Делягин: В бюджете заморожены 14 млрд рублей, а власти берут займы, обогащая спекулянтов

Михаил Делягин
Экономист Михаил Делягин в эфире Радио «Комсомольская правда» разбирался с бюджетом 2020 года, который приняла Госдума в первом чтении, исполнением текущего бюджета и реализацией нацпроектов.

Скачать передачу [mp3, 42.9 МБ]

Мы предлагаем полный текст радиопередачи.


М. Делягин:

- Итак, я счастлив общаться с вами! Впереди выходные и в стратегическом плане наступает лето. Пора к нему готовиться.

Как обычно анекдоты от «Комсомолки». В Сколково создали первого в мире робота-губернатора. Даже в полностью отключенном от сети состоянии он способен переводить бюджетные деньги в оффшоры и произносить фразу: все сделаем, Владимир Владимирович!

Учитывая многих новых губернаторов, как о них отзываются их якобы избиратели, похоже, что это не анекдот. Без «якобы».

Второй анекдот точно. Госдума рассматривает законопроект о замене пенсионных накоплений почетной грамотой. Это точно анекдот, этого в жизни нет, потому что никто нам с вами за нами пенсионные накопления грамот выдавать не собирается. Правительство доработало, наконец, с трехлетнем опозданием программу, что делать с нашими накопительными пенсиями. Заморозили пять лет назад, разрабатывали три года. И сейчас пошли утечки о том, что это за программа. Пенсионное обеспечение будет полностью добровольное. Есть у вас деньги на вашу пенсию вместе с сознательностью, наверное, у вас будет пенсия, если государство об этом позаботится. А вот если у вас сознательности нет или денег нет, тогда возникает большая неопределенность. Надеюсь, что это промежуточный вариант. Там есть слова «пенсионный», «гарантированная». И мы дождемся окончательного решения. Но пока возникает ощущение, что правительство живет на другой планете или в другой стране, как минимум. Учитывая, какое количество российских чиновников свалило за бугор за все тридцать лет национального предательства, я думаю, что это предположение является не только предположением.

А в реальности случилось принятие бюджета в первом чтении. Это самый основополагающий документ социально-экономической политики. Как экономист могу сказать, что почти ничего нельзя сделать только деньгами. Но точно почти ничего нельзя сделать почти без денег. Даже организация волонтерства стоит денег и отражается в расходных статьях.

Бюджет – это юридический документ, это закон, когда он будет подписан президентом. Он показывает, что государство делать собирается, а чего не намерено. Любые законы в нашей стране выполняются примерно как Конституция, то есть, в зависимости от потребности руководства. Но бюджет – это внятное и честное, что важно, заявление о намерениях. В прошлом году осуществлялся, например, передел рынка краба. По внешним признакам вполне рейдерский. Группа детей и просто родственников высокопоставленных чиновников решила, что есть рынок добычи краба. Это очень рентабельная деятельность и давайте мы возьмем половину рынка себе. И взяли. В процессе взятия бюджету обещали какие-то деньги. И эти деньги были заложены в бюджет, в его доходную часть в тот момент, когда никаких законов о переделе крабового рынка еще не было. Депутаты Госдумы визжали как ошпаренные, даже очень высокопоставленные. Им совершенно не хотелось нарушать закон, потому что они эти законы пишут и самим нарушать собственные законы нелепо. Но пришлось, потому что против олигархии лома в нашей стране нет. Пока. Пока народ вернул себе только Крым, но еще не вернул себе государство, мы находимся в промежуточном периоде.

Бюджет в первом чтении принят. По этому поводу разразилось дикое количество пропагандистских восторгов. Положено: начальство что-то сделало, значит, этим надо восхититься. Если вы этим не восхищаетесь, либо оно не начальство, либо вы без зарплаты. И всем нам рассказывают, как растут доходы, расходы бюджета в рублях. Понятно, что у нас есть инфляция, рост цен, увеличение масштабов экономики, в том числе, из-за якобы экономического роста. Поэтому нужно смотреть не за динамикой бюджетных расходов в рублях, а за динамикой бюджетных расходов в процентах ВВП.

