Куда деваются талантливые дети, когда становятся взрослыми
А. Милкус:
- Всем доброе утро! Это – «Родительский вопрос». И сегодня у нас в гостях замечательный педагог, известный человек, директор Центра непрерывного математического образования Иван Валерьевич Ященко. Здравствуйте, Иван Валерьевич!
И. Ященко:
- Добрый день!
Д. Завгородняя:
- Здравствуйте!
А. Милкус:
- Говорить мы будем про талантливых людей, детей, как их развивать. И про качество обучения и образования. И чем это отличается. И можно ли, вообще, оценивать качество обучения.
Начнем мы с известной темы по поводу Алисы Тепляковой и про других особенно выдающихся детей. Последняя информация, которая у нас есть…
Д. Завгородняя:
- Состоит в том, что Алиса куда-то пропала. Она не сдала «хвосты» на сессии, которые остались, на два экзамена вообще не пришла. И ее нет. В университете она не появляется.
А. Милкус:
- Уже второй месяц.
Д. Завгородняя:
- При этом ее отец утверждал последний раз, что она проводит консультации психологические, она уже очень хороший психолог.
А. Милкус:
- Очередь стоит за ее консультациями.
Д. Завгородняя:
- Вот такая вот история.
А. Милкус:
- И говорят, что она отказалась давать консультации Борису Джонсону и королеве Елизавете.
Д. Завгородняя:
- Елизавете Второй, да.
А. Милкус:
- И Байдену. В общем, видимо, они в расстроенных чувствах, просто ждут, когда Алиса вырастет хоть немножко и будет с ними общаться.
Иван Валерьевич, мы не будем конкретно про Алису, но вот смотрите, когда возник феномен Алисы или феномен ее папы, мне кажется, скорее, надо про него говорить, много было разговоров про детей-вундеркиндов. А почему практически ни один ребенок, который в 12. 13. 14 лет поступил на тот же мехмат МГУ или куда-то еще, не выстрелил? Музыканты, начинающие в 4-5 лет, они, ну, многие из них остаются на плаву или становятся известными.
Д. Завгородняя:
- А шахматисты? Сестры Полгар, например.
А. Милкус:
- А вот среди таких вот вундеркиндов ко второму-третьему курсу практически все их выдающиеся достижения нивелируются. С чем это связано?
И. Ященко:
- Я бы хотел подчеркнуть, что есть очень большая разница между академической средой, средой научной, средой инженерной и, скажем, спортивной или музыкальной. Про спорт мы прекрасно знаем, что очень многие виды спорта очень сильно завязаны на возраст, например, другая обсуждаемая тема – это фигурное катание, возраст наших замечательных фигуристок. И то, с какого раннего возраста надо начинать заниматься, чтобы иметь шансы достичь каких-то высоких результатов.
В академической ситуации, в ситуации математики, физики, химии ситуация абсолютно другая. И тут совершенно не влияет то, насколько рано ты стал форсировано заниматься, более того, в успехах академических очень большую роль играет именно психологическая зрелость, готовность к долгой систематической работе. Ведь мы прекрасно понимаем, что школа, те же олимпиады, это лишь миниатюрная модель настоящей работы. Никто в профессиональной деятельности, скажем, математика или физика не должен за фиксированные несколько часов решить много задач. Математик решает задачу недели, месяцы, годы. И это совершенно другой стиль работы. Разница как между спринтом и марафоном.
Я очень много говорю в Центре педагогического мастерства, который по всем предметам, мы говорим родителям, что не надо форсировать. Есть еще такая ловушка, что у ребенка получается в юном возрасте что-то, и все бросаются развивать ровно это, а, может, он не менее, а даже более талантлив совершенно в другой области. Именно поэтому мы сейчас говорим и демонстрируем успехи в этой системе, а сейчас это применяется все больше и больше в России, мы начали в Москве десять лет назад, не о выявлении тех или иных одаренных детей, а о развитии таланта каждого. Мы знаем много примеров, когда человек, у него ничего не получалось в математике класса до шестого, а потом он выстрелил.
