Больше конкретики, меньше идеологии. Послевкусие от Послания
В. Алфимов:
- А у нас в гостях Борис Макаренко, президент центра политических технологий. Борис Игоревич, здравствуйте.
Б. Макаренко:
- Здравствуйте.
В. Федоров:
- Борис Игоревич, давайте мы с вами, как генеральный директор с президентом поговорим. У нас серьезная неделя выдалась политическая, сразу два события на разных полюсах, в разных плоскостях, ну, в общем, и то, и другое резонансное. Я, конечно, сейчас говорю о внутренней политике, потому что на внешнеполитическом фронте тоже много событий, но мы о них говорить не будем пока. Итак, первое событие - послание президента вчера прозвучало днем в 12 часов, а вечером было еще одно событие - серия митингов, который Фонд борьбы с коррупцией по всей стране пытался провести.
В. Алфимов:
- Фонд борьбы с коррупцией, который внесен в список иностранных агентов…
В. Федоров:
- Да, иностранных агентов и вообще врагов. Значит, давайте начнем с послания, а потом к митингам, протестам перейдем и т.д. Напомню, у нас год выборный, 150 дней, если не ошибаюсь, осталось до выборов в Госдуму и многие ожидали, что это будет послание очень такое политизированное, прямо ориентированное на выборы. А выборам в этом послании оказалось уделено буквально две или три фразы, как и партии. Стоп, послание не предвыборное оказалось? Если да, то как это возможно? Почему президент в год выборов в Госдуму так мало внимания им уделяет? Неужели совсем наш парламент не стоит внимания? Или все-таки предвыборное было послание? В чем здесь заковыка, как считаете?
Б. Макаренко:
- Давайте разберемся с двумя понятиями и тогда многое станет более ясно. Во-первых, за пять месяцев до выборов все, что делают политики и провластные, и оппозиционные, они выборы имеют в виду - прямо или косвенно. Так что послание в этом смысле было выборным. Второе. Политизированное или не политизированное. Я столкнулся вчера с вопросами корреспондентов, которые вы сейчас упомянули, - у нас представление о политике такое, что это обязательно что-то крайне идеологизированное, это Молотов-Риббентроп…
В. Федоров:
- Или кому какой пост раздать.
Б. Макаренко:
- Ну, на самом деле раздать - это уже ближе к делу, потому что для меня одно из главных определений политики - это распределение или перераспределение ресурсов. А вот об этом в послании как раз говорилось очень много. Наверное, мы поговорим об этом подробнее, для меня именно важно то, что говорилось о региональных бюджетах и инвестициях. Это выплаты и вообще, если посмотреть на это, вот, если позволите иноземное слово употребить, по-русски сложно передать разницу между politics и police. Вот politics в большой политике, там, наверное, действительно, если говорить о внутренней политике, было немного. Police - это, скорее, управление, реализация политических вещей. Собственно, про это все послание и было. Просто мы привыкли, что этим больше занимаются в Белом доме на Краснопресненской набережной. А на самом деле у нас единая вертикаль исполнительной власти и, если президент этим занялся, это вполне соответствует чаяниям общества. У нас общество очень хочет, чтобы власть занималась и решала насущные проблемы не внутренней политики, а социально-экономической политики. А про это говорилось много. И не все из этого будет иметь непосредственно предвыборное значение. Что-то будет, если хотите, можем поискать в послании соответствующие пассажи. Ну, например, сверхважная для меня вещь про региональные бюджеты и инвестиции - это вещь очень долгая, плоды которого скажутся спустя годы. Это, конечно, не на выборы 2021 года ориентировано, а на долгосрочное развитие России.