Я понимаю, что за годы либерального предательства национальных интересов людям уже вбили, что государства быть не должно, что оно должно быть таким ночным сторожем, но почему-то с миллиардной, даже не министерской, а больше зарплатой. Но у государства есть обязанности. Оно сегодня их выполняет крайне плохо. В отличие от прошлых лет, все-таки уже выполняет, это прогресс. И далеко не только в Москве и в Питере. Но, тем не менее, выполняет свои обязательства плохо. Если против вас совершат какое-то преступление, вы пойдете в полицию подавать заявление об этом, вы убедитесь, что это полиция, правда. Это вправду не про вас. Вы там окажетесь в положении, будто вы пришли записываться в регистратуру, если повезет, то поликлиники, а не повезет, то овощного магазина. Ситуация, когда бы вы приходили и рассказывали, что с вами стряслось и вам пытались помочь, по крайней мере, в Москве уже невозможна. Институционально. Там инструкция написана, чтобы этого не было никогда.

Нормализация государства может не сопровождаться ростом его расходов в процентах к ВВП только в одном случае, если при этом одновременно будет наблюдаться резкое сокращение коррупции. Поскольку мы никакой реальной борьбы с коррупцией, кроме громких посадок, плача господина Абызова по поводу того, что он должен отправить своего ребенка в Штаты и некоторых протокольных мероприятий, мы не видим. Логично предположить, что любое повышение эффективности государства, приближение государства к исполнению своих обязанностей перед нами, должно сопровождаться увеличением расходов. Что мы видим? Намечено сокращение бюджетных расходов в процентах к ВВП. В 16-м году расходы превышали 19% ВВП. На самом деле, это очень мало. Расходы федерального бюджета должны быть не меньше 20% ВВП. Иначе просто нарушается макроэкономическое равновесие в экономике, начинает не хватать денег, что мы, собственно, и видим.

В 17-м году было 17,8% ВВП, в 18-м и 19-м был абсолютный минимум – 16,6% и 16,8% ВВП. В следующем 20-м году предполагается немножко увеличить расходы до 17,3% ВВП. Да, это на полпроцента больше, чем в 19-м году. Но это ниже любого года, не считая кризисных, а так же 18-го и 19-го годов. Если брать среднесрочную перспективу, то имеет место сокращение бюджетных расходов по заветам Гайдара. И в 21-м и 22-м годах, потому что бюджет формально принимается на три года, просто последние два года это совсем ориентир, и тоже будет наблюдаться сокращение бюджетных расходов. Притом, что предполагается, что федеральный бюджет по-прежнему будет захлебываться в деньгах. Предполагается, что фонд национального благосостояния, а это только часть бюджетных резервов, которые сейчас составляют 7% ВВП, к концу 22-го года превысит 12% ВВП. Но эти деньги на нужды нашей страны все равно направляться не будут. Даже та часть правящей тусовки, которая хочет кубышку распечатать, она явно не задумывается об обеспечении экономического развития. Господин Кудрин сказал, что деньги надо направлять, но только в ликвидные и высокодоходные проекты. Высокодоходные – это только модернизация коммунального хозяйства, все остальное без гарантии. А ликвидное, значит, что ничего не имеющего с реальным сектором. Только финансовые спекуляции. Потому что либералы – это люди, которые служат финансовым спекулянтам и финансовым спекуляциям против народов своих стран.

Наша страна зарабатывает очень много денег, но наше правительство лишило нас возможности этими деньгами пользоваться. Вопрос: какой смысл платить этим людям налоги? Ответа на этот вопрос нет.