Еще раз подчеркну, вы абсолютно правы, хотя есть примеры, когда ребята рано поступили в университет, потом очень успешны, но ребята, которым форсированно поставили локальную задачу, поступить в университет в юном возрасте. А что потом? Никто не задумывается. Я очень часто говорю родителям, к сожалению, когда мне приводят девятилетнего ребенка, который уже линейную алгебру знает, говорю, если есть бабушка в деревне, вот давайте на год к бабушке в деревню.
А. Милкус:
- Чтобы он забыл линейную алгебру.
И. Ященко:
- Нет, не забыл. Чтобы вот такая форсированная гонка, которая опережает психологическую зрелость ребенка. Понимаете, есть еще очень важный момент. Моя любимая работа – это учитель математики. Я сейчас набираю математический класс. И очень много говорю родителям, что научиться решать типовые алгоритмические задачи, это не так сложно, не так востребовано. Сейчас есть компьютеры и искусственный интеллект. Главное, в чем человек себя проявит как ученый, инженер – это то, что он сможет придумать что-то новое. И вот я стараюсь со своими коллегами учить ребят открывать новое. Это страшно сложно. И для этого нужна не только предметная подготовка, натаскивание на что-то, но и психологическая зрелость, готовность открывать новое.
А. Милкус:
- Иван Валерьевич, насколько мозг и физиология ребенка готовы воспринимать школьную программу. Ведь папа Тепляков, он просто вложил в голову этого несчастного ребенка, извините, школьную программу. Ребенок сдал ЕГЭ. Но это не значит, что он научился жизни, тому, что преподают в школе.
И. Ященко:
- Я бы хотел подчеркнуть, что результат ЕГЭ девочки, которую вы упомянули, по математике очень низкий. Там не продемонстрированы никакие умения, которые показывают, что ты освоил математику на том самом профильном уровне. Баллы реально очень низкие. И я абсолютно уверен, что человек бы спокойно занимался необходимое время, то вот эти сложные задачи второй части были бы решены, а ровно они показывают готовность продолжения образования на профильном уровне. И это очень важно.
Вот мы много занимаемся сейчас с коллегами вопросами когнитивными. И тут есть оба момента. Один из них такой, что сейчас вот принят новый федеральный государственный стандарт, в котором не случайно углубленный курс математики, физики, химии, биологии введен. И это очень важно. И очень востребовано. Но с седьмого класса. Я считаю очень вредным попытки делать углубленное математическое образование с первого, второго класса. Это, как правило, имитация, потому что ребенок к этому еще не готов. Плюс вот мы видим рост ребенка. Ребенок растет, он небольшого роста, потом быстро вырос. И разные дети в разном возрасте. А мы не видим, что происходит в мозгу у человека. И, например, многие сложности в изучении формальной геометрии связаны, как раз, с тем, что мозг еще до этого не дозрел, нужно больше заниматься наглядной геометрией. И мы видим, какие блестящие результаты сейчас демонстрируют ребята, которые в Москве, а это уже десятки тысяч ребят, они занимаются в проекте «Математическая вертикаль», где сделан курс с учетом этих моментов. И резко повышается успешность в математике.
Точно так же в начальной школе, с той же таблицей умножения. У кого-то сложности ее усвоения в тот момент, когда она положена по программе, ничего страшного, а через год человек это освоит. Очень важно не создавать у ребенка и ощущение неуспешности, наоборот, ликвидировать пробелы. И, наоборот, не забегать вперед. Время придет. И совершенно не нужно в начальной школе изучать вузовскую программу, чтобы быть потом успешным в любых науках.
Д. Завгородняя:
- Про таблицу умножения. Таблицу не смог освоить, через год смог, но успел уже нахвататься троек и демотивироваться.
А. Милкус:
- И учительница говорит, что ты не можешь выучить, что с тобой дальше делать!
