любопытное, что не в американских СМИ, а то, что было в лице заклятых друзей России, как, например, в лице того же самого товарища Макфола.

И. Измайлов:

- А вообще все отреагировали. Казалось бы, страна-бензоколонка, кто-то чего-то сказал, все пишут.

Программа в студии Радио КП

А. Домрин:

- Естественно. Это абсолютно позорное время российско-американских отношений, позорное со стороны Америки, когда тот же Обама говорили, что Россия в изоляции, Россия с разорванной экономикой. Когда покойный Маккейн говорил, что Россия - это бензоколонка, притворяющаяся страной. Есть у нас такой персонаж - Майк Макфол. Он один из первых, кто отреагировал. «Ошибкой Дмитрия Медведева стало то, что он не выступил против президента России Владимира Путина в 2012 году».

И. Измайлов:

- Год был непростой.

А. Домрин:

- Макфол для этого был направлен сюда, чтобы не допустить возвращения Путина, чтобы оставить Медведева на второй срок. Из-за этого он и является сейчас персоной нон-грата, я говорю про Макфола. Это еще не конец. То, что в умных американских СМИ, то, что у умных американских политиков на уме, то у Макфола на языке. Я очень часто видел, когда он сначала что-то напишет, потом начинает стирать. Я все это копирую, у меня все это остается. Я его знаю с 1995 года.

И. Измайлов:

- Вроде это не свойственно дипломатам.

А. Домрин:

- Да какой он дипломат? Давайте не будем называть его тем, кем он является, чтобы Роскомнадзор не запретил ваш радиоканал. Дмитрий Медведев, «не встав в оппозицию к президенту, совершил ошибку и сосредоточился на собственном обогащении, а теперь закончил хныканьем». Это обвинение Макфола в адрес Медведева, что мы-то тебя, парень, должны были поддержать. Я-то сюда приехал по назначению Обамы, чтобы ты остался на второй срок. Мы хотели, чтобы ты здесь был на второй срок. А что ты сделал? Ты совершил ошибку: «И сосредоточился на собственном обогащении…» И еще одна цитата: «Медведев начинал как президент с большим потенциалом (от себя добавляю - с большим потенциалом для США.- А. Д.), намекал на проведение реальных экономических и политических реформ (от себя добавляю - для США, в интересах сша. - А. Д.) или улучшение отношений с Западом».

И. Измайлов:

- Та самая перезагрузка.

А. Домрин:

- Точнее, она была… Почему Макфол - лузер? Потому что вместо перезагрузки, помните, когда он дал эту красную кнопку, на ней было написано не «Перезагрузка», а «Перегрузка».

И. Измайлов:

- Это случайность или нет?

Программа в студии Радио КП

А. Домрин:

- Это случайность. Но это к слову о некомпетентности всех этих персонажей. Вот что еще интересно. Я могу говорить, что написано было в «Нью-Йорк Таймс», взвешенно, я могу процитировать, что было написано в журнале «Тайм». В то же самый день, когда было выступление президента Путина, официальный представитель Госдепа девушка по имени Морган Ортагус сказала: «У меня пока нет конкретного заявления по этому поводу (по поводу того, о чем сказал Путин. - А. Д.), кроме того, что мы осведомлены и следим за происходящим». Да, очень нейтрально. Дальше: «Могу сказать, что мы находимся на стороне российских граждан». Очень любопытно. А Путин - не на стороне российских граждан? «Отношения между нашими странами могут стать лучше, если российские лидеры захотят изменить враждебное поведение». Мы должны изменить враждебное поведение в отношении Соединенных Штатов! Она сказала, что враждебное поведение проявилось при вмешательстве России в американские президентские выборы. Она - официальный представитель Госдепартаменте при президенте Трампе. Она фактически говорит, что мы, русские, избрали президента Трампа. Если тебе это не нравится - подавай в отставку. И самое последнее: «Мы надеемся, что, кто бы ни стоял у власти в России, они учтут наше требование перемен во внешней политике». Ну не наглость?

И. Измайлов:

- Зато искренне. А для чего тогда приехал новый посол - Джон Салливан? Он говорит по-русски?