Итак, продолжаем. Вы пишете: а как же национальные проекты? Они же реализуются, вокруг них так много ломается копий! Знаете, если вокруг чего-то ломается много копий, это не значит, что это «чего-то» существует. Нам о проектах моют уши уже больше года. Давайте посмотрим, если бы государство делало что-то сверх того, что оно делает и так, то мы имели бы в 19-м году увеличение расходов бюджета. Потому что государство делает больше. Скажем, оно строит дороги. Раньше не строило. Оно лечит людей. Раньше изображало, что их лечит. Когда государство делает что-то, что не делало год назад, это отражается в росте расходов. Если зайдете на сайт Минфина в раздел пресс-релизов, и там появляется раз в месяц отчет об исполнении федерального бюджета, вы увидите, что нет дополнительных расходов относительно прошлого года. И по бюджетным проектировкам расходы этого года будут выше, чем расходы прошлого на 0,2% ВВП. То есть, наплевать и забыть вообще!

Михаил Делягин

Национальные проекты сейчас – это еще хуже, чем медведевизмы конца нулевых годов. Там тоже были национальные проекты. Помните: недоступное жилье или доступное, как оно называлось официально. Оно привело к дикому спекулятивному росту цен на жилье, сделало его недоступным. Но это позволило замечательно заработать разного рода спекулянтам. И так было с большинство нацпроектов, кроме проекта развития сельского хозяйства. Он пошел, действительно, хорошо. Поэтому его, собственно, первым и свернули.

Сейчас мы видим, что тысячу раз отрекламированные национальные проекты, по поводу которых сломало дикое количество копий, например, госпожа Матвиенко процитировала Счетную палату, что у нас главный приоритет страны – это цифровизация всей экономики, но из всех нацпроектов хуже всего исполняется именно этот нацпроект. Никто уже не обсуждает, какие цели достигнуты и какие не достигнуты. Это уже непристойно после семилетнего саботирования майских указов президента еще 12-го года. Обсуждается освоение средств. Сколько денег на них выброшено. И на нацпроект освоено всего 15% выделенных средств было в первой половине года. Деньги не осваивались практически, они осваивались только на административное сопровождение, потому что разработка любого проекта – это 10% от его стоимости.

Нацпроекты не реализуются. Сами они задуманы так, что если бы это было что-то новое, было бы увеличение расходов. Если увеличения расходов нет, то это значит, что нацпроект – это те же самые деньги, которые и были, выделялись бюджетом. Только в профиль. Поскольку бюджет выделяет деньги крайне скупо, а сейчас имиджевых проектов нет, деньги выделяются только на самое необходимое. И сказать, что мы на не нужное деньги тратить не стали, стали тратить только на нужное, нельзя. Потому что ничего не нужного в федеральном бюджете просто нет. Выжато все досуха!

Национальные проекты просто по-другому, по-красивому названы. И по-другому оформлены, по красивому. А там, где эти расходы направляются на что-то принципиально новое, чего было раньше, как цифровизация экономики, проблема решается элементарно. Они просто не направляются на эти нужды. Разговор есть, а денег 15% на содержания административного аппарата. И на некоторый пиар вокруг этого дела.

Вы спрашиваете: неужели все так плохо? Да нет, на самом деле, все хорошо. У нас не конец 2008 года и даже не декабрь 2014-го. У нас октябрь 2019-го, у нас все еще впереди. В том числе, и хорошее. И даже Госдума иногда принимает правильные решения, например, она, правда, пока только в первом чтении, а дальше все это могут обкорнать, но она повысила минимальный размер оплаты труда на 7,5%. И сейчас минимальный размер оплаты труда для взрослого человека составляет 12130 рублей в месяц. Вернее, не сейчас, а составит с начала следующего года, если Госдума примет это решение. Можно ли на эти деньги жить взрослому человеку? Подозреваю, что нельзя. Натуральная составляющая прожиточного минимума, к которому привязан минимальный размер оплаты труда, она не изменилась. Но она повышена аж на 7,5%! С одной стороны, это шаг абсолютно автоматический. Президент с 1 мая 18-го года выпустил указ, добился принятия закона, что человек, работающий официально полный рабочий день, не может получать за свой труд меньше прожиточного минимума. Это был большой позитивный шаг вперед. Насколько я могу судить, он российским государством не исполнен, потому что дополнительные расходы в связи с этим выросли, по-моему, миллиардов на сорок рублей. Так не бывает. По крайней мере, в нашей стране и с нашим уровнем жизни.