В. Федоров:
- Вы имеете в виду перекредитовку? То есть, то, что кредиты, которые региональные администрации получали в коммерческих банках по высоким процентам, теперь бюджет федеральный будет замещать…
Б. Макаренко:
- Там два в одном. Во-первых, вот то, что вы сказали, на самом деле, это и раньше делалось, коммерческие бюджеты, которые регионы нахватывали по высоким ставкам, пытались заместить бюджетными. Но это делалось не системно, а только в самых острых случаях. Сейчас это заявлено как стратегическая линия в региональных бюджетах. Это опять-таки не одним днем делается, но это очень важный шаг.
В. Федоров:
- Некоторые регионы точно вздохнут легче. Такие, как Мордовия, Удмуртия, Хакасия и прочие, у которых вообще край как бы…
Б. Макаренко:
- Кстати, в самый разгар пандемии, примерно год назад, правительство занялось десятью самыми малообеспеченными субъектами федерации. По каждому из них была программа действий. Что очень важно, что вот эта проблема региональных финансов решается в увязке с долгосрочными инвестициями. Президент подробно рассказывал, как сделать так, чтобы те, кто наименее активны, санаций региональных финансов не получили больше помощи за счет своих…
В. Федоров:
- Такие отрицательные стимулы к финансовой устойчивости?
Б. Макаренко:
- Да. Бывало такое, что губернатору проще в Москву съездить полоббировать больше федеральных субсидий, чем что-то у себя в регионе решить.
В. Федоров:
- Ну да. Вот вам и ответ на вопрос, почему у нас так мало регионов-доноров? И число их почему-то не увеличивается.
Б. Макаренко:
- Ну, это долгая история, почему мало регионов-доноров. Все говорят о том, что надо искать более здоровое соотношение региональных и федерального бюджета в общем так называемом консолидированном бюджете, но мало что менялось до сих пор.
В. Федоров:
- Ну да, и распределение доходов и полномочий, соответственно, расходных по уровням налоговой системы. Хорошо, с этим понятно. Регионы получили, видимо, то, чего ждали. Женщины тоже много чего получили. Семьи с детьми, мы знаем, очень много получили. В том числе, впервые школьники и даже те, кто готовится к первому классу, в августе, аккурат за пару недель до 1 сентября и меньше чем за месяц до выборов получат доплату единовременную по 10 тысяч рублей. А кто не получил ничего? Есть такие?
Б. Макаренко:
- Ну, во-первых, вы не все перечислили, можно было более длинный список перечислить. Я не увидел ничего дополнительного в адрес пенсионеров. В том числе работающих пенсионеров, каковым я, кстати, сам являюсь. Примите это как личную позицию, а не жалобу - у меня все в порядке.
В. Федоров:
- Почему? У нас партикулярные интересы тоже вполне легитимны. Да, соглашусь. Многие говорят о том, что по пенсионерам ничего не прозвучало. Кто еще? Средний класс получил какие-то плюшки, обещания реальные, подарки, послабления? Или нет? И вообще, есть у нас этот средний класс, на ваш взгляд, или нет? Или он уже улетучился куда-то?
Б. Макаренко:
- Средний класс у нас, разумеется, есть, он тоже неоднородный и я бы сказал, что вроде напрямую, если вы перечитаете послание, слова «средний класс» и каких-то циферок с нулями против этого вы не найдете, но косвенно, безусловно, да, потому что в среднем классе есть очень немалочисленный отряд - это малый и средний бизнес.
В. Федоров:
- Да, про них мы слышали.
Б. Макаренко:
- Малый и средний бизнес работает в сфере торговли и услуг, а эта сфера в период ограничений и всего прочего переживала очень тяжелые времена. Во-первых, сказано на самом деле о более системных отношениях между государственным бизнесом, то есть, чтобы бизнеса было больше слышно. Во-вторых, вот, к примеру, компенсация значительной части расходов россиян на внутренний туризм. С одной стороны, дают деньги туристам - из среднего класса, не из среднего… с другой стороны, эти деньги же пойдут… люди поедут отдыхать, будут жить в гостиницах, питаться в кафе - и эти деньги придут тому же самому среднему классу и вот этот средний класс, на самом деле, в чем его отличие от бОльшей части взрослого населения России? Он свой основной доход имеет не от государства, а зарабатывает предпринимательской деятельностью. И ему важнее не чтобы ему дали денег, а чтобы создали условия, оздоровили среду для этого. А вот про это вчера было в послании.