И. Ященко:
- Не случайно какой-то государственный контроль появляется впервые только в конце четвертого класса, чтобы дать возможность какие-то такие ключевые вещи, и то это не экзамен. Это зависит от учителя. И мы рекомендуем не загонять ребят в зону неуспешности. Нужно находить то, что у ребенка будет получаться. И это можно и нужно делать. И мы видим примеры ребят, которые в пятом, в шестом классе имели проблемы в математике, мы сделали городскую диагностику, курс математической грамотности.
Проводили такое исследование. Это была инициатива Сергея Сергеевича Кравцова. Он руководил тогда Рособрнадзором. И на основании этого исследования обновляются программы, стандарт, сейчас углубленка. И выявлена такая болевая точка проблемная в математическом образовании на уровне шестого класса, когда еще не поздно ликвидировать все пробелы. И курс, который мы сделали, в том числе, в Московской электронной школе, он позволяет десяткам тысяч ребят ликвидировать пробелы. И часть из них потом идут, как раз, в классы повышенного уровня. Как бы человек был не успешен на уровне шестого класса, исправил проблемы с помощью хороших методических материалов, после этого проявляет себя в классах математической вертикали. Это настоящая история успеха. Ведь математика сейчас нужна в огромном количестве предметов.
А. Милкус:
- Я сейчас занимаюсь развитием истории медиаклассов в Москве, открыли в 66 школах медиаклассы – это профессиональная подготовка 10-11 класс. Первый год, когда ребята учатся в профессиональных классах. Я встречаюсь с десятиклассниками, спрашиваю многих, каким образом вы решили, что хотите заниматься в этом классе? Выяснилось, что в некоторых школах детям говорят, это единственный гуманитарный класс, вы – гуманитарии, туда и идите. И когда я прихожу и рассказываю детям, что если вы хотите заниматься современным мадиа, вы должны хорошо знать математику, у них грустнеют лица. Надо заниматься видео, смм, соцсетями и так далее. И нужен хороший аналитический аппарат, который дает математика.
Это же беда – многие считают, что они не успешны в математике, особенно девочки, и они не слышат, когда я говорю, что вам просто не повезло, вы не нашли своего учителя. Он вам не раскрыл точные науки. Это и про физику, и про химию, так далее.
Как здесь быть? На ребенка ставят крест уже в младшей школе, что тебе математика не дается. И у меня ощущение, что к шестому классу приходит достаточное количество погашенных детей, которые считают, что это не их. Это их неудача.
И. Ященко:
- Вы правы, во многом это связано с тем, что, наоборот, ребенка в этом убедили. Точно так же как мы видим, что девочки в меньшей степени идут на олимпиады по математике и информатике, хотя опыт и российский, и мировой показывает, что сейчас в той же IT девчонки очень успешны. И мы прилагает огромные усилия, чтобы девочки больше ходили на такие олимпиады. Один пример Лены Буниной, которая была абсолютным победителем Московской математической олимпиады.
А. Милкус:
- Она до недавнего времени возглавляла Яндекс.
И. Ященко:
- Да.
А продолжая ваш тезис, новым стандартом предусмотрен один час даже в базовом уровне 7—9 класс на вероятность и статистику. Ведь без статистики, без понимания данных ты и сам ничего сделать не можешь и будешь покупаться на вот эти обманные презентации, на ложные рекламы и так далее.
А. Милкус:
- Это мы говорим о важности воспитания критического мышления.
И. Ященко:
- Вы абсолютно правы. И видя, что математика нужная и реальная, ребята идут во все естественные науки. А то, что вы сказали про учителя, верно про все: и про историю, и про литературу. Действительно, сейчас нужно больше готовить хороших учителей. По учителям математики у нашего Центра есть программа на математическом факультете ВШЭ, на Физтехе есть программа по подготовке учителей физики. Действительно, сейчас ребята идут в школы. А кружки у нас сейчас ведет больше двух тысяч студентов – это наш проект «Кружок от чемпионов» в Москве. И регионы сейчас подтягиваются.