На 12130 рублей в месяц прожить нельзя. Но это некоторый шаг вперед. Почему? Потому что официальная инфляция у нас составляет 2,5%. И если индексируя на официальную инфляцию не 2,5%, а в три раза больше – на 7,5%, значит, признают не эффективную официальную инфляцию Росстата, а реальную инфляцию для самых бедных людей, которая рассчитывается по корзине прожиточного минимума. Это не опровергает официального занижения инфляции, но это проявление некоторое минимальной разумности. Этот шаг формален и не связан с реальностью. Но выбирая из формальных процедур, Госдума выбрала разумную формальную процедуру. Индексировать не по официальной инфляции Росстата, а по инфляции для самых бедных людей, которых это, действительно, касается. И за это Госдуме большое человеческое спасибо!

Вы в комментарии добавляете разного рода замечания. Да, вы правы, бюджет строится на неадекватных прогнозах, которые не привязаны ни к чему. Когда все силы государства направлены на подавление развития экономики, Росстату надо выворачиваться наизнанку, чтобы нарисовать хоть какой-то экономический рост, а над ним смеются все! Глумятся все! И официальные, и не официальные критики власти, и ее сторонники. Но в 19-м году Росстат рассчитывает изобразить 1,3% экономического роста. В бюджет заложено, что в 20-м году экономический рост составит 1,7%. С какого перепоя? Не знает никто. И объяснить не может никто.

Да, вы все правильно мне пишете. Неплохо было бы отчитаться об исполнении текущего бюджета. Минфин это сделал в срок. Он все сделал актуально. Исполнение федерального бюджета исполняется с колоссальным профицитом по-прежнему. Единственное, в сентябре федеральный бюджет был чуть более сбалансирован. Там был по-прежнему огромный профицит, но эти деньги пошли на погашение разного рода задолженностей по балансу между разного рода бюджетными организациями. Не по тем, где я беру взаймы, а потом эти займы возвращаю. Государство использует средства, которые крупные предприятия держат на депозитах в крупных государственных банках. И периодически депозиты можно направлять на нужды бюджета, а потом надо отдавать. У нас был период такого отлива. И поэтому неиспользуемые остатки средств на счетах федерального бюджета за сентябрь даже чуть сократились. Но они все равно остались на уровне 14 триллионов рублей.

Либерал – это не тот, кто за свободу. Это тот, кто считает, что государство должно служить финансовым спекулянтом против своего народа. И мы видим это на примере исполнения федерального бюджета. Заморожено 14 триллионов рублей. И за этот год взаймы только на внутреннем рынке взято чистый заем, он составляет 1 триллион рублей. 1 триллион, взятый даже под 7% годовых, это 70 миллиардов наших с вами рублей, которые государство просто подарило финансовым спекулянтам. В виде дохода. Это скромная оценка, но совершенно безумные деньги. Это деньги, на которые можно несколько областей содержать на том уровне, на котором они содержатся сейчас. Это деньги, на которые можно реализовать крупный проект, который реально изменит жизнь к лучшему. Это больше миллиарда долларов, на которые можно разработать новый тип вооружения. И можно освободить от террористов какую-нибудь Сирию, если неймется. Я бы, конечно, предпочел бы направить это на социалку, но у всех свои приоритеты. Иногда бывают такие моменты, когда нужно меньше тратить на людей, на масло, а больше на пушки.

Эти деньги были тупо подарены спекулянтам. Мне кажется, что ни один из нас не согласится с тем, что наши с вами деньги надо дарить финансовым спекулянтам, у которых и без этого все неплохо. Но это политика федерального правительства под руководством Медведева. И политика всего российского государства, потому что эти законы принимаются Госдумой и Советом Федерации. Это общее и совместное решение. Они считают, что деньги должны служить не нам с вами, а финансовым спекулянтам против нас с вами.