А. Домрин:

- Джон Салливан никогда не был профессиональным дипломатом.

И. Измайлов:

- Еще один?

А. Домрин:

- Один из многих. Джон Салливан - барыга, коммерсант, работал в очень хорошей, одной из лучших американских фирм, не буду делать ей рекламу. Работал в разных других департаментах американского правительства. Признак того, что он серьезный человек, это то, что он не просто один из заместителей, он первый заместитель Госсекретаря. Он был исполняющим обязанности Госсекретаря США. Когда Рекса Тиллерсона отправили в отставку. Это фигура. С этой точки зрения, конечно, нужно отдать должное Трампу, что он придает особенное, исключительное значение отношениям с Российской Федерацией.

Другое дело, что Салливан Россией никогда не занимался. Он не является профессиональным американским дипломатом. То, что он сейчас приехал, это признак того, что Америка признает особенное положение Российской Федерации.

И. Измайлов:

- Они всегда признают особенное положение России как их младшего партнера или как они это называют…

А. Домрин:

- Мы уже говорили, как называл нас президент Обама. И то, что сейчас, когда U.S. News & World Report называет Россию среди трех ведущих, определяющих, самых могущественных стран мира, - это объективная реальность. Другое дело, что для тех американцев, которые привыкли жить при Обаме, когда они считали, что Россия - это бензоколонка, вот для них это разрыв представления о внешнем мире.

Программа в студии Радио КП

И. Измайлов:

- Чего Салливан приехал? Кому он везет деньги, печеньки, кого будет выводить на улицы по разного рода поводам?

А. Домрин:

- Финансирование идет через американский Конгресс. Финансирование идет в отношении тех же санкций. Если эти санкции вводятся в действие, то этот закон подписывает президент США. Но уже при действующем американском законодательстве, при том же самом американском законе 2002 года о демократии в России. Представляете, нет в Америке закона о демократии в Саудовской Аравии. С демократией в Саудовской Аравии все зашибись. А вот с демократией в России у Америки есть озабоченность. Этот закон не единственный. Только по этому закону нашей диссиде, нашей демшизе, нашим либерастам, нашим либероидам, только по этому закону каждый год выдается 50 млн. долларов. Это было в 2002 году, при Джордже Буше-младшем. Через два года будет двадцать лет. Это сколько ж им уже выдали!

Я по этому поводу выступал на одной из конференций в Новом Орлеане. Открывается дверь, на эту конференцию заходит Майк Макфол и у меня спрашивает: Саша (мы с ним на ты), а ты знаешь, кому реально мы эти деньги даем? Я отвечаю: Майкл, я не в ФСБ, я не знаю, кому вы эти деньги даете. Но я юрист, вы создали этот механизм подпитки нашей демшизы и нашей диссиды. Если бы мы начали выдавать вашей прорусской, каковой не существует и мы ее не создавали, после гибели Советского Союза, когда Россия перестала финансировать компартию США, - мы-то не даем эти деньги вашей «пятой колонне», а вы даете, в нарушение международного права, в нарушение российской конституции.

И. Измайлов:

- А он чего?

А. Домрин:

- Он говорит: а я сам этот закон писал. Очень откровенно. Это тот самый случай, когда вроде как я юрист и должен быть специалистом по юридическим вопросам, по международному праву, но мне это бесит, когда нас заставляют следовать международному праву, когда ты садишься, вот представьте себе, товарищи, я сижу, передо мной сидит мой замечательный товарищ, друг и коллега Игорь Измайлов. И мы договорились сыграть в шахматы. Вы сидите напротив меня. Вы - русский, я - американец. Перед вами шахматы. А я прихожу с клюшкой для гольфа, чтобы не только сбить эти фигуры с доски, но еще вам в глаз засветить.

И. Измайлов:

- Это вопрос нескончаемый, требующий отдельного осмысления.

А. Домрин:

- Нужно сделать отдельную программу. Я не вижу ненависти американского народа ко мне или к русскому народу. Но я вижу какую-то экзистенциональную угрозу со стороны вашингтонского обкома, вашингтонского болота, которое Трамп обещал высушить, но пока еще не высушил.

Увидимся, услышимся через неделю!

Post persons