Это очень важно. А «Сириус» - образовательный центр открывает во всех регионах региональные центры.
Кстати, скоро будет пригласительный этап Всероссийской олимпиады школьников онлайн, попробуйте себя.
Д. Завгородняя:
- А вот как обнаружить талант человека?
А. Милкус:
- Иногда родители, как папа Тепляков просто берет ребенка и пытается сделать из него что-то такое выстругать. Непонятно, готов ребенок к этому или нет.
Д. Завгородняя:
- А как выявить способности, которые нужно развивать?
И. Ященко:
- Это очень тонкая ситуация. Нужно найти баланс между тем, что предложить, пригласить, дать попробовать и не заставлять. Это очень тонко. И для этого нужны, в том числе, в школе очень хорошие и занимательные материалы. Не должно быть ситуации, что ребенка скучно на уроке, а только на кружке интересно. Кстати, все закладывается в началке, поэтому мы сделали очень яркий курс сейчас окружающего мира. С моей точки зрения этот курс – один из важнейших курсов начальной школы. И мы видим ребят, которые учились по этому курсу, как они блестяще проявляют себя дальше, потому что у них не погас интерес к познанию, не погасло любопытство. Ведь школа, кроме знаний, должна давать еще вот это. И на базе любопытства, детского интереса можно ребенку подкидывать какие-то занимательные вещи, популярные лекции, использовать те же ролики в интернете. Но потом обязательно попробовать сделать самому. Ведь просто просмотр роликов – это имитация. А вот попробовать сделать самому что-то не очень сложное в этой области, возможно, человеку понравится. И он после этого этим займется.
А. Милкус:
- Иван Валерьевич, про курсы окружающего мира. Очень много было публикаций и мне писали люди про курс окружающего мира, который сейчас есть в начальной школе, он очень странный, мягко говоря.
Д. Завгородняя:
- Больше могу сказать. Ребенку задали из учебника учить тему, а на контрольной спрашивали не то, что в учебнике, а то, что учительница рассказывала в классе, а в учебнике этого нет. И ребенок схлопотал тройку.
А. Милкус:
- Много есть вопросов к этому курсу. И то, что там задания даются по дополнительной литературе, которую написал этот же автор. Только это не входит в обязательный комплект учебников, тебе надо его покупать. Иначе ты не выполнишь задание. В общем, странный курс.
А что у вас за курс? Расскажите нам!
И. Ященко:
- Мы его делали вместе с коллегами много лет, причем, за каждый раздел у нас отвечал не просто человек, который занимается начальной школой, но и ученые в соответствующей области. Например, раздел, посвященный полезным ископаемым мы делали вместе с моим коллегой Павлом Плечевым, который сейчас директор музея Академии наук на Ленинском проспекте. И поэтому, с одной стороны, это занимательно, с другой, на самом высоком научном уровне. И очень интересно.
Этот курс мы закончили делать буквально перед пандемией. И началась пандемия. А он электронный полностью. И, разумеется, бесплатный. И он размещен и на нашем сайте, и в Московской электронной школе, и на него тут же перешло почти полмиллиона ребят, потому что пандемия, они пошли изучать это в электронной форме. И мы видим, что, похоже, получилось.
А. Милкус:
- Его надо скачать?
И. Ященко:
- Нет! Он лежит в интернете: «Окружающий мир», Центр педагогического мастерства. Ведущий у нас автор Роман Соловьев. Там и задания, и материалы, причем, выходящие за рамки школьной программы, но там это отмечено.
А. Милкус:
- А он соответствует школьной программе? Учитель начальной школы может его взять для того, чтобы преподавать?
