«Бразды пушистые взрывая»: почему наших детей учат архаичному русскому языку XIX-XX века

Программа: "Родительский вопрос", ведущий Александр Милкус.
В эфире программы «Родительский вопрос» Радио КП о том, как ученые исследуют учебники для школьников, рассказала Антонина Лапошина, специалист по компьютерной лингвистике, лаборатории инновационных средств обучения русского языка Института русского языка имени Пушкина.

Одной из приоритетных задач системы образования России, стало вхождение страны к 2024 году в десятку лучших систем образования мира.

Но международное исследование функциональной грамотности показало, что в 4-м классе дети еще показывают неплохие результаты, умеют читать и пересказывать текст. Но к 14 годам что- то происходит, и они читают и не понимают прочитанное, не могут пересказать текст.

Может быть, проблема в том, по каким учебникам их учат?

Внимательно прочитывая учебники русского языка для начальной школы, специалисты по компьютерной лингвистике искали ответ на вопрос: почему детям не только сложно, но и скучно учиться. И, кажется, они его нашли.

Как изучали сложность учебников

Скриншо учебника

Почему ребенку скучно учиться? Почему он «пробегает» глазами текст в учебнике и не запоминает его?

Лингвисты объединились со специалистами центра нейрокоммуникативных исследований и наблюдали за тем, как дети читают учебники. Вот что рассказывает Антонина Лапошина:

- мы приходили к школьникам, показывали детям потенциально сложные тексты, это были реальные текста из учебников, но при этом мы специальным прибором измеряли скорость движения зрачков. Таким образом становилось понятно, школьник перечитывает по многу раз одно и то же слово или, наоборот, перескакивает строку.

Естественно, пока мы это делали, у нас набралась коллекция этих учебных текстов. И в мы поняли, что обладаем уникальной коллекцией текстов из учебников русского языка. Пока только русский язык, и только для начальной школы, но нам надо было с чего то начинать.

«Лесные дебри» в учебниках русого языка

Оляпка.

Исследователи с удивлением обнаружили в учебных текстах для младших школьников огромное количество материалов о лесе, о погоде и вообще о природе.

Поскольку я компьютерный лингвист, я все просчитываю. Да, такие корпусные лингвисты всё любят посчитать. Например: слово лес встречается в линейке учебников в 15 раз чаще, чем в стандартном корпусе русского языка (корпус - усредненный стандартный русский язык, - прим. ред.).

Слово ПТИЦА, встречается куда чаще слова ЧЕЛОВЕК. Кстати, к птицам есть какая-то отдельная любовь у авторов учебника. Например, с 1 по 4 класс во всех учебниках по русскому языку мы нашли 50 видов птиц, которые упоминаются там более 500 раз.

Причем среди них есть и привычные воробьи, сороки, скворцы, и неведомые оляпки… Вы знаете птицу- оляпка? Учебник русского языка для младшей школы это учебник по орнитологии.

В учебниках нет современных слов

Скриншот учебника

Изучая коллекцию текстов для школьников, ученые отметили и такой поразительный факт: в них нет современных слов и понятий, привычных ребенку XXIвека.

- Лексика учебников просто катастрофически не современная. Она не соответствует реалиям жизни школьника.

Например, профессии. Дети видят и читают слово ШОФЁР, а современные лингвистические исследования показывают, что в принципе слово «шофер» сейчас уже отмирает. Есть «водители». К этому уже привыкли - водитель такси.

Или вот комбайнеры и хлеборобы встречаются чаще, чем программисты, менеджеры и так далее.

А в учебниках 3-го класса есть четверостишье Пушкина, которое непонятно современным детям вообще, ни одним словом.

Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая, ямщик сидит на облучке в тулупе в красном кушаке..

Вот это есть такая проблема несовременности, несвоевременности.

Каким должен быть хороший учебник

Фотография старого учебника

Антонина Лапошина перечислила официальные критерии, которым должен отвечать современный учебник.

- содержание должно быть доступно и понятно, обучающимся независимо от пола национальности, места жительства

- содержание должно учитывать особенности данной возрастной группы, психофизическое развитие и индивидуальные возможности обучать детей с ограниченными возможностями здоровья.

Однако, отмечает эксперт, общие фразы не дают авторам учебников и ученым понимания того, каким должен быть язык текстов.

- Еще нам показалось тревожным и вызывающим вопросы количество существительных и прилагательных в текстах учебников. Не глаголов. Что это значит? Это сигнализирует, что тексты статичные, описательные. В основном описание природы, описание птиц, описание грибов.

Как дети должны использовать такой русский язык в своей реальной жизни, где они могут это употребить?

И получается, что со временем школьники не могут не могут пользоваться архаичным русским языком в реальной жизни. Потому что они выросли на текстах XIX-XX веков.

В современном учебнике нужен качественный науч-поп

По мнению компьютерного лингвиста, в современном учебнике мало заменить «шофера» на программиста. Или потеснить Паустовского, Бианки, Соколова, Микитова.

- Конечно, разумно использовать (какой то процент) нестареющую классику. Но нужны еще публицистика, научно-популярные тексты. В общем то, что встречается школьнику в его внешкольной жизни. Он ведь читает либо детскую литературу, либо детский журнал. А учебник очень далёк сейчас от них.

Я вам приведу пример, как школьники читали текст про мышку. Компьютерную мышку. О том, что она похожа на обычную мышку, она тоже маленькая, юркая и с хвостиком.

И ребенок спросил меня, а почему с хвостиком? Потому что в его реальности она уже без провода! Вы представляете скорость устаревания текста, скорость вообще, насколько все это надо чувствовать?