Ремонт турбин двигателей: как можно восстановить турбокомпрессор и сэкономить на покупке нового

Турбина добавляет автомобилю мощности, а водителю — удовольствия от управления транспортным средством. Но если турбонаддув ломается, о приятных эмоциях от поездки на время придется забыть. В большинстве случаев автовладельца ждет хлопотный и дорогостоящий ремонт. Кто-то наверняка задумается о приобретении нового агрегата. Однако замена турбины ударит по кошельку еще сильнее. Если же обратиться в специализированный сервисный центр при первых признаках неисправности, можно значительно сэкономить на ремонте турбины.

О том, по каким признакам можно распознать неполадки в работе турбонаддува, как происходит восстановление турбин и на что ориентироваться при выборе мастерской, расскажем в статье.

Как узнать, что турбина барахлит

Неисправный турбонагнетатель обязательно даст автовладельцу знать о своем «недомогании». О ремонте турбины двигателя водителю придется задуматься при появлении одного (или даже нескольких) из следующих признаков:

  • Потеря мощности двигателя, наблюдаются проблемы при ускорении. Как распознать это? Автомобиль медленнее набирает скорость, а также не выдает полную мощность. Снижение тяги особенно заметно при подъеме в гору.
  • Изменяется звук работы двигателя, или сама турбина начинает свистеть. Неисправный механизм может издавать скрежет, звуки похожие на сигнал сирены и другие нехарактерные для работы мотора шумы.
  • Подозрительно высокий расход масла или его утечка. Масло может начать протекать, например, из-за трещины в корпусе турбины. Выхлоп при этом будет выходить нерегулярно.
  • Цвет отработанных газов становится:
    • черным (выхлоп такого цвета может свидетельствовать об утечке масла);
    • темно-синим или сизым (это может говорить о том, что в цилиндры двигателя попало масло из турбокомпрессора из-за утечки);
    • белым (это знак того, что засорился канал отвода).
  • Сигнал датчика двигателя на бортовом компьютере. Датчик реагирует на многие проблемы, включая неисправности турбонагнетателя.

Безусловно, все перечисленные «симптомы» — лишь первые «звоночки». Установить по ним причину поломки, так сказать, на глаз, не получится. Теоретически угадать с «диагнозом» возможно, но риски слишком высоки. Настоящая диагностика с помощью предназначенного для этого оборудования проводится лишь в сервисных центрах. О ней мы и расскажем подробнее.

Правильная диагностика — залог экономии

Действительно, первые ошибки при поломке турбины автовладельцы чаще всего допускают еще на этапе «кустарной» диагностики, когда решают сами произвести визуальный осмотр для выяснения причин неполадки или заезжают в первый попавшийся «гаражный» сервис. И, что в таких случаях вполне предсказуемо, это в итоге приводит к дополнительным тратам — в основном на исправление работ горе-механиков. Не стоит спешить и как можно скорее чинить все самому или поручать ремонт непрофессионалам. Квалифицированный специалист, который сталкивается с поломками турбин различных авто ежедневно, скорее всего, даже на этапе визуального осмотра способен более точно предположить причину поломки. Именно предположить, потому как одним только осмотром в сервисном центре не ограничиваются. В специально оборудованной мастерской проведут полную компьютерную диагностику еще до демонтажа турбины. Такой подход позволяет сразу выявить возможные неполадки в механических узлах и электронных системах, а также перепрограммировать их. Кстати, это говорит еще и о том, что проводить диагностику автомобиля и ремонт турбины двигателя лучше всего в одной и той же мастерской, которая обязательно должна быть оснащена по последнему слову техники.

Некоторые водители считают, что проще купить новую турбину, чем возиться со сломанной. Однако турбонаддув — это весьма дорогостоящий агрегат. И тратиться на такое приобретение нужно далеко не всегда. В случае неисправности стоит сразу обратиться к профессионалам. Своевременная и качественная диагностика и ремонт турбины дизельного или бензинового двигателя позволят избежать ошибок, которые довольно часто допускаются при самостоятельном или неквалифицированном вмешательстве и приводят к окончательной поломке турбонаддува. В последнем случае хозяину машины все-таки придется приобретать новый агрегат.