И. Ященко:
- Конечно, более того, сейчас обновлены программы и он этому соответствует, но при этом мы еще даем дополнительный материал для интересующихся. Пока его еще нет в бумажной форме, но на эту тему уже идет работа. И наша задача – сделать учебу очень интересной и доступной. Не забегая вперед. Тут как, берешь ярких коллег, которые что-то делают…
А. Милкус:
- Наверное, отпугнет учителя, что нет учебника бумажного.
И. Ященко:
- Пока нет, но будет. Все есть в электронной форме, очень удобно.
А. Милкус:
- Иван Валерьевич, нас часто спрашивают родители: как готовить ребенка к школе? Мы не будем использовать метод папы Теплякова, но как-то вот напрягает, когда ребенку шесть лет, родители напрягаются: надо ребенка подготовить к школе.
Д. Завгородняя:
- Учат его писать.
А. Милкус:
- Считать, и, вообще, по-моему, далеко не всегда делают благое дело.
И. Ященко:
- Главное надо помнить при подготовке к школе, в самой школе. Мы тратим самый ценный и совершенно невозобновляемый ресурс – это время детства ребенка. И давайте помнить, что забирая час времени ребенка, что мы ему даем взамен? Если мы даем ему что-то хорошее, важное и полезное, то хорошо. А если мы ничего не даем или даем некоторый негатив, неуспешность, то это плохо.
Мне кажется, что самое важное при подготовке к школе – сохранить и развить естественное любопытство и интерес. Это главные слова, с которыми должна ассоциироваться школа, по крайней мере, первые несколько лет. Потом какая-то отработка технических навыков, еще что-то.
Второй момент. Конечно, есть некоторый набор неформально описанных в государственных документах общепризнанных навыков. Дети, как правило, идут в школу и знают буквы какие-то, основы, но при этом надо помнить, что возраст ребенка формальный и возраст ребенка как он растет и развивается, он разный. И то, что один ребенок уже схватывает с четырех-пяти лет естественным образом счет и чтение, а у кого-то есть сложности и дальше. Вот родитель видит, а что-то мой ребенок еще не читает, а другой уже читает. Ой, катастрофа! Но при этом надо не забывать, что сейчас очень далеко ушла наука. И про какие-то моменты, та же дислексия и так далее есть уже нормальные научные методики. Если какие-то вещи своевременно выявить, то с ними можно очень успешно жить, учиться, если про них знать. Есть у ребенка есть какие-то проблемы, то всегда нужно посоветоваться со специалистами. Они сейчас есть. И некоторые вещи просто не надо форсировать, если есть те или иные сложности. Как мы понимаем, сейчас в компьютерный век, могу признаться, у меня самого есть проблемы с письмом от руки. И у меня в школе были с этим проблемы. Но я и тогда как-то справлялся, а сейчас в компьютерный век для меня печатать гораздо лучше, чем писать. Ничего, вполне успешный вроде человек.
Д. Завгородняя:
- Существуют такие способности, а многие родители отдают на откуп школе выявление способностей ребенка. Но существует такие способности, которые школа не выявляет, например, музыкальные способности.
А. Милкус:
- Художественные, креативные.
Д. Завгородняя:
- Да. Я, например, с детства сочиняла стихи в школе, эта способность просто отбилась, она исчезла вообще.
И. Ященко:
- Я бы вас поддержал, есть кружки и все, но для семьи одна из самых важных вещей, важнейший вклад, который должна вносить семья в развитие способностей ребенка – это интерес к интересам ребенка. И уважительное отношение к интересам ребенка. Не должно быть ситуации, что там родители все химики и вот они из ребенка делают химика. А ребенку понравилась история. Нужно откликаться на интерес ребенка. Это бывает очень тяжело, потому что тебе самому это может быть не интересно, ты устал после работы. Поверьте, это стоит огромного количества работы в кружках и так далее.
Вот прямо сейчас идет Московская математическая олимпиада. На ней тысячи ребят. На порядок больше, чем двадцать лет назад. И я всегда говорю родителям и учителям: ребенок пришел с олимпиады, не спрашивайте его, сколько задач он решил. Спросите, какая задача тебе понравилась. И тогда разговор переходит от формального количественного успеха к интересу. И это относится к любому предмету.