Вы мне пишете про эти несчастные 20 миллиардов долларов. Не 70 миллиардов, которые мы подарили финансовым спекулянтам за год, а о 20 миллиардах, которые государство простило Африке. Надо сказать, что сказано это было не очень корректно, не очень аккуратно. Это было сказано лидерам более чем пятидесяти африканских стран. Африканцам перестала нравится китайская экспансия, они решили, чтобы их развивал кто-нибудь еще. Благо сами они развиваться не в состоянии, это доказано экспериментально. Китайская экспансия никому не нравится. Кто не понимает, можно съездить в Санкт-Петербург в любой серьезный музей или в Восточную Сибирь. Или просто почитать про вырубку восточносибирских лесов. И африканцев в этом отношении можно понять.

Когда вы приглашаете людей, хотите с ними сотрудничать, вы им говорите что-то хорошее. Это в глазах собравшихся показывает вас с лучшей стороны. И при этом вы можете очень сильно уронить свою репутацию в глазах собственной страны. Было сказано, что Российская Федерация простила Африке долги на 20 миллиардов долларов. Было это сказано так, что возникло ощущение, что эти 20 миллиардов простили прямо сейчас, прямо в ходе саммита. На самом деле, это не так. С момента уничтожения СССР Российская Федерация простила долгов других стран более, чем на 151 миллиард долларов. Не все долги публичны, не все акты прощения публичны. Но 151 миллиард насчитывается легко из открытых источников. В основном прощали в 90—е годы, кое-что в нулевые. 20 миллиардов Африке – это не то, что было прощено на этой неделе. Это было списано после распада СССР. За все тридцать лет национального предательства.

Михаил Делягин

Да, когда об этом говорят лидерам африканских стран, можно сказать, вот какие мы хорошие, как мы к вам хорошо относимся. А теперь, ребята, извольте отрабатывать! И это звучит нормально, это конструктивный разговор. Недаром один из президентов после этого в одной фразе раз пятьдесят употребил слово «наличные». Это очень характерный эффект от такого прямого заявления.

В данном случае лидеры Африки поняли правильно, а мы нет. Да, когда всякие либероиды, министры правительства Гайдара начинают рассказывать про устоявшуюся практику списания долгов, они просто расписываются в своей безграмотности. Нет такой практики! Нет вообще практики списания долгов! Последний серьезный долг был списан Польше в 90-м году за категорический переход из лагеря восточного в лагерь западный. И то списали не все долги, а только половину.

Китайцы списали долг Камеруну. Он был должен Китаю 11 миллиардов долларов. Они списали ему 80 миллионов. Категорическим условием списания долга было то, что это будет сохранено в величайшей тайне. Сейчас эта информация утекла. И непонятно, сейчас китайцы могут сказать, товарищи камерунцы, если вы разболтали, то мы вам эти 80 миллионов не списываем. Это предельно жесткие отношения. Не потому, что кто-то жадный, а кто-то подлый, а потому, что долг – это актив. Это то, что приносит вам прибыль, даже если он безвозвратный. Мы все понимаем, как работают коллекторские агентства. Поверьте, когда государство выступает в роли коллекторского агентства, это значительно круче! Вот вам страна что-то должна, но она не может это вернуть деньгами. Она может вернуть вам это товарами. Если у нее нет товаров, она может отдать вам активами. Правом на разработку какого-то месторождения, прокладку железной дороги, на развитие какого-то бизнеса, который будет вам приносить прибыль. Может отдать вам кусочком территории. Китайцы шриланкийцам построили глубоководный порт, строительство стоило 6 миллиардов долларов, шриланкийцы оплатить не смогли. Но на 99 лет Китай это получил в аренду. Чем плохо? Тот же самый Китай в Таджикистана за деньги отгрыз кусочек территории. А мы за деньги у того же Таджикистана ничего, кроме наркотиков и мигрантов не получаем! Это немного неправильный подход!

Продолжаем. Даже если страна находится в ужасном положении, получить от нее ничего нельзя, допустим, это Гаити, где просто социальная катастрофа. Допустим, Сомали, где нет государства откровенно. И даже в этом случае это государство представлено в ООН, в международных организациях. И вы можете добиваться от него правильного голосования по тем или иным вопросам, которые вам нужны. Это серьезный инструмент.