В сервисных центрах турбокомпрессор осматривают не только до снятия, но и после. Делают это в чистых, специально подготовленных боксах. И проходит весь процесс в несколько этапов[1]:

  1. определение видимых дефектов;
  2. утилизация всех неисправных деталей;
  3. очистка корпуса и внутренних элементов специальными средствами и с помощью спецоборудования — паровой высокотемпературной и ультразвуковой камер, пескоструйного аппарата;
  4. повторный осмотр и отбраковка элементов.

Разумеется, речь идет именно о механической диагностике. А кроме нее, как мы помним, в профессиональных мастерских проводят еще электронную диагностику турбины и даже компьютерную диагностику всего автомобиля — чтобы исключить вероятность того, что причина поломки кроется вовсе не в самом турбонаддуве.

Процесс ремонта: скоро дело делается

Предположим, в спеццентре выполнили все диагностические работы, демонтировали турбину, осмотрели ее, разобрали и очистили детали агрегата от масляного нагара, жировых отложений и других загрязнений. Что же дальше? А далее сценарий действий автомехаников может двигаться в одном из двух следующих направлений либо даже в обоих одновременно:

  1. Ремонт турбины бензинового двигателя (или ремонт турбины дизельного двигателя). Сперва нужно понять, какие именно понадобятся работы. Для этого очищенные комплектующие дефектуют и выбраковывают. Затем исправные детали, которые будут устанавливаться обратно, а также новые запчасти из ремкомплекта (обязательно оригинального) еще раз тщательно моют. Далее ротор вместе с компрессорным колесом настраивают на специальном балансировочном стенде. После этого турбина практически полностью собирается (без улиток и штуцеров) и снова отправляется на испытания. Если результаты тестов оказались неудовлетворительными, турбонагнетатель заново разбирается и дефектуется. После того как тестирование пройдено, турбину окончательно балансируют, а затем устанавливают на нее улитки.

    Сколько же стоит отремонтировать турбину? По Москве и области цена на ремонт варьируется от 9000 до 25 000 рублей, если речь идет о серьезной поломке турбокомпрессора на легковом автомобиле. Капитальный ремонт турбины грузовых машин и спецтехники может обойтись в 30 000–35 000 рублей. Несущественные ремонтные работы (замена соплового аппарата турбины или ремкомплекта, а также ремонт актуатора или горячего корпуса турбонагнетателя) обойдутся в сумму в диапазоне от 2500 до 10 000 рублей.

    Нужно понимать при этом, что новые оригинальные турбины стоят гораздо дороже — цены на них начинаются от 30 000 и доходят до 90 000 рублей и более.

  2. Регулировка системы впуска или выпуска. Часто работы по восстановлению турбины ограничиваются регулировкой системы впуска и выпуска. А иногда данная манипуляция выполняется вместе с ремонтом турбокомпрессора. В принципе регулировка системы впуска и выпуска — это услуга, не относящаяся напрямую к обслуживанию турбонагнетателя. Но, если проигнорировать неполадки в этом узле, работа турбонаддува не будет максимально эффективной даже после его ремонта.

    Такая регулировка включает в себя компьютерную диагностику, проверку функционирования датчиков, предохранителей и реле, а также их целостности. При выполнении этих работ нужно учитывать множество различных факторов и произвести ряд вычислений. С такой задачей справится лишь опытный квалифицированный автослесарь. К тому же обслужить турбину, систему впуска и выпуска, а также другие смежные механизмы по всем правилам возможно только в условиях полной технической оснащенности, то есть в специализированном техцентре. Только там смогут вырезать катализатор в бензиновом двигателе или удалить сажевый фильтр в дизельном авто, отключить клапан ЕГР либо перепрограммировать электронные блоки. А иногда эти действия просто необходимы для налаживания работы турбины.

Как мы выяснили, в специализированный сервис следует обращаться как можно скорее. Причем важно, чтобы в выбранной мастерской оказывали весь спектр услуг. Диагностика в профессиональных центрах, как правило, осуществляется бесплатно. Цена на дополнительные услуги, в зависимости от сложности работ и стоимости запчастей для конкретного агрегата, может составить от 1500 до 8000 рублей и более (в редких случаях).

Каким бы заманчивым ни выглядело предложение «гаражного» мастера, выполненный им ремонт в лучшем случае обернется пустой тратой денег. Со сложными неисправностями специалист без опыта и оборудования просто не справится. К тому же в таком случае крайне высок риск, что неквалифицированный автослесарь сделает еще хуже, и тогда повторная починка обойдется хозяину машины дороже. Непрофессиональные действия нередко приводят к необратимым последствиям — турбину приходится менять. В результате автовладелец вместо условных 30 000 рублей, которые он мог сразу потратить в сервисном центре на ремонт, отдает 90 000 рублей за новую турбину.