А. Милкус:
- В этой олимпиаде могут участвовать только москвичи?
И. Ященко:
- Нет, хоть она и называется московская, но есть онлайн пригласительный этап отборочный. И приезжают ребята из регионов. И у нас даже площадки есть.
А. Милкус:
- Иван Валерьевич, вопрос на засыпку, извините. Вы и ваш коллектив, вы составляете рейтинги московских школ.
И. Ященко:
- Есть такое.
А. Милкус:
- По разным параметрам. Мы общались не так давно с известным педагогом Евгением Абрамовичем Бунимовичем. И он задал очень простой вопрос, который меня поставил в тупик. Мы рейтингуем школы, определяем качество обучения. А где в этом рейтинге про счастье? Вы говорите: школа – это где ребенку должно быть хорошо. А как померить, насколько ребенку хорошо? Не то, как сдают ЕГЭ или количество ребят с ОВЗ в классе, а вот на что ориентироваться родителю при выборе школы?
Я согласен с Евгением Абрамовичем по поводу того, что школа – это место счастья, в первую очередь.
И. Ященко:
- Я тоже полностью согласен, что ребенок должен быть счастливым в школе, но при этом мы все должны помнить, что учение без труда, без преодоления невозможно. Поэтому это счастье, но счастье не такого вот отдыха, человек должен трудиться, испытывать трудности, достигать успеха. И это как бы делает школу, потому что мы знаем много примеров некоторых частных школ, где вроде все счастливы в начальной школе, а потом в пятом классе выясняется, что дети ничего не знают. И им надо срочно ликвидировать пробелы в этих знаниях, потому что они дальше не могут строить карьеру.
Действительно, рейтинг, который мы делаем, подчеркну, там их много, они по разным направлениям, но тот рейтинг, который мы делаем по заказу Департамента образования, это рейтинг, который направлен на измерение академических по большей части результатов. С другой стороны, там есть и социальный блок, культурное развитие и спорт. Действительно, разные направления.
Конечно, абсолютно невозможно объективно померить, как ребенок счастлив в школе. Но есть такой важный момент, с моей точки зрения, что сейчас, а в Москве проще, чем где-то, у родителей есть возможность выбора. Сейчас созданы механизмы, при которых за последние десять лет школа борется за ребенка. Школе выгодно, чтобы в ней учились дети. Потому что ни один ребенок не может снизить рейтинг школы, он может его только повысить. Мы не штрафуем за двоечников, даже не штрафуем за ребят, которые совершили правонарушения, наоборот, стимулируем школы работать с этими детьми, чтобы они достигали успеха. Дети-инвалиды, которым огромное внимание сейчас уделяется, мне кажется, что результат, которым должна гордиться и семья, и каждый ребенок и вся наша система, что у нас уже и в прошлом году были ребята незрячие, получившие дипломы заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников на равных с обычными детьми. Для них это особенно важно.
Школа работает в интересах каждого ребенка. И если какая-то школа делает это плохо, дети там несчастливы, то родители их заберут и отдадут в другую школу.
А. Милкус:
- Вы апеллируете к опыту Москвы, в Москве можно выбрать школу. У меня другая статистика, если мы выйдем за пределы московской кольцевой дороги. Я разговаривал с хорошими ребятами, поступившими в ведущие вузы страны. У меня ощущение один к пяти – это одна школа на пять школ, которую ребята вспоминают с благодарностью, как место, куда хочется возвращаться. Четыре школе – это муштра, труд без удовольствия, не очень дружественные учителя и так далее. Ощущение, что в регионе переводить некуда ребенка, если он в школе не прижился.
Д. Завгородняя:
- Репетиторов берут, Саш.