Когда решался вопрос о проведении Олимпиады в Сочи, президент Путин вдруг обратился к собравшимся, в том числе, на французском языке. Это было обращение к франкоязычной Африке, а там чуть ли не половина территории говорят на французском. И мы получили Сочи. Может, просто благодаря этому обращению на языке, который был им приятен. И когда вы имеете долг страны, даже неплатежеспособной, то это огромный инструмент влияния. Поэтому списывать долги нельзя! Никогда и никому! Берите пример с США, с Китая. Долг – это актив.

20 миллиардов были списаны давно. Списывали и Алжиру долг, хотя он был вполне платежеспособен тогда и сейчас. Списывали Ливии, хотя она в тот момент была намного богаче Российской Федерации. Еще при Каддафи. Они имели 200 миллиардов долларов золотовалютных резервов и не знали, куда их девать. А мы им долг списали, когда Каддафир в шатре жил на территории Кремля. Это была ошибка, с моей точки зрения. Но все, что мы делаем, даже ошибки, можно превращать в положительный политический капитал. Эти ошибки прошлого на встрече с африканскими лидерами были превращены в политический капитал. Мы сделали безумную глупость, но той аудитории, для которой это было плюсом, мы сказали, дорогие друзья, мы вам простили 20 миллиардов, теперь давайте работать. Это был очень правильный дипломатический ход, когда свою ошибку, потерю активов превратили в наработку новых активов. Другое дело, что никто не провел воспитательную работу с российскими медиа, с российским экспертным сообществом. И в результате у нас возникло неправильное ощущение еще одного ограбления России.

Обращаюсь к своим хорошим знакомым, которые истекали воплями по поводу того, что на эти 20 миллиардов можно было бы сделать на территории страны. А что же вы так не вопили, когда эти миллиарды списывали? И сейчас вы молчите, когда в федеральном бюджете валяется практически украденные у страны 14 триллионов рублей. Когда деньги изымают из развития, из оборота, фактически они украдены. Какая разница? Они лежат в кармане у вора или в кармане у любимого правительства? Да, у любимого правительства эти деньги когда-нибудь могут быть направлены на что-то полезное. Только уже 15 лет ни на что не направляются! Либеральные эксперты возражают не против политики, а против действующих лиц. Если что-то неправильно делает или говорит Путин, они на него обрушиваются всей мощью. Хотя он делает одну ошибку. Он просто как плохой менеджер делегирует полномочия тем, кому делегировать полномочия нельзя. Которым ничего, кроме тюремного срока, делегировать нельзя. Российским либералам!

А когда либералы инициируют эти ошибки, может, даже преступления, наша либеральная общественность молчит, а обычно бурно аплодирует. Посмотрите в интернете и поищите. Кто-нибудь из российских либералов возмущался, что в федеральном бюджете без движения валяется 14 триллионов рублей? Они обсуждают совершенно другое: нужно ли в следующем году из 14 триллионов направлять на бюджетные нужны, не на развитие, 300 или 40 миллиардов? А это всего около 3 с половиной процентов!

В мире сгущаются тучи. Прямые иностранные инвестиции сокращаются три года подряд. Международная торговля стагнирует, а то и сокращается. Китай снижает темпы экономического роста. В кризис 8-9 годов было лучше! С 92-го года, когда Китай находился в депрессии не было меньшего экономического роста. МВФ говорит, что темпы экономического роста мировой экономики падает, он составит 3% - это будет минимум с кризиса 8-9-го годов.

Мы входим в глобальную депрессию. Не потому, что Трамп, мы неправильно избрали Трампа. Нет. Трамп такой. Просто эпоха глобализации заканчивается. Начинается эпоха распада глобальных рынков на кусочки. И мы в эту эпоху входим неподготовленными, с людьми, которые хотят запрещать нам развитие. И нашими деньгами кормят финансовых спекулянтов.

Счастливых нам выходных, несмотря ни на что!

Post persons