Не следует в первую очередь отталкиваться от того, сколько стоит отремонтировать турбину у профессионалов. Конечно, это немаловажный критерий, но устранение последствий неквалифицированного вмешательства обойдется в гораздо бóльшую сумму.

Догадаться о том, что в работе турбокомпрессора произошел сбой, несложно — есть ряд основных признаков, помогающих распознать наличие неисправности. Как поступать дальше, автовладелец решает сам. Однако неквалифицированное вмешательство, как правило, ни к чему хорошему не приводит. Чаще всего самостоятельный или «гаражный» ремонт заканчивается покупкой новой турбины, которую сложно назвать недорогим механизмом. Впрочем, можно сразу обратиться в специализированный сервисный центр за профессиональным ремонтом и избежать лишних денежных и временных затрат.

Где можно отремонтировать дизельную и бензиновую турбину

Как правильно выбрать исполнителя и на что обратить внимание в первую очередь, рассказал Игорь Николаевич Снетков, генеральный директор компании «Ремонт турбин 24»:

«Если водитель сам разобрал и почистил турбину (либо поставил новую) и она работает — это еще не повод для радости. Скорее всего, в скором времени проблема снова напомнит о себе, ведь причина поломки не была выявлена и устранена. Комплексная диагностика и ремонт — главные преимущества профессионального обслуживания. Ремонт турбин дизельных и бензиновых агрегатов должен быть произведен так, чтобы хозяину машины не пришлось обращаться в сервис повторно.

В Москве, безусловно, реально найти автомастерскую, где можно отремонтировать турбину быстро и качественно. Есть сервисы, которые работают давно, — их специалисты знают все о турбонагнетателях и их «болезнях». Такие центры дорожат своей репутацией, поэтому отношение к каждому клиенту у них особое. В идеале все происходит следующим образом: клиент пригоняет автомобиль в сервис, в его присутствии производится демонтаж и дефектовка турбины, затем мастер объясняет, в чем проблема, и озвучивает стоимость работ.

Подобный подход используют лишь в специализированных мастерских. И компания «Ремонт турбин 24» работает именно по такой схеме. Наша мастерская оснащена испытательными стендами, станками для балансировки, компьютерной техникой для диагностики и другим необходимым спецоборудованием, поэтому ремонт турбины на дизеле или на бензиновом агрегате мы можем проводить быстро и эффективно. К тому же после автовладельцу предоставляется годовая гарантия на работу специалистов.

Ремонтом турбин мы начали заниматься больше десяти лет назад, когда они только стали набирать популярность в России. Турбонаддувы совершенствуются, и мы тоже развиваемся, чтобы справляться с любыми по сложности проблемами современных механизмов: обновляем оборудование, а наши мастера повышают квалификацию. В компании «Ремонт турбин 24» работают с агрегатами от таких производителей, как Garrett, KKK, Schwitzer, Hoiset, IHI, Toyota, Hitachi, Mitsubishi. А обратиться к нам могут владельцы автомобилей самых разных марок: Land Rover, KIA, Audi, BMW, Volkswagen, Chevrolet, Citroen, Ford, Hyundai и других».

* Материал не является публичной офертой. Информация о ценах приведена для ознакомления и актуальна на апрель 2020 года.

Мнение редакции

Ин­фор­ма­ция о ком­па­ни­ях, раз­ме­щен­ная на их сай­тах, мо­жет ока­зать­ся очень по­лез­ной. На­при­мер, там за­час­тую опи­сан ал­го­ритм ра­бо­ты сер­вис­но­го цент­ра, ука­за­но обо­ру­до­ва­ние, ко­то­рое ис­поль­зу­ет­ся во вре­мя ди­аг­нос­ти­ки, и мно­гое дру­гое. Но не лиш­ним бу­дет изу­чить мне­ние кли­ен­тов на сай­тах-от­зо­ви­ках. Это по­зво­лит ав­тов­ла­дель­цу по­лу­чить бо­лее пол­ное пред­став­ле­ние о ка­чест­ве услуг ав­то­мас­тер­ской.