В. Федоров:
- Да. Знаменитая удочка, а не рыба. Ловить они и сами смогут.
Б. Макаренко:
- Там, правда, еще наживки нужны, крючки, поплавки…
В. Алфимов:
- Но с этим разберутся.
В. Федоров:
- И теперь финальный вопрос. Своим посланием президент дал партии «Единая Россия» так необходимый ей перед выборами пас? Создал он трамплин для того, чтобы партия, а рейтинг у нее сейчас 29-30%, держится на таком уровне уже два года, не падает, но и не растет. А партия претендует на то, чтобы сохранить большинство в Госдуме, раз уж она правящая.
Пас дан или нет? Или партия не получила того, что ожидала? Мы знаем, что партия правящая, но без президента рассчитывать на серьезные успехи ей сложно.
Б. Макаренко:
- Разбираться надо в понятиях, что значит дать пас? Если бы громких слов «все голосуйте за «Единую Россию», естественно, не было, не тот жанр.
В. Федоров:
- Рановато, наверное?
Б. Макаренко:
- Он ко всем партиям обращался с призывом конструктивно работать. И главное, что народ уже привык к выборам, к электоральной политике, к кампаниям. И больше смотрит не на слова, а на дела.
То, что президент вчера пообещал, эти меры обществом ожидаемы в том смысле, что они будут восприняты и с благодарностью, и в то же время как должное. Вот необходимое условие – продемонстрировать социальную ориентированность политике и в том числе, помощи семьям с детьми и другим категориям, это продемонстрировано. Сейчас это станет программой действия всей власти и федеральной, и региональной. Задача «Единой России» - должным образом, а парламентарии – это люди, которые контролируют исполнительную власть. И взять на контроль, чтобы все, что было заявлено, реализовывать и до людей доходило.
В. Федоров:
- Не знаю, кто там и кого контролирует…
Б. Макаренко:
- Вы знаете, когда кандидаты в депутаты выступают, то очень много говорят об этом.
В. Федоров:
- Понятно, что это некоторая игра.
Б. Макаренко:
- Разумеется, это нужные вещи. Именно то, что вчера было - заявленные вещи станут реальным насыщением содержательным кампании «Единой России». А то, что на активной фазе кампании последуют другие заявления, наверное, мы с вами оба…
В. Федоров:
- А правильно я понимаю, что программу теперь отдельную «Единой России» не нужна на эту кампанию разрабатывать? Вот программа уже есть, президент все сказал.
Б. Макаренко:
- Я бы считал, что нужно. Во-первых, программа у нас по нашему законодательству перед выборами партия обязана разрабатывать.
В. Федоров:
- Формально – понятно.
Б. Макаренко:
- Партии, чтобы быть привлекательной для избирателей, любой партии нужно демонстрировать избирателю свою субъектность. То есть, что они не просто винтики. И исполнители чьей-то воли, хотя все «Единую Россию» воспринимают как партию президента Путина. И это справедливо. Для этого нужна программа.
В. Федоров:
- Конечно, послание получилось левым. Таким социальным. Но при этом не радикально левым, а умеренно левым. Во всяком случае, не прозвучали обещания раскулачить кого-то, требование новое к бизнесу стать еще более социально ответственным. А достаточен ли уровень крутизны у этого послания? Если запрос на социальную политику доминирует, на политику раздач, все равно люди ожидают, что власть будет твердой, сильной. И контролирующей. И дающей укорот в случае чего всем врагам, внешним и внутренним. А у нас предвыборный год и такое мирное послание. Некоторые его называют даже беззубым.