И. Ященко:
- Кстати, и в Москве 85% родителей отдают в школы просто ближайшие к дому. Надо делать каждую школу хорошей, а тут возникает простая проблема: слишком долго профессия учителя была очень низкооплачиваемой. И если обновить электронные материалы быстро, учебники дольше, но сменить поколения учителей, вот сейчас последние шесть лет конкурсы в педвузы выросли, проходные баллы достаточно высокие. У нас в ВШЭ на преподавание был конкурс под 300.
А. Милкус:
- Но сколько из них потом готовы пойти в школу?
И. Ященко:
- Знаете, они у меня с первого-второго курса работают, первый выпуск был в прошлом году, у меня больше половины работают в московских школах. Действительно, это здорово. Сейчас ребята идут в школу. И в регионах ситуация меняется, но это очень долгий процесс. Конечно, он сейчас компенсируется и интернетом. Репетиторы, да, это все история крупных городов. В регионах их особо и не найдешь. Но еще благодаря интернету сейчас уравнивается. Мы увидели по ЕГЭ, что когда был год пандемии, понятно, результаты чуть-чуть просели, но подтянулись результаты слабых регионов. Почему? Потому что интернет, конечно, онлайн хуже учителя. Я тут абсолютный сторонник того, что невозможно заменить учителя онлайном в школе. Вузы – отдельная история. Но если у тебя учитель не очень хороший, то онлайн лучше. А мы открыли все наши уроки, у нас на наши уроки ходили ребята со всей страны. И ресурсы продолжают сейчас использоваться.
Действительно, ребята из глубинки сейчас получают благодаря интернету больше возможностей. И это здорово. И все больше губернаторов уделяют большое внимание поддержке учителей. Но это процесс не такой быстрый. А пока «Сириус» проводит школьный этап Всероссийской олимпиады школьников онлайн, там миллионы ребят участвуют. И потом до них можно дотягиваться, вот они проявили интерес, они что-то сделали.
Прямо сейчас у меня идет олимпиада «Я люблю математику», она завершается и начинается олимпиада по окружающему миру для началки, в ней тоже под миллион ребят. Все, естественно, бесплатно.
Друзья, все возможности есть, чтобы проявить себя. А дальше уже взаимодействовать со школой. Очень важно! Даже если учителю где-то не хватает предметной квалификации, это можно компенсировать. Но если учитель занимается муштрой и отбивает интерес – это самое плохое.
А. Милкус:
- Иван Валерьевич, вы сейчас много интересных адресов сказали, где дети могут себя проявить. А конкретно – какие сайты? Адреса?
И. Ященко:
- Сейчас в этом смысле очень просто. Во-первых, можно зайти на сайт нашего Центра педагогического мастерства, непрерывного математического образования. Просто наберите в поисковой системе олимпиада «Я люблю математику». Курс окружающего мира «Центр педагогического мастерства». И вам в первой же ссылке все будет. Зашли и бесплатно участвуете.
А. Милкус:
- Какие-то бонусы эти олимпиады…
И. Ященко:
- Олимпиада. Ру – наш сайт, где все олимпиады собраны.
А. Милкус:
- Очень важная вещь! А какие бонусы эти олимпиады дают? Они дают возможности при поступлении в вуз?
И. Ященко:
- Опять про поступление в вуз!
А. Милкус:
- Это вопрос родителей, как правило.
И. Ященко:
- У нас же передача «Родительский вопрос»! Первый и главный бонус, я уверен, это интерес. Ты решил задачку, хотя бы одну. Если ты ее не решил, но заинтересовался, потом разобрал. И вот это – главное. Главный соперник на олимпиаде – это не другой школьник. Это задачи. Но сейчас, конечно, это очень важно, что благодаря олимпиадам ты можешь получать льготы, например, Московская математическая, которая идет сегодня, она первый уровень в перечне олимпиад и все ведущие вузы дают льготы, они ее учитывают. А Всероссийская олимпиада школьников, которая охватывает всю страну, победители и призеры заключительного этапа, а сейчас стартует заключительный этап, они имеют право без экзаменов поступать в любой вуз по выбранной специальности. И это не единицы, это несколько тысяч ребят получают такие льготы, но все равно это небольшая доля приема. По ЕГЭ как бы идет основное количество мест. Кстати, те же кружки, специализированные школы, классы, проект «Математическая вертикаль» в Москве, которая сейчас пойдет на Россию, тоже один из способов. Это пройти тестирование, у нас прошла независимая диагностика в 6 классе. Каким-то ребятам по итогам мы рекомендуем наши онлайн курсы и учителям даем материалы, чтобы ликвидировать пробелы. А кому-то посылаем такое письмо-приглашение.