Б. Макаренко:
- Мне понравилось, что послание деловое.
В. Федоров:
- Вы – мирный человек.
Б. Макаренко:
- В быту я мирный человек, на работе я политтехнолог. Послание деловое и конкретное. Я говорил с руководителем нашего крупнейшего социологического агентства. У людей запрос на конкретные дела от власти, дела, которые помогают улучшать жизнь.
В. Федоров:
- То есть, поменьше идеологии, побольше конкретных дел.
Б. Макаренко:
- И в этом смысле послание в запрос попадает. А насчет левое или не левое, знаете, мне пришлось заниматься сравнительным консерватизмом. Сравнивать с западным консерватизмом. И если посмотреть, как строилось социальное государство, были случаи, когда его строили левые, например, Швеция.
В. Федоров:
- Но был и Бисмарк, как известно.
Б. Макаренко:
- Нет, в Великобритании его строили вместе лейбористы и консерваторы. А в ряде других стран – во Франции и в Германии их строили христианские демократы.
В. Федоров:
- Переходим к уличной политике. Первый и главный вопрос о вашей оценке. Точных данных нет, как всегда все врут. Кто-то говорит, что вышло очень много, кто-то, что очень мало. На ваш взгляд? Больше, чем в январе? Меньше? Столько же? Куда идет динамика?
Б. Макаренко:
- С правильной оговоркой, что точных данных нет, я бы сказал, что это ближе к так же. Может, чуть меньше. Если брать официальные данные, то вчера насчитали на митингах 14 с сотнями тысяч человек. Мне ни разу не попадалось, чтобы «Белый счетчик» работал. Это то, чему можно более-менее верить.
В. Алфимов:
- Вчера он и не работал. Конкретно в этот раз не договорились.
Б. Макаренко:
- «Белый счетчик» - это относительно нейтральный и честный подсчет.
Ясно, что митинги были во многих городах достаточно многочисленными, чтобы быть замеченными. Насчет динамики. С одной стороны, нет явного однозначного роста протестных настроений. С другой стороны, очевидно, что после того, как на январских митингах было много задержаний, кончавшихся административным арестом на 8, 10, 15 суток, негативный сигнал «не ходи на митинги» в общество был послан. И общество, в том числе, молодежью был сильно услышан. Если при всем этом вышло так много людей, это значит, что протестное движение свой потенциал сохраняет. И продолжает существовать. Уличный протест.
В. Федоров:
- В прошлый раз было много воплей по поводу того, что полиция действует очень жестко. В этот раз визга существенно меньше, но есть исключение – это Питер. Говорят, там брали жестко и многих. Что это за питерская аномалия?
Б. Макаренко:
- Это стиль, не первый раз проявляющийся. По данным ОВД-Инфо вчера было задержано по России 1800 человек, из них более 800 пришлось на Питер.
Просто Питер еще не прошел на своем опыте того урока, который прошла Москва в 2019 году, например.
В. Федоров:
- Раньше, кстати. И раньше было.
Б. Макаренко:
- Жесткие действия полиции при задержаниях только усиливают эмоции и распаляют накал. Историю, что происходило летом 2019 года в Москве можно рассказывать, но как учебник того, как не надо действовать. И меня во вчерашних протестах порадовало именно то, что все было достаточно мирно, потому что давайте не будем забывать, что право граждан мирно и безоружно собираться и выражать свое мнение, оно записано в конституции. И является одним из неотъемлемых прав человека.
В. Федоров:
- И последний вопрос. «Умное голосование» - главное оружие со стороны ФБК и прочей братии, Прозвучали прогнозы, что оно не страшно власти. Так это или нет?
Б. Макаренко:
- Нет, не так. Другое дело, что масштаб его нельзя преувеличивать.
В. Алфимов:
- Спасибо, Борис Игоревич!
Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Apple Podcasts, CastBox и Google Podcasts, ставьте оценки и пишите комментарии!