А. Милкус:
- Это очень важно! То, что вы сказали – диагностика. То есть, дети могут пройти диагностику, чтобы понимать, где у них пробелы, а потом выходить на олимпиаду?
И. Ященко:
- В Москве это уже очень развито. И проходит организованно, независимо и бесплатно. А в регионах только начинается. Но с моей точки зрения, это очень важно, что ребенок в 6 классе прошел такую независимую диагностику. И родители получили сигнал, что либо надо что-то поправить, либо человек проявил свой талант. Это очень здорово, но очень важно не перегружать всеми этими диагностиками, про это говорится на всех уровнях, потому что многие учителя, к сожалению, подменяют обучение контролем. Задал на дом разобрать тему, а на уроке только контролируешь. А должно быть наоборот. Я считаю, что контроля должно быть не так много. Главное в учебе – это интерес.
А. Милкус:
- А как эти диагностики сочетаются с ВПР? Многие учителя против Всероссийских проверочных работ. Может ли это считаться диагностикой?
И. Ященко:
- Если ее проводить хорошо, качественно, вовремя, вписывая в учебный процесс, а какой-то топовой школе зачесть внутреннюю работу. Все должно делаться по уму, тогда все будет нормально. Если их разумное количество, они все плановые. Я видел варианты ВПР по математике, видел по физике, они, с моей точки зрения, очень хорошие, качественные. Базового уровня.
Но при этом вопрос, как это все организовывается, как использовать вопросы во времени ребенка. Что мы даем? Мы отбираем часть времени от учебы. И если этих работ разумное количество, а не в дополнение к обычным школьным работам, а вписаны туда, но это все разумно. А еще самое главное, если после этого административная система не начинает как бы за это…
А. Милкус:
- Казнить и миловать.
И. Ященко:
- Конечно! Ведь это все должно быть в интересах ребенка, а не в интересах административной системы. Мне кажется, что мы учителю должны помогать. Наш педагогический центр, наш коллектив – мы стараемся помочь учителю, а не догрузить его чем-то дополнительным. Но, к сожалению, некоторые системы начинают идти по пути меньшего сопротивления. И всеми командовать, со всех требовать.
Д. Завгородняя:
- Очень часто в младшей школе учительница заставляет записывать домашнее задание родителей. Или родителям смс присылает.
А. Милкус:
- Электронный журнал, что ты.
Д. Завгородняя:
- Да. И дети сами не записывают задание. Это правильно или нет?
И. Ященко:
- Вы подняли очень важный вопрос, который лингвистически меня просто часто дергает. Ко мне приходят родители и говорят, вот мы поучаствовали в олимпиаде. Говорю, стоп. Кто поучаствовал?
Д. Завгородняя:
- Вот!
И. Ященко:
- Родитель, говоря об учебе ребенка, об олимпиадах, о кружках употребляет слово «мы». Говорю, остановитесь! Это не собачка, которую вы на выставку водите. Это – ребенок. Это – самостоятельная личность. Поэтому нужно помогать, все должно быть через детей. Но где-то родителям просигналить, чтобы они аккуратненько узнали: а задание есть? Ой, а я забыл записать! Чтобы ребенок чувствовал ответственность.
А. Милкус:
- Спасибо! На этом позитивном тезисе мы заканчиваем программу.
У нас в гостях был Иван Ященко, известный